Гадалка с ученой степенью

Гоар Рштуни
Кто не голодал в те годы блокады, кто не мерз, и обреченно зажигая свечу, кто не завидовал, глядя, как переливается электрический свет в окнах напротив...
Неужели всё это в прошлом? И всё равно, ошибок прежних мы не совершим. Мы совершим новые ошибки.
До сих пор, увидев на российской улице, как валяется деревяшка, я инстинктивно хочу её поднять, это же топливо, и непорядок — когда бесхозное. Иногда захожу в полутемную кухню, а свет жалко включать — и так всё видно. Про туалет даже не говорю. А иногда, когда очень жарко, еле сдерживаю себя — нельзя говорить «жарко», мы так намёрзлись, и в те зимы я зареклась говорить «жарко»... Не было ни денег, ни света, ни тепла, ни мужа...
И всё же  на целых полгода я смогла обеспечить хлеб, масло, сыр, яйца, и даже мясо. А что еще нужно голодному и безденежному человеку-учёному?  И всё это благодаря не двум моим славным дипломам с ученой степенью, а природной смекалке и «творческому подходу». Да и учение кой-какое пригодилось.

Я вспомнила, как  мама моей подружки тётя Сирун любила раскладывать пасьянс, а когда мы, совсем задубев от формул и уравнений, закрывали конспекты и книги, она кормила нас вкусной жареной картошкой, горячей, прямо с керосинки, и убрав посуду, раскидывала карты на низенькой тахте и гадала нам. Для тебя, для дома, для сердца... А бабушка другой подружки, та вообще гадала виртуозно.
— А теперь на сполненье желаний! — с серьёзным видом возвещала баба Анна, которая знала все наши секреты лучше нас.
Будущее всегда туманно. А тут ясно говорят, пусть и неуверенно: червовый король на тебя глаз положил, но подойти стесняется. Какой девушке придёт в голову не поверить? Тем более, когда так хочется! Чтобы и стеснялся (это ж добродетель!), и во все глаза чтобы... Добрейшая баба Аннушка всем нам желала «сполнения желаний», а мы верили, что сбудется. Молодость, что скажешь!

Каждый день обещал приключение, но хотелось узнать об этом заранее. Тётя Сирун, видя моё увлечение, подробнейшим образом в две страницы расписала мне «когда трефовый валет рядом с дамой пик», и когда не рядом, и когда через карту,  короче, я со своей юной феноменальной памятью вмиг выучила все комбинации и расклады наизусть, и хохмовый спектакль «позолоти ручку на медный пятак» много лет смешил и обнадеживал то однокурсниц, то девчонок и замужних молодых женщин на работе из других отделов. На собранные пятаки мы накупали мороженого и пировали.

Гадание на кофе тоже приносило обожаемое нами мороженое. С детства я любила разглядывать облака над головой. Причудливые очертания иногда были отчетливыми фигурами то королевы, то колесниц, то воина на коне... Облака плыли над деревьями, над городом, расплывались, нагоняя новые фигуры. Говорят, сейчас даже соревнования есть, кто нафотографирует эти фигуры и назовёт, что именно видит, даже призы получают. Я видела в Интернете, занимательнейшее занятие!
А я даже сейчас, глядя на ровный мрамор в метро, постоянно вижу фигуры. Если керамические плитки на полу с пятнами, то вижу самые неожиданные, но отчетливые фигуры, хоть срисовывай. Немудрено, что и на кофейной гуще гадала, объединив страсть к изображениям с психологическими опытами. Ну, у какой замужней армянки нет проблем в семье? Самая дежурная — свекровь. И таким вежливым, немного загадочным голосом спрашивала, как что ни на есть заправская гадалка:
— Что за женщина, не одной крови, а под одной крышей вынуждены жить? Очень много хлопот от неё...
Слава моя разнеслась по всему институту, лопать мороженое приходили уже с соседних лабораторий, но тут пришла пора госэкзаменов, потом в аспирантуру, потом всё прошло. Наука была намного интересней и поглотила всё время, даже отведенное на сон.

