Надлежащее общение

Андрей Кобижаев
17 июля 2011 г.

Насколько мы себя отождествляем с кем-то, настолько в нашей жизни нам будет хорошо или плохо. Когда родителям не безразлично, с кем дружат их дети, они пригласят этих друзей к себе и с ними поговорят. И так как родители – люди более зрелые, имеющие жизненный опыт, они через общение и беседу определят, хороший этот друг или плохой. Это очень важно делать, потому что «худые сообщества развращают добрые нравы», а ребёнок ещё не имеет критериев, чтобы самому разобраться, какое общение для него полезно, а какое вредно. Хотя в нём есть от родителей определённый позитив, но в нём ещё нет стержня, он не утверждён в вере и потому этот молодой человек ещё колеблется. Задача сатаны – взять этого человека под белы рученьки и увести в неверном направлении, поставить в неправильное положение.

В Ветхом Завете мы находим, как хороший царь Иосафат, который боролся с идолопоклонством в Израиле, соединился с другим царём, которого звали Ахав. И когда он с ним соединился, у него начались большие проблемы. Мало того, Ахав увлёк его пойти на войну, и эта война была проиграна.

Люди, с которыми мы соединяемся, оказывают на нас влияние, хотим мы того или не хотим. Мы ими пропитываемся. Если это Божий человек, в нём есть Божья благодать и Дары Святого Духа, которые будут нам помогать возрастать духовно. Если это нечестивые люди, занимающиеся нечестивыми делами, их негативное влияние будет увлекать и нас в это нечестие. Плотской человек, грешный человек, он живёт по плоти. И он будет воздействовать на нашу душу с плотской стороны. Мало того, что у нас своя собственная плоть есть, греховная, которая склоняет нас к греху, так у неё появляется и внешний союзник.

Что надо делать, чтобы побеждать свою плоть? Её надо как-то исправлять? Так или нет? – Её исправить невозможно. Вот ведь, в чём дело! Нашу ветхую природу изменить невозможно. Потому, когда Иисус Христос пришёл на эту Землю, Он не стал её менять. Он принёс нам новую природу. И когда мы новую природу получаем в свой дух, наша душа, наш разум, воля и чувства должны быть полностью покорены Духу Божьему. И когда это происходит, человек начинает преображаться в образ своего Небесного Отца. Скажите, когда ребёнок рождается, на кого он начинает быть похожим? – На своего земного отца. Но в духовном рождении мы начинаем походить на Отца Небесного.

Часто люди к Богу обращаются, как к какому-то далёкому и страшному Диктатору. Но Бог в Иисусе Христе открылся нам совершенно не так. Он открылся нам как Отец. Значит, мы теперь становимся похожими на кого? – На Него. У нас есть Его духовная генетика. Чтобы быть похожим на отца, надо иметь его генетику. А мы получаем генетику Отца Небесного через Иисуса Христа.

Когда Бог сотворил Адама, это был сотворённый человек. А когда Иисус Христос дунул на учеников и сказал: «Примите Святого Духа», они стали рождёнными от Бога. Они получили генетику Бога. Почему это стало возможным? – Потому что Иисус Христос пришёл во плоти, оправдал Себя в духе, то есть, доказал всему духовному миру, что естество Бога в естестве человека может возрастать и приносить плод. Вот, сама суть в чём была. И когда Он воскрес из мёртвых, весь духовный мир увидел, что посланник Бога в естестве человека  произвёл плод, и этот плод соответствует стандартам Неба. И теперь это же семя можно посеять во всех людей. Вот, в чём заключается Пришествие Христа! Это величайшее событие на Земле.

Люди постоянно говорят: «Надо самосовершенствоваться». Есть различные учения и практики. И многие люди занимаются ими, стремятся достичь личного совершенства. Но потом они говорят: «Я не могу с собой бороться. Я человек грешный». И это действительно так. Если человек не получил святую природу от Бога, себя он исправить не может. Потому что нет генетики святости, а есть генетика греха. А мы получили генетику от Бога.

