84. Я приговор менять не буду

Консуэло Ходырева
К союзу двух мужей я не была готова и требовала одного, Гордана убить. Причину выставляла просто,  он надсмехался над любимым. На самом деле, мне надоело всех бояться, я задыхалась  взаперти. Года бежали, на просьбу муж твердил упрямо, не подоспело наше время, клеймо не  вещь для метки тела, а кругляши, для каждого своё гнездо, секрет узреть я не могу.
 
Однажды, заглянула вниз, увидела напротив точку, с расстановкой, она карабкалась наверх. Рядом сын, воскликнула:
-Нечистая ползет!
Он рассмеялся:
-Это получеловек,  жил у Учителя в клетушке,  в нем речи нет, всё пробует на зуб и камни тоже. 
А в другой раз, увидела поток, вода  хлестала  через Клада,  в камни  ногами и спиной уперся, весь день, не сдвинувши, сидел. За муками его, Учитель с сыном наблюдали, услышала меж ними разговор,затронул больно:
-Умом трёхлетка, а сила духа, не чета твоей.
Когда Учитель лук принёс и, сын стрелу направил в цель, препятствие чинить  не стала. Понять не в силах, что с разумом моим творилось,  с равнодушием взирала, как сын убийством помышлял.
Сегодня поняла, на том кругу, что в подземелье,  шагавшие через меня мужчины,   не клад нарыли, а  могилы.
Мира воскликнула:
-Как много настрадалась в жизни!
-Я не нуждаюсь в жалости ни чьей. Лишенная опоры, жизнь прогибалась перед всеми. И ты жила меня не лучше. Доносы Гордана читала,  юродивая баба,  её и Клада загублю.
Ни строчки о любви и чувствах.  Отец Владыка позволил развалить семью, защиту внуку не устроил. Ты в одиночестве осталась. Прощаешь всех,  а я прощать не собираюсь, Учителю и мужу твоему,  от всей души желаю  гибель!

Четыре дня судилище велось, герб Черепаший появился,  На оборотной стороне  литьё,  подобное,  на безделушке.  Советник Черепаший  объявил:
- Два Гордана из рода Черепах, по шею кровью замарались, делами заслужили казнь. Владыка здешний добр, он  предлагает свою милость.  В подземных переходах  остались те, в ком с детства  подавили волю, иль сами продали её. Владыка  просит помощь оказать, направить  разум в мыслящее русло. Вы можете облегчить  участь, мир принести на  землю предков. Наследия лишать не станем, долина и гряда за вами и к детям  вашим перейдет.
Дела минувших лет напомню. Владыка  Ростислав  семью не баловал заботой, сыны и дочери мужали без него.  Их взгляды, отношение к  делам, повергли в ужас, он брату своему писал, делами занятый,   доверил их  жене,  мужам никчемным.   И если есть достойный сын, я приведу его ко власти.  Брат двух сынов  ему доставил. Совет, боясь раскола рода,  принял закон, приёмышей во власть не допускать. Владыка, в тайне от  Совета родил  сынов от разных матерей. В борьбе за власть, их матери взрастили злую силу,  она  всеядна и бессмертна,  живет в любом из нас у здравомыслия в темнице. Запор ослабеваем сами.
 Пытаясь примирить, он навязал зависимость обоим. Старшему  вручил клеймо, не то, чем метим мы тела, а ключ от потайного царства. Младшему секреты круга.
Мы принимаем принадлежность к  плоти великого Владыки Ростислава,  соединившего подземными путями одиннадцать громадных поселений. Землетрясение и войны разрушили   основы перехода и перемычки между ним.  Как такового, клада нет. Есть царство,  название известно всем, Великая подземная дорога. Клеймо не просто дар Владыки, потомкам передать хотел бесценные труды, опережающие время.  Но, скудный разум, труд не оценил, искал  богатство дармовое и,  примерял накидку власти. Готовили резню людскую,   сумели  вас опередить, поставить  на затее точку.