Но кто мог подумать, что пройдёт много лет, довольно высокая из-за научной степени моя (и не только моя) зарплата исчезнет в карманах руководства, чтобы «прокрутиться», что однажды, к 30-ому декабря, кроме баночки отвратительного прогорклого развесного майонеза в холодильнике ничего не будет, света не будет, газа не будет, хлеба, денег не будет, уже говорила, мужа не будет, а мама, брат, дети, и все-все будем мерзнуть и жить впроголодь? И что однажды, оглянувшись вокруг в поисках источника заработка, я вспомню мой старый «пешак»?
Для начала я купила несколько книг по эзотерике и, пролистав, разочарованно отложила в сторону. Не годилось, все придумано. Стала читать новую тогда газету «Оракул», тоже не повело, вообще лапша. Но стиль лапши усвоила. Ночью в загнанном мозгу созрел текст.
«Даю уроки ясновидения. Звонить по телефону...». Ремесло должно кормить. А ремесло, помноженное на творческий подход, уже должно обогащать.

Первый звонок обрадовал. Пришел двухметровый парень, который часа два, распустив нюни, рассказывал, как девушка отвергает и его, и его подарки, а до этого, представьте себе, целую комнату завалил мягкими игрушками!
— А что, она любит мягкие игрушки? Бриллиантами надо подкупать, — ухмыльнулась я.
— Я очень люблю мягкие игрушки.
Вторая и третья оказались старыми девами, говорили быстро, захлебываясь и стремясь уместить в один визит всю свою неудавшуюся и никудышную жизнь. Даже гадать не пришлось, только успокаивать. В общем, диагноз почти у всех был одинаковый. Мне только этого не хватало. Следующее объявление в газетку уже выглядело так: «Даю уроки ясновидения и психотерапии. Звонить по телефону...».».

Поздно вечером наша кошечка, жалобно помяукав по комнатам и кухне, с надеждой уселась на мои колени, чтобы не пропустить момент, а вдруг я пойду к холодильнику. Ей хотелось есть, а еда закончилась сразу с утра, просто один хлеб, как мы, кошечки не едят. Только одно яичко осталось, с утра ей сварила, разве в рот пойдёт, когда она яйцо вареное обожает? Я рассеянно просматривала последний «Оракул», на последней странице перечислялись гаданья разных национальностей. «Яйцо на выкат», выкатывают по больным местам и загадывают при этом желание. Глупости какие, даже я не верю, как их сумею убедить? Вот разбогатею, карты Таро достану, там совсем другое. А то яйцо!
И вдруг я чуть не вскочила. Яйцо! Коллоид!

Всё же как высшее образование может быть полезно человеку! Наутро я вытряхнула всю мелочь из разных карманов и сумок и побежала за яйцами. Что удивительно, кошечка моя тут же забегала вокруг стола, она запах даже свежего яйца улавливает! Налив в бокал холодной воды, я разбила туда яичко. Белок стал внедряться в толщу воды и растекаться вширь и в глубину причудливыми фигурами, коллоид в воде не растворялся, но распределялся. В виде фигур, которые мне оставалось «раскодировать». А уж фигуры «читать» и объяснять я умела всю жизнь.

Я крутила бокал на столе, поворачивая со всех сторон, фигуры были самые говорящие. Говорить я тоже умела, вот что значит творческий подход — ликовала я. Осторожно вылив воду и отделив мокрое яйцо, чуть посолив, я сварила его на сковородке, и заботливо положила перед Динкой. Благодарно поднимая на меня головку и поблескивая изумрудными глазами, Динка вычистила тарелочку до последней крошки.
Утром созрел экспериментально проверенный текст. «Даю уроки ясновидения. Эксклюзивное гадание на яйцах. Звонить по телефону...». Немного подумав, я переправила «на яйцах» на «с яйцом», от греха подальше. Телефон трещал ежеминутно, я только успевала записывать часы приёма и предупредить, чтоб с собой взяли мытое куриное яйцо, так как с водой тоже было туго.

