Галопом-автостопом. Глава 12. Пудож-Архангельск

Анастасия Игнашева
ДЕНЬ 3.
  И была ночь и было утро. Проснуться утром получилось опять как-то само и опять в 6 утра. В глаз нахально светило высоко стоящее северное солнце. Белые ночи. Да.
 Подъём в 7-15(опять попыталась подремать), завтрак.
"Спасибо этому дому, пойдём к другому!"
   Опять, не смотря на утрений час, было жарко. Интересно - что за праздник в Пудоже 2 июля празднуют? День Города что ли?
 Неподалёку от гостиницы стояли, явно кого-то ожидая, две тётки. Я спросила про выезд из города в сторону Каргополя и Архангельска.
- Поехали с нами. - сказала одна из них, - Сейчас развозка придёт.
 Вобщем - до выезда из городка доехала на служебной развозке. На выезде под кустом нашла место для стопа, оборудованное какими-то неведомыми "братями по разуму" - на старую покрышку положена доска. Получилась скамейка. Она была сырая от росы. Я постелила сидушку и села. На меня тут же набросились толпы всевозможных кровососов от мошки до паутов и слепцов. И я пожалела, что забыла средство от насекомых.Вообще - уходя в этот раз на трассу, - я забыла три вещи: очки, расчёску и средство от кровососов.
 Минут через 20 появился "Рено-меган", взявший меня до Сигова - это километров 25. Мужик ехал на родник за водой. Туда весь город ездит.
    Дорога, плавно переходящая в единственную деревенскую улицу, была пустынна. Я стала в жидкой тени напротив ветхой избушки, украшенной спутниковой "тарелкой". давно заметила в провинции эту особенность - обилие "тарелок". Дом - может быть самой убогой хибарой, шатаюшейся от ветра, но "тарелка" висит! Иногда дом выглядит так, что кажется - тарелка его разрушит. Солнце поднималось всё выше, тень перемещалась. Я ушла за деревню, в надежде найти хоть какую-то тень и там встать стопить. Фиг. И вокруг неотступно крутилось целое облако кровососов. В голове всплыло знакомое со школьных времён: "Бедная баба из сил выбивается! Столб насекомых над ней увивается!"
 Ну, я, положим, из сил не выбивалась) Жарковато было. Но не более.
 Появился "Москвич"-универсал. Пятидверник. Водитель остановился, опустил стекло:
- Я б Вас взял, но у меня машина перегружена. Сзади грузовик идёт. Дождитесь.
 И уехал. Меня такие люди умиляют. Останавливаются, чтобы сказать именно это) Люди! Я вас обожаю! Минут через 10 и вправду показался "МАЗ" с надписью "Россия" во весь передок и вологодскими номерами. И он оказался до Архангельска! Аллилуйя!
     Водила оказался типичным гопником, но вёл себя прилично))))
- Это ничего, что я в труханах? - спросил он. На нём, по случаю жары, были только застиранные "семейники".
- Меня это не волнует.
 А ещё он всё спрашивал - не жарко ли мне и всё причитал "Горе мне, горе!". На жаре машина шла плохо - двигатель перегревался.
- Давай на "ты"! - предложил он, когда я устроилась в кабине.
- Ну ладно.
- Чего одна?
- Так вышло.
   Мы проехали ещё километров 100, до границы Архангельской области, и он спросил, как меня зовут. Сам не представился. Ну и ладно.
    Дорога из асфальтовой превратилась в тряскую грунтовку.
- Её ещё военные строили! - пояснил водила, - К Плесецку!
   В пользу этой версии говорит, в частности, то, что на отдельных участках сохранилась бетонка - покрытие из бетонных плит. Я такую дорогу называю "дорога-домино". Потому что плиты напоминают уложенные в два ряда костяшки домино. Ещё из разговора я узнала, что он из Вытегры. Поэтому и гоняет машину по этой дороге, а не по федералке, до которой из Вытегры изрядный крюк через Кириллов и Вологду.
- От Каргополя до Плесецка 200 с лишним км положили.  Путин дал средства. - сказал водила.
