Черная жемчужина

Елена Грислис
                КОМЕДИЯ  ВТОРАЯ



ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Король Кариус II – сын Кариуса I, наследовавший безымянное королевство.
Королева – жена короля.
Принцесса Жанна – дочь короля
Шут – тот же и так же предан королевской семье.
Принц Сигизмунд – поклонник принцессы.
Красная фея – делающая белый жемчуг черным.
Голубая фея – делающая черный жемчуг белым.
Старушка – одинокая, печальная женщина.
Лакей – по совместительству охранник принцессы.



КАРТИНА 1

Шут на фоне дворца продолжает свое повествование. Он рассказывает вторую историю про принцессу Жанну, которую все называли Черной Жемчужиной. Как всегда, его слушает восторженная толпа.

Шут.
Нет полной сказки без принцессы.
Тускла без чувств интрига пьесы.
Там, где господствует лишь власть,
Мечтаем мы, - когда же всласть
Мир насладится красотою?!
И шут подумает: я стою
Прекрасной девы сожаленья...
Не так красив я. Но волненье
Испытывал и я не раз,
Согретый перламутром глаз.

Но ближе к теме разговора:
Речь о дочурке короля.
Сидит, наверно, под надзором...
О ней второй рассказ, друзья.

Пауза.

Итак, начну. Тринадцать лет
Той девочке. На свете нет
Прелестнее принцессы Жанны.
Я ж знаю о жемчужной тайне.
Когда исполнился ей год,
Пришли две дамы с поздравленьем,
Подарком и благословеньем.
И Красную и Голубую –
Я помню крестных до сих пор.
Лет дюжину перелистну я
Назад. Продолжим разговор
У золоченой колыбели,
Где собрались когда-то феи.

КАРТИНА 2

Спальня принцессы Жанны. Король Кариус II и королева устраивают крестины своей годовалой дочурке. Они качают колыбель и ждут крестных, которых получили выбрать шуту.

Королева (качая колыбель).
Спи, Жанна, спи, моя малышка.
Ты, словно маленькая мышка,
Лежишь в кроватке, чуть дыша.
Агу, агу... как хороша.

Король.
Четвертая из милых дочек.
С трудом, но всех, увы, люблю,
Хотя завяз до колик в почках
В указе новом.
(качает колыбель.) Лю-ли-лю.

Королева. Кого же приведет затейник?

Король.
Наверно, герцога, бездельник.
Придет высочество с женой
Крестить дитя.

Королева.
Господь с тобой!
На кой нам сдался этот герцог.
И без него змея на сердце.
Меня преследует мой сон,
Хоть сбудется не скоро он.
Наверно, дочь отроковицей
Уж станет.

(слуге)

Дай-ка мне водицы.

Хватаясь за сердце и тяжко вздыхая, садится в кресло и пьет воду.

Король (возмущенно).
Ты никогда не говорила.
Тот сон, что... отнимает силы?

Королева.
Мне снилось, что несчастна дочь
И я не в силах ей помочь.

Король.
А в чем несчастье? Расскажи!
Умрет иль будет век одна?

Королева (плача). Нет, станет нищенкой. Бедна-а!!!

Король.
Ах, эти сны и суеверья!
Нет к ним ни тяги, ни доверья!..
Я чту лишь право и закон.
На крышу ставлю скоро трон,
Чтобы не слышать эти бредни.
Трон будет выше – я заметней!

Шут (незаметно появляясь).
Но то сюжет уже не сказки!
О крышах модных умолчу
И, чтобы избежать огласки,
Другой сюжет я закручу!

Продолжая шутить, зовет фей.

Эй, феи, в спальню проходите,
Подарки, просьба захватите.
А то забудете нечаянно
Судьбу с надеждою и тайной.

В спальню входят две феи – в Красном и Голубом.