Первая же женщина ускользнула из моих расчетов. Яйцо-то она  принесла, но заставила погадать бесплатно. В мои планы это не входило, хотя бы на завтрашний хлеб следовало заработать. Битый академический час потратила... Каким-то образом я вычислила, что она старая дева, и нагадала ей жениха, но даже это не вдохновило её на гонорар.
Потом пришли две подруги, до сих пор помню их, всё сокрушаюсь, ну зачем телефон не взяла, хоть знала бы, чем закончилось. Та, худая, родила ребенка, ни от кого. Так и сказала. Уже 7 лет девочке. Живет в доме у дяди, не прописана, он материн дом продал, новый купил, а её после такого дела не прописывает. Живи, говорит, а прописывать не буду. Вдруг мужа приведешь! Но месяц назад ей удалили грудь. «Сказали,что опоздала». Дядя ненавидит ребёнка, говорит, незаконная, что же теперь дочку ждёт, куда её денут, безотцовщину? Она медленно, но спокойно всё это рассказывала, а я плакала и вытирала слёзы. Обещала придти через неделю за оберегом, не пришла. Я позвонила Григору, знакомому юристу, все рассказала как знала, а он как обычно, вздохнул:
— Мне документы надо видеть. Иногда, даже чаще всего, не всё говорят... А так... что-нибудь да выйдет. Кто она тебе?
— Пациентка... — после некоторого раздумья огорошила я Григора.

Помню, приходила женщина, я обратила внимание на её порезанные руки, мелкие порезы, вернее, только левая рука. Она всё время зевала, я напророчила ей спокойную жизнь, (чтоб ночью спала), но тут она встрепенулась:
— Что вы, что вы, ночью я работаю, это единственный мой хлеб!
И чтоб не дай Бог, я не подумала ничего плохого, стала рассказывать, что цех кюфты работает ночью, они срезают мясо с костей, и если хоть кусочек останется, денег за сутки не видать! Все пальцы порезаны! — вытянув руки, пожаловалась «пациентка», а я подумала, как мало кормящих специальностей знаю...

Приходили с робкой надеждой узнать, когда закончится их горемычное существование, сами рассказывали о своих бедах, внимательно слушали мои советы, иногда при них же звонила Григору, или посылала к нему, тот их консультировал бесплатно, но приветливо предупреждал: «Вот если бы  этот доллар за сеанс отдавал вашей гадалке я, у меня от платных клиентов отбоя не было бы! В следующий раз ей платите как надо, в Москве за 50 долларов гадают!». Я смотрела на себя со стороны, сравнивала моё теперешнее занятие с прежним, когда была завотделом и пользовалась таким уважением коллег и друзей... но сейчас моё новое занятие скрывала от всех, не объясню даже, почему... Чаще всего посмеивалась сама над собой, представляя их реакцию—изумление или шок Уходили мои клиенты после психотерапевтического сеанса явно окрыленные, хотя бы немножко уверенные в себе, что не все потеряно и стоит побороться.

Некоторые решили, что вместо парикмахера гораздо выгодней каждую неделю побывать у гадалки. Но я быстро пресекла такое иждивенчество, разъяснив, что я психотерапевт, и после ценных своих указаний  жду от них результата.
С одной красивой и царственной женщиной— «пациенткой» дружу до сих пор. Когда она вошла в комнату и прошла к «клиентскому» креслу, я полюбопытствовала, не Скорпион ли она.
— Да, сразу видно, вы хорошая гадалка!
— У вас на лбу написано! — убежденно сказала я, не веря самой себе, так как получилось случайно. Но я подтвердила  славу «самой интеллигентной и современной гадалки, «моя соседка без ума от вас!»
Два-три часа мы беседовали обо всём на свете, она использовала меня на всю катушку, испробовав на себе весь комплект гаданья, и на кофе, и на картах, и на яйце... а на самом деле, на лице, так как она так остро реагировала на любое моё слово, что, словно лоцман, вела по нужному курсу, после чего нас с братом (он в соседней комнате настраивал новый компьютер), пригласили на шашлык. Как раз мяса мы не ели почти месяц, так что приглашение пришлось очень даже кстати.

