2000 сребреников за завтрашнюю ложь

Вадим Довнар
Вообще-то публичное обсуждение действий коллег считается неэтичным. Но это в том случае, если вести речь о журналистах, а не о пропагандистах (сознательных лжецах). Это зело разные профессии. И подходить к ним с одним мерилом не есть правильно. Хотя следует признать, представителей этих ремесел частенько путают. В основном из-за многочисленности и мимикрии этих самых журналистских антиподов.

Наверняка кто-то запишет мне в коллеги и авторов последних статей в газетах «2000» (Украина) и «Завтра» (Россия). Мне же этого очень не хотелось бы.

Однако о всем по порядку.

Соседская «добродетель»

Достоверно известно, что в начале декабря прошлого года с редакцией одного из украинских изданий связывались сотрудники белорусского посольства в Украине. Их предложение было простым. Мы вам — кругленькую сумму, а вы — в положительном контексте описываете наши грядущие президентские выборы. У того, кто знает реальную ситуацию в Беларуси, данное предложение не вызвало бы удивления. Достаточно сказать, что результаты ни одной кампании в РБ после 1994 г. не были признаны нигде, кроме стран СНГ и арабского мира.

Не знаю, что уберегло упоминаемых журналистов от соблазна: порядочность или просто забота о репутации издания, но белорусам в тот раз было отказано. Сложно представить, как бы работники уважаемой газеты «со знаком плюс» писали о многочисленных фактах фальсификаций. О множестве избитых и задержанных оппозиционеров. Про арест восьмерых из десяти кандидатов в президенты. О том, что в тюрьмах оказались и коллеги-журналисты. О пытках в этих самых тюрьмах.

Между тем, вскоре оказалось, что можно, освещая те громкие события, вообще об этом не упоминать!

Именно так поступили пропагандисты из еженедельника «2000». Громадный текст о Беларуси, на полосу формата А2, содержал всего лишь измышления автора о технологии переворотов и специфические характеристики оппозиционных кандидатов. Впрочем, не глядя на откровенно хамский тон статьи, факт ее выхода тогда казался всего лишь недоразумением. Связывать его с предложениями белорусского посольства не хотелось.

Но вскоре в Беларуси грянул кризис, население взволновалось, образ рая на земле стал рассыпаться, как замок из песка. И вновь понадобились те, кто докажет, что черное — это на самом деле белое.

Как НАТО затребовало васильки

В течение последних недель в российской и украинской печати появляются статьи, где обильно пересказываются мифы о моей родине и с помощью откровенной лжи обеляется режим Александра Лукашенко. В том числе и в знакомой уже нам «2000». Чтобы показать синхронность, с которой пропагандисты взялись за работу, для начала приведем несколько цитат из центральной российской газеты «Завтра».

Известный писатель и друг «бацьки» Александр Проханов, в частности, пишет:

«В Интернете, в социальных сетях звучит призыв к фрондирующей молодёжи выйти на улицы, сопровождая свой выход хлопаньем в ладоши или помахиванием полевыми цветочками».

Я, признаться, сначала подумал, что это написано «для красного словца», поскольку никаких призывов насчет полевых цветов не встречал. Как не увидите вы растений на видео и фото с белорусских акций. Но нет, далее Александр Андреевич продолжает в том же духе:

«И в следующий раз вместо 30 „хлопающих оппозиционеров“ на улицы с васильками в руках выходит 300 человек».

Дело, разумеется, не в цветах. Просто автор, пренебрегая фактами, стремится придать символизм акциям протеста в Минске и других белорусских городах. Старается вызвать у читателя аналогию с событиями в других постсоветских республиках. В частности с оранжевой революцией в Украине. Мол, в Киеве апельсины и гвоздики милиционерам, в Беларуси — васильки. То есть это не выход на улицы вмиг серьезно обедневших граждан, а элемент мировой геополитики. А были васильки, нет… какая разница?
Ведь дальше должно следовать описание того, как будет создана ситуация для вторжения в РБ войск НАТО:

«В ряды оппозиционеров внедряются боевики, которые начинают применять оружие. Эти боевые действия интерпретируются как начало гражданской войны, как выступления народа против „кровавого диктатора“».

Не буду доказывать, что среди белорусских оппозиционеров, многих из которых знаю лично, нет людей, способных «применять оружие». Так же, как не буду убеждать автора в том, что всегда их акции носили исключительно мирный характер. Просто любопытно, почему данный «план» гипотетического вторжения НАТО не был приведен в действие раньше. Скажем, году в 1996-м, когда на улицы Минска выходило 60 000? Или 19 декабря прошлого года, когда вышло не меньше? К чему эти многоходовки, если Лукашенко давно соответствует образу «кровавого диктатора»? Или просто автору этой страшилки раньше отмашки не поступало?