Красная фея (наклоняясь над колыбелью).
От феи Красной, душечка, прими
Жемчужину – блеск жизни и любви.
В ней все. Пока она в короне –
Принцессе жить в достатке и фаворе.
Но вместе с ростом красоты, ума
Появится капризов вздорных тьма.
К восьми годам принцесса помудреет,
А жемчуг на короне – помутнеет
И черною в неполные двенадцать
Жемчужина в ней будет красоваться.
Но если потеряет сей подарок,
Останется от бывших благ – огарок.
Ум, красота, богатство пропадут...

Голубая фея.
Но сердце кроткое и доброта придут.
И это мой подарок сей малютке.

Королева.
Ее судьба изменится как будто?!

Голубая фея.
Лишь к лучшему, и слез своих не лейте.

(вместе). Мы улетаем. До свиданья. Верьте!!!

Феи исчезают.

КАРТИНА 3

Шут, выступая, рассказывает подробности жизни принцессы, которой сразу же изготовили и надели на головку корону с вставленной жемчужиной. Корону сделали так, что она сама раздвигалась, по мере того как росла.

Шут. С момента появленья фей
Минуло столько милых дней.
король с супругой долго вспоминали,
Что Красная из фей дала вначале
Судьбу красивую для дочки дорогой,
Дарившую им радость и покой:
Блестящий ум, богатство, красоту
У девочки, похожей на мечту.
Глаза светились звездами с небес,
И не было нигде таких принцесс.
Цветов других не признавала роза,
Шипами всех колола, как заноза.
Бриллианты, золото и серебро
Весь потолок и стены покрывали.
Игрушки перламутрами сверкали...
А счастье? Было ли оно?
Вначале ей казалось – да!
В яслях игрушкой радость мерим.
Но ведь темнеет и звезда.
А какова она – проверим!
Войду сейчас в дворцовый сад.
Её там встретить нет  преград.

С крыльца дворца в сад спускается принцесса. За нею следует придворный лакей. Шут прячется, махнув рукой и приглашая тем самым за собой несколько зевак.

Принцесса (лакею).
Вернитесь, тотчас же вернитесь.
Мне надоел такой досмотр.
В столовой лучше суетитесь.

Лакей.
В ручье живет большой осетр.
Ну, как уроните корону,
Что станет с Вами, станет с троном?!

Принцесса (сжимая кулаки).
Тупица, убирайся с миром.
Ты знаешь, я порой спесива.
Я ненавижу лесть и ложь.
Сейчас лакей, а завтра – бомж.

Лакей.
Чтоб обошли меня напасти,
Я подчиняюсь Вашей власти.

Уходит.

Принцесса.
Осталась я сама с собой.
«Ты учиняешь всем разбой», -
Твердят благие мудрецы,
Годящиеся мне в отцы;
«Твой детский ум острее бритвы.
Спесь правит телом и душой,
А все в округе – поле битвы.
Зло против всех зовет на бой!»
Впрямь опостылели все лица!
Присмотр и драгоценный дом.
И тот, кто строит небылицы.
Ужо, я разберусь с шутом!
Ну, а пока пойду к ручью,
Чтобы сыграть с судьбой вничью!

Подходит к ручью и наклоняется.

Скажи, прелестная водица,
Что хороша, мила девица?
В зеркальной глади – хороша.
Ликует тело. Не душа!

Наклоняется ниже.

Моя корона раздвижная
Снималась с детства лишь на сон.
Жемчужина горит, сверкая,
Какой же будет чудный звон,
Коль упадет она на дно,
В ручья протоку устремляясь.
Форелью чернь сверкнет, играя...
Но мне, признаюсь, все равно!

Трясет головой, и корона летит в ручей.

Теперь проверю чьи-то сплетни,
Что принесли ко мне намедни.

Смотрит в воду ручья.

Как прежде хороша девица?

Вскрикивает.

Но там крысенок, а не львица!
Дурнушка, коей не сыскать!

(осматривает себя)

Лохмотьев нищеты не снять...
Ах, голова! Она кружится!