Часто верующие говорят: «Мы дети Божьи», и это правильно. Но при этом они не рассуждают о значении этих слов. Что это за дети, которые растут в семье, а с отцом ни разу не поговорили, никогда на колени к нему не сели, не обняли? Это нормальное детство? – Это очень жалкое детство, рабское и несчастное. Настоящий отец не будет сидеть высоко на троне, помыкая своими детьми. Он будет любить детей и делать всё, чтобы они выросли нормальными людьми. Основная функция отца – давать детям учение. И Бог, прежде всего, даёт нам Своё учение.

Писание говорит: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петра 2:9). А в чём заключается совершенство? – Мы прошлый раз говорили, в чём оно выражается. Но заключается оно в том, что Бог дал нам Своё совершенное естество, и это естество, новая природа в нас должна возрасти. И тогда мы будем похожи на Бога, преображаясь в Его образ, идя от славы в славу. Мы будем похожи на Него, потому что в нас есть Его генетический код, и это будет проявляться в нашей жизни. В чём оно будет проявляться? – В плоде духа.

«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Галатам 5:22 – 23). Плод духа это есть природа Бога в нас. Скажите, без природы Бога можно щёку подставить? – Нет, конечно. Без природы Бога человек будет бить в ответ сразу по двум щекам. Если за глаз – то оба глаза, а то и вовсе убьёт. А Божья природа чуть-чуть другая, нежели человеческая. И не чуть-чуть, а совершенно другая. Поэтому гуманизм — это совершенно не то, что может нравиться Богу. Никакой гуманизм спасти людей не может.

Сейчас, наряду с гуманизмом появилась так называемая толерантность. «Мы должны быть терпимыми по отношению к гомосексуалистам, ведь они просто немножко не такие». И на этом основании надо позволять им проводить свои гей-парады? – Это не какие-то особенные люди, а это просто не здравые люди. У них нездоров разум. Раз они такие, им нельзя давать возможность демонстративно выставлять свои «особенности». Это будет заражать незрелых людей, прежде всего, молодых и детей. А ведь за грех содомии Бог уничтожал целые города и даже нации. Многие империи разрушились из-за того, что в них царил неистовый разврат. Там собирались многолюдные публичные оргии, и люди совокуплялись самыми извращёнными способами. И так изо дня в день.

Да, не сразу приходит расплата за грехи. Но чаша раз за разом наполняется. Она никогда сразу не переливается. Есть определённый уровень, заранее определённая мера, до которой чаша беззаконий и грехов наполняется, а потом она опрокидывается. И когда это происходит, человеку или обществу, наполнявшему эту чашу, становится очень плохо. Мы, люди, понимающие, как это происходит, не должны допустить, чтобы эти чаши излились в том месте, где мы живём. Мы должны быть светильниками. Писание говорит: «Вы – соль земли и свет этому миру» (От Матфея 5:13 – 14). В чём это выражается? – В нашем хождении, в нашем поведении, в наших поступках, словах, в образе жизни. Знаете, если вы просто молча будете правильно поступать, сначала над вами посмеются. Скажут: «Ты ненормальный. Ты не проживёшь. С головой у тебя не в порядке». Но спустя какое-то время они же скажут: «Этот человек настоящий святой».

Слово «святой» означает «другой», «отделённый». Почему мы святые? – Потому что мы другие. Бог дал нам Свою природу. И на этом основании мы теперь можем возрастать. Что можно вырастить на огороде, если там растёт один сорняк? Да хоть как ты крапиву подрезай, поливай – помидора не будет. Большое заблуждение, будто можно своими усилиями принести Богу хороший плод. Бог дал 10 заповедей. Всего десять. И сказал: «Соблюдите хотя бы их». Это образец того плода, который Ему нужен. Скажите, исполнил кто-нибудь эти заповеди? – Никто. Писание говорит, что закон не смог исполнить ни один человек. Потому что не было той природы. Если нет зерна пшеницы, как можно вырастить колос? Поэтому Бог послал эту пшеничку в лице Иисуса Христа, чтобы посеять её (то есть Его) в каждого из нас. Это самая суть Евангелия, и всё Писание говорит только об этом. Многократно и многообразно.

