Мой друг Мухин

Галина Пушкаревская
     Знакомые с детства переулки, улочки, улицы… Двух-, четырех-, пятиэтажки,  в которых живут, или когда-то жили мои школьные друзья, подруги, просто знакомые. Вдоль дорог стоят старые огромные деревья – акации, тополя, шелковицы. Они взрослели вместе с нами, были свидетелями наших игр, свиданий, разлук. Улица  Дачная, Белая, Курортная…


     А вот и окна на первом этаже желтой облезшей пятиэтажки. Как всегда, они занавешены серыми простынями. Уголок одной из них свесился, открывая темное пространство в глубине комнаты. Но там ничего нельзя рассмотреть. Стекла такие грязные, что кажутся матовыми. Здесь живет мой товарищ юных лет, Вовка Мухин. Мне не хочется с ним встречаться, но если он меня заметит, то обязательно выскочит, будет провожать и утомлять своим бредом, который прет с него вот уже лет тридцать. Поэтому, я только скашиваю глаза на простыни и стараюсь побыстрей прошмыгнуть мимо.


     И вдруг вижу – из-за угла, мне навстречу, летит Мухин. Отвертеться не получилось. Ну, что ж, пообщаемся со старым другом.Внешний вид Мухина - это что-то! В свои «за 50» -  он подтянутый, поджарый, без малейшего намека на брюшко. С широким пружинистым шагом, в поношенной, но опрятной одежде. Но самое замечательное в его внешности – это  голова. Вернее, то, что на ней растет.  Длинные седые волосы открывают красивый лоб. Усы, прикрывающие беззубый рот и легкая серебристая борода по пояс. Все это развевается по ветру и похоже на Вовку, летящего на серебряном облаке. И еще – глаза. Синие-синие, улыбчивые, в мохнатых и, тоже уже, седых ресницах.

- Леночка! - закричал он – Как хорошо, что я тебя встретил! Ты можешь уделить мне пять минут?

Знаем мы эти 5 минут. Но деваться  некуда, и я ему улыбаюсь.

- Я открыл одну штуку! Сейчас расскажу.

 И понеслось. Пять минут, как всегда, сильно растянулись.  Но я  терпеливо слушала. Во-первых, потому, что было приятно за «Леночку»,хотя, я - давно уже тетка с именем-отчеством.
А потом, он -  мой старый друг. Почти такой, как дерево, дом, как протоптанная дорожка, которые видели нас молодыми и красивыми.

  Он шел рядом, размахивал руками и рассказывал сказки про "серого Бычка". О том, что скоро конец света, и он точно вычислил, когда. Он пересмотрел кучу газет, выписал отдельные фразы, которые его больше всего поразили, смонтировал их и получил «абсолютные данные».

-Ты представляешь, как это, оказывается, просто! Буквально в каждой статье есть скрытая информация. Даже в заглавии. Давай зайдем ко мне на минутку, я покажу.

 Увидев мой отрицательный жест, Вовка «сделал» большие глаза.

-  Боишься?! Ленка, ты же меня знаешь.

Я с усмешкой смотрю на него. Кого меньше всего боюсь, так это его.

- Ну, не хочешь, как хочешь. Но обещай, что навестишь меня, когда я начну  голодать. Последний раз я выдержал две недели, потом сорвался. Соседи ремонт устроили и такой шум подняли, что мне трудно было сосредоточиться. Вот, если б, ты, хоть иногда, заходила – я бы смог.


     Я знаю, Мухин,не считая  ежедневного скудного питания, уже несколько раз голодал. Когда-то у него были больные почки. В детстве часто лежал в больнице. А лет в тридцать устроился работать на рефрижераторе – возил морковь, свеклу. Что возил – то и ел. И так -  неделями, месяцами. То он желтый, как каротин, то – красный, как свекла.  Но, почки вылечил и с тех пор ничем не болел. Летом собирает абрикосы, осенью и зимой  варит пшеницу, которую поднасобирает на элеваторе.
     Не курит, не пьет. В общем , ведет здоровый образ жизни. Иногда и денежки водятся.То, занимался сбором и реализацией пустых бутылок, то - картонных упаковок.  А как-то я встретила его на остановке. Он набросился на меня с объятиями.
- Как я рад тебя видеть! С прошедшим 8 марта тебя! Что же тебе подарить? А, вот! Возьми деньги. Бери! У меня еще есть! Дочка с Германии выслала.А я все равно не знаю, куда их девать.
При этом, выглядел таким счастливым, что я не смогла отказаться и взяла его замусоленную двадцатку.

