Китайские штучки. История возникновения искусства

Китайские штучки. История возникновения искусства вырезания из бумаги.



         «Художественное вырезание из бумаги – традиционный для многих народов вид искусства. Его изобретение связано с изобретением бумаги, которое произошло, согласно легенде, в Китае, во II веке до н. э. Тогда стоимость бумаги была очень высока, поэтому искусство художественного вырезания было доступно немногим, им занимались в императорских дворцах и домах придворной знати. Самые ранние из известных нам случаев проникновения китайских бумажных вырезок в страны Азии и Европы датируются VII веком. Первоначально они попали в Японию, а затем распространились по Шёлковому пути по всему евразийскому материку. Ныне многие из старинных образцов хранятся в различных музеях мира».
          В 1950-х годах, вернувшись в Ленинград из поездки в Китай, театральный художник Рыков А. А. привёз замечательную по разнообразию коллекцию китайских вырезных картинок.
          Позже эта коллекция была передана в Центральный государственный Архив литературы и искусств, где мне и посчастливилось с нею ознакомиться. Когда Лариса Сергеевна Георгиевская, директор ЦГАЛИ, разложила на столе папки с картинками, я была поражена и очарована. «Живые» «тен-чжи», как значилось на одной из папок, выглядели в тысячу раз прекраснее, чем фотографии в интернете и разительно отличались от виденных мною ранее: здесь были и большие, похожие на кружево, и маленькие – такие, к которым прикоснуться позволяешь себе, только затаив дыхание.
         (Поясню для непосвящённых: все работы, выполненные в технике вырезания из бумаги, называются классическим силуэтом. (Так же, например, как вся поэзия в мире, независимо от жанра и стихотворного размера, называется поэзией). От аппликации и коллажа силуэты отличаются тем, что, картина, вырезанная из одного листа, неважно какого размера, и взятая за один край, не разваливается на отдельные части).
          Теперь вернёмся к колекции тен-чжи из фондов ЦГАЛИ СПб.
          Один набор выполнен из точайшей, почти невесомой бумаги, и изображает, вероятно, маски богов и героев.
          Рядом с большими работами соседствуют крошечные изображения животных и бытовые сценки. Однотонные силуэтики из немелованной бумаги испещрены прорезями, насечками и наколками.
          В Китае первоначально вырезание из бумаги являлось развлечением исключительно императорского двора – из-за чрезвычайной дороговизны материала. Бумажными силуэтными изображениями придворные красавицы украшали причёски, а также наклеивали картинки на лица, у висков.
          Позднее вырезание распространилось во всех слоях населения и стало главным атрибутом китайского театра теней.
          Знакомство европейцев с китайским театром теней и вырезанием из бумаги произошло одновременно, поэтому в Европе, вплоть до XVIII века, силуэтные изображения назывались «китайскими тенями».
         
          Китайский театр теней появился при династии Тан (618 - 907 гг.), его становление происходило в эпоху Пяти династий (907 - 960 гг.), во времена династии Сун (960 - 1279 гг.) он достиг полного расцвета и распространился по всему Китаю. Фигурки в китайском театре теней вначале вырезались из бумаги, а позже из конской, коровьей и ослиной кожи. «Сценой» теневого театра служит экран - прямоугольная деревянная рама в виде окна, обтянутая белой материей, за которой актеры поют и управляют бамбуковыми палочками фигурками-персонажами. С помощью света, направленного на экран, на нем отражаются эти очень выразительные фигурки-персонажи, наделенные и романтикой, и комизмом.
          Китайский театр теней популярен и почитаем и в современном Китае. Техника изготовления плоскостных кукол в нём не изменилась.
          Искусство китайской художественной вырезки из бумаги называется -  тен-чжи, "цзяньчжи", а  народ называет вырезки  «оконные цветы» или «оконные узоры».

          В настоящее время в музеях Поднебесной хранится различная  деревянную мебель, расписанную лаком , покрытая разноцветными узорами и изображениями, которые делали и делают на основе бумажных вырезок: сначала рисуется нужный орнамент, из бумаги вырезается образец, по которому выполняется вышивка, или вырезку наклеивали и раскрашивали на поверхности мебели.
          В деревнях женщины собирались на посиделки и вырезали различные композиции из бумаги. Каждой девочке было необходимо научиться искусству бумажной вырезки – по готовым работам судили, насколько девушка умела, и терпелива, и по таким работам выбирали невест.
         
            «Из старинных трактатов известно, каким образом происходил процесс вырезания изображения на пергаменте: он укреплялся за 4 угла посредством игл на кожаной подушке или деревянной доске. В качестве инструментов использовались ножницы, острые ножи для заточки перьев, специальные режущие перья, пуансоны, а также штампы и шаблоны. Скорее всего, ножницами вырезались основные контуры, нож был нужен для внутренних отверстий. Вероятно, работа с бумагой проводилась аналогичным образом, к тому же вырезать отверстия в бумаге гораздо легче, чем в пергаменте. Причём нередко мастер вырезал изображение сразу на нескольких листах, сложенных в стопку, получая таким образом серию одинаковых сюжетов» .
            Вырезание из бумаги обычно выполняется вручную. Такое вырезание бывает двух видов: первый – вырезание при помощи ножниц, используя сразу несколько листков бумаги, мастера клеят их на бумагу и при помощи острого ножа доводят узор до совершенства; второй способ – вырезание при помощи ножа, сначала бумагу несколько раз складывают, кладут ее на рыхлый клей, сделанный из пепла и жира животных, потом тщательно вырезают на бумаге узор, держа нож в руке вертикально, и обрабатывают его по заготовленному образцу. Преимущество второго способа состоит в том, что он позволяет одновременно вырезать сразу от нескольких одинаковых картин до десяти и больше.
          В современном Китае бумажные вырезки остаются неизменным атрибутом не только украшения жилища, но и всех государственных и бытовых праздников. В некоторых районах вырезанные из бумаги фигурки животных и людей до сих пор сжигают на похоронах или укладывают рядом с покойным, чтобы они сопровождали его в загробном мире.
          На свадебных церемониях украшают дома новобрачных, приклеивая вырезанные картинки и иероглифы на двери, окна, мебель и обязательно над кроватью – иероглиф «двойное счастье».
          Бумажные узоры не только используются для украшения подарков, они сами служат подарком.
          Картины в стиле тен-чжи вырезают уличные художники, вместе с этим искусство вырезания - почётный вид декоративно-прикладного искусства Китая.
          Тен-чжи изучают в школах и вузах, а в регионах, где такие картины являются брендовой сувенирной продукцией, мальчиков и девочек приобщают к вырезанию с 5 лет, обучая будущих мастеров в специальных школах.
          Традиции вырезания из бумаги настолько сильны, что официальным дизайнером Пекинской Олимпиады была бабушка Ли – народная мастерица, радовавшая гостей и победителей игр своим искусством.
         



Другие материалы об искусстве вырезания из бумаги и художниках-силуэтистах в сборнике «Искусство силуэта».





На фото: один из приёмов вырезания тен-чжи.


Рецензии
Спасибо, очень интересно и позвательно!
Людмила.

Людмила Белан-Черногор   22.07.2011 20:12     Заявить о нарушении
Вам спасибо, Людмила! Всегда особо радуюсь откликам на статьи о силуэтах!

Наташа Лазарева   22.07.2011 22:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.