- А на остальные 300 км. - денег не хватило? - спросила я.
- И то - только потому, что в Плесецке космодром и военная база.
   Потом, когда выехали на хорошую дорогу, я действительно увидела строительную технику с эмблемой ЕдРа.
 - Тебе не жарко? - в очередной раз спросил водила.
- Нет.
 Почему-то его этот вопрос больше всего волновал. Сам он, как уже говорилось, сидел в семейных трусах. А на мне кроме штанов и футболки была ещё спецназовская "разгрузка".
   Кстати, о снаряжении. Вернее даже, - о том, как следует женщине одеваться и вести себя на трассе. Великий гуру и основатель Академии Вольных Путешествий А. Кротов вообще женщине на трассе советует забыть о том, что она - женщина. "Это касается как внешнего вида, так и манеры поведения. Лучше всего выбрать свободную, удобную, максимально закрытую, но и не слишком жаркую одежду (для меня это обычно джинсы, футболка, толстовка или легкая куртка). Такую, чтобы издалека вас можно было принять за молодого человека неопределенного возраста. И никакой косметики или парфюмерии!
С водителем разговаривайте, как с деловым партнером – он везет вас по трассе, вы развлекаете его приятной беседой, скрашивая скучные километры дороги. Лучше всего говорить, что вы студентка, едете на каникулы. Студентам многое прощается..."(А. Кротов)
  Так что с точки зрения Великого Учения Автостопа я выглядела "в самую плепорцию". Футболка у меня, кстати, тоже не простая, а рафтинговая. Там особое переплетение нитей в ткани, которое продувается и ткань мгновенно сохнет. К тому же она - как положено - "кислотного" цвета. Поверх неё - "разгрузка" из "Униформы НАТО", на которую нашиты СОПы - светоотражающие ленты. Рюкзак у меня тоже армейский - из "Сплава". Вобщем - хожу я со спецназовской снарягой.
    - Плесецк открытый город? - спросил отец, когда я уже после возвращения рассказывала о своём путешествии.
- Конечно открытый! База в стороне от города. А через него такой транзит идёт! И большегрузы, и легковушки.
  Транзит через Плесецк и впрямь идёт большой. Эта трасса, хоть и считается местного значения, на самом деле призвана разгрузить "федералку" - "Холмогоры", она же "Москва-Архангельск".
    Ехали мы весь день. Останавливались поесть всего 2 раза - в уже  упомянутой мной не единожды Ватамановской - там в этот раз было полно народу и пришлось ждать, и в Брин-Наволоке, уже при выезде на федералку. да ещё один раз водила друга встретил и остановился с ним чаю попить.
    Ближе к вечеру снова прорезались мама с Серым. Серый с смской, что он по этой трассе не ходил, а мама стала названивать каждый час и спрашивать "Ты где?"
"Где-то". - отвечала я и это, вобщем, соответсововало истине. Ибо именно где-то я и была. Где-то в России.
"Ох, горе мне, горе!" - вздыхал водила. И мы то летели, то ползли, в зависимости от состояния дороги.
Тем временем вечерело.
- Тебе одной не скучно? - спросил водила.
- Скучно. - честно ответила я, - Обычно я с дочкой хожу.
- А сколько дочке?
-20.
- А тебе?????
-40.
 Немая сценка.
     В Архангельске были уже почти в час ночи.
 Мост на въезде был закрыт на ремонт и большегрузы по нему не пускали. Взвыв в очередной раз "Горе мне, горе!" - водила пошёл плутать "партизанскими тропами", пробираясь к Новому мосту через Двину. Мы кружили среди каких-то жутких деревянных хибар, железнодорожных путей и прочих городских трущоб.
"Горе мне, горе!" - завывал водила.
   А потом вдруг мы выскочили на мост через Двину, за которым уже начиналось Окружное шоссе. В открытое окно ударило каким-то кислокапустным запахом. Как будто из овощехранилища.
- Новодвинский целлюлозно-бумажный комбинат. - поморщился водила.
 Позвонила мама с обычным "Ты где?"
- В роуминге. - попыталась пошутить я, - Едем через Двину по мосту. В Архангельске мы.