     Так вот, насчет голодания. Во время этого самоистязания, на определенной стадии, Мухин должен встретиться с самим Богом. Причем, сначала нужно не есть, а потом перестать и пить. Если он выдержит сорок дней – есть шанс, что их встреча состоится. Зачем ему это? А как же! Ведь у Вовки – миссия! Спасти человечество от конца света! Эта идея питает его уже много лет. И он тщательно к этому готовится. Библия у него – настольная книга. Каждая строчка испещрена поправками и комментариями.  Его двухкомнатная квартира завалена всяким хламом, а поверх него – стопы, стопки и стопочки каких-то брошюр, книг, журналов, газет, которые он скрупулезно изучает, что-то выписывает, вырезает, монтирует.  Короче, работает. Его цель – выжить в этом страшном кошмаре. Для этого, ему нужно встретиться с Богом, покумекать о том, о сем и договориться, кому, с какой стороны и как начинать действовать. И конечно же, борода (чем длиннее, тем лучше) служит антенной-проводником между ним и Всевышним. Бороду он отрастил себе лет в тридцать пять. Видно, к этому времени уже полностью созрел для своего предназначения.

     Однажды Мужин голодал дней тридцать Но что-то сорвалось. Выглядел ужасно. Глаза ввалились, пиджак болтался на костях, как на вешалке и был похож на святого мученика.

- Я почти увидел Его. - Прошелестел одними губами.

- Как ты не понимаешь, балда, - ругалась я, - У тебя просто нарушилось питание мозга! Он  обесточился, и начались галлюцинации. Еще бы немного – и кирдык!

Он смотрел на меня своими синими, очень умными глазами, жевал усы и улыбался. А я не могла понять, придуривается он, или, в самом деле, верит в то, что говорит? Во всяком случае, когда бы я его не встретила, он всегда был  очень довольный и сияющий, в ореоле своей бороды. Казалось, он, действительно, знает что-то, чего не знают другие.

Мы навернули уже несколько кругов вокруг моего дома и остановились у подъезда. Я устала от Мухина и от его бесконечных рассуждений.

- Если бы ты только захотела, - продолжал он – я бы взял тебя с собой.

Я скорчила гримасу.

- Это же такое счастье, что у нас никогда не было секса. А там он и вовсе не нужен. Мы будем духовными мужем и женой.

- У меня есть муж, – напомнила я.

Он презрительно сощурился.

- Знаю. Все земные браки греховны. А там у нас откроется такая деятельность! Представляешь? С чистого листа. Для этого тебе тоже нужно начать голодать. Вместе со мной!

Я покрутила пальцем у виска. Мухин засмеялся,  помахал мне на прощанье и пошел.

- Не забудь! Второго сентября я начинаю.- прокричал мне в спину,- Загляни ко мне. Дверь будет открыта.


     Я вспомнила, что нужно зайти за хлебом и тихонько двинулась в сторону магазина. Жалко Вовку. Не этого, старого, а другого, мальчишку, который так много хотел сделать, и у которого были такие большие перспективы. Этот же, старый Мухин, жалость, почему-то, не вызывал. Скорее – удивление, недоумение и, как ни странно, восхищение. Своим маниакальным упорством и какой-то потусторонностью.


     А много лет назад, летом, в наш дом явились два друга Володьки. Один из них – Мухин, другой – со смешной фамилией Товчигречко. Они поступили в институт и пришли к своей учительнице сказать большое комсомольское спасибо за  достойную подготовку по математике. Учительница – это моя мама. А тут и я, пятнадцатилетняя краля, верчусь под ногами. С тех пор мальчишки стали появляться у нас часто. Мухин был улыбчивым красивым парнем с ярко-синими глазами под мохнатыми ресницами, немного стеснительным, но переполненным всяческими идеями
     А Товчигречко – серьезный, остролицый и тоже очень умный. Под свою ответственность, забирали меня из-под родительского крыла и изо всех сил развлекали. Правда, мама давала нам в нагрузку мою сестренку, но это ничего не меняло. У меня появились интересные старшие друзья – парни, и мне страшно с ними нравилось. Они таскали меня на концерты, в театр, устраивали веселые прогулки по лесу. Мухин с таинственным видом открывал тяжелющий портфель, вынимал оттуда штук двадцать баночек сока, который мы, дурачась, выпивали.  Ребята демонстрировали передо мной приемы рукопашной борьбы, а я их судила.

