Повод к надежде

Евгений Беликов
Документальная история в письмах


Мы познакомились с ней через интернет  небывало жарким для Москвы летом 2010 года. Из-за почти 40-градусной жары и висевшего над городом едкого смога от лесных пожаров и горевших торфянников Подмосковья, жить в столице было не легким  испытанием.

Большинство моих близких знакомых, коллег и приятелей уехали из города, спасаясь от дыма и аномальной жары на дачах, в пансионатах на морском побережье, у родственников, живущих в более комфортных  климатических регионах.

Я в это время искал работу и большую часть дня проводил дома за компьютером, просматривая интересующие меня рабочие вакансии.  Из дома старался выходить только в магазин за продуктами.

Просматривая социальные сайты,  зашёл на какой-то сайт знакомств. То ли из мужского любопытства, то ли, рассчитывая скрасить вынужденное затворничество необременительным общением с симпатичной, умной, переживающей одиночество женщиной, я выбрал интересующую меня возрастную группу и стал почти машинально просматривать странички анкет с фотографиями посетительниц этого сайта.

Я обратил внимание на миловидную шатенку с грустной улыбкой, с большими светлыми глазами. Во взгляде – то ли удивление, то ли усталость. Судя по анкете, женщину интересовали «только серьёзные отношения с настоящим мужчиной: умным, деятельным, уверенным в себе, интеллигентным человеком,  без проблем».

Она писала, что просто «душевное инет – общение, как процесс», её утомляет и раздражает и, что  не питает  особых надежд на знакомство, потому что «большинство мужчин, которые ей пишут, с которыми  приходится встречаться в жизни -  это в основном альфонсы, пьяницы,  прожигатели жизни»… Проскакивали словечки, граничащие с ненормативной лексикой
  .   
Меня сначала это немного задело, потом стало откровенно раздражать, я хотел уже перейти к другой страничке-анкете и… вдруг!

–САМОЕ НЕДАВНЕЕ ВАШЕ ДОСТИЖЕНИЕ:  Выжила.

И еще – Умею понять, помогать, сострадать ближнему.
И мое любимое из В.Шаламова – Сочувствие, не подтвержденное делом – худший вид фальши.  Для меня эта фраза всегда была морально – этическим кредо, и я написал этой женщине  письмо.
 
По этическим соображениям я заменил собственные имена авторов писем местоимениями – ОН и ОНА.

ОН.
Здравствуйте. Любой умный мужчина всегда чувствует женскую инфантильную ложь, но, как правило, даже не пытается  уличать в этом свою желаемую и желанную женщину...мужчина в глубине души желает, чтобы его обманывали (это, конечно, уже психологическая  материя). Помните у Пушкина: "Обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад".
У женщин то же есть маленькая похожесть на желание быть обманутой.
«Мне все равно, кем для меня ты станешь и сколько раз и с кем меня обманешь» - это  Лариса Рубальская. Или «Девочкой своею ты меня назови, а потом обними, а потом обмани» - известный шлягер в исполнении певицы Валерии. Но здесь тоньше, коварнее, не такая физиологическая прямолинейность, как у мужчин, здесь именно «высший пилотаж» стервозности, на которую способны, наверное, только женщины.
 
ОНА.
Привет. Никогда не знаешь, что «зацепит» мужчину в анкете женщины. Гораздо любопытнее, что разговор вышел на психологическую тему. Вы намекнули о своем отношении к стервозности женщин: это о том, качестве стервы, что она умеет играть на всех гранях мужских желаний, удовольствий, самолюбия и слабостей.

ОН.
Привет, любезная сударыня .
Мне кажется , что любого нормального мужчину «царапает», задевает, когда женщина очень негативно обобщает,  характеризуя моральный облик мужчин. Наверное, я старомодный человек: мне особенно не приятно, когда нежные существа – прекрасный пол ещё и произносят «грязные» словечки в этих характеристиках. 
Вежливая, умная, симпатичная барышня импонирует и всегда  вызывает симпатию у  мужчин.
Сейчас многие люди разных профессий интересуются психологией: такой сумасшедший мир. Мне это интересно, хотя бы для личностного понимания себя, своего характера, характеров других людей…
Если у Вас возникнет желание или любопытство вербально со мной пообщаться, я рассчитываю на взаимную вежливость, а Вы, пожалуйста, постараетесь обойтись без «словечек», говоря о «нашем брате» мужчине.

