Осень

Мачнева Улиана
Посвяшается Наталье Медведь-Очкуровой


...Я шел по аллее. Никого не было - испугавшись наступивших холодов, люди попрятались по домам. А мне не сиделось дома. Грустно было и одновременно как-то сладостно... Чего я ждал, прогуливаясь по этим аллеям? Не знаю. Просто у меня было чувство, что что-то должно произойти... или происходит уже, и если я, как и все остальные, спрячусь в этот день за стенами своей квартиры. то пропущу это "что-то".
... Может, мысли эти были вызваны осенью, внезапно пришедшей в город и парк, и после теплых солнечных дней принесшей ветер и холод...
А может, просто любил перемены, движение вперед, пусть даже и такие, за которыми приходят холода... Но о холодах думать сейчас не хотелось. Просто шел по аллее, наблюдая, как мягко и грациозно срываются с веток пожелтевшие листья. У кленов они были багряными, и величественный узор, словно вышивкой, покрывал все пространство серого асфальта. Это было красиво...
...Фонтан уже не работал, приготовленный к зиме, и вместо воды его дно тоже было устлано красно-желтым ковром. Глядя на него, я вспомнил, сколько здесь бывало народу летом, как резвились малыши, как влюбленные парочки искали свободное место на многочисленных скамейках, занятых мамочками с колясками и старушками со своим рукоделием...
Воспоминание, на секунду вспыхнувшее яркими красками и затмившее все, не спеша погасло. У фонтана сейчас было множество пустых, свободных мест, незанятых никем скамеек. Только листья мягко присаживались на деревяные брусья. Осень... Холодный день. Никого вокруг....
И все же одна скамейка не пустовала.
Из раздумий меня выдернули неожиданные для большого города громкие звуки. Они неслись с неба, и сердце потянулось к ним, как к какому-то воспоминанию или детской сказке... Над головой, совсем низко, курлыкая, пролетел клин диких гусей. Их было много, и летели они правильным треугольником... Я поневоле улыбнулся, любуясь этим полетом.
И тут только заметил, что гусиным клином любуюсь не только я.
На одной из скамеек сидела девушка, так же, как и я, смотря в небо, внимая прощальной песне стаи.
Странно, - мне казалось, что я не мог прозевать ее появления в парке, тем более, что она была одета в длинный, приятно-золотистого цвета плащ. Цвета осенних листьев.
И еще одно бросилось в глаза. Не смотря на холод, ее голова не была покрыта платком или шапкой. Зато на ее темных, как стволы промокших деревьев, волосах, красовался шикарный большой венок, сплетенный их осенних листьев. Кленовых, буковых, дубовых. Веточка тиса с ее красными ягодами дополняла ее головной убор. Это было красиво, и я усмехнулся про себя, отметив вкус хозяйки такого головного убора. Только все равно не стоило бы в такую промозглую погоду выходить гулять без шапки. Даже я, любитель ходить без утеплений как можно дольше, и то сегодня сдался сам себе и одел свою.
Девушка с улыбкой провожала взглядом улетающий клин. Ветерок, сегодня постоянно гуляющий по аллеям, словно заигрывал с нею, так и норовя осыпать ее плащ листьями. Или насыпать в руки? Странно, но те, которые падали ей в руки, были особенно красивы по расцветке... Вот интересное совпадение...
Девушка было еще достаточно далеко от меня, и я, продолжая неспешную прогулку, приближался к ее скамейке. Поневоле ее рассматривал - ведь больше никого здесь и не было.
Она плела еще один венок из нападавших в ее руки листьев. Ее плащ казался совсем легким - такие носят в начале сентября, но никак не в октябре, тем более в холодную погоду. Но почему-то, как-то я чувствовал, что она не мерзнет. Наоборот, среди пасмурности этого дня от нее словно веяло каким-то светом, - не скажу теплом, а именно светом.
Эти странные мысли и ощущения коснулись меня на миг, словно краткого взгляда на нее хватило, чтобы все это прочувствовать... Интересно. То ли я слишком романтично настроился в этот день, то ли я становлюсь чем-то вроде экстрасенса?... Забавно...
...Проводив клин, девушка послала им вослед воздушный поцелуй. А потом обернулась в мою сторону. Я увидел ее смеющиеся глаза. Очень красивые. Темно-синие , как небо в ясные дни октября. Ну-ну...
Она улыбнулась - мы оба знали, что провожали гусиный клин взглядами.