     Как-то, постепенно, Товчигречко отсеялся, остался Мухин. А я взрослела, у меня появлялись другие друзья, интересы, и  на Вовку оставалось мало времени. Наши встречи стали все реже, а года через три  я вышла замуж и уехала. Мухин блестяще закончил институт, женился, развелся. После института ни дня не работал по специальности. При редких случайных встречах,  он,  то радостно сообщал, что вскопал сотку земли за городом и сейчас благополучно продает рыбакам червей, то заговорчески  делился, что один приятель обжигает в заводе известь, а он, Вовка, очень удачно  ее сбывает. Потом был рефрижератор с морковью, потом конторка сторожа на поле, и все в этом духе. Свободное время ему было нужно, чтобы читать.  А читал он много и, конечно, не романы. В итоге, Мухин пришел, куда пришел.


     И  вот назначена новая дата – второе сентября.  Я купила хлеб, еще что-то, мысли о Мухине отошли на задний план.

 В конце сентября я случайно оказалась на знакомой улице, возле окон с серыми простынями. Ничего не изменилось, все так же грустно свисал уголок, открывая темное пространство в глубине. «Голодает, или опять отложил?» -подумала я и пошла дальше. Когда дом остался за спиной, вдруг резко повернула и  побежала обратно. Толкнула дверь – не заперта. Знакомое нагромождение самых разнообразных предметов: тазы, картонные ящики, на огромной стопке газет – облупленный чайник. Пыльно, мрачно. С спальне – то же самое. Постель прикрыта скомканным суконным одеялом. Подушка смята, у кровати на полу его дореволюционные сандалии и рваные тапочки. На табуретке, у изголовья – пустая литровая банка. Мухина не было. Я немного посидела, потом походила. Заглянула к соседке, своей однокласснице.

- Вовку давно видела?

- Давно, с месяц назад. Занес десять гривен.  Долг. А что, дома нет? Может, уехал куда?

Я задумалась.  Вряд ли. Дверь открыта. Он не любит непрошенных гостей и всегда запирается на два замка. Сандалии, в которых он ходит до холодов – под кроватью. Зашла в спальню и на всякий случай позвала: «Вовка, ты где?»
 А что, если… ? Получилось?! Но, тело... Бред какой-то. А если не бред?  Я зачем-то пощупала одеяло, взяла в руки сандалии, тупо стала их разглядывать. Посмотрела на часы. Прошла уйма времени.  На шкафу прикноплена вырезанная из журнала Наталья Варлей, которая, по словам Мухина, была похожа на его бывшую жену, а рядом, на гвоздике – репродукция иконки Богоматери.  Я перекрестилась на нее, вышла, прикрыла дверь. Куда бежать, кого спасать? И нужно ли? А вдруг он, все-таки, встретился с тем, с кем хотел? Там, наверху? Сидят сейчас рядышком, почесывают бороды и кумекают, как бы спасти чад своих от неминуемой гибели. Ну а тело растворилось на атомы, как что-то уже очень не существенное. Да, дела….


      Потом я замоталась, закрутилась, и исчезнувший Вовка опять ушел куда-то в сторону. Временами я снова вспоминала о нем и мимо воли вглядывалась в бородатые лица. Несколько раз, проходя мимо его окон, я притормаживала шаг с надеждой, что, вдруг, заметит.  И я увижу летящую из-за угла высокую фигуру с серебристыми развевающимися лохмами волос, в потертых штанах, клетчатой рубахе и синими ясными глазами под пушистыми седыми ресницами. Глазами Вовки Мухина, моего старого приятеля, Божьего человека, старца и просто обаятельного чудака, который хотел спасти мир.