Следственное дело Вячеслава Алекс. Зволинского

Федоров Мистик
  ДОПОЛНЕНИЕ К ФАЙЛУ ИНОК НИКИТА ЗВОЛИНСКИЙ               

Следственное дело
Вячеслава Александровича Зволинского
(фрагменты)
Государственный архив Российской Федерации
№ фонда 10035
№ описи 1
№ дела П -22781
               
Допрос обвиняемого (зачеркнуто "свидетеля") Зволинского Вячеслава Александровича
3 октября 1937 года     стр. 132 

Вопрос : Ваша автобиография?
Ответ: Я родился 27 февраля 1880 года в г. Москве, отец мой Александр Павлович Зволинский умер через четыре месяца после моего рождения. Мать - Екатерина Петровна Зволинская, оставшаяся с четырьмя детьми, из коих я был всех моложе, работала зав. женской Шавтеевской  школе в Москве. С 1890 года поступил учиться в гимназию - 1ую Московскую гимназию в гор. Москве, в которой проучившись девять лет, в 1899 году ее окончил. В этом-же 1899 году я поступил в Москве в Университет, где проучившись четыре года, окончил его в 1903 году и спустя год в 1904 году сдал государственный экзамен. Одновременно поступил вольноопределяющим в 1- ую гренадерскую артиллерийскую бригаду нижним чином для отбывания воинской повинности в Москве. В августе м-це 1904 года был выпущен в запас прапорщиком артиллерии. После этого поступил в г.Ярославле помощником заведующего страховым отделом Ярославской губернской Управы. В декабре месяце 1904г. - (в)  Японскую войну, был мобилизован в царскую армию, послужив до конца 1905 года, был снова уволен в запас в чине прапорщика, вернувшись в Ярославль опять на эту-же вышеуказанную работу, где проработал до 1906 года. В этом же году поступил в Тверское губернское земство в должности участкового страхового агента. После службы в  Тверском губернском земстве, я выехал в Москву, будучи женатым на дочери профессора Шмидта Александра Васильевича - Изабелле Александрове Шмидт, в то время проживающей в собственной даче ст. Крюково. Находился без работы, подыскивал себе работу в г. Москве и с 1908 года поступил преподавателем русского языка в Высшее городское начальное училище им. Гоголя в Москве, где и проработал в качестве преподавателя русского языка до весны 1913 года, после чего перешел в Уздную Земскую Управу, где заведывал отделом народного образования до начала империалистической войны - 1914 года. В этом 1914 году в Москве был призван на военную службу в чине прапорщика был отправлен под Люблин на фронт против германских и австрийских войск, пробыв на фронте до 1917 года и в октябре-ноябре этого же года я приехал в Москву в чине повышенном, поручика. Мой дед Павел Александрович Зволинский в прошлом был генерал-майором
 
***Окончание страницы 132А, отсутствие страницы 133 в ксерокопии, продолжение страница 134 ***

брат мой в период октябрьской революции, как прапорщик, был на румынском фронте, откуда больше и не вернулся, но как он попал туда мне не известно и лишь в 1219 -20 г. дал о себе знать матери, что он т. е. мой старший брат Павел Александрович Зволинский находится за границей, который и сейчас находится в Данциге. В период февральской и октябрьской революции 1917 года, я никакого участия не принимал, хотя помню, как у меня лично в период февральской революции, будучи поручиком, взяли мою шашку.В этот период я проживал у себя дома в Крюкове и в 1918 году вступил в Красную армию в качестве инструктора в 1- ую советскую школу полковой артиллерии и боевых технических приспособлений в Москве на Арбатской ул. Через несколько месяцев эта школа влилась в Высшую стрелковую школу, куда и перешел я служить, где и служил в качестве инструктора примерно до осени 1919 года, после чего был откомандирован во 2-ую Запасную артиллерийскую бригаду в гор.Москве. В этой бригаде, в разных должностях (инструктора, комвзвода) прослужил до осени 1921 года будучи демобилизован. С 1921 года я вернулся к себе домой в Крюково и занимался хозяйством. До 1931 года я проживал и занимался в своем хозяйстве собственной дачи ст.Крюково. В промежуток этого времени я был лишен избирательных прав и затем снова востановлен. С 1931  я поступил в Московский топографический техникум в должности  сначала счетовода, потом пом. бухгалтера, одновременно преподавательствовал на вечерних курсах Учебного Комбината Мосгоросо. Работу в московском топогрофическом техникуме кончил в 1933 году, когда техникум был ликвидирован, в связи с чем у меня осталась одна и основная работа преподавательство в Учебном Комбинате Мосгоросо, где и работал до моего ареста.