Вечером за нами заехала блестящая черная «Волга», и через 10 минут мы оказались на «улице лордов», это улица за «Электроточприбором». К слову, машину прислал её муж, полковник, которого я «разоблачила» на кофе и в бокале с яйцом не хуже частного сыскаря. «Недалеко от дома, какая-то женщина, боюсь сказать, но что это твой муж рядом делает?»
Дом Скорпиона был похож на тот, который в фильме про богатых, которые тоже плачут. Но гораздо богаче. Огромная гостиная, паркет—мозаика, тот же узор на потолке, кровать в спальне я разглядывала точно так, как если б была Гикором, попавшим в эту спальню. Внизу сауна, еще что-то, уже не помню. Чтоб я так жила!
Если сейчас этот муж полковник в отставке, значит тогда он был капитаном или майором. Майор МВД... Как же жили тогда полковники-подполковники МВД! Прокуроры, судьи, секретари райкомов... В общем все, кто мог брать взятку! Раньше страна состояла из тех, кто сидит и кто не сидит, то есть сажает. Теперь состояла из тех, кто берет и кто даёт. Даже отделились, партийных скинули, а всё осталось по-прежнему
На шашлык пришли четверо друзей, тоже полковников, с женами, 8 гаданий, 8 текстов, 8 разговоров по душам... 8 гонораров.  Я уже не посмеивалась над собой со стороны, время от времени вспоминала маму, которая, придя домой с уроков, переобувала отекшие ноги и жаловалась: «Сегодня шесть уроков пролаяла...»
8 гаданий я «пролаяла» шепотом, зато на эти деньги прожили почти две недели, а Динка столько же времени лопала настоящее мясо...

К концу лета я накопила денег на билет и вылетела на ту самую научную конференцию, которая определила мою дальнейшую судьбу. Но об этом — в следующий раз. К моей истории остаётся лишь добавить, что по приезде оказалось, что впервые моим гаданием, как налогооблагаемым творчеством, заинтересовался некий прокурор, несколько раз громовым, хорошо поставленным голосом требуя  явиться в кабинет... номер такой-то назывался. Я молниеносно сориентировалась, тогда быстрей соображала, и пошла в «сухой отказ».
— Нету тут такой, месяца два пожила и укатила в Грузию.
Почему-то именно в Грузию. Прокурор не ожидал такого ответа, я б на его месте вызвала меня и устроила б очную ставку с гадаемыми. Но он растерялся от неожиданности. Слишком быстро я начала: Ой, а она уехала! Так жалко! Мне гадала!

Да, жалко, накрылся мой бизнес хоть и вовремя, но рано. А то я купила к тому времени компьютер, наладила там несколько гадальных программ  и собиралась создать более продвинутый «бизнес» Но никаких отношений с правоохранительными органами я не желала иметь, ведь с выручки доллар-два  в день платить налог было не только смешно, но и опасно...
О чем же я хотела рассказать? Да, о том, как Динка всё лето ела вареные яйца, а я даже боялась, что у неё подскочит холестерин.

А вот пришлось всё же приоткрыть завесу над моей тайной ремесла и искусства гадалки.
Признаться, я почувствовала, что беды и горести людей, приходящих ко мне за помощью, как-то незаметно захватывают меня, становятся частью моих переживаний. Находясь сама в постоянной нужде, под давлением собственных неразрешимых проблем, я отчетливо поняла, что человеку, попавшему в беду, чаще всего нужно сочувствие, сопереживание, обычная человеческая жалость. А в какой-то момент я поверила в то, что нельзя нагружаться чужой бедой так безоглядно. Но как иначе помочь?
Я продолжаю иногда разглядывать облака, пятна на облицовочных плитах, но гадать больше не получается. Ключ ушёл в землю, вдохновение от общения улетучилось, а кошка... её тоже нету...