Было. было и осталось в памяти навсегда

Виталий Арсентьев 2
Арсентьев В.Б. Рукопись

БЫЛО.БЫЛО И ОСТАЛОСЬ В ПАМЯТИ НАВСЕГДА. ЧТО Я РАССКАЗЫВАЮ МЛАДШЕМУ ВНУКУ САШЕ…

Умение любить - талант от Бога,
Умение жалеть - от доброты,
Умение прощать,не зная срока,-
От мудрости и нежности души.

           КАК Я СЕБЯ ПОМНЮ.
   Мне два года – у  моей тети Нины Арсентьевой (Игнатьевой она по мужу так и не стала, хотя родила моему крестному  дяде Жене  Игнатьеву двоих детей)  родился маленький  Женя, мой двоюродный братик, а молоко все не высасывал,  и  вот я  стоя, мне уже 3 года- тоже пробую ее молочко.

 РЯБИНА В НОСУ.Рябина красная и такая сладко-кислая. Есть ее не хочется. А если засунуть в нос? Засунул. И не могу вытащить. Она все дальше туда погружается. Трудно дышать. Ведут меня к доктору Травину. Это в нашем селе Поспеловка фельдшер. Ну, он какие-то блестящие ножницы или щипцы достает и – моя рябинка в крови на столе в салфеточке. « Не суй больше в нос!».

         ДЯДЯ КОЛЯ И СТАКАН ВИШНИ. 
    Идем по селу с дядей Колей Арсентьевым. У нас в огороде вишни не было. А в полисадике  около сельсовета бабка выставила на продажу ведерко и продает стаканами. Мне тоже дядя Коля купил стакан в кулечке. Иду и ем. « Не  испачкай белый костюмчик» -говорит дядя Коля. А я иду и выстреливаю косточками в разные стороны. Занятно…(кстати, недавно нашел: АРСЕНТЬЕВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ, 1904 г. р., уроженец с. Поспеловка, проживал в г. Омске, рабочий, имел 3 детей, с 13.06.37 по 29.04.39 незаконно содержался под стражей по ст. 58-10 ч. 1 УК РСФСР. Полностью реабилитирован 03.07.92. http://www.memo.ru/memory/simbirsk/ULJA2.htm)
 
           ДЯДЯ САША И КОЛОДЕЗНАЯОДА.
   Я это не помню. Но по рассказам знаю, что когда мне было около трех лет и был жаркий день, мой младший дядя Саша Арсентьев ( ему сейчас уже 80 исполнилось, он живет в поселке Донское на Украине) пошел со мной за водой к колодцу. Это через речушку. Рядом. Там побрызгались водичкой. А я только в трусиках  одних. «А налей на меня холодненькой водички!» Ну и дядя  ( а ему к то время было около 13 лет) и вылил все ведро на меня. Не знаю,  что было, но заболел скарлатиной. Мама рассказывала: Задыхался. Отвезли в больницу. Выходили.

ТРИ ЧЕРЕМУХИ ВО ДВОРЕ. Это любимое место игр в садике у бабы Лизы. Черемухи росли из одного корня и почти у земли разделялись на  три дерева. Весною они цвели так буйно, что запахом пропитывался весь садик. А к осени на них было столько ягод. Рты у всех моих двоюродных братьев и сестер-Бори, Жени, Люси и Зои  были иссиня-черными. Так интересно было! Однажды бабушка испекла пирог с черемухой. Вкусно, но косточки надо было осторожно вынимать, когда ешь его. До сих пор помню этот терпко-кисловато-сладкий вкус. Никогда в жизни потом не ел такого пирога. Бабынькин…

              ГУСИ НА ЛУГУ.
    Утром как только проснулся и выбежал на лужайку - обязательно встречу выводок желтых пушистых гусяток с гусыней во главе. Она важно шествует. И рядом в конце  -большой гусак. Попробовал взять маленького гусенка в руки, а гусыня вытянула шею и шипит страшно. Гусак загагакал и быстро-быстро комне. Я отпустил гусенка, но щипок клюва гучака оставил заметный синяк на моей  попке. Внчером несколько дней переживал этот позор и обиду...Жаже сон такой  сился...
 