Записано и прочитано мне верно: Зволинский.

Вопрос: Уточните ваше социально - имущественное положение до и после революции

Ответ: До революции я в хозяйстве имел 18 десятин земли, 4 коровы, 2 лошади, 2 наемных работников и дом 20+12 с выступом с 3 стенами 9+9. После революции такое-же хозяйство, но с меньшим количеством десятин земли, т. е. имел восемь десятин земли.

Записано ипрочитано мне верно верно: Зволинский.

Вопрос: Уточните о вашей военной службы в царской армии. когда, где, в какой части и чине кого вы служили и какие имели военные заслуги?
Ответ: С 1903 года по 1904 год служил вольноопределяющим в 1 артиллерийской бригаде в Москве ив чине прапорщика был уволен в запас. С декабря 1904 года был призван на действительную службу и оставался до конца 1905 года, когда был снова уволен в запас в чине прапорщика. В промежутке этого времени я состоял в 3 запасной артиллерийской бригаде в С. (Саамаре? неразборчиво) в чине прапорщика, затем в 42 артиллерийской  п. (парковой? - неразборчиво) бригаде в гор.Седлеце (?неразбочиво) (Польща) в том же чине прапорщика, после чего в 1 гренадерской артиллерийской бригаде гор.Москвы  так же (?) в чине прапорщика. С 1914 года был снова призван на военную службу в 1 гренадерский п.(парковый? - неразборчиво) артиллерийский дивизион, где прослужил в чине прапорщика, затем подпоручика и поручика, будучи на германском фронте до 1917 года.
Записано и прочитано мне верно. В.Зволинский.
За это время военной службыв царской армии я получил награды: орден св.Георгия (?) 4 степени, затем св. Станислава 3 степени или 2, точно не помню и больше ничего. В. Зволинский.
Вопрос: Вы как активный участник к/р организации, вели совместную с членами к/р организациями контрреволюционную деятельность.
Ответ: Я участником к/р организации никогда не являлся, и так же не вел к/р деятельность.
Записано и прочитано мне  верно ВЗволинский
Допросил:Уопер. Уполном. р/о .*** (неразборчиво) сержант госуд. без. - *** подпись неразборчиво

8 сентября 1937 года
Вопрос: Назовите своих близких знакомых.
Ответ: Мне близкие знакомые:
1 Романов Дмитрий Яковлевич был владелец кирпичного завода, у которого я бывал на квартире в Москве в начале 1937 года, точно не помню, с которым вместе выпивал.
2 Москвичев Григорий Матвеевич, с которым в последний раз встречался летом 1937 года, будучи на платформе ст.Крюково окт.ж/д. больше у меня близких знакомых нет.  В.Зволинский
Вопрос: Знаете ли вы быв. помещицу Лепешкину Лидию Ивановну, если да, то когда с нею встречались и где?
Ответ: Да, я знал Лепешкину Лидию Ивановну, имевшую в дер.Андреевка дачу, с которой видился в последний раз летом 1936 года на похоронах у Романова.
Записано и прочитано мне верно. В. Зволинский.

Вопрос:Знаете ли вы Хомякова Николая Петровича?               
Ответ: Да, я Хомякова Николая Петровича знаю, как бывшего начальника крюковского почтового отделения.
Вопрос: Знаете ли вы быв. помещика Янсона Августа Карловича?               
Ответ: Да, я знаю Янсона Августа Карловича как жителя в дер. Андреевка. В. Зволинский.
Вопрос: Вы, как активный член к/р группы в лице вышеназванных врагов народа вели с ними совместную к/р деятельность.
Ответ: Ни в какой я контр-революционной организации не состою и никакой контр-революционной деятельности никогда не вел.
Вопрос: Назовите знакомых вам, проживающих за границей
Ответ: По последнему письму полтора года назад, мой брат павел Александрович Зволинский в Данциге.