 Вобщем - в час ночи я была в Архангельске, а ещё через полтора часа бодрого марша по ночному Окружному шоссе под дождиком и отбиваясь от комаров - в гостинице.
Если есть рай на земле - то он - в Архангельске!
  Именно так я подумала в пол-третьего ночи ввалившись в гостиницу для дальнобоев.
"На фиг! Завтра (или сегодня уже) - отсыпаюсь!"
 Позвонила мама, которая тоже не спала.
- Я в раю, мама! И он в Архангельске!
    Душ в раю, тем не менее, не работал. Я обтёрлась гигиеническими салфетками и легла спать.
ДЕНЬ 4. Отдых.
Пока я спала погода в раю тоже испортилась. После +30 резко стало +16. Дождь и ледяной ветер. Подобное, впрочем, для Архангельска не редкость - рядом Арктика и погода может меняться, и очень резко, - по несколько раз на дню. Но это меня не остановило. Надо было снять денег с карты, да и погулять нехудо бы. Отдых-отдыхом, но не в гостинице же сидеть?
О вчерашней жаре не напоминало уже ничего. Я доехала до офиса банка, но он оказался закрыт - выходной! К счастью - ближайший банкомат был буквально в 15 минутах ходьбы. Я сняла деньги и поехала в центр. Погода шептала. Я прошлась по набережной, полюбовалась на здание Морского Порта, то самое, что изображено на 500-рублёвой купюре, купила очередные магнитики на холодильник и поехала в Малые Корелы. Пока ехала - погода испортилась окончательно. Но в Корелах неожиданно проглянуло солнышко. Я там проболталась почти до закрытия. Раз уж с Кижами облом вышел...
  Вспомнилась вычитанная где-то фраза, что Русский Север - это была отдельная цивилизация в восточнославянском мире, складывавшаяся на протяжении столетий, начиная с 13 века - с нашествия монголов на Русь. Именно тогда, спасаясь от захватчиков, население коренной - Киевской - Руси бежало на север, где вступало в контакт с местным фино-угорским населением, ассимилируя его. Второй путь колонизации - продвижение в северо-восточном направлении новгородских дружин с целью поиска новых торговых путей.
 Вторым таким обособленным цивилизационным очагом была - и остаётся Западная Украина. Но там не была. А вот цивилизация Русского Севера советской властью и большевиками погублена практически безвозвратно.
     День отдыха я себе устроила по нескольким причинам. Одна из них - воскресенье - на которое пришлось моё прибытие в Архангельск, - день затишья. Мало кто едет из города. Большинство - в город.
    В гостинице разговорилась с приехавшими откуда-то дальнобоями. У них, вроде бы, намечалась в понедельник погрузка и отправка в Котлас - туда, куда мне надо. Но точное время неизвестно. Они пообещали взять меня, если что.
     Обычно меня терзают идиотским вопросом не боюсь ли я. Задолбало! Я на этот вопрос не отвечаю принципиально! Ибо - ещё раз повторю слова Анны Ахматовой: "Кто чего боится - то с тем и случится!" Но на этот раз меня терзали другими вопросами:
"А почему одна?" и "Не скучно?"
Всё какое-то разнообразие.
     Вообще же - отношение к женскому автостопу - сродни отношению к женщинам в армии. Не все одобряют, но явление "существует - и ни в зуб ногой!" И на "нравится-не нравится" практикующим как тот, так и другой (служба в армии) образ жизни - вобщем-то плевать. Автостопщицы ездят для себя, а женщины в армии служат не кому-то лично, а - Отечеству. Так что - ваше мнение - это всего лишь ваше мнение. К тому же в Израиле, например, служить обязаны все - и парни, и девушки. Да и в американской армии женщин немало, как и в нашей) А я бы вообще у нас сделала, как в Израиле - призывать бы и девчонок тоже. Глядишь - и проблему недобора решили бы. А то наши доблестные военные воют каждый год, что служить некому. Впрочем - отвлеклась... Ходьба по Музею повергла меня в какую-то левитановскую тоску.
   На следующий день я покидала Архангельск.