Если только мы начинаем это понимать, для дьявола мы становимся очень опасными людьми. Если мы будем осознавать себя сынами Божьими, поскольку в нас есть Святой Дух, мы уже не будем рабами плоти и рабами греха. Писание говорит, что люди без Бога слепы и они мёртвые. В них нет Божьего начала, и поэтому они не понимают истину. Они что-то делают, суетятся, гребут под себя, друг с другом переругались, наворовали на сто лет вперёд, и всё им мало, и всё-то они недовольны. Человек без Бога всё вокруг себя превращает в хаос. И уже сама Земля начинает вопиять от того безобразия, что наделали на ней люди. Бог дал прекрасную природу, поля, леса, озёра, растения и животных, чтобы человек хорошо жил, а люди всё это загрязнили, разворотили, испортили. А почему? – А потому что они живут без Бога.

И апогей человеческого безбожия – это гомосексуализм. Тут дело даже не только в сексуальной ориентации. Тут грубое нарушение Божьих принципов. У Бога принцип такой: любые отношения должны приносить плод. А тут: отношения есть, а плода нет. Бог это ненавидит. И поэтому мы должны хорошо понимать – где проходят гей-парады, там вскорости будут большие проблемы. То же самое там, где есть идолопоклонство. Вспомните, Гаити.

200 лет назад гаитяне заключили пакт с дьяволом. «Ты нам помоги, сатана, сбросить французское владычество». И с тех пор эта страна погрузилась в мракобесие. Гаитянские колдуны могут трупы превращать в зомби, которые могут ходить. Настолько развито там колдовство и оккультизм! Люди идут в католическую церковь, молятся, крестятся и тут же выходят и начинают делать оргии, купаться в грязи и поклоняться своим нечистым духам. И чаша копилась, копилась, а недавно взяла и излилась. Всё Гаити разнесло. Пришли голод, эпидемии, люди тысячами и тысячами умирают. Везде, где мы видим идолопоклонение, извращения, можно понимать, что ничего хорошего там не ожидается.

Также не приемлет Бог и ложного поклонения. Где-то украл и несёт с этого пожертвование. Или как Саул, Бог ему велел не брать заклятое, а он оставил самых лучших тельцов, якобы для жертвоприношения Господу. Нечистого Богу ничего не надо. За это приходит проклятие. В случае с Саулом, Он его отверг и нашёл другого царя для Израиля. Почему? – Потому что он превысил полномочия своего суверенитета и нарушил заповедь, данную Богом через Его пророка Самуила. Саул был помазанным человеком, который чётко знал, что надо, а что не надо. И когда он был послушен Богу, всё было хорошо. Но как только он повёлся на поводу у народа, он преступил Божьи повеления. Настоящий отец никогда не будет водиться решениями детей. Иначе этот дом завалится через некоторое время. Помазанные люди никогда не будут водиться мнениями людей. Они вышли на тот уровень, когда уши у них уже отверсты, они получают откровения от Бога, могут различать, когда говорит Господь, а когда не Господь.

«И воцарился Иосафат, сын его, вместо него; и укрепился он против Израильтян. И поставил он войско во все укрепленные города Иудеи и расставил охранное войско по земле Иудейской и по городам Ефремовым, которыми овладел Аса, отец его. И был Господь с Иосафатом, потому что он ходил первыми путями Давида, отца своего, и не взыскал Ваалов, но взыскал он Бога отца своего и поступал по заповедям Его, а не по деяниям Израильтян» (2 Паралипоменон 17:1 – 4).

Чтобы прийти к Богу и получить от Него благословение, человек должен выполнить определённые условия. Иногда человек не хочет выполнять этих условий. И тогда он начинает искать путей попроще. И это проще выражается, как правило, в беззаконии и колдовстве. Израильтяне устраивали священные рощи, поклонялись там Ваалу, истуканам и думали, что идолы дадут им на всё ответ. Свято не хотели жить. Их царь Ахав взял себе в жёны нечестивую женщину Иезавель. И она его завела в дебри оккультизма. Хорошая жена даётся тому, кто ходит пред Богом. Потому что жена всегда соответствует мужу.

«И утвердил Господь царство в руке его, и давали все Иудеи дары Иосафату, и было у него много богатства и славы. И возвысилось сердце его на путях Господних; притом и высоты отменил он и дубравы в Иудее. И в третий год царствования своего он послал князей своих Бенхаила и Овадию, и Захарию и Нафанаила и Михея, чтоб учили по городам Иудиным народ» (2 Паралипоменон 17:5 – 7).

