Василий Васильевич Розанов

Диана Доронина
В 1-м томе альманаха «МОСТ» мы открыли тему возникновения и развития символизма. Её продолжение – статья о В.В. Розанове и его взгляде на это
направление в литературе.

Василий Васильевич РОЗАНОВ (1856–1919)

Мне хотелось бы, чтобы меня некоторые помнили, но отнюдь не хвалили; и только при условии, чтобы помнили вместе с моими близкими. Без памяти о них, о их доброте, о чести – я не хочу, чтобы и меня помнили.
В.В. Розанов

Русский мыслитель, писатель, публицист В.В. Розанов родился в Ветлуге (Костромская губерния) в семье письмоводителя. Окончил филологический факультет Московского университета. Работал учителем истории и географии; служил в центральном управлении государственного контроля; с 1899 до 1917 года был постоянным сотрудником русской патриотической газеты «Новое время» (издатель А.С. Суворин).
«Розанов – явление во многом загадочное для русской культуры. Такого не бывало, да вряд ли и будет когда. Современники отворачивались, исследователи предпочитали обходить молчанием, потомкам запрещалось читать книги Розанова. И до сих пор всякий судит о нём по-своему», – писал А. Николюкин. С идеями В.В. Розанова полемизировали левые и правые, декаденты и «церковники». За ним на долгое время закрепилась роль «антигероя». Однако у Розанова был свой круг преданных читателей.
В.В. Розанов «вошёл в литературу уже сформировавшейся личностью» с философским трудом «О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания» (Москва, 1886). Его интересовали темы пола и семьи. Как пишет И. Репьева в своей статье, «Розанов оказался первым человеком в России, который заговорил о государственной заботе о семье. Доказал, что «частная жизнь» может иметь далеко идущие общественные последствия». Такой интерес был связан с личной ситуацией, сложившейся в жизни Розанова: расставшись со своей первой женой, он так и не получил развод, и ему пришлось вступить в «незаконный» брак (скреплённый тайным венчанием). Его пятеро детей оказались незаконнорождёнными и не имели права ни на какую социальную помощь в случае утраты главы семьи. Этой теме посвящён труд «Семейный вопрос в России» (1903, Санкт-Петербург). Неопубликованной осталась книга «История семьи в России».
В.В. Розанова волновали темы не только русской семьи и школы, он писал не только о русских писателях, но также и о вере, религии. Он был замешан в «деле Бейлиса». Ему свойственны были в разное время и юдофильство и юдофобство. В результате нераспроданный тираж своей книги «Обонятельное и осязательное отношение евреев к крови» он счёл нужным уничтожить. В 1911 году вышла книга «Тёмный лик. Метафизика христианства».
В своих всегда крайне парадоксальных критических статьях Розанов занимался почти исключительно Достоевским и Гоголем: «Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского, с присоединением двух этюдов о Гоголе» (1893) и «Литературные очерки» (сборник статей, 1899). Эстетические воззрения Розанова о роли образования отражены в книгах: «Красота в природе и её смысл» (1894), «Сумерки просвещения» (1899), «Уединённое» (1912), «Апокалипсис нашего времени» (1917-18).
Своей статье «О символистах и декадентах» Розанов придавал особое значение. Она была написана в 1896 году и переиздавалась в 1904 году. Розанов писал: «Под именем символизма и декадентства разумеется новый род не столько поэзии, сколько стихотворческого искусства, чрезвычайно резко отделяющийся по форме и содержанию от всех когда-либо возникавших видов литературного творчества. Явившись всего десять-двенадцать лет назад, он с чрезвычайной быстротой распространился во всех странах образованного мира, очевидно, всюду находя для себя хорошо подготовленную почву, какие-то общие предрасполагающие условия. …Символизм и декадентство не есть особая школа, появившаяся во Франции и распространившаяся на всю Европу: это есть окончание, вершина, голова некоторой другой школы, звенья которой были очень длинны и корни уходят за начальную грань нашего века. Выводимый без труда из Мопассана, он выводится, далее, из Золя, Флобера, Бальзака, из ультрареализма, как антитезы ранее развившемуся ультраидеализму (романтизм и «возрождённый» классицизм). Именно этот элемент ultra, раз замешавшийся в литературу и никогда потом из неё не вытесненный, как результат ultra в самой жизни, в её Нравах, в её идеях, её влечениях, её позывах, и сказался в конце концов таким уродливым явлением, как декадентство и символизм. Декадентство – это ultra без того, к чему оно относилось бы; это – утрировка без утрируемого; вычурность в форме при исчезнувшем содержании; без рифм, без размера, однако же без смысла «поэзия» – вот decadence».
Относясь, «бесспорно, отрицательно» к декадентству, Розанов вместе с тем ввёл символизм как литературный приём в свою публицистику, предлагая вместо логических рассуждений мозаику переливающихся чувств и мыслей, выраженных подчас в необычных образах и словосочетаниях, в казалось бы бессвязной игре ассоциаций.
В.В. Розанов умер 5 февраля 1919 года.

В статье использованы материалы:
Николюкин А. Магия слова как философия. О своеобразии миросозерцания В.В. Розанова.
Репьева И. Семейное счастье // http://hronos.km.ru/proekty/moloko/k_chitatelyu.html.
Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. – М., 1992.
Розанов В.В. Русский Нил / Подг. текста, вступит. статья и коммент. В. Сукача // Новый мир. – 1989. – №7. – С. 188-231.