             БАБУШКИН СУНДУК. 
Бабушкин сундук- это моя постель.Он стоял слева, как  входишь из сеней в дом (это было в старом дедушкином доме около речки). Вечер поздний. В зале гости – как обычно в субботу собрались наши родные. Ужинают, немого  слышен перебор гитары. Спать не хочется. Но уснул… Проснулся от беготни в доме…Хотя еще ночь. .. И почему-то тетя Нина кричит «Да, не лейте воду.. Просто перевяжите!!» Потом уже мне рассказали, когда был повзрослее, что мой папа Боря видимо приревновал маму к кому-то из моих дядьев. Вышел во двор и со злости начал колоть дрова. Как по Маяковскому:  «топором играючи..» Ну и доигрался – каким-то поленом себе по голове засветил. В больницу клали. А тетки шептали « Вот дурень. Чуть себя не зарубил…». Детский сад у пруда.  Мама пришла и говорит. Что поедем навестим  папу в больнице. В белом графине привезли ему молока….помню, частенько пели под гитару.. На столе  маленький графинчик с петушком внутри… Боря Удалов может помнит?

                ВОЙНА. ТРЕВОЖНО И ИНТЕРЕСНО. 
     Провожаем папу и дядьев на фронт.  Автомашины на заводской площади.Отец несет меня на плечах. Я выше всех и мне все видно. Немного страшно, но интересно...На площади пере заводской проходной мужчины с котомками и вещмешками. Много женщин. Почему-то все тихо плачут и утирают свои мокрые лица. .За рулем  дядя Петя Удалов. Отец и другие шофера размещаются в кабинках или в кузовах машин.  Еще несколько машин готовы к отъезду.
Бабушка и рядом мои тетки.. Мамы нет –она учится в г. Кузнецке, на летней сессии. Там она успеет встретить и проводить отца, всего на пару часов у них будет встреча...
   А потом был душный август. Уже улеглись все спать. Днем женщины были в поле,  вязали снопы.  Устали. Наработались. Быстро   поужинали и улеглись спать.

      Вдруг на крыльце, что ведут в сени, где мы все улеглись, звук крепких мужских шагов и звон щеколды. Папин голос: «Открывайте! Спите уже.…Это я , Борис!». Все вскочили и из сеней...Я   прямо к папе..
   - Какой он большой. А он после первых минут встречи и рассказа о том, что вернулся за вторым составом автотехники и ему дали два дня заехать домой, пока формируют состав, сразу же пошел на речку. Смыл дорожную грязь и вот уже чистый,  но еще колючий. Не бритый сидит за столом, держит меня на руках…
 
      А наутро пошли к шоферам в заводские мастерские. Потом в заводской душ. Съездили на часок другой к дедушке Горбачеву в соседнюю деревню…По дороге еще купались в другой речке. Потом они с мамой съездили в Пензу за запасными деталями к машинам. И опять проводы …На этот раз совсем… Лица папиного не очень помню. Но чувствовал его крепкие руки, его высокий рост (все дяди большие, но мой особенно). А потом были только несколько писем…
 
                РОДИЛСЯ БРАТИК.
    Помню еще уже зимой поездку к  дедушке Ивану Кузьмичу в Назарьевку.  Сразу же после Нового года  родился братик Боря. Вместе с маленьким братиком  мне привезли алюминиевый набор детской посуды. У Бори Удалова велосипед. А у меня деревянная сабля. Идет война. Помню гудящие самолеты ипостоянную светомаскировку. На лесозаводе делают лыжи и носилки, лежаки для фронта.  Оттуда все  какие-то тяжелые вести. Моя бабушка Лиза часто плачет..И мама..И другие тети…

                ТЕРЯЕМ РОДНЫХ.
      Фашистские самолеты в ночном небе гудят регулярно. Меня почему-то раньше времени забирают из детского садика..Приходим  в наш дом, а там много людей и все плачут.Почему меня гладят по голове и прижимают к себе?
 
       4 февраля 1942 г. погиб наш отец Борис Иванович Арсентьев.  Ему шел 25-й год....      А похоронка – такой  небольшой листочек - пришла   только в  конце марта.
     Меня кто быстро привел из детского   садика ..
   Мама ничком лежит поперек кровати.  Заплаканные глаза моих теток Нины, Шуры, Маруси, крестной Наташи..
    Все мои двоюродные братья и сестренки притихли и тоже с мокрыми носами и глазами.…А потом мы переехали на другую квартиру. Зима. Прощание с дядей Колей и его похороны.   Валентина Павловна Кленова, наша медсестра и подруга мамы помогала чем могла. 