ОНА.
- Добрый день, дорогой учитель. Я Вам очень признательна за мастер-класс эпистолярного жанра и весьма полезные замечания...   .Не поймите моё обращение, как не ёрничанье. Я Вам действительно очень признательна за мастер-класс эпистолярного жанра и весьма полезные замечания, и, надеюсь, что если, в самом деле, когда либо Вы будете временно доступны для вербального общения, то не станете вспоминать мне мои досадные промахи по составлению «анкеты» для сайта., тем более, что надлежащие выводы сделаны и корректирующие меры приняты: из автопортрета в анкете вытравлена фраза с «грязными» словечками.
А что наука говорит: характер это категория неизменная? А так ли уж нужно тогда это самокопание? И так ли уж важно: какой у нас характер?..

ОН.
Привет, любезная сударыня. «Характер человека - душевно-телесная индивидуальность конкретного человека» - это цитата из книги «О характерах» М. Бурно.
Ни один из характеров ни плох и ни хорош, а. нравстенная суть человека не зависит от характера…. Нравстенный критерий не изменился со дня рождения человеческого общества: «относись к людям так же, как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе».
То, что Вы называете «самокапанием» - это, наверное, желание лучше знать и понимать себя среди других  людей и других вокруг себя, яснее попытаться увидеть «свою» дорогу, свое предназначение.
Все, что я написал - это не мое субьективное  мнение - это, в большей степени, пересказ общеизвестных специальных и философских сентенций или цитирование специалистов – психологов.

ОНА.
Здравствуйте. Все это конечно очень интересно. Скажите, если не секрет, Ваши знания, по характерологии помогли вам как-то в жизни понять «себя среди других (и других вокруг себя) людей, яснее попытаться увидеть «свою» дорогу, свое предназначение».

ОН.
Привет. Я постараюсь ответить на Ваш вопрос, если это Вам интересно и Вы не «прикалываетесь», чтобы разболтать «умника»…
Однажды, ощутив себя в «унылом сегодня», вдруг понимаешь, что всё главное, настоящее, светлое, было ВЧЕРА, так далеко, словно, в «прошлой жизни».
Острота переживания, конечно, зависит и от страны-родины, которую не выбираешь, и от характера, который природно навечно с тобой.
Я, архитектор, художник-график, дизайнер, журналист в «прошлой жизни».
Конечно, понять - это не всегда - иметь волю, чтобы что-то изменить: здесь часто пересекаешься с промыслом ДРУГИХ сил...Это жизнь: испытание и выбор…
А «своя дорога» в любом случае виднее, если чувствуешь, понимаешь свой характер. Бывает и так, что хочется повторить слова Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю». Нельзя исключать фактор судьбы: ведь в жизни любого человека могут произойти события, к которым почти невозможно изменить отношение, или для этого человеку (из-за характера, состояние здоровья, социального статуса, случая, удачи...) может понадобится очень много времени, больше, чем ему отпущено лет...
 
ОНА.
Здравствуйте! Да не прикалываюсь я, мне в самом деле очень любопытно и интеоесно общаться с Вами.. Но не буду лукавить : "умника " разболтать очень хочется, так как в инете порой сложно встретить неординарного человека, с которым интересно. Кстати, а почему всё настоящее было только ВЧЕРА? Бывает, и наоборот: то, что казалось светлым и главным вчера, оказывается совсем не таковым СЕГОДНЯ. Я очень завидую дюдям, разбирающимся в психологии характеров, думаю, что коль они вооружены знаниями, - у них самих - "всё в шоколаде ", они могут справляться со всеми проблемами. Или же и у них бывает как у «сапожника,  без сапог"?  Как Вы думаете? А Вы никогда не хотели профессионально заниматься психологией, помогать другим находить выход, или быть успешнее , если им это необходимо?..
Радостного и светлого дня Вам !