Иосафат был верен Богу, но он понимал, что если не научить всех людей в народе этой вере, то будет проблема. Поэтому он собрал команду, «И они учили в Иудее, имея с собою книгу закона Господня; и обходили все города Иудеи и учили народ» (2 Паралипоменон 17:9). В результате, Писание говорит, что в стране царили мир, порядок и благополучие. И была у Иосафата большая армия, около миллиона человек. Но что было дальше?

«И было у Иосафата много богатства и славы; и породнился он с Ахавом» (2 Паралипоменон 18:1). Он сроднился с нечестием. И пошло-поехало! «И пошёл чрез несколько лет к Ахаву в Самарию; и заколол для него Ахав множество скота мелкого и крупного, и для людей, бывших с ним, и склонял его идти на Рамоф Галаадский» (2 Паралипоменон 18:2). Ахав изначально лукавым был. Он женился неправильно, он поклонялся и Ваалу, и кому только можно. Нечестивый царь.

«И говорил Ахав, царь Израильский, Иосафату, царю Иудейскому: пойдёшь ли со мною в Рамоф Галаадский? Тот сказал ему: как ты, так и я, как твой народ, так и мой народ: иду с тобою на войну! И сказал Иосафат царю Израильскому: вопроси сегодня, что скажет Господь» (2 Паралипоменон 18:3 – 4). Когда мы какие-то неправильные вещи делаем, у нас появляется сомнение. «И собрал царь Израильский пророков четыреста человек и сказал им: идти ли нам на Рамоф Галаадский войною, или удержаться? Они сказали: иди, и Бог предаст его в руку царя» (2 Паралипоменон 18:5).

Но это были пророки Ваала, и Иосафат им не очень верил. Он хотел знать наверняка. «И сказал Иосафат: нет ли здесь еще пророка Господня? спросим и у него. И сказал царь Израильский Иосафату: есть ещё один человек, чрез которого можно вопросить Господа; но я не люблю его, потому что он не пророчествует обо мне доброго, а постоянно пророчествует худое; это Михей, сын Иемвлая. И сказал Иосафат: не говори так, царь» (2 Паралипоменон 18:6 – 7).

«Царь же Израильский и Иосафат, царь Иудейский, сидели каждый на своём престоле, одетые в царские одежды; сидели на площади у ворот Самарии, и все пророки пророчествовали пред ними. И сделал себе Седекия, сын Хенааны, железные рога и сказал: так говорит Господь: сими избодёшь Сириян до истребления их. И все пророки пророчествовали то же, говоря: иди на Рамоф Галаадский; будет успех тебе, и предаст его Господь в руку царя. Посланный, который пошёл позвать Михея, говорил ему: вот, пророки единогласно предрекают доброе царю; пусть бы и твоё слово было такое же, как каждого из них: изреки и ты доброе» (2 Паралипоменон 18:9 – 12). Иногда и мы повторяем какие-то слова только потому, что все так говорят, а на самом деле это неправда.

«И сказал Михей: жив Господь, – что скажет мне Бог мой, то изреку я. И пришёл он к царю, и сказал ему царь: Михей, идти ли нам войной на Рамоф Галаадский, или удержаться? И сказал тот: идите, будет вам успех, и они преданы будут в руки ваши. И сказал ему царь: сколько раз мне заклинать тебя, чтобы ты не говорил мне ничего, кроме истины, во имя Господне? Тогда Михей сказал: я видел всех сынов Израиля, рассеянных по горам, как овец, у которых нет пастыря, – и сказал Господь: нет у них начальника, пусть возвратятся каждый в дом свой с миром. И сказал царь Израильский Иосафату: не говорил ли я тебе, что он не пророчествует о мне доброго, а только худое? И сказал Михей: так выслушайте слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и всё воинство небесное стояло по правую и по левую руку Его. И сказал Господь: кто увлёк бы Ахава, царя Израильского, чтобы он пошёл и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе. И выступил один дух, и стал пред лицем Господа, и сказал: я увлеку его. И сказал ему Господь: чем? Тот сказал: я выйду, и буду духом лжи в устах всех пророков его. И сказал Он: ты увлечёшь его, и успеешь; пойди и сделай так» (2 Паралипоменон 18:13 – 21).