          УМЕР ДЕД НИКОЛАЙ
  Умер Николай Иванович Селезнев – родственник,  строгий старик. Отец Марии Николаевны- учительницы. Умерла тетя Маруся. Ей было всего 23 года.. Умер дядя Коля.. Ему не было и 40... Наша  бабушка Лиза за два года войны потеряла сына
 Бориса,  дочь Мариб,  сына Николая, зятя Сережу, отправила на фронт последнего младшего - моего дядю  Сашу...
 
   Уже будучи взрослым и отцом своих детей мне удалось получить копию той похоронки из Военного архива министерства Обороны СССР. Отец- младший политрук развелроты погиб в бою под деревней Бесово Вяземского района  Смоленской области. П Похронен в братской могиле №5 у села Митьково...Там тепепь стоит им всем павшим памятник и фамилия отца на нем.

          ПОВЗРОСЛЕВШЕЕ ДЕТСТВО,НАДО ЗАБОТИТЬС О БРАТИКЕ.
Б   Баба Агаша- наша двоюродная бабушка из Кезьмино помогает  маме няньчить  моего братика  Борю. А мама уже работает в сельсовете. Ей надо ездить по полям.
    Меня брать нельзя. . Как обидно, что мама уезжает  каждый день, и до вечера в полях. Если побежать за тележкой, можно остаться  без штанов,на замке дома с братиком, пока не придет баба Агаша. Она доверяет брата мне и мы постоянно играем на улице. Но разве усидишь, если в соседнем садике у деда Игнатия поспели вишни?
    
    Отодвигаем  одну доску и втроем лезим в сад. И вдруг - большущий дед Игнат и
 мы уже в его руках, не успев найти ту отодвинутую доску.
     --Ах вы проказники!-  Шумит дед. Сейчас  вот нарву крапивы да и ваши  штаны 
  ...Страшно...Откуда взялось- кричу во все горло "Караул! Караул!!". Дед так со смеху и упал. Воруют, а еще кричат караул...
    А вечером на колхозном дворе  мужики  смеются и все велят расскадать , как
 мы  лазили за вишней  в соседний палисадник, воровали вишню.  А потом кричали
 Караул!!!
 
                МАЛЕНЬКАЯ РЕЧКА -А БРАТИК ЧУТЬНЕ УТОНУЛ
      А потом на другой день - речка и мостик. Перейти на ту сторону надо по хлипкой дощечке. Мы- постарше - легко перебрались, а братик не удержался и свалился в тину...Воды нахлебался ...Чуть не утонул.
     Соседка  рядом в огороде копалась, увидела,прибежала,   вытащила, спасла..
    А  братик Боря уже дома на печке завернут в одеяло и все канючит
      " Мама...       Лягууушкиии ….!!!"


                МАСТЕР -ЛОМАСТЕР
     Нашел мамины часики. Ледали на шкафу в коробочке... Они не ходят. Решил починить. Разобрал, а обратно не собираются. Крышечка не закрывается. Я ее молоточком потюкал- совсем рассыпались…Больше у мамы часов так и не было  Купил  и подарил немного похожие, когда уже стал работать, двадцать лет спустя..


                В ШКОЛУ.
 Начал ходить еще в пять лет просто на уроки к маме. Она работала  учительницей младших классов. Комнатка в школе у уборщицы, где можно было посидеть или поиграть, пока идут уроки, нередко была моим убежищем. Если становилось совсем скучно, мама разрешала тихо посидеть в классе.Если уставал сидеть - отправлялся в комнатку уборщицы тети Маши. Там есть кремневые камешки…Они очень приятные на ощупь и такие твердые. Если стукнуть один о другой – вылетают пучок огонька. А если чиркнуть с силой металлическим зубом от косилки – то летят искры.
      Мужики на скотном дворе научили как  прикладывать к камешкам трут (высушенные наросты грибов на березе) или подпаленную вату, а еще лучше скрученный жгут из веревочек – искры попадают на эту ткань и она начинает дымиться. Подуешь – можно зажечь соломку или щепочку. Спичек не было – разжигали кресалом с камнем и трутом.

