Лаборатория человеческого капитала

Григорий Спичак
 статья была написана в 2011 году.... актуальна и наглядна в т.ч. и сегодня.

Принято считать, что такое явление как Народный фронт – продукт 20 века. Считается, что первым фронтом был знаменитый «Рот фронт» (точнее «Фронт красных фронтовиков»), созданный в 1924 году Эрнстом Тельманом и успешно сдерживающим приход фашистов к власти вплоть до 1933 года. Аналогичные фронты чуть позже появятся в Испании и во Франции. С той же задачей – сдержать приход фашистов к власти. Выполнить задачу удалось только французам…Испанцы, как мы знаем, проиграли диктатору Франко. Но так «принято считать»…

На самом деле явление «фронт» и «народный фронт» только в политическом и современном контексте обрело такое узкое понимание и такой термин. Реально же, с другими названиями, но, безусловно, с установкой борьбы за что- либо «фронты» существовали со времен античных. Группы патрициев и плебса боролись за привилегии и земли, за автономии и за влияние на правителей. Не оформляясь в конкретные структуры, порою, не декларируя даже свою общность и цели, бесконечные «партии Медичи», Гракхов и Стюартов создавали рисунок истории нашей цивилизации.
«Дубина народной войны» 1812 года, которую мы изучали в школе – есть по сути не просто партизанская война (как и ополчение Минина и Пожарского в 1613-м). Это явление до определенного момента было, мягко говоря, разбойничьим. Дубина крошила не только французские обозы, но и своего барина, зазевавшегося где-нибудь на смоленской дорожке. Что там барина! Скромно умалчивается про исчезновение (разгром) двух полков, оказавшихся в западне у «народных мстителей», при этом заметим – один из полков был казачьим. Эскадрон гусар летучих во главе с Давыдовым, однажды тоже хрустнул в «нежных лапах скифов». Но, собственно, вроде как именно благодаря Денису Давыдову и пошел разговор в народной стихии: «Вы что ли сукины дети? Почто своих-то грабите и бьете? Враг у нас один…». И стало по-народному считаться «западло» гробить своих. Фронтом это никто не объявлял, но что такое «дубина народной войны»? ФРОНТ в натуре и есть…

В родной истории, современной и почти горячей, у всех ещё на слуху Народные фронты Прибалтики, Молдовы, Грузии, Азербайджана. Они боролись за самостоятельность, и их победа увенчалась успехом. (Оставим в скобках комментарии – кто кого пересажал и перестрелял внутри фронтов уже через несколько месяцев). В Польше, с её «Солидарностью», все оказалось немного «долговечнее» уже хотя бы потому, что «Солидарность» в принципе задумывалась как профсоюзное движение. Другой вопрос, что в начале 80-х она фактически стала партией и огромным социальным ресурсом. Но к концу 80-х «Солидарность» вернулась к исходной профсоюзной функции – возможно, оставив европейскому рабочему движению уникальный пример конструктивного по целям и задачам движения.
На что хотелось бы обратить внимание. Фронты появляются не «сверху», фронт – явление в основном за борьбу с «верхом» или за «верх». Что же тогда такое Народный фронт Путина? Ну, не игра же слов…

Социальный лифт в преддверии мирового кризиса

Фронт Путина родился как идея сверху. Уже одно это рождает вопрос – против кого же тогда? Есть против кого? Есть. Вернее, в условиях стабильности вроде как и нет, но сегодня только ленивый не говорит о кошмаре, который ждет мировую экономическую систему.
Что делает крестьянин, когда видит, что идет гроза? Он закрывает, привязывает, укрепляет все, что в урагане может улететь, разломиться, оторваться. Он домочадцев и работников предупреждает и загоняет под крышу, скот и инвентарь тоже. Не так ли? Он объединяет усилия с соседом на случай пожара или наводнения, и пока не ударил сельский набат, предупреждает семью – кому и что надо делать «если чо…».
Народный фронт в контексте выборов и накануне внешних угроз – это форма мобилизации. И только слепому это не понятно. И только КПРФ все не наиграется в свои игрушечки с ополчением, с квазиструктурными «находками», что укрыться можно и в сарае.
Сознательно не говорю о Народном фронте, как о политтехнологической находке. Несерьезно же говорить, что вода мокрая (удивляюсь десяткам статей умных людей, которые об этом рассуждают нудно и многословно). Но вот о том, что за идеей Народного фронта есть и гораздо более «долгоиграющие» задачи, поговорить стоит.
Например, вне зависимости от  скорости развития кризисных явлений в еврозоне и со штатовским госдолгом, есть скорость ухудшения кадрового ресурса внутри страны.
Знаете ли вы, что в России самые большие возрастные группы это те, которым сейчас по 19-24 года и по 49-54… То есть в правление следующего Президента начнет уходить на пенсию одна из самых больших возрастных групп. Она остается и сейчас самой большой, при всех потерях в Афганистане, локальных войнах, бандитских войнах 90-х,эмиграционных потоках. Эта же группа (родившиеся в 1958-62 годах) в ближайшие годы начнет сдавать свои портфели и «зоны курирования», но при этом и выходить в высшие эшелоны управления страной. Очень все похоже на ситуацию конца 80-х. Тогда на пенсию собиралась волна (тоже была крупнейшей), которые родились в 1931-36.

То есть – эшелонированная ротация кадров на коротком промежутке исторического времени, правление одного Президента 2012-2018 год, сама по себе приведет если не экономическим изменениям, то, как минимум, к смене производственных и коммуникативных отношений во всех сферах жизни. (В 90-е это было по-другому, но и смена возрастных эшелонов сыграла не последнюю роль).

Оставим в скобках вопросы изменения возраста выхода на пенсию, которые  новый президент просто обязан будет решать уже в будущем году, проблемы нагрузки на страховые и пенсионные фонды, на медицинские учреждения и т.п.
Что же произойдет в это же время с другой, теперь самой массовой группой ,родившихся в 1988-92-м? Сегодня им по 19-23… Они придут работать, они будут 2-3 года набираться опыта и начнут занимать заметное место в общественно-производственных отношениях.

Этих ребят вряд ли будет устраивать «сравнительное благополучие» и объяснение проблем мировым кризисом. Можно прогнозировать напряжение взаимоотношений молодого поколения и «стариков», можно прогнозировать (при не решении их вопросов) ещё одной волны бегства за границу, но при этом надо иметь в виду, что и степень непрофессионализма, а из-за него - производственных катастроф и травм резко будет расти. Износ оборудования – это отдельная проблема, а неслаженность, отсутствие опыта в «больших числах человеческих замен» объективно приведет к некоторым сбоям, коэффициент которых тоже уже закладывается стратегами развития общества.

Впереди шесть лет, которые заметно изменят рисунок и атмосферу в быту и на производстве даже одной силой смены демографических пропорций. О политике предлагаю пофантазировать самим… Народный фронт, таким образом, становится гигантской лабораторией, громаднейшим социальным лифтом, способным не только в политическом русле выполнить ротацию кадров, но и в экономическом секторе смену поколения сделать естественнее и мобильнее.
Критикам, которые за масштабной возней вокруг Народного фронта видят только «инстинкты власти» перед выборами в Государственную думу, есть смысл посчитать – дело в том, что ХВОСТ КОМЕТЫ с названием «Народный фронт» протянется на пару десятилетий. А масса его гораздо больше массы заявленных 15-20 процентов депутатских мест в альянсе с «Единой Россией». Это не сложно. Это очевидно. Главное, не забудьте через шесть лет вспомнить об этом, ведь названия могут измениться, а процесс – нет.