Казалось, мир не за горами, что им терять, судьба их решена. Смириться с поражением не могут. Сутяга первый поднял руку.
 -Чего желал, того добился. Мой сын от предка перенял святое имя Ростислав, других наследников не вижу.
-Насчет наследия иная мера, перед женитьбой каждого из вас, Учитель проверял на семя. Те женщины родили сыновей.  Пока у Клада теплится душа, лишиться состояния не может. У Клада есть сестра и брат, за ними доля от наследства. Среди рабов и  вольного народа   транжирили бездумно семя.
Гордон вскочил:
-Да, мало ли я с кем валялся,  вы преднамеренно дробите доли, богатство держите в руках.
Советник  возразил:
-Орлы отмежевались сразу.  Мы упросили их на время  спасти от разорения долину,   а затянулось  на века.  Наследников устройте в креслах.
Явились дети, с Ростика и началась беседа.
-Каждому из вас, мы зададим по три вопроса. Как представляешь будущую жизнь?
-Ясно как, я будущий Владыка, кто верен  мне, тот рядом  поселится. Всех непослушных отселю за пропасть. Вы поступили очень верно, если отец  мой ошибался, то я и мать здесь не при чем.
-Как ты относишься к тому, что Клад наследство получает?
-Зачем оно ему, еще немного и помрет. Просили честно отвечать, родитель кровный  Клада не жалел, мне и подавно жалость в скуку. Рядом со мной с нескладным телом  сидит еще один несчастный. Зачем ему на свете жить?  Взгляните на меня, какое тело, найдите хоть один изъян.
-Он кровный брат. В наследстве у отца уродство, идет из глубины, и в поколениях всплывает.  Наследником тебя считаем, а быть Владыкой  не дано, обряд не по закону вышел. Из ситуации есть выход, они его повторят вновь.
Не дожидаясь  обращения,  мальчик, сидевший рядом, залился горькими слезами:
-Зачем вы влезли к нам в семью, отец  мой родненький,  узнав, что с мамой побывал насильник, ночь неизвестно где бродил,  и моя мама слёзно плачет.
Ответить не успели, в комнату влетел мужчина, на руки  мальчика схватил и вышел, не сказав ни слова.
Мальчик, что был  постарше остальных, шагнул к двери, его на место усадили, услышали слова:
-Владыка,  мне тоже не нужно наследство, я рос один и кроме бабушки и мамы, другие вовсе не нужны. Я не хочу насильника отца.
-Отцы, в наследство доли не вложили, то дар  Владыки Ростислава. Судить родителей  не смейте, всё то, что в них, у вас в зачатке, в разуме взрастив узду, иной дорогою пойдёте.
Девочка от нетерпения стучит ногами, одежда нищая и  ноги босы.
-У меня мама, старший брат и младшая сестра, я не хочу делиться с ними. Пусть остаются здесь,  мне можно так?
-В чем мама провинилась пред тобой?
-Мне то нельзя и это тоже, коза залезла в огород,  мне вицей по ногам попало. Прыгать с обрыва, на крышу лазить и по чужим садам ходить, нельзя, я запрещенная росту.  С сестрой водиться заставляют.
-Желания есть, о чем мечтаешь?
-Хочу нарядов и халвы, один подвоз, нет, лучше два.

Смех стих, на Гордана  смотрю, уставился на девочку с косою. Узнал её, я с восхищением смотрю, он с любопытством!  Я помешал продать её, представил на носилках вместо Клада и слезы покатились по щекам. Она меня звала Па-Ма и обнимала за колени. На  шее тоненькой цепочка, она уже обручена, счастливчик, кто?
Советник зачитал Указ. Раздался женский крик:
-Меня казните,  сын мал,  к суровостям  не приучали, он в каменном мешке погибнет.
-Указ не подлежит сомненью, жестокость в нем не знает меры,   ему подобное устроим.
Ростик вскочил.
-Меня сравняли с вшивым Кладом,   Учитель правду говорит, у матери снаружи красота, нутро пустое. Отец, какую участь  уготовил, я даже стать Владыкой не могу. Я вам не Клад, в мешке сидеть не буду я лучше в пропасть улечу.
Мира поднялась.
-Жестокость не по мне,  умом и сердцем не могу понять, какая сила помогала сыну терпеть лишение и голод, по  сути, сам себя растил и выжил.  Выжил, но, какой ценой!     Я против приговора власти, пусть Злата вынесет решенье, как с её сыном поступить.
У Ростика улыбка, он развалился в кресле и произнёс:
-Ха –ха, ну, как вас Мира окунула.
От тишины в ушах звенит,  Сутяга плечи опустил, предчувствие не обмануло.
-Ростик, любимый и родной, поступок не суди,  иного выхода не вижу.  Я приговор менять не буду, надеждою живу, силы небесные поправят сына.
 А для себя, о милости прошу, надеть нам цепи по закону. Мира, Клад верою твоей укрыт, она поможет ему выжить.