Скажите, ангелы Божьи могут быть лживыми духами? – Нет. Значит, кто-то там был ещё, на совещании. А кто это? Помните, историю с Иовом? Это был сатана. Значит, сатана тоже работает на Бога. Бог никого не искушает злом. Но кто-то же искушает! И это сатана. И Бог это допускает. Пророки были исполнены лживым духом, и они пророчествовали ложь.

«И теперь, вот попустил Господь духу лжи войти в уста сих пророков твоих, но Господь изрёк о тебе недоброе. И подошёл Седекия, сын Хенааны, и ударил Михея по щеке, и сказал: по какой это дороге отошёл от меня Дух Господень, чтобы говорить в тебе? И сказал Михей: вот, ты увидишь это в тот день, когда будешь бегать из комнаты в комнату, чтобы укрыться. И сказал царь Израильский: возьмите Михея и отведите его к Амону градоначальнику и к Иоасу, сыну царя, и скажите: так говорит царь: посадите этого в темницу и кормите его хлебом и водою скудно, доколе я не возвращусь в мире. И сказал Михей: если ты возвратишься в мире, то не Господь говорил чрез меня» (2 Паралипоменон 18:22 – 27). Пророки всегда ходили по лезвию ножа.

«И пошёл царь Израильский и Иосафат, царь Иудейский, к Рамофу Галаадскому.. И сказал царь Израильский Иосафату: я переоденусь и вступлю в сражение, а ты надень свои царские одежды. И переоделся царь Израильский, и вступили в сражение. И царь Сирийский повелел начальникам колесниц, бывших у него, сказав: не сражайтесь ни с малым, ни с великим, а только с одним царём Израильским. И когда увидели Иосафата начальники колесниц, то подумали: это царь Израильский, – и окружили его, чтобы сразиться с ним. Но Иосафат закричал, и Господь помог ему, и отвел их Бог от него. И когда увидели начальники колесниц, что это не был царь Израильский, то поворотили от него. Между тем один человек случайно натянул лук свой, и ранил царя Израильского сквозь швы лат. И сказал он вознице: повороти назад, и вези меня от войска, ибо я ранен. Но сражение в тот день усилилось; и царь Израильский стоял на колеснице напротив Сириян до вечера и умер на закате солнца» (2 Паралипоменон 18:28 – 34). Ахав умер. Что же произошло с Иосафатом?

«И возвращался Иосафат, царь Иудейский, в мире в дом свой в Иерусалим. И выступил навстречу ему Ииуй, сын Анании, прозорливец, и сказал царю Иосафату: следовало ли тебе помогать нечестивцу и любить ненавидящих Господа? За это на тебя гнев от лица Господня» (2 Паралипоменон 19:1 – 2). Когда нечестивый человек или враг находятся в бедственном положении, тогда надо им помочь. Но когда у врага всё хорошо, помогать ему – это глупость и соучастие в его грехах. «Впрочем, и доброе найдено в тебе, потому что ты истребил кумиры в земле Иудейской и расположил сердце своё к тому, чтобы взыскать Бога» (2 Паралипоменон 19:3). Всё-таки отношение к Богу перевесило в этой чаше всё то, что он сделал неправильно.

Читаем дальше. «И почил Иосафат с отцами своими, и похоронен с отцами своими в городе Давидовом. И воцарился Иорам, сын его, вместо него. И у него были братья, сыновья Иосафата: Азария и Иехиил, и Захария и Азария, и Михаил и Сафатия: все сии сыновья Иосафата, царя Израилева. И дал им отец их большие подарки серебром и золотом и драгоценностями, вместе с укрепленными городами в Иудее; царство же отдал Иораму, потому что он первенец. И вступил Иорам на царство отца своего и утвердился, и умертвил всех братьев своих мечом и также некоторых из князей Израилевых» (2 Паралипоменон 21:1 – 4). Вот так!