(Запись следователя) От подписи и дачи дальнейших показаний отказался        П.Кар(ятин?)  (неразборчиво)


Стр. 148. Заявление Зволинского В.А.

Т, Народному Комиссару внутренних дел

(от) з/к Ивдельлага НКВД Свердловск обл.(1 отделение л/п Юртище)  Вячеслава Александровича Зволинского, инвалида 2 гр.

                Заявление

30/9 -37г. я был арестован Солнечногорским Москов.обл. управлением НКВД. Во время моего предварительного заключения я был три раза вызываем для допроса, причем первым пунктом обвинения послужил мой последний чин поручика в старой армии и знаки отличия, полученные мной за время войны 1914-1918 годов. На моем указании, что служба в старой армии не была моей профессией, что я был призван с объявлением войны по мобилизации как военнообязанный, в качестве прапорщика запаса, что чин подпоручика, а затем поручика был получен мной на общем основании за выслугу известного срока на фронте, на этом моем указании следователь не остановился и стал доказывать мне, что революция мне была не выгодна, что поэтому я должен был отнестись к ней отрицательно и враждебно, и, очевидно как вывод из своих логических построений, предъявил мне обвинение в контрреволюционной деятельности и участие в контрреволюционной организации - обвинение совершенно голословное, не содержащавшее никаких фактов или конкретных данных.
Свою виновность я категорически отрицаю, что и записано в протоколе допроса. Мое указание, что с до революции, как видно из моего послужного списка, я все время, с момента окончания учения работал по найму, что в 1918 г. поступил добровольно в Кр. Армию в качестве инструктора, - следователь оставил без внимания.
Дргого обвинения мне не предъявлялось, но несмотря на это я был 9/9 (1938г.?) переведен в московскую Таганскую тюрьму, а затем отправлен на ***т.Саму Свердловской обл. и заключен в Ивдельский лагерь НКВД.
Во время пребывания в Таганской тюрьме я на допрос  и на суд не вызывался, а в Ивдельлаге мне было объявлено, чтоя осужден тройкой Московской обл. по 58 ст. п.10 на 8 л.
- Полагая, что такой порядок рассмотрения дел противоречит духу и букве Сталинской конституции, что лишение человека свободы на такой длительный срок на основании надуманного следователем обвинения, не подкрепленного ни одним фактом, не вяжется с принципами советского правосудия, - прошу вас Т. Народный Комиссар сделать рапоряжение о пересмотре моего дела. 
В.Зволинский

стр.151 копия снята В.Е. Гейне переписана от руки
               
                Заявление жены
                (в копии адресат не указан)

Извещением от 31. 10. 39 г. за № 70-2342 Прокуратура Моск. обл. известила меня об отказе в пересмотре  этого дела моего мужа, Зволинского В. А.
Я прошу Вас о пересмотре этого дела моего мужа.
Муж мой был арестован 30.09. 37 г. и 20. 10. 37г. отправлен в Ивдельский лагерь Свердловской обл., где ему было объявлено, что он осужден "Тройкой" по статье 58.10 на 8 лет.

стр.151 оборот.   24. 02. 1939 г. я подала в Московскую обл. прокуратуру заявления - мужа и мое; Кроме того, в ту же прокуратуру поступило еще два заявления мужа присланные из лагеря, в марте и апреле 1939 г.

... Все три пункта перечисленные в извещении, являются ЛОЖЬЮ! Я готова нести ответственность за свои слова и в опровержение представляю следующие данные.