- Да, редкое явление для города. И так низко пролетели...
Почему я решил заговорить с ней - сам не знаю. Чем-то она меня заинтересовала..
-Они просто попрощались. Им предстоит долгий и тяжелый путь, а потом они снова вернутся сюда...
-Да, путешественники... Не то, что мы, люди...
- Все мы в какой-то мере путешественники, даже если кажется, что мы совершенно не меняем свое местоположение... Вот вы сегодня пришли в парк, не смотря на холод и ветер, - это ведь тоже маленькое путешествие...
-Вы тоже... кстати, не слишком ли дегко вы оделись для такой погоды?
-Мне не холодно, - улыбнулась она, поправляя сполший на лоб венок из листьев.
Ну да, вас греет золотой венок, - улыбнулся я, пытаясь пошутить, и.. понял, что это правда. Ей действительно не холодно, словно она сама - часть этого дня, часть золота листьев, ветра или синего, как ее глаза, неба, иногда появляющегося в октябре...
На мгновение стало страшно и весело одновременно, словно я поневоле коснулся какой-то тайны... которая, впрочем, всегда жила рядом и ждала, чтобы кто-то ее заметил... Это странное впечатление пробежалось мурашками по телу, и сразу жк шальной порыв ветра, заползший даже под куртку, улетел прочь...
Девушка заметила это.
-Вам зябко?
-Да, осень сегодня не очень приветлива к таким как я, дуралеям, выползшим полюбоваться на ее красоты в такой холод...
Девушка улыбнулась на мою тираду.
- А вам нравятся ее красота?.. Скажите, вы любите осень? Только честно...
-Можно, я присяду?
-Конечно, пожалуйста! Так ответьте мне, любите ли вы осень?
-Говорите, честно ответить?
-Ага...
-Ладно. Постараюсь... Осень, как вы понимаете, бывает разной. Неустойчивая, изменчивая, приносящая грусть вначале и холод в конце... Она - как напоминание о грядущей за ней Зиме, морозе, снегах... Поэтому многим она не нравится, люди не любят ее. Иногда, бывает, это настроение сидит и во мне...
Я внимательно следил за девушкой - какова будет ее реакция на все эти мои сентенции? Она могла подумать, что я таким образом начинаю к ней "клеиться", как обычно, начиная с красивых слов... Но очевидно, она не думала об этом. Все ее эмоции отражались на ее лице - кстати, очень красивом, словно нарисованом каким-то мастером живописи и ожившем... Видимо, она расстроилась, когда я заговорил о том, что люди не любят осень. Вокруг нас снова пронесся ветер, закружил листья, взметнул подол ее легкого плаща...
Потемнело. Я взглянул на небо - оно снова затягивалось тяжелыми свинцовыми тучами - прямо над нами. На асфальт перед скамейкой упало несколько тяжелых капель.
-Наверное, сейчас задождит. Может, перейдем куда-то в другое место? Там можно и поговорить...
-Нет, дождя не будет. Во всяком случае сейчас и здесь, - она мельком взглянула на небо, и я заметил, что глаза у нее стали темными и... серыми? Как эти тучи? А были синими... Или это просто игра светотеней?...
Девушка затеребила недоплетенный венок.
- Так значит, все думают, что ничего, кроме холода, осень подарить не может?...
-Наверное... Многие так думают. Многие не любят осень и имеют на то множество причин. Не только погодных... Например, дети не любят, потому что начинаются занятия, нагрузки и их свобода, которую они вовсю использовали летом, становится совсем ограниченной... Взрослые - из-за вечной занятости и проблем, к которым добавляется быт, одежда, сапоги, например, которые протекают, покупавшись в холодных осенних лужах... Может, мы все-таки перейдем? Дождить начинает...
-Нет. Смотрите! - Она указала на капли - действительно, это было странно, но дождь словно не касался нас. Может, это из-за все еще густой кленовой кроны, распустившей золотистые лапы над скамейкой.
-Отчего вы загрустили? Я расстроил вас?
-Немного... я в принципе, и так все это знала. Ну а вы, вы лично - как вы относитесь к ней? Для вас Осень тоже состоит из холода и слякоти? И нудных рабочих будней под серым дождем?
Я поневоле улыбнулся. Необыкновенная девушка. Настоящий романтик. Таких нужно беречь. Но мой ответ был искренен - это были мои мысли, а не то, что нужно было бы сказать, чтобы утешить ее. Они совпали, эти мысли.