Когда мы имеем отношения с нечестивым человеком, в нашу жизнь входит нечистый дух, который производит негодный плод. Сын Иосафата Иорам становится братоубийцей. А началось всё с того, что Иосафат маленько смалодушничал. Хотя его сотрудничество с Ахавом кончилось благополучно, он вышел из войны, но это бесследно не прошло. Его генетический код изменился, и в его роду появилось проклятие. Поэтому мы в нашей жизни должны разобраться, с кем мы дружим, с кем имеем отношения.

Как можно определить, что за человек рядом с нами находится, и как с ним поступать. Может быть, на расстоянии держать, просто проповедовать этому человеку, а может быть, его приблизить? Мы должны проверить человека. Разумные люди проверят человека, поговорят с ним, узнают о нём, как он поступал до этого. Неразумные люди, как только им кто-то понравился, сразу бросаются в близкие отношения. Итак, рассмотрим некоторые критерии, которыми нам нужно пользоваться, чтобы составить надёжное представление о новом для нас человеке.

1) Распространяет ли он сплетни, передаёт ли плохие сведения о других людях?
2) Называет ли он благочестивых людей фарисеями (вариант – святошами)?
3) Замечаете ли вы в его словах дух непокорности, зависти или подозрительности?
4) Бросает ли он ядовитые слова по отношению к своей супруге или супругу?
5) Мог ли он насадить в вас плохие мысли по отношению к другим?
6) Начали ли вы вместе с ним распространять эту горечь вокруг себя?

Если ваш друг подпадает под это описание, и вы стали из-за него отдаляться от Иисуса, значит, эту дружбу надо убрать из своей жизни.

Внутренность человека невозможно долго скрывать. Если человек гнилой, это очень быстро проявится. В человеческой природе гниль есть всегда. Она есть у каждого. В той или иной пропорции. Но человек может жить этой природой, распространять эту гниль, а может с нею бороться, постоянно очищать себя. Писание говорит: «Худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Коринфянам 15:33). С кем поведёшься, от того и наберёшься. Дружба с нечестивым человеком приводит к тому, что верующий человек отходит от Бога. Наоборот, дружба со святым человеком помогает даже самому пропащему пьянице или наркоману избавиться от пагубного пристрастия и стать нормальным духовным человеком. Если мы будем находиться в обществе амбициозных, горделивых людей, которые унижают окружающих, этот дух будет распространяться на нас и изменять нас по их подобию.

Поэтому служителю, как человеку, относительно возросшему духовно по сравнению с другими людьми, необходимо, прежде всего, иметь терпение. Иначе негативное влияние, исходящее от них, стянет и его на их уровень. Чтобы этому противостоять, ему нужно, прежде всего, иметь прочные отношения с Богом. Так же и в семье. Первое, что нужно, когда соединяются молодые, это отношения с Богом, а второе – терпение. Любовь тоже необходима, но без терпения, она долго не продлится.

Когда сатана искушал Еву, он спросил: «Подлинно ли сказал Бог?» Он посеял в неё сомнение. Когда кто-то начинает говорить негативные вещи на другого человека, и делает это за глаза, это то же самое. Когда Иосиф доносил отцу на своих братьев, он поступал вероломно. Ни в коем случае мы не должны поощрять ябедничество. Если ко мне приходит кто-нибудь и начинает говорить о других, что они неправильно поступают, я всегда говорю так: «Если ты увидел, что этот человек не так поступил, ты ему об этом и скажи». С одной стороны, это хорошо – на троне сидеть и выслушивать поступающие сведения. Но эти люди, ябеды и наушники, они никогда не вырастут и здравыми людьми не станут. Если ты что-то неправильное заметил, ты должен об этом прямо сказать тому, кто так делает. Зрелый человек не ищет, кому бы нажаловаться, а идёт и сам разбирается в ситуации. Ябеды и наушники очень легко могут стать предателями.

Итак, если мы человека хорошо не знаем, мы не должны с ним объединяться и вместе что-то делать. Позитивные друзья будут увлекать нас в позитивную сторону, негативные – в негативную. Если мы выбрали себе неправильных друзей, то эти друзья обязательно вовлекут нас в какие-нибудь неправильные вещи. У них духовного начала нет, поэтому они живут по плоти и нас втягивают в эти же дела. Дьявол никогда не потерпит, чтобы верующие люди просто так жили, он старается духовного человека опустить, уничтожить, осрамить. Поэтому половинчатого состояния у нас не должно быть. Мы должны постоянно развиваться. Если мы стали на этот путь, надо идти до конца.