стр.152-оборот
... В 1908 г. мы поселились с ним в 3 км. от ст. Крюково, где у моего отца были 3 дачи с участками. отец мой А.В. Шмидт, был доцентом Ярославского юридического факультета и летом жил у себя на даче (№2) после смерти отца  *** дача (2) и участок перешли ко мне. Участок этот НИКОГДА (?) не эксплуатировался. и никакого  отношения  к мужу не имел.
стр. 153 (ксерокопия оригинала заявления)
поселившись с 1908 г. на даче близь станции Крюково, т.к. в Москве у нас даже не было квартиры. Муж  мой работал в Москве с 1908 по 1913 г. в качестве преподавателя (справки из Ахива Моно(?) С 1913 по 1914 г. муж мой работал заведующим народн. образ. в Моск. Уезд. Земской Управе, когда в 1914 году был призван по мобилизации
в) Относительно третьего пункта обвинения, что муж буд-то бы занимался контрреволюц. агитацией, могу сказать только одно - никогда он этим не занимался и если областной прокурор утверждает обратное, пусть будет дана мужу очная ставка с теми людьми, которые это подписали, тем более, что подписи были сделаны на закрытом следствии.Повторяю, что отвечаю за правдивость того, что пишу здесь и убедительно прошу вас затребовать и пересмотреть дело моего мужа Зволинского Вячеслава Александровича.
                И.Зволинская

Фрагменты Заявления з.к.  В.А Зволинского от 1. 03. 1941 г.
стр. дела 291 (копия снята Гейне В.Е.)

- Ведь были же у "Тройки"  основания, - спросите Вы считать Вас ... помещиком.
Вот эти основания. По окончании в 1903 г. университета я отбывал воинскую повинность как вольноопределяющийся 1 разряда, по образованию. В августе 1904 года был уволен в запас (в качестве прапорщика) В декабре был призван на военную службу ввиду войны с Японией и пробыл в армии до декабря 1905 года, когда был уволен в запас и вернулся к своей гражданской деятельности. В 1914 г. (война с Германией) был снова мобилизован в качестве прапорщика ... Был произведен в подпоручики, затем - в поручики.
Осенью 1918 г. я добровольно вступил в ряды Красной армии в качестве инструктора 1-ой советской школы артиллерии в Москве.

стр. 291 оборот
Теперь решайте, правильно ли меня рассматривать как офицера старой армии, или нет.
Основанием причислить меня к помещикам послужило, очевидно, мое показание на допросе. что до революции у меня был участок земли в 18 дес., в 3 км. от ст.Крюково, окт. ж.д. Горетовского с.с. Из этого участка большинство относилось к Гослесфонду, а мне с семьей оставались: пашня 4га, покос 1,5 га и усадьба, которыми я и пользовался, обрабатывая их силами  своей семьи, с 1921 г.по 1931 г., когда взрослые сыновья от меня отошли; а я, по возрасту и состоянию здоровья, не в силах был один вести хозяйство, я сдал землю и инверьтарь (живой и мертвый) в соседний кохоз. Мне была оставленна усадьба и дом, в котором я жил с женой, работая в Москве до ареста. Эти 18 дес. земли, бывшие у меня до революции, ни в какой мере не были источником существования, и лишь оправдывали расходы, вызываемы наймом работника-сторожа и его жены, помогавшей по хозяйству.


стр.301           Дело№ СК-4-151

                Постановление № 2683
                ПРЕЗИДИУМА МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА               

28 декабря 1955 г. президиум Московского Областного Суда в составе: председателя  Крюкова и членов Колесникова, Рыбаковой, ***-оивко (неразбочиво в ксерокопии), Абрамовой, Макаровой, с участием прокурора Маркова по докладу Колесникова рассмотрел протест Зам. Генерального прокурора СССР на постановлеие тройки УНКВД по Московской области от 15 октября 1937 г., которым
1) Резчиков Алексей Павлович 1884 г.рождения, уроженец дер. Морщихино, Московской области, был заключен в исправительно-трудовой лагерь сроком на 10 лет.
2) Лепешкина Лидия ивановна, 1882г.рождения, уроженка г.Москвы.
3) Москвичев григорий Матвеевич 1877 г.рождения, уроженец г. Ленинграда.
4) Зволинский Вячеслав Александрович, 1880г. рождения, уроженец г.Москвы.
5) Янсон Август Карлович, 1881г. рождения, уроженец Латвийской ССР.
6) Хохлов Василий Иванович, 1900 г. рождения, уроженец села Тагаево Горьковской области.
7Хомяков Николай Петрович 1881 г. рождения. уроженец г.Серпухова Московской области.
8) Аристархов Влас Иванович 1891 г. рождения уроженец дер. ***тновская (неразборчиво в серокопии), Московской области, -
были заключены в исправительно трудовой лагерь сроком на 8 лет каждый.
Все вышеперечисленные лица обвинялись в том, что они организовались в контрреволюционную группу и проводили среди населения антисоветскую агитацию.
Протест принесен на предмет отмены Постановления Тройки при УНКВД.
Ознакомившись с делом Президиум находит протест обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Основанием  к обвинению Резчикова, Лепешкиной, Москвичева, Зволинского, Янсона, Хохлова, Хомякова и Аристархова послужили показания свидетелей: Мангушева, Логинова (ой, Рогов?), Соловьева, Рогова, Егорычевой, Крылова, Неверова, Егорова, Широкова, Хлудова, Шишкова, Конкина, Константиновой, Федоровой, Прохорова, Усолова и Савельевой. Несмотря на то, что обвиняемые отрицали свою вину, очных ставок со свидетелями проведено не было.