                СУХАЯ КАРТОШКА И КРАХМАЛ.
Со школьной  уборщицей тетей Маней  научился готовить крахмал из подмерзшей и чуть подгнившей  картошки. Это если картошку пропустить через мясорубку и залить водой, а потом вынуть, отцедить кашку, то из воды потом осядет крахмал.
А еще помню, как заготавливали  сухую картошку для фронта и посылки с носками. Картошка нисколечко не была похожа на сегодняшние чипсы. Сырую картошку чистили, мыли, нарезали тонкими кружками и сушили на солнце или в остывающей печи. А потом сухие картошечные  листочки складывали в мешочки и отправляли на фронт. Солдатики там разогревали воду, бросали в нее эту картошку, добавляли тушенки или жиру – вот тебе и супчик.

                МАРЬЯ НИКОЛАНА.
     Марья Николавна Селезнева ( учительница и наша родственница) и ее ракушки с зубчиками приводили меня в трепетный восторг. Марья Николаевна все время курила. Крутила ловко козью ножку, набивала ее табачком – он у нее был особенный, душистый, с какой-то травкой. Так и запомнилась она мне с козьей ножкой. А на комоде. Покрытом вязаной ажурной скатеркой перед зеркалом стояли коробочки, флакончики и самое интересное – морская раковина с блестящими волнистыми зубчиками-зазубринками, которые так и манили сунуть в них пальчик.
   - _Острожно, откусит!- трубным прокуренным голосом говорит Марьниколавна. – А ты  приложи ее к уху и послушай.
Слушаю. Вроде что-то шумит.
    - Шумит-говорю.
     - Это…_Это море там осталось на память- говорит Марьниколавна.
     Чудно и  интересно...


                В ГОСТЯХ У ДЕДА.
      Зимой 1942г. (это я уж сейчас высчитал, тогда вряд ли знал какой год) я опять оказался  в деревне Назарьевка  у дедушки Ивана Кузьмича Горбачева (это мамин отец, он умер в возрасте 87 лет в 1981 г. Я его хоронил в Некрасово у мамы).
    Семья у него была большая – три девки, двое ребят почти мне ровесники. Он да бабка. Да я еще. Восемь ртов. Голодновато было, хоть дед и работал председателем колхоза. Но колхоз был малюсенький, бедненький. Все жили в одной избе в одну комнату с кухней, отделенной занавеской . Спали на полу и на полатях. А дед с бабкой на кровати. Был у них лопух-  это такое радио и  еще  наушники. Слушали, хотя не всегда было хорошо слышно.

   
                Заплутался на печке.
 Однажды я с бабкой оказался на печке, она спала с краю, а мы с Вовкой – это мой дядя- на год меньше меня, за бабкой – у стенки. Ночью, видать, я захотел пописать и попробовал найти выход. Ног все время упирался то в одну, то в другую стенку. Пока не заорал, бабку не разбудил…На полатях и на полу было просторнее.

                КУПАНИЕ НА РЕЧКЕ И УЧУСЬ ПЛАВАТЬ.
  С моими  дядьями по маминой линии – Горбачевыми Мишей и Вовой – один на 2 года старше меня. А второй – на год младше – в Назарьевке ходим купаться на речку, ближе к железной дороге.. Плавать еще не умею. Но Мишка хватает за руки и тянет на глубину : «Плыви, бултыхайся  руками и ногами ..» Нахлебался, но что-то получается, уже не так боюсь воды и глубины...
    Считаем вагоны и платформы в  проезжающих  на высокой насыпи  товарных   поездах поезда…Иногда на  платформах танки и часовые с винтовками…Паровозы с Черно-белым дымом и паром. 
    А тут однажды дед говорит, что сходим на пасеку, стали мед качать..Нас угощает пасечник свежими огурцами и мы их макаем в мед и едим с кусочком хлеба. Очень вкусно. Мишке пчеловод говорит «Не ешь много, на пузе потом мед вступит, как на солнышке лежать будешь». Лежим, греемся, а мед все не выступает..