(повторяет в отчаянье)

Лохмотья грязной нищеты...

Шут выходит из-за кустов, и она бросается к нему.

О, шут, утешь меня хоть ты!
Бежим отсюда! Я боюсь.
Сад навевает боль и грусть.

Шут (в зал)
Признаюсь вам, мне жаль ее!
Ведь не осталось ничего
Из тех даров, что ей достались,
Ум и богатство потерялись.
Но поспешу и за дурнушкой.
В ней сердце кроткое простушки.

                Убегает вслед за принцессой.


КАРТИНА 4
Принцесса Жанна бежит все дальше и дальше по лесу. Видит избушку, в которой проживает старуха. В убогой комнате происходит их знакомство.

Старуха.
Стучит и вроде не шутя.
Топила печку, чтоб согреться.
И надо ж, чувствовало сердце,
Что к дому подойдет дитя.

(открывая)

Входи же нищенка ко мне.
Кто ты, что бедно так одета?
Клянусь, что будешь ты согрета,
Бродить не будешь при луне.

Принцесса (кротко).
Мой проводник меня звал – Жанна.
Не помню больше ничего.
С утра не видела его.
Но встреча с Вами так желанна!

Старуха.
Со мною? Горю не помочь.
Я схоронила свою дочь.
Такую же, как ты, простушку.
Ей двадцать нарекла кукушка.
А ты, наверно, сирота?
Нет не раскрою больше рта.

Принцесса.
Старушка, я не знаю дома,
С родителями незнакома.
Мне хочется тебе помочь.

Старуха. Я снова вижу свою дочь!
Я вспоминаю счастья годы,
Когда не трогали невзгоды,
Но силы старой на пределе.

Принцесса.
Ты только расскажи о деле.
Что делать мне? Куда идти?

Старуха.
Да коз моих в лесу пасти.
Я вижу: ты добра, послушна.
Давно уж не внимали уши
Такому кроткому созданью.

Принцесса.
В час радости и в знак признанья
Благодарю тебя за кров.

Старуха.
Тебе и мне Бог шлет покров!


КАРТИНА 5

В королевском дворце переполох в связи с исчезновением принцессы. Король и королева безутешны. Они сидят на троне и разговаривают о своей пропавшей без вести дочери Жанне.

Король.
Мне все неслыханно противно.
Как же могли мы допустить,
Что цвет столь юный и невинный
Мог кто-то растоптать иль скрыть.

Королева.
О, эти неучи лакеи!
Служанки, что храпят в постели,
Спя беспробудно до обеда.
Какие мы – такие беды.

Король.
Но есть в придачу и палач.
Ждет у тюрьмы. Слуг наших плач
Уж третий день пощады молит.
Казнить негодных?

Королева.
С них довольно!
Объявим завтра траур мирный.
Объявим, что жених тот дивный,
Кто вдруг отыщет нам принцессу.
И будет смелый тот повеса
Премного нами награжден.
Получит в жены дочь и трон...

Король.
Ну-ну, про трон не зарекайся,
На колокольню хоть подайся
От ваших детских измышлений,
Что стерегут мои сомненья.
Полцарства. Больше ничего!
Мигрень схватила. О-о-о!..

(Хватается за голову.)

КАРТИНА 6

Прошло три года. Многие принцы, рыцари и юноши из бедных семей пытались отыскать принцессу Жанну, но безуспешно. Пока не появился принц Сигизмунд. А тем временем шут завершает свою необычную историю.

Шут.
Уже три года пролетели,
Но не утихли те метели.
Все принцы, рыцари и чернь
Принцессу ищут каждый день.
А тайну знаю я, что здесь –
В избушке бедненькой старушки
Живет и доброта и честь
Принцессы – нынешней марушки.
Да, кажется мне – вон она!
С вязанкой хвороста из леса
Спешит... уж стала у окна...
И ждет какого-то повесу!

