Записки Прогдиггера 34 Рок классика

Андрей Фко
У каждого свое представление о том, что является рок-классикой. Кто-то копает слишком глубоко, кто-то наоборот – что поближе. Я составил свой список. Должен сказать, что это было не просто, потому что многие группы, которые я считаю классикой, намного более к месту смотрелись в других разделах. Скажем, Uriah Heep и Nazareth – конечно, классика, но все-таки немного одноплановая, без глобального значения в ретроспективе. Другое дело, Cream или Bob Dylan – никаких сомнений, что это самая что ни на есть классика, даже не смотря на то, что Дилана я вообще не сильно люблю, а Cream меня в свое время скорее разочаровали, чем очаровали, хотя я и ожидал от них чего-то абсолютно волшебного. В скобках замечу, что всеобщей любви к Клэптону и, тем более, фразу "Клептон - Бог" я так и не понял – для меня Клэптон довольно скучный и неизобретательный гитарист, - и тем не менее, я признаю, что он – классик гитарной рок-музыки. Так что не стоит воспринимать мой список как мои пристрастия. Это, скорее, более-менее объективный взгляд на историю рока.

Далее – классика рока в алфавитном порядке:

Black Sabbath – прежде всего, они одна из четырех величайших групп хард-рока (хотя их музыку хард-роком ну ни как не назовешь), а кроме того, они дали миру Оззи, Тони Айоми, мрачный тягучий doom и много чего еще. Лично мне ближе всего их альбомы 1973 и 1975 годов – невероятной красоты тяжелый прогрессив с затягивающими рифами.

Bob Dylan – американский рок-бард, автор едва ли не самых первых рок-стандартов – песен, затертых впоследствии до дыр прочими классиками и неклассиками.

Cream - первая супер-группа в истории рока. Они подняли тяжелый блюз на уровень, с которого стартовали все воспоследовавшие монстры этого жанра, включая Led Zeppelin и Jimi Hendrix. Конечно, еще раньше были the Yardbirds, но разве ее кто-нибудь помнит?

Deep Purple – номер два в символической четверке величайших хард-рокеров. Smoke on the water и все такое. Но мне, как ни парадоксально (а точнее, совсем наоборот) больше всего нравятся их первые три альбома, где Перплы играли симфо-рок а-ля Vanila Fuge.

Grand Funk – замыкающее звено все той же четверки хард-рока и единственные американцы в ней. Пожалуй, самая пуристская в смысле харда группа из четырех, хотя тоже под конец сдвинулась в сторону прогрессива.

Janis Joplin – величайшая рок-певица, равной которой не было и, видимо, уже не будет.

Jesus Christ Superstar – это, конечно, не группа, а рок-опера. Но без нее рок-классика не классика.

Jimi Hendrix – собственно, что тут скажешь? Только что-нибудь банальное: гений гитары. Пусть будет так, хотя я и не большой поклонник Хендрикса: мне всегда казалось, что у него не было самого важного – чувства композиции, что было, например, у Led Zeppelin.

Led Zeppelin – величайшая группа в истории, можете даже не пытаться меня в этом переубедить. Хотя бы уже потому, что девять альбомов, которые они записали, звучат так, будто каждый из них записан совершенно иной группой, причем, как минимум пять из этих групп – просто гениальные. Честно говоря, я знаю только одну группу, которая была настолько же разнообразна – Битлз, - но они – только начиная с пятого альбома.

Metallica – единственная группа из восьмидесятых в моем списке. Она здесь, собственно, по схожей причине, что и Led Zeppelin: никогда не стояли на месте и не повторялись. Правда, всегда были узнаваемы, потому что просто эволюционировали, а не революционировали. Впрочем, я в любом случае не большой поклонник металла, но Metallica вызывает во мне неистребимое уважение.

Ozzy Osburne - дважды классик. И как вокалист Black Sabbath, и как сам-себе-господин. Сумел сделать из своего довольно жиденького вокала самый узнаваемый голос в истории рока. Да и вообще, приколист.

Queen - кому-нибудь нужны комментарии? Надеюсь, что нет.

The Beatles – это наше все! Например, это повод хрюкнуть и сплюнуть: "Так это же попса! Как это вообще можно воспринимать всерьез?!" Что тут скажешь: и среди моих друзей были те, кто поддался моде на подобную чушь – пока не вникли в суть. А суть проста: история Битлз – это история рока в концентрированном виде. Все основные жанры рока (кроме, блюза, пожалуй) были инициированы или выведены из андеграунда именно битлами: и психоделия, и прогрессив, и даже в какой-то степени хард-рок, не говоря уже о гаражном панке.   

The Doors – по молодости эта группа сносит башню на счет раз, потом как-то отпускает, но ощущение, что это стопроцентная классика уже ни за что не пройдет. Хотя, если честно, в музыкальном плане они были так себе. Вот харизма- это да!

The Rolling Stones – вечная группа номер два при жизни Битлз, впоследствии стала, наконец, величайшей, какой и остается до сих пор.

The Who – они придумали музыку модов, рок-оперы, манеру ломать гитары о комбики и песенку My Generation. А их барабанщик, как говорят, придумал название Led Zeppelin. А это само по себе что-нибудь да значит!