Сослагательное и повелительное наклонение

Гадаев Алексей Вениаминович
Мы педагоги с беспокойством наблюдаем за учениками, которые при первых признаках напряжения сдаются. Все они таскают на себе груз сопротивления обучению. И то чувство восторга, которое приходит после завершения чего-либо  им незнакомо. Настойчивость - одно из  самых важных качеств, помогающих стать успешным. "У меня это получилось!"-  вот чувство победы над своей ленью и безысходностью. М. Люшер считает, что у животного физическая потребность и поведение почти всегда совпадают. У человека же, который может действовать по собственной воле, напротив, физические потребности и поведение часто вступают в противоречие. Человек знает, что не следует лениться, что ему необходимы движение и отдых, но отсутствие терпения может прочно укорениться в нём без терпения и труда.
 Только когда ученик  приведёт себя в порядок, его терпение вступает в силу. Необходимо разъяснить ребенку, что настойчивость и терпение означает  "умение не сдаваться" . Девизы: "Пытайся,  пробуй, ищи и не сдавайся и это обязательно получится!"; "Я знаю что смогу сделать это!"; " У меня почти получилось! Попробую ещё!"; "Не боги горшки обжигают!"
Главное помочь ученику отпустить сопротивление, оно мешает ему следовать хорошим намерениям, даже когда они направлены для его же блага. Учитель, напротив, обладает большей силой и большей эмоциональной устойчивостью и стойкостью.
Хотя сопротивление ученика - штука хитрая и коварная. Это одна из главных причин, почему учащийся не делает то, что хочет преподаватель. Если учитель директивно указывает ученику, что делать, это серьёзный повод для сопротивления. Оно возникает у ребёнка даже в том случае, если он готов сделать то, что ему советует учитель.
Г.Двоскин в своей книге "Метод Седоны" пишет, что сопротивление губительно, неэффективно и вредно; более того, его действие происходит постоянно, ведь мы живем под гнетом "должны", "обязаны" и "следует". Повелительное наклонение вызывает стойкое сопротивление. А если попробовать заменить  его на сослагательное наклонение[c.117-119].
Сослагательное наклонение – особая форма глагольного наклонения выражающее отношение возможного, предположительного, желательного или описываемого действия. По своему значению сослагательное наклонение близко к наклонениям: желательному, повелительному и к изъявительному будущего времени. От желательного оно отличается тем, что обозначает волю, нередко требование говорящего, тогда как желательное выражает только его желание. От повелительного наклонения сослагательное отличается тем, что выражает намерение, осуществление которого является зависящим от известных определенных обстоятельств, а от изъявительного наклонения будущего времени — тем, что означает главным образом намерение, волю говорящего, тогда как изъявительное наклонение будущего времени выражает преимущественно предвидение действия. Тем не менее иногда сослагательное наклонение имеет значение изъявительного наклонения будущего времени. Сообразно с этим, различают два типа сослагательного наклонения: сослагательное наклонение воли или хотения (Conjunctivus volitivus) и сослагательное наклонение предвидения (Conjunctivus prospectivus). Первый, по-видимому, как и повелительное наклонение, употреблялся первично только в положительных предложениях. При помощи сослагательного наклонения также спрашивают о чём-нибудь, что должно случиться. Образчик сослагательного наклонения хотения, воли: лат. hoc quod coepi primum enarrem (тенденций: «сначала я хочу рассказать, что я предпринял»); образчик проспективного сослагательного наклонения (со значением будущего времени): санскр. uv ;sosh; uch; c са n ; — «утренняя заря явилась и появится и теперь» (R. V. I,48,3);с греч.— «и если когда-нибудь кто-либо скажет» и т. д. [Википедия].
Далее Г.Двоскин пишет, что когда человек слышит, что должен или обязан сделать то, что он чувствует при этом? " Ни за что! Не указывайте мне, что делать!" То же происходит, когда мы заставляем самого себя. Если я приказываю себе: "Я должен работать над своим проектом", что происходит? Скорее всего следующее: "Не уверен, что должен". Или если вы хотите избавиться от вредной привычки  и говорите себе: "Не стоит больше этого делать" то привычка укрепится у вас сильнее. Такова природа нашего разума. Тем более нам не нравиться выслушивать чужие указы. И тем не менее мы продолжаем давить и себя и других, а затем удивляемся, почему так мерзко себя чувствуем и не добиваемся ни каких результатов! 
Сопротивление проявляется в различных формах, многие из них трудно распознать.
Главное освободиться от сопротивления.
* Просите, а не указывайте.
Мы уже обсуждали, что происходит когда кто-то указывает нам, что делать. Моментально нарастает сопротивление. И наоборот, наши приказы порождают сопротивление окружающих. Вместо того, чтобы указывать или приказывать, просите. Настоятельно советую общаться в таком же духе и с собой, это развивает внутреннее сотрудничество и ослабляет внутреннее сопротивление.
* Делайте то, что делаете, и не делайте того, что не делаете.
Нередко кажется, что мы обязаны делать нечто иначе, по-другому, или делать что-то такое, чего в настоящий момент мы делаем. Выход из этой дилеммы есть: позвольте себе делать то, что вы делаете, и не делать того, чего не хотите, - не навязывая себе излишних долженствований. Как только вы поймали себя на употреблении слова "должен", отпустите своё сопротивление.
* Ослабьте напряжение.
Ваша работа кажется вам тяжёлой? Это признак того, что вы натолкнулись на стену  собственного сопротивления. Либо вы давите на себя сами, либо испытываете давление со стороны других. Если вы давите сами, постарайтесь ослабить напряжение[Двоскин Г. Метод Седоны. Мн.:"Попурри, 2006,c.117-133].