                ОБЬОЖГЛИ  ЩАМИ ЖИВОТ
      А  на другой день, после большого купания  сидим за столом и бабка Аня несет большую глиняную общую  миску щей,  а меня кто дернул, я  вскочил и … вся миска  с горячими щами у меня на животе -  течет по майке .
    - Ой, ой,  обварился…!!Rкрик.  Рев...
    Успокоили и мажут живот постным маслом, хорошо, что  только покраснело, щи-то были в печи с утра и немного поостыли, но все же было больно…
  -   «Не крутись, когда сидишь за столом, осторожнее надо ..» -не очень  строго и как-то  тепло говорит дед.
     -Завтра опять свожу  на пасеку»

                ПРИЕХАЛА МАМА
      А назавтра приехала мама и мы с ней идем пешком в районный центр Николаевку. Я бегу быстрее, чем она идет. Мне мама привезла такую детскую упряжку- картонка и две веревочки и лошадь нарисована на картонке…ее повесил на грудь, а мама держит веревочки, а я как молодой конек рвусь вперед, в горку…

                ДЕНЬ ПОБЕДЫ.

 Проснулся рано и глядь:  в окошке играющее солнце.Поднимается, как пляшет И разрастается все больше..Бежим на улицу. А там у сельсовета уже толпа людей и поставлена трибунка. ВАсе радуются, смеются и плачут. Мама на трибуне говорит, что война кончилась, что пришла ПОБЕДА. Много людей.
   До позднего вечера все  разговоры  и счастье и слезы - все -  о ПОБЕДЕ...
    Возвращаются солдаты. Пришел дядя Миша  Сухарев – привез нам всем лощеные тетради и кусок сухих фиолетовых чернил. Всем досталось по кусочку. Растворяли в воде и писали. Они были такие ярко-фиолетовые. Даже отсвечивали.

                ГОРЬКАЯ ОБИДА   

    Пришел с войны  дядя Петя Удалов. Горькая обида: Борьке – его сыну- привез солдатский ремень, а мне не досталось. Ремень-то был один. Как его разделишь? И папки нет, и ремня нет…Слезы.. Мне обидно. Но почему со мной плачут и все взрослые мои тети и тетя Шура, и крестна и тетя Нина и бабушка? Горшего дня не было: нет моего папки, нет и ремня с фронта..И не будет.

                ВОЛКИ НА ПОЛЕ.
     Взрослые работают на гумне на окраине села, недалеко от перелеска. Мы играем на краю овражка. Я мои сестренки-кузины, братик, вся мелкота 4-7 лет. Вдруг крики: "Волки, волки!". А серые тощие вроде собаки бегут кучкой. Вот все ближе и ближе. Но услышав крики, побежали быстрее мимо наси даже показалось, что прыгнули  прямо через нас с Борькой (это мой младший братик). Перепуганные  взрослые бегут с вилами  и деревянными лопатами с гумна. Все обошлось, но в память врезалось...

                ГРОЗА. 

     Летом разразилась большая  гроза.  И током убило дяденьку. А его почему-то закопали по горло в землю, все ждали – электричество выйдет. Потом отвезли в больницу в Качкарлей. Не выжил…. Помню, как бабы  обмывали умершего дядю, а мы с мальчишками в окно заглядывали...

                В ПИОНЕРСКОМ ЛАГЕРЕ ЛЕТОМ
1945 г. Привез с   собой матрас, подушку и ложку. Ложка обломилась, когда натачивал черенок под ножик. Тетя Нина навещает. Привозит по стаканчику вишни и  подорожник – это такой домашний коржик из серой муки. Вкусно. Она всегда проездом  привозит такие вкусные лепешки с  ягодами.

                ДРАЗНИЛКИ.
      У твоей  мамы новый дядя.
Ночные впечатления – человек в шинели. Болезнь. Золотуха. В школу не хожу.За окном весна, а голова чешется невыносимо. Короста. Швы. Весенние гонки по траве босиком. Летом сдохла корова. Объелась какой-то ядовитой травы. Зарезать не успели. Одна беда к другой.

                РОДИЛАСЬ СЕСТРЕНКА ВАЛЯ.
  1 марта 1946 г.  Принимала роды Кленова В.П. Она с дочкой    живут у нас. У тети Вали есть интересная толстая книжка про болезни. Рисувнки про мужчин и женщин. Просвещаюсь. Соседские девчонки помогают более наглядно изучать все отличия мальчиков и девочек. Да и мои кузины- двоюродные сестры Зоя и Люся тоже консультируют и  показывают,  разъясняют нам с Борей Удаловым отличия  от них.