Принц (кричит).
Постой, бедная девушка.
Выслушай меня...
Прости, пастушка, мой порыв.

(Подходит)
В глуши мой крик как будто взрыв.
Так эхо по местам разносит
Слова. Да, видно, сердце просит.

Принцесса. Чего же просит Ваше сердце?

Принц.
В нем благодать. Ему согреться
Помог Ваш кроткий нежный взгляд.

Принцесса.
Нрав кроток – скромен мой наряд!
В глуши я с матерью одна.
Всегда немножечко грустна.
Кто Вы, любезный баламут.

Принц.
Я принц несчастный Сигизмунд.

Принцесса.
А в чем несчастье у повесы?

Принц.
Три года я ищу принцессу!
Она умна и хороша.

Принцесса.
Добра ли так ее душа?

Принц (сокрушенно).
О, нет! Душа не хороша!
Язык как жало зол и желчен,
Слыла Жемчужиною Черной,
За нрав горячий, непокорный.
Но сердцем чувствую, что жив
К душе тот образ, хоть спесив.

Принцесса.
Она вам только лишь желанна?
А как зовут принцессу?

Принц. Жанна.

Принцесса (удивленно).
Не знала я, что тезка есть
Средь коронованных невест.

Принц (догадываясь).
Стой, это ведь ее глаза.
В них те же звезды и роса.
Но та была резка, гневлива.
А ты совсем не горделива.

Пауза.

Достал сегодня из-под спуда –
Из ила мутного ручья –
Я затерявшееся чудо...
Корону, что надеть нельзя.
Ее наденет только та,
Кого назвал в сердцах – звезда.

Достает и надевает на голову принцессы Жанны корону с черным жемчугом. Она моментально преображается, распрямляется в осанке и превращается в прежнюю красавицу.

Принцесса.
Я вспомнила. Я та... Я Жанна!
Корона эта не случайна.
Ее мне фея подарила
И так судьбу расположила,
Что испытать пришлось мне всё –
Величье, роскошь, забытьё.

Принц.
Теперь я вижу, ты – принцесса!
Нет не моя. Напрасна пьеса!
Ведь станешь вновь меня язвить.
Себя лишь знать, себя хвалить.
О не дразни судьбу как прежде!
Не смея требовать любви,
Хочу лишь пребывать в надежде...

(Прикладывает ее руку к своему сердцу.)

Сердечный жар в моей крови!

Принцесса.
Поверь: я прежняя пастушка.
Душою – кроткая простушка.

Принц. Строптивости как не бывало?!

Принцесса. Я новою принцессой стала!

Принц. Неужто это все не сон?

Принцесса. Я вижу, принц, ты потрясен.

Принц.
Да, потрясает эта новь!
Казалось мне, что всё остыло...

Принцесса.
Так знай, что сердце разбудила
Твоя огромная любовь!
Но бедных окон не забуду
И душу не предам греху.
Познав нужду, другой не буду.
Клянусь тебе как жениху!
Вот был бы с нами старый шут,
Он объяснил бы все, как надо,
За пять минут.

Внезапно появляется шут и заканчивает историю.

Шут.
О, здесь ваш основной свидетель!
Но знайте, лучшего радетель –
Тот жемчуг, что ушел под воду,
Дав ищущей душе свободу.
С момента появленья Фей
Минуло столько всяких дней!
Богатство, ум и красота,
Не ошибусь – людей мечта.
Но есть ли толк от красоты,
Ума огромной высоты,
Когда гордыней, как клинком,
Мы разрушаем все кругом?!
Обилие давило Жанны душу.
С нуждой добро вдруг вырвалось наружу:
Сочувствие и вера появились,
Хоть раньше глубоко они таились.
Лишь в бедности нашло ее смиренье.
Верх взяли кротость, а еще... терпенье!

И это далеко не всем под силу –
Стать и душой поистине красивой.
Друг, вспомни главный наш урок,
Что бедность не всегда порок!

                Конец.