В нарушение ст.128 УПК РСФСР постановление о предъявлении обвинения обвиняемым, за исключением Резчикова не объявлялось.
Рзчиков, Москвичев,Хомяков, Хохлов и Аристархов по существу обвинения не доп(роси?)сились, в протоколах допросов записаны только ихбиографические данные, сведения о круге их знакомых и т.д. С материалами следствия в порядке ст.206 УПК обвиняемые ознакомлены не были, чем были лишены возможности опровергнуть предъявленное им обвинение.

В связи с жалобами Зволинского, Лепешкиной, Аристарховой и других обвиняемых по делу о их неправильном осуждении по делу была проведена  дополнительная проверка.

Передопрошенные в 1940 году свидетели: Егоров, Логинова(ов?), Рогов своих показаний не подтвердили и объяснили, что их показания 1937 г. были записаны неправильно. /л.д. 230, 233, 227/.

Свидетели Федорова, Шишков, Савельева, Иванова, Прохоров при их передопросе конкретных фактов антисоветских высказываний со стороны обвиняемых не привели /л.д. 248, 215, 208, 202 и др./

Свидетель Хлудов в 1940 г. показал, что его прежние показания являлись предположительными /217-218/.
Показания свидетеля Широкова в отношении Аристархова вызывают сомнение в их объективности, так как Широков находился с Аристарховым в неприязненых отношениях, что подтвердили свидетели Алексеева, Слепов и Гуров /л.д. 209, 219, 224\.

Показания свидетеля Усолова в отношении всех обвиняемых по делу носят общий неконкретный характер ивызывают сомнение в их объективности.
Свидетели Ронцев, Буриличев и Неверов, на которых ссылался Усолов его показаний не подтвердили.

В отношении Аристархова по материалам о снятии судимости УМВД Московской области 30 марта 1954 г. вынесено заключение с ходатайством о прекращении дела за недостаточностью улик /л.д. 27 приложение/

На основании изложенного Президиум считает, что по делу не собрано достаточных доказательств в подтверждение вины осужденных в организации контрреволюционной группы и в проведении ими антисоветской агитации, потому
                ПОСТАНОВИЛ:

Протест удовлетворить. Постановление тройки при УНКВД по Московской области от 15 октября 1937 г. в отношении Резчикова Алексея Павловича, Лепешкиной Лидии Ивановны, Москвичева Григория Матвеевича, Зволинского Вячеслава Александровича, Янсона Августа Карловича, Хохлова Василия Ивановича, Хомякова Николая Петровича и Аристархова Власа Ивановича отменить и дело о них производством прекратить за недоказанностью обвинения.

ПяПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРЕЗИДИУМА
МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА   - В.Крюков

По свидетельству солагерника  Вячеслава Александровича Зволинского в 1942 году  Вячеслав Александрович был расстрелян вместе с группой других заключенных. Их увели в лес под конвоем, откуда они уже больше не вернулись. В лагерь вернулись только конвоиры. - Сергей Федоров.
Материалы следственного дела  были собраны и скопированы Гейне Владимиром Евгеньвичем.