Мы можем молиться и после этого поступать неправильно. Прежде всего, мы много согрешаем языком. Если мы в своей жизни не будем сеять добрые слова, то доброго плода мы не получим. Будем говорить позитивные слова – будет приходить позитив, будем говорить негативно – придёт негатив. Наши слова меняются тогда, когда меняется наше мышление. А правильные слова производят правильное действие.

Первые друзья, которые у нас должны быть – это, конечно, семья. Потому что, если жена – это не друг, а ещё и враг, то жить тогда очень тяжело. А чтобы была дружба, необходимо где-то умирать для себя. Мало ли что мне нравится, мало ли что мои амбиции велики! Ради мира в семье я должен этим поступиться. Но есть и предел. Помните, «Если жена или муж говорит: пойдём служить иным богам, то выведи её / его за ворота и первый брось камень»? Раньше люди на самом деле убивали за иную веру. Сейчас, конечно, не надо это делать. Но своими духовными принципами мы поступаться не должны.

Каждый человек хочет общаться в высшем уровне близости. И если он не найдёт такого общения в семье, а встретит кого-то, кто его понимает, на улице, он обязательно соединится с этим человеком. И если это негодный человек, будет большая проблема.

«Не дружись с гневливым и не сообщайся с человеком вспыльчивым, чтобы не научиться путям его и не навлечь петли на душу твою» (Притчи 22:24 – 25). Если человек несдержанный, у него в жизни бывает много проблем. И дружба с таким человеком чревата тем, что мы начнём поддаваться гневу и навлекать на себя эти же проблемы.

Бог дал спасение всем. Но не все люди будут спасены. Массы людей пойдут в ад. Потому что они не приняли спасение. Не захотели. Мы можем только молиться, ходатайствовать, но человек должен сам принимать решение. В этом есть свобода в Господе.

«А совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие» (Псалтирь 124:5). Свои пути – это следование своим желаниям, потакание своим похотям.

Настоящих друзей на самом деле не так много. Это люди, с которыми вы можете полностью открыться, искренне поговорить. Чтобы такие отношения установились, нужно время. Человек должен быть испытанным. Настоящий друг никогда вам в спину не ударит. Когда вам трудно друг обязательно придёт на помощь. Интересный пример из живой природы. Когда один орёл линяет, находится в беспомощном положении, другие орлы приносят ему мясо.

Самый лучший друг – это наш Господь. Но с Ним тоже нужно общаться не в одну сторону. «Здравствуй, Иисус!» – и пошёл! – «Мне надо и это, и это, и чтобы дети не болели, и тут мне помоги, и так далее … Аминь». А Господь слушает это и думает: «Ты мне дашь хоть слово вставить? Хоть совет тебе дать». Когда мы так поступаем, мы не понимаем отношений с Богом, а просто поклоняемся Богу, как каменному идолу. Бог желает с нами полноценно общаться. Этому нужно учиться. И наше духовное возрастание это и есть то, что мы учимся общаться с Богом, понимать Его, получать от Него ответы, знание, откровения. Насколько мы Его понимаем, настолько Он открывает нам Свои тайны.

Иисус сказал ученикам: «Вы – Мои друзья», хотя они были ещё далеки от того совершенного идеала. Бог назвал Авраама Своим другом, когда Он увидел, что Авраам готов ради Него принести в жертву своего сына. «Вот это – да! Этому человеку можно доверять. Он может стать той почвой, через которую будет взращено Моё семя». У Бога тоже есть свой расчёт. «Если ты это сделаешь, будет так и так. Если поступишь по-другому, тогда будет так». Помните, когда юноша хотел следовать за Иисусом? Он ему сказал: «Ты заповеди исполнил?». – «Да, исполнил». – «Тогда надо ещё одно сделать. Продай своё имение и раздай всё нищим». – «Этого я сделать не могу». – «Тогда ты не можешь следовать за Мной».

Итак, самым первым нашим другом должен стать Господь. А среди людей мы должны искать дружбы, прежде всего с людьми духовными, ходящими путями Божьими. Тогда мы будем духовно возрастать и приносить плод. Аминь.