             ЗИМНИЕ  КАТАНИЯ 
   Катания с горы около бабушки Лизы. У нашей многострадальной бабыньки Лизы полно внучат: Я, мой братик Боря, еще Боря Удалов, Зоя, Женя Игнатьевы, Люся Кормильцина ( наша сиротинушка), Сухаревы:Леонид, Нина, Коля – уже большие, и еще Шуран и Женька, еще есть Арсентьевы от дяди Коли- это Фая, Любаша и Люся- они живут далеко со своей матерью Симой.
     Внучата, что поменьше, обычно в воскресенье собираются у бабушки.Пока она с дочкой Ниной готовит на обед лапшевник, или блины или пирог печет- нас отправлячеи кататься на санках на гору. Гора крутая.
     Катаемся на сануках по двое-трое. Санок не хватает. Усаживаемся втроем – Я, Боря Удалов и Женька Игнатьев- впереди – и мчимся с горы. Борька успевает спрыгнуть или оторваться. А мы с Женькой несемся прямо на изгородь.
     Бах! Об столбик. Вроде ничего, но у Женьки шишак на лбу. Опять придется объясняться- я же старший…

                ОБУХОМ ПО ЛБУ.
    Бабушка поручила нарубить хворосту для печки. Я потитхоньку тюкаю тоненькие прутики. А Женька Игнатьев принес потолще от березовой ветки. Никак не перерубить, ветка скользит. Женя помогает удерж
ать ветку, но наклоняется от усердия слишком близко к пеньку и получает обухом по лбу, когда топор спружинил на ветке. Женькин рев, слезы, шишак на лбу и бабулин выговор…

              ДЕДУШКУ ИВАНА КУЗЬМИЧА ПОСАДИЛИ В ТЮРЬМУ, 
Сказали – он разбазарил  часть  колхозного зерна, : своим  же колхозникам  весной 1945г, отмечая День Победы,  после посевной раздал два мешка зерна на трудодни, которые никак не отоваривались. Чувствуя, что его могут привлечь к ответственности (кто-то донес), он по совету друзей из района завербовался и со всей семьей летом е уехал в Саратовскую область, заселялось бывшее Немецком
  Пповолжье…
     А  через год решил навестить  свою дочь, мою маму, которая в это время  уже ждала рождения сестренки Вали… Но не доехал. Зашел в райсовет в Николаевку, там станция была его последняя, его и забрал-арестовал новый уполномоченный… жалоба от кого-то была . что хлеб разбазарил.. Так что навещать пришлось теперь уже деда, в  милиции...Ну и посадили его, просидел в Сызранской колонии за забором
 -тюрьме три года. Он попросил  маму  переехать в Саратовскую область, в Некрасово, где оставалась его семья – жена и 5 детей.
      Вот так мы оказались в Некрасово весной 1946г.

               ПЕРЕЕЗД В НЕКРАСОВО.
 Бросаем дом, заготовки в подвале, кадушку капусты  (помню- солнечный день, кадушку вытащили из погреба, и мы мальчишки палочкой бьем по капусте, пахнет немного кислым, кому-то понадобилась кадушка…). Сушат во дворе оставшуюся картошку.. А мы уже  едем машиной до Сызрани.
     Первый раз на пароходе.   Интересно… .Плывем почти двое суток.  Машинное отделение – все шипит и сверкает. Поршни отливают золотом в свете электрических лампочек. Вкусно пахнет машинным маслом и теплом работающих частей.  На верхней палубе  в первом классе, говорят, есть каюты.
      А мы устроились на нижней, самой простой. На лавках и на теплом металлическом полу в рубчик…. Волга – могучая река. С зеленоватой бушующей за кормой водой. Можно смотреть часами – так захватывающе интересно.  Потом на автомашине от пристани в с. Сосновка – это уже за Саратовом -  в Некрасово.
    Шишка на лбу, стукнулся о дверку машины.