ОН.
Привет! В Москве идет дождь. Ура!
Хотел бы я профессионально заниматься психологией?
Если бы я соприкоснулся с этой материей  в молодости, то  возможно. Но, с большим вопросом… Не люблю сослагательных наклонений – это немного по-детски…
«помогать другим находить выход , если им это необходимо» - этим занимаюсь  всю жизнь: такой характер плюс,  наверное,  душевная потребность.
Вы спрашиваете мое мнение про психологов, психотерапевтов: могут ли они справляться со своими проблемами. Или и у них бывает, как  у «сапожника без сапог?»
Не знаю, но мне кажется (я Вам писал это в прошлом письме), что знать и понять - это не всегда – иметь возможность и волю, чтобы что-то изменить: здесь часто пересекаешься с промыслом  ДРУГИХ сил + счастливый случай.

ОНА.
Добрый день. Прочитала книгу «О характерах» М. Бурно. Многое стало понятнее, яснее.
Но мне сейчас очень нужны практические советы; как побыстрее избавиться от душевного кризиса, может и депрессии, воспоминаний, уйти от переживаний… застряла в прошлом. А его уже нет! Приобрести уверенность в себе, настроиться на позитив, начать новую жизнь.
Хватаюсь за любую возможность общения. Мне показалось, вы не зря заинтересовались психологией характеров, наверное, и в вашей жизни тоже был и обман, и сложность принятия решения, может быть, психологические проблемы... А как насчет того, чтобы «помогать другим находить выход , если им это необходимо». Извините, если ломлюсь не в ту дверь.

ОН.
Привет. Если человек по рождению низкого роста, то ни одно лекарство и никакой практический совет не поможет ему стать высоким. «Счастье есть, но найти его надо в себе» - писала знаменитая русская художница З. Серебрякова. А граф Монте-Кристо говорил: «Вся человеческая премудрость заключается в двух словах: ждать и надеяться».
Не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней - психологическая сентенция. А если изменить ситуацию невозможно, и изменение отношения к ней из-за душевной глубины раны, может не получится, вообще, или долгие годы? Тогда что? Алкоголь? наркотики? антидепрессанты? Героиня пьесы Радзинского «104 страницы про любовь» говорит, что главное (в жизни) - это выдержка. Наверное?.. Надо терпеть.
Конечно, могло бы случиться, что ты родился красивым и здоровым, в успешной во всех отношениях семье, или вдруг получил богатое наследство, СЛУЧАЙНО оказался  в нужное время в нужном месте, чтобы совсем иначе сложилась судьба. Или можно упираться! и изо всех сил «бороться и искать, найти и не сдаваться»... но тысячи пробуют - получается у одного. Почему? Удача-случай? Судьба? Характер? Жизнь - это выбор или испытание: все отвечают по-разному. Я не знаю ответа.
М. Бурно предлагает вариант лечения душевных расстройств терапией творческим самовыражением. А творчество бывает не только художественным: отношение к любой работе, любой деятельности с душевной наполненностью, с радостью, с удовольствием, это - ТВОРЧЕСТВО. Кто-то из классиков сказал, что боль надо вложить в искусство, чтобы она оставила человека. Душевно больной Ван Гог писал в письме своему брату, что в моменты вдохновения, творчества он ощущает себя здоровым: «...будто и нет никакой болезни».
Есть, наверное, масса Других психотерапевтических методик и средств. Что больше на душу ложиться. Но лучше, наверное, если это определит специалист: психолог, психотерапевт. Может быть, вообще все дело в характере, природном душевном устройстве, впечатлительности … А пока - насочиняйте поводов к НАДЕЖДЕ - за шкирку и - ВПЕРЕД: театр, музей, лес, подруги, фотоаппарат, любовные романы, велосипед...зоопарк, цирк, пишите дневник, плачьте в свое удовольствие. Ура! Постепенно пройдет тоска, закончится, одиночество, и душа наполнится светлым смыслом, как бы снова найдете себя, встретитесь с собой.