- Вы просили честно. Не знаю почему, но я расскажу вам, хотя обычно стараюсь держать свои мысли в себе..
-Из-за людей?
-Да. Немногие способны не высмеять чужле мнение, если оно хоть капельку отличается от их собственного... Так вот, - я люблю лсень. Она для меня - ожидание перемен, да. Как и положено ей, она приносит с собой то, что имеет, дарит дары от своей щедрости... Но мир огромен, а Осень щедра. Ее не хватает на всех, и, когда она отдаст последнее, - это чаще всего уже ноябрь... То есть, раздавая свои золотые, щедрые дары, Осень не жалеет ничего, не оставляя ничего и для себя. Но люди жадны, им этого мало, и им сложно понять эту бесконечную, жертвенную щедрость. Они видят серость, слякоть, дождь... и не понимают слез осени. Они видят холод - и не знают, что Осень по ниточке отдала все свое золото, оставшись в сером, промозглом плаще... Она приходит в золоте и щедро раздаривает его другим, не оставляя сеье ничего... Да, я люблю осень. Она щедра и добра, и каждый день ее непредсказуем и прекрасен, как душа женщины. Да и сама она - женщина...
Я рассказывал все это и сам себе удивлялся. Не то, чтобы это было необычным для меня - нет, это и вправду были мои мысли, мое мировоззрение - иначе я бы, как все, сидел дома и не поперся бы в холодный, ветренный парк для того, чтобы полюбоваться на красоту Осени... Просто то, что я вот так рассказал незнакомому человеку, хоть и столь необычной с виду девушке, эти мои мысли... раскрыл душу...
... возможно, наученный горьким опытом жизни среди людей, я уже подсознательно ждал удара: насмешки, крутящегося у виска пальца или чего-нибудь в этом роде...
Кстати, она оказалась права. Пока я говорил все это, тучи разошлись, и неожиданно ярко брызнуло глубокой синевой осеннего неба... Зазолотились ветви клена, под которым мы сидели, и все вокруг словно преобразилось... Вот она - женщина-Осень!...
Девушка подняла на меня глаза, и я увидел, что глаза ее снова были синими. Такими же синими, как это проглянувшее глубокое небо...
... и я начал в них тонуть...
... Нет, я не начинал влюбляться - это было что-то другое, но такое же чистое и... словно сакральное. Словно на мгновение я увидал что-то скрытое обычно от глаз людей. В ее глазах...
И вдруг я понял!
Ее фигура словно заполнила все вокруг - парк, воздух, клены, небо, ветер, облака и лужи... Все это было ею и жило ею...
И я снова увидал с собой рядом девушку в ярком кленовом венка и легком золотистом плащике. Девушку-Осень...
Она провела рукой перед моим лицом, словно собирала что-то в кулачок, и прислонила к своей груди. Она знала...
Я ничего не мог сказать - осознание чуда, неожиданно ворвавшегося в мою обыденную, обычную жизнь... мистического, почти невозможного чуда, - заполнило весьмой разум и чувства, да так, что было и страшно, и радостно...
-Спасибо тебе. Спасибо за твои мысли. Я так рада, что кто-то смог понять меня. Понять и любить такой, какая я есть... Я запомню это... Ну вот. Мое время здесь истекло. Я очень рада, что встретила тебя.
Осень надела сплетенный венок мне на голову... Я знал, что она сейчас исчезнет, и не хотел ее отпускать.
-Подожди!
-Не могу. Мне правда нужно идти дальше. Я ведь тоже на своей работе, Так же, как все, как все... - по-человечески улыбулась Осень.
-Мы сможем еще встретиться?
-Обязательно. Только не так, как сейчас. Ты любишь меня, и я буду с тобой. Просто знай, что я рядом, и увидишь меня повсюду... Мы встретимся обязательно!...
Я слышал ее голос уже не в словах, а словно внутри, в мыслях. Случайно или специально, большой кленовый лист из подаренного венка опустился мне на глаза под порывом ветра, - а когда я поспешно поднял его - Ее уже не было...
... Венок не терял своей свежести еще очень-очень долго. Гораздо дольше, чем это было положено.
... А я действительно слышу ее повсюду.
И любой может. Нет здесь ничего трудного или необычного.
Нужно только прислушаться.
Сердцем.
...Золотая осень не покидала наш город почти до cередины ноября...

(c) У. Мачнева