Грамотная критика
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/gramotnaya_kritika

Грамотная критика не обвиняет и обсуждает не личность, а действия, поступки.
Критика — опасна. Обычная критика вызывает обиды и протесты, провоцирует конфликты, портит отношения, а тот, кого критикуют, лучше не становится. Грамотная критика экологична для партнера, сохраняет отношения и конструктивна - помогает решать вопросы более эффективно.
Главные ориентиры критики
Критиковать надо не тогда и не так, когда и как рвется с души, а чтобы получить нужный результат. Разберитесь с "Потому что и Для того, чтобы". Ваши ориентиры -
• позитив: ваша критика должна рождать энергию, уверенность в себе, желание действовать;,
• конструктив: не что плохо, а что и как можно сделать лучше;.
• ответственность. За результат вашей критики отвечаете вы. Результатом критики должно оказаться не желание человека защититься и ударить в ответ, а благодарность за внимание и желание измениться (или поправить сделанное).
Композиция грамотной критики
Чтобы критика была услышана и дала нужный эффект, ее композицию (формулу) нужно построить оптимальным образом. Основные формулы грамотной критики:
• Плюс-минус-плюс,
• Веселый наезд
• Развернутая критика,
• Критика в обход сопротивлений.
• Критика, развернутая до размеров разборки: смотри Этапы разборки
Подробно смотри Композиция критики
Выбор способа и формы критики
Основные факторы, влияющие на грамотный выбор формы критики:
Обидчивость, эмоциональная неустойчивость личности. Душевно здоровый человек на критику не обижается. Чем меньше опасность эмоциональных защит, тем проще и прямее можно говорить, что вы думаете о происшедшем. В случае серьезных ошибок или личностной неустойчивости критика должна быть максимально щадящей. См.;
Значимость предмета критики. Человек ошибся там, где никогда не считал себя профи - одно дело, он никогда тут ни на что не претендовал. Вы вынуждены критиковать то, что всегда было предметом гордости человека - ситуация гораздо более опасная. См.;
Какое окружение. Как правило, лучше критиковать наедине, человеку так легче сохранить лицо. С другой стороны, если человек в защите, а окружение на вашей стороне, то лучше начать разговор при всех: вас поддержат.
Ваши отношения. Чем выше ваш статус в глазах критикуемого и чем лучше ваши отношения и контакт, тем больше вы можете себе позволить. Высокостатуснойличности и руководителю позволено больше. Если вы никто, то и критика вам особенно не разрешена. Очень много определяют отношения между вами, в первую очередь доверие к вам. Чем больше у вас есть кредит доверия, тем больше вы можете себе позволить в критике: критику более частую, открытую и жесткую. Если отношения у вас не близкие и доверия вы не завоевали, вы можете позволить тебе только редкие критические замечания и только в самой аккуратной форме.
Мера критики
Как часто можно критиковать? Как много? Критикуют чаще всего люди с негативной установкой, склонные видеть во всем недостатки и недочеты. Если критики от вас слишком много, воспитывайте в себе позитивный взгляд на людей и отношения. СмотриКак развивать позитив
С другой стороны, чтобы критиковать, не обязательно видеть в человеке плохое: если видеть в человеке возможность идеала, критики в его адрес может родиться ничуть не меньше. Но тогда любого из нас можно критиковать с утра до вечера, и тогда возникает вопрос — делать ли это? Ответ: даже при использовании самых грамотных форм нагрузка критикой должна быть в определенных рамках, превышение которых дает перегруз.
Недогрузил — человеку работы недостаточно, он будет слишком расслаблен. Перегрузил — совсем не будет работать. Значит, ищем приемлемый диапазон и постепенно приучаем человека работать все больше и больше.
Впрочем, один ориентир полезен всегда. В большинстве случаев полезно помнить: "На одно критическое замечание - семь похвал, семь позитивных контактов";. Посчитаете?
Ошибки в критике
В грамотной критике недопустимы конфликтогены, обвинения и позиция Жертвы.
Если ваша критика воспринимается как конфликтоген,
• спросите партнера, в какой форме вам было бы лучше (правильно) сформулировать свое пожелание-критику-недовольство.
"Я видел, тебе не понравилось, как я сделал тебе замечание. Прости меня пожалуйста, я не хотел сказать ничего обидного. Скажи пожалуйста, а как на будущее мне реагировать, когда я хочу тебя поправить?"
• используйте формат и композицию грамотной критики. Смотри Композиция критики
Вместо критики
Иногда в интересах дела вместо критики можно использовать другие, более эффективные способы влияния. Смотри
• Реакция на ошибки окружающих
• Способы эффективного влияния
• Я-послание