ОНА.
Спасибо за понимание. «Насочиняйте поводов к НАДЕЖДЕ!» - не очень понятно, но в этом что-то есть. «Надежда- мой компас земной»... НАДЕЖДА... пожалуй в этом слове больше НАЙТИ, чем НАДЕЯТЬСЯ... Вы об этом? Насчет выдержки - согласна, а «терпеть» - нет, пожалуй это не для меня - именно из-за этого у меня все проблемы в личной жизни и получились... и столько времени в жизни ушло, а осталось ну оооочень мало..., поэтому просто сидеть и ничего не менять в себе - глупо, да и изменить отношение к ситуации сходу не получается. Хотя совсем себя ломать не хотелось бы, я имею ввиду принципы, некий собственный стержень, что главное , а что нет...
Интернет общение, дневник, «делание» - это все присутствует, вернее заставляю себя каждый день что-то полезное делать, а природа, лес -привносит радость...А насчет творчества - может и стоит возобновить собственное «малевание», не зря же об этом пишут умные люди, хотя если честно сейчас я думаю у меня вряд ли что-то путное получится:  всё валится из рук. Но, всё равно, уже душа улыбнулась.

ОН.
Привет. Вы любезная сударыня, как все женщины легко меняете местами причину и следствие: это умиляет своей непосредственностью, когда общаешься с детьми... Это же, порой, умиляет и в женщинах, как элемент кокетства или флирта. А если женщину без кокетства вообще трудно себе представить, то и Бог с ним. Это просто тезис для общего размышления о некоторых проблемах, которые Вас сейчас душевно волнуют.
Не хочу Вас мучить терминологией: вербальное общение не тот жанр, чтобы глубоко залазить в "ЭТИ" темы, а потом я по профессии художник, архитектор, дизайнер, журналист...немного публицист. "Не навреди" – стараюсь жить по такому принципу.
Я Вам подарю литературный кусочек из романа очень известного и очень любимого мной немецкого писателя про надежду, про любовь, про жизнь - вдруг Вам ляжет на душу...
«Через открытое окно доносилось свежее дыхание вечера. Я не забыл ничего из моей встречи с её врачом, я помнил всё точно, - но, глядя на неё, я чувствовал, как глухая печаль, плотно заполнившая меня, снова и снова захлестывалась какой-то дикой надеждой, преображалась и смешивалась с ней, и одно перемещалось в другое - печаль, надежда,  ветер, вечер и красивая девушка среди сверкающих зеркал и бра; и внезапно меня охватило странное ощущение, будто именно это и есть жизнь, жизнь в самом глубоком смысле, а может быть, даже и счастье: любовь, к которой примешалось столько тоски, страха и молчаливого понимания».
Вот такая психотерапия... Улыбнитесь.


ОНА ответила через 7 дней.
Добрый вечер, добрый психотерапевт. Я благодарна Вам за поддержку,,, ДА, ДА,, общение с Вами было допингом мысли и жизни ну...в очень непростой период моего «жития- бытия». И очень тонко - "Не навреди". Я надолго выпаду из инета - завтра еду в Москву, и дальше, дальше, и не хочу , чтобы Вы подумали об очередном женском кокетстве.. Мол, «вот она была и нету». Очень бы не хотелось, чтобы такое интересное общение с Вами потерялось. Кстати, кто автор этого прелестного подаренного «литературного кусочка» и что за вещь чудная -некое теплое дуновение от смысла и радости жизни?  Извините за дремучесть.

Он.
Привет. Это Ремарк «Три товарища».
Если у меня получилось как-то поддержать Вас, ну и чудесно...
Надо хотя бы пытаться относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. У меня это не всегда получается... Иногда…
Да здравствует СЕЙЧАС! Ура!
Удачи Вам.

Измучившее город лето закончилось неожиданно . Еще несколько последних дней августа стояла сухая жаркая погода, но постепенно рассеялся смог и по вечерам на город опускалась прохлада.
Прошли дожди.