           В НЕКРАСОВО У БАБУШКИ АННЫ
    На новом месте у бабушки – первое впечатление - блошиная ночь. Было столько блох, что спать было трудно. Утром с нашей   горы, где стоял дом деда – видно все село, большое. Огромное село в пять улиц, растянувшихся более чем на километр  и не работающая немецкая церковь-кирха  двухэтажная, с колоннами, и в четыре этажа  колокольней .
     Почему-то много развалюх -саманных. Но есть и большие  белые  и красные  каменные дома.  Два колхоза и совхоз в одном селе.   Говорят, раньше здесь жили 14 тысяч немцев.
    Мы все живем   в большом  доме деда на горе.  Никто не работает. Огорода нет. В доме оказалось  десять человек, нас -четверо и  шесть жили там до нас:  бабушка Аня, тетки Тоня, Нина, Геля, дядья – мне ровесники почти - Миша и Вова. С едой плохо.
    Набеги за яблоками  в совхозный сад или за сливами и терном под ферму. Игры на горе с самодельной коляской.
Мама начинает работать секретарем сельсовета. Американская помощь и платье в полосочку с кармашками- угольничками досталось маме.


         В ШКОЛУ ВО ВТРОЙ КЛАСС(1946г.).
    В селоприехал начальник из райОНО.  Мама привела егот кинам пообедать ..Впервые видел шампанское с золотой оберткой- это его так принимала мама, чтоб меня проверил по газете, как я читаю. Он  послушал и  согласился, что я готов для второго класса.

      Первая учительница – Мария Георгиевна Селиверстова. Мой класс – Лиля Строгонова сразу понравилась, Фролова Люба – ее подружка, Ворожко Миша, Гена Липов,  Шугуров Петя, Шаповалова,мой дружочек Витя Козлов. 

     Зимой катание на самодельных лыжах и коньках на валенках. Голодуха. На переменках бегаем к Витьке Козлову.  Его тетя Таня нас кормит оладышками. А дед Козлов Николай и его сын Степан иногда приносят маме хлебушка или немного зерна.
     Мама пробовала поменять какие-то оставшиеся от отца костюмы и одежду на хлеб и свеклу – чуть не замерзла в степи.
      Мы переехали от бабушки в другой дом ближе к сельсовету к Бучарским.    
   Мне 10 лет, Бори-5, Валичке-годик. А мама работает. После школы Боря и Валя со мной, иногда помогают соседи.

   А  у бабушки Ани умерла дочь Геля от голода, Тоня уехала на заработки. Нина работать не может – она болеет, у ней нередко бывает эпилепсия. Мише 13 лет, а моему дяде Вовке – меньше меня – 9 лет.
      Весной с учительницей всей школой собираем колоски после того как с поля  сошел снег. Клещи пережили зиму и  цепляются на одежду и впиваются в кожу. Не вытянишь.

                СУСЛИКИ
  Мы их ловим на капканы или пробуем вылить водой. Если содрать кожу, выпотрошить и потушить с картошкой – очень вкусно, но есть какой-то специфический запашок.
 А  есть можно…  Голодуха.  Воруем плитки жмыха с тракторных саней,  когда жмых везут на свинарник со станции.
     Весной сажаем картошку. Тыквы, зелень,помидоры и огурцы. Поливать приходится каждый день. И когда они вырастут? А мне уже   10 лет


                БОЛЕЕМ КОРЬЮ.
 Жили мы в то время – трое детей мне 10,  Боре-5  и сестренке Валички полтора года  с мамой в доме у Бучарских.. Общая кухня с плитой и печкой и небольшая комната…
    У  соседей  Бучарских комната  была раза в два больше… Мама продолжала работать теперь в сельсовете, ходила каждый день на работу, соседки присматривали за маленькой. А мы с Борькой считались большими… Я сам уже варил кашу, картошку. Делал суп из муки- затируху…
    И тут весной и я и Боря заболели корью…Температура, глаза  от яркого света болят..Нас обоих отправили в больницу…Выжили   
    Через пару недель оклемались и вернулись домой.. Больница  запомнилась- палата была светлая, чистая, кровати с белыми простынями и доктор  Козин очень серьезный …
   
          В ПОСПЕЛОВКУ - НАВЕСТИТЬ РОДНЫХ
 Мама  договорилась, оставила Борю и Валю на  руках у добрых соседок и на три-четыре дня со мной съездила в Поспеловку. Как мы говорили, на родину…
    Навестили деда в тюрьме... А оказалось  это была просто загородка  за забором, нам его – деда выпустил охранник на часок.
    Потом съездили к бабушке Лизе. Пока взрослые  разговаривали мы с братьями Сухаревыми Шураном и Женькой и еще с Борей Удаловым забрались в сад крестной моей Наташи. Там я  полез за яблоком – оно висело на  длинной ветке,  и   сорвался, треснулся башкой о землю..П  оказалось, что вся земля дрогнула и.. вывихнул   обе кисти рук.. Орал, особенно когда вторую вправляли, но поправился  быстро..

