Чечена

Гоар Рштуни
К началу девяностых нам перекрыли газ, свет а потом перестали платить и зарплату. Свет даже зимой давали на один час в сутки, зарплату — раз в 3-4 месяца, а научный сотрудник без зарплаты, считай, что человек без штанов. Кто как мог, выкарабкивался. Одни продавали квартиру побольше, покупали поменьше или подальше, другие таскали что-нибудь с работы и продавали на стихийно возникших рынках. Потом стало хуже, когда закончились все запасы и мне пришлось очень неудачно продавать утварь и ковры ручной работы. Ковры оценивали хорошо, покупали раза в три-четыре дешевле, а утварь и вовсе не покупали, кобальт просили...

Закончились и эти товары, но немного денег - полторы тысячи долларов (всё же приличную суммупо тем временам) я накопила и собиралась положить в Банк и жить на эти проценты, тогда многие, кто не мог торговать, («вложить в дело») так и делали. Так я надеялась встать на ноги. Но по дороге в Банк нарисовалась одна близкая приятельница, я проболталась, куда и зачем иду, и она стала умолять дать ей эти деньги в долг для сына, который открыл дело в Москве и ему нужно было докупить стоматологической аппаратуры. Уговорила, так как продавала квартиру и обещала в течение одной-двух недель закрыть долг, поэтому под проценты даже не предлагает. Даже адрес новой квартиры дала (описала).
Квартиру-то она продала, но деньги куда-то подевала и вообще, мать и сын исчезли. Их в новом доме не оказалось, никто дверь не открыл, уже темнело и я понуро вернулась в свой холодный дом, еще утром полный надежд.

Идя в ногу со временем и не видя мало-мальски достойного выхода, я стала искать авторитетов. Вдруг вспомнила, что как-то в пустой маршрутке поздно ночью ехали мы всего две пассажирки. Очень красивая женщина, она попросила меня проводить её через двор, потом сын проводит меня. По дороге красавица успела рассказать, что муж у неё был авторитет, «законный вор», убил мента, сейчас самого убили, но похороны и всё остальное закрыли его друзья. Это так принято. Справедливо решив, что сын вора или убийцы не очень надёжный провожальщик, я тогда отказалась от услуг её сына и пошла домой одна.

Но оказавшись кинутой, я всё же рискнула попросить у неё помощи. Вошла в этот подъезд, мне сразу показали её квартиру. Дом был богатый. Она очень мило и приветливо приняла меня, но оказалось, что тот сын, который «вор» и мог помочь, сейчас в бегах. А второй сын заканчивает аспирантуру, воровскими качествами совсем не обладает и ничем не сможет мне помочь.
Эта женщина дала мне адрес подельника мужа в Москве и я рванула туда. Когда дочь спросила, куда и зачем я еду в Москве, я беззаботно ответила:
— Пойду чечен-мечена искать, долг-то надо вернуть! А то платить за твоё учёбу скоро будет нечем!
Тогда в газетах часто расписывали про чеченских храбрецов и я просто была уверена, что они всё могут.
Сначала стала искать армянина, поавторитетнее.

Армянин оказался очень осторожным и сразу сказал, что выбиванием не занимается. Посоветовал «забыть», так как «не даст», ты в Ереване, он в Москве, ну сколько можешь здесь продержаться? Помню, угостил хорошо, жена выложила на стол все лакомства из московских магазинов.
Чуть не плача, я поехала обратно, к знакомой, у которой остановилась. И стала спрашивать у её мужа, торгующего пустыми пивными бутылками, не знает ли он какого-нибудь чеченца. По моим представлениям, любой чеченец потенциально мог бы защитить меня и заставить их вернуть деньги.
— Есть, на рынке торгует, 3 тонара у него. Подполковник Дудаева был, от него сбежал, денег мало платил. Давай познакомлю, точно поможет.
Подполковник оказался чуть располневшим симпатичным горцем, он меня внимательно выслушал и покачал головой.
— Это не деньги. Только на след напасть столько возьмут. А себе что оставят? И посоветовал: Забудьте, это не те деньги.
Вместо ответа  я заплакала. Дочке не заплачу за репетиторов, не поступит, а не поступит — всё, считай зря живу, да и есть нечего скоро будет, зарплаты ждать месяца четыре, если не пять. Да и вообще, расходы у меня были выше крыши.
— Ладно, дам вам один телефон, только сразу скажите, от Алика,  а то говорить не станут. Султан зовут, хороший парень.
И я разочарованно, но хоть с какой-то надеждой, поплелась домой.

Утром не то что говорить, сотовый телефон долго не брали. Наверное, номер разглядывали и вычисляли. Потом после многократных звонков кто-то взял и сказал: Кого? Вот так, одним словом. Кого?
— Султана, от Алика.
— Подождите, он сам позвонит.
Султан позвонил, назначил встречу у метро Крылатское, там Сааб будет.
— Кто этот Сааб? Мне двоюродный брат, Султан нужен!
В трубке на несколько секунд замолчали и терпеливо объяснили:
— Сааб зеленый, а Султан внутри сидеть будет.
Так как мне были известны марки всего нескольких автомашин, включая Волгу, Жигули и Мерседес, я вычислила, что Сааб должен быть что-то среднее между «Волгой» и «Мерседесом», хотя внешне обычная иномарка.
Султан сидел внутри, пригласил в салон, чуть отъехал и очень вежливо попросил:
— Только 10 минут у меня есть, важная встреча, не смог изменить.
Говорили мы минут 20-30, важняк позвонил и отложил на завтра. Султан очень внимательно слушал, ни разу не перебил, спросил, сколько на репетиторов нужно денег, и почему я не к армянам обратилась, они могут запугать не хуже чеченцев.
Даже спросил, какая у меня тема диссертации была. Оказалось, он тоже химик, в Грозненском университете преподавал. А сейчас у него в Твери огромные угодья, картофель посадил и ждёт урожая. Вот тебе и «чеченец-выбивала»! Он мне предложил между делом: может дать на репетиторов, с условием возврата через год.

Этот не сказал «забудь», наоборот, сказал: «запомните!». «Никогда не давать в долг, если вы не богаты и нет связей, если нет людей, готовых выбить ваш долг бесплатно. За плату любой согласится, но если долг больше 50 000 долларов. Тогда они выбьют 100 000, взяв себе половину. А 1500 — не та сумма. Постарайтесь найти эту его мать и самой выбить через неё эти деньги. Языком, языком!»

Только для нас двоих эта цифра была суммой. Для должника моего и для меня. Я приехала в Ереван, две-три недели искала его мать. Никуда она не уезжала, просто продала квартиру и у неё теперь был другой телефон. Языком, языком! Я долго, но смогла уговорить её заплатить вместо сына сейчас, так как репетитор дал мне срок.
Правда, она была нормальной женщиной, поэтому смогла уговорить.))))
Так чеченец Султан помог мне встать на ноги... Как говорится, мирным путём.