                ЕЗЖУ В ГОСТИ САМ
      В Поспеловку приезжал еще в в 1947 году с мамой, в 1948 с Борей- младшим братом,  в двоем-ему 6, мне 11 лет. Потом еще в 1953 году - летом, в 1954 –зимой с мамой и отчимом, и последний раз в 1960 году с женой Лилей и сыном Сашей…Эта моя  малая родина так и засела сладкой занозой в сердце…
      Так хочется туда попасть, все  посмотреть, вспомнить, еще раз пережить..Но это только мечты…
     Втрой раз в одну и ту же реку не войдешь...Но память все высветляет. Вот наш  тот дом бабыньки Лизы в Поспеловке  так и стоит перед глазами  .
 

                ВСЕ  РАССКАЗЫВАЮ ВНУКУ САШЕ
     Все это я рассказываю своему младшему внуку, на его просьбы - расскажи о себе...
     Слушает- это хорошо. Что-то и у него в памяти останется.
     Поэтому и пишу эти заметочки, зарубки на память.. 
     И созваниваюсь, и разыскиваю всех, кто помнит нашу Поспеловку и кто вылетел из того гнезда.


             МНОГИЕ ЗНАНИЯ - МНОГИЕ ПЕЧАЛИ.
   Уже нет нашей бабыньки Лизы давно (1966г.), моих теток  Натальи-крестной моей (1959г.), Марии (1944г.) , Нины (1986г), Шуры (1986г.), дядьев – Николая Ивановича (1944г.), Александра Ивановича (2010г.), крестного дяди Жени Игнатьева,  моих братьев двоюродных – Леонида и  Шурана Сухаревых, Бориса Удалова…нет дяди Сережи, дяди Пети, дяди Миши…
     Недавно моя двоюродная сестра Людмила Сергеевна Поливенок ( урожденная Комильцина) прочитала эти заметочки и прислала свои уточнения.Вот что она пишет, откликается:
    "-Витя,а помогала растить Борю  бабушка Агаша, родная сестра бабы Лизы, она из Евлашева, а не Кезьмино. Её внук Юра живёт в Николаевке, мы общаемся, он приезжает в Поспеловку к Зое.
  Бабынька Лиза наша умерла 21 ноября 1966года, а тётя Наташа Сухарева 13 октября 1973 г. Леонид – ее сын-  погиб в автокатастрофе в Поспеловке 5 августа 1975г, мы были в то время там. 
     Тогда Дима (мой сын) чуть не утонул в болоте за их домом, спас Серёжа, а Гена и Саша, которые были вместе, увидев, что Дима упал в воду, убежали прочь. Диме было 2 года, Серёже 6 лет, а Саше и Гене по 8 лет. У Зои и Гены фамилия Шайтаровы.
 
    Да, а про убитого громом я помню и про волков... В кустах один волк подходил к нам с Женей и мы егохотели  погладить, а потом видели, как он с овцой помчался в гору, в лес.
     Дом ты нарисовал хорошо, так свежо воспоминание и щемит в груди, что это было и прошло.
     Я понемногу тоже воспоминание описываю, но ещё не получается оформить, как я хочу.
    Привет Лиле, как вы там чувствуете себя?
       Волнует очень то, что творится в мире.
            С любовью Люся."
        Но осталась еще наша родня в Поспеловке и в Москве, а также в других краях: в Ростове на Дону и в Донеце  Арсентьевы, в Ульяновске Якушкины, в Сургуте Игнатьевы, в  Гродно-  Поливенки, в Тюмене  -   Тырины, в Стерлитамаке и в Балаково-  Сухаревы, в Санкт-Петербурге - Сухачевы, под Саратовом -Самойловы, в Пезе - Удаловы...
     Стараюсь переписываться и общаться со всеми.
     Благо- интернет и Скайп намного упростили эти контакты.
    А летом многие из нашей родни собираются в  бабушкином  доме в Поспеловке, там живет хлебосольная и душевная ее внучка Зоя… Разговорам и воспоминаниям нет конца.а для внуков и  првнуков - этот живая история большой семьи, живой кусочек  истории нашей страны...