Беларусь «изобрел» Лукашин

А вот интерес к Беларуси сотрудников «2000» можно уже смело называть системным. Из номера в номер они склоняют название соседней державы, ошибаясь, правда, в его написании. (Господа, даже в русскоязычном официальном варианте — не Белоруссия, а Республика Беларусь.) Автор Юрий Лукашин недавно даже не поленился отправиться туда в командировку, разразившись после этого большущей статьей «Другая Белоруссия». Понятное дело, пропагандист в восторге от того, что там увидел. И можно даже позавидовать тому, в каких объемах, путешествуя на автомобиле, Юрий находил статистику, закрепляющую его симпатию к РБ. (Представляете, входите в магазин, а там перед глазами — показатели ВВП страны за несколько лет!) И никто ему, разумеется, эти цифры искать не помогал…

Но отдельные утверждения путешественника вызывают в лучшем случае недоумение.

«На самом деле в стране распространяется огромная масса печатной продукции, и более 2/3 зарегистрированных газет и журналов — негосударственные».

О как! Свобода слова то бишь расцветает. Тогда что мешает указать, сколько из этих 2/3 является негосударственными общественно-политическими изданиями? Сколько собственно оппозиционных СМИ? Ведь бульварщина а-ля «Частный детектив» имеет к освещению происходящего в стране такое же отношение, как трактор к военной технике. Допускаю, что журналист мог бы не заметить в Минске наличие маршруток (как это произошло с Лукашиным), но не понимать описываемой разницы журналист не может.

«Однако оппозиционные газеты свободно продаются в киосках и на уличных раскладках, пусть их и меньше, чем проправительственных».

С той скрупулезностью, с которой Юрий рассказывает об экономических успехах режима Лукашенко, полагаю, ему не составило бы труда сосчитать эти оппозиционные газеты. Сравнить их тиражи с провластными. Рассказать о принудительной подписке на последние всех бюджетников. Думается, читателям было бы интересно для полноты картины узнать и о том, сколько негосударственных СМИ закрыто властью за 17 лет правления «бацьки». Как и о том, сколько раз неугодную прессу выкидывали из подписных каталогов, типографий, единой системы распространения.

«Представлено практически все российское ТВ, в том числе новостные каналы».

Угу, только маленькое уточнение: в белорусский эфир попадают лишь те сюжеты, что прошли цензуру в «высших эшелонах».

«Вполне благополучно работают и многочисленные белорусские оппозиционные сайты и блоги. И каких только высказываний здесь нет!»

Ага, оказывается, сайты не подвергаются регулярным DOS-атакам. Их не блокируют во время значимых событий и группы антилукашенковской направленности не удаляют из соцсетей. И, разумеется, при входе в Интернет-кафе никто не переписывает паспортные данные. Поистине Лукашин побывал в какой-то другой Беларуси.
«На самом деле не зафиксировано ни одного случая, чтобы белорусские силовые структуры арестовали или посадили кого бы то ни было только за высказанное мнение, скажем, в прессе или на сайтах».

Молодца! Вот лишь один пример. Анджей Почобут, корреспондент польской «Газеты выборчей» осужден на днях за оскорбление чести и достоинства Лукашенко. Поводом для уголовного преследования послужили статьи на сайте издания и записи в личном блоге Анджея.

Кто отговаривает от революций

«Да, некоторых оппозиционеров действительно „прессуют“, и довольно жестко, несколько десятков из них получили тюремные сроки после волнений в Минске по итогам президентских выборов в декабре прошлого года. Но давайте вспомним, когда и за что были арестованы эти лица. За попытку штурма здания правительства, за публичные призывы к непризнанию результатов выборов и, наконец, к свержению конституционного строя. За такое существует статья в любом национальном законодательстве любой страны».

Человеку, который, очевидно, кроме себя никого не читает, бесполезно пытаться доказывать, что никакого «штурма здания правительства» не было, и объяснять ему разницу между погромами и несколькими разбитыми стеклами. Предлагаю автору всего лишь провести маленький эксперимент. В Интернете он легко найдет видео, где несколько человек бьют стекла в ДП. Лица большинства из них видны. В сети есть и фото с процессов над оппозиционерами. Найдите на скамье подсудимых тех, кто бил стекла. А после ответьте на вопрос о том, за что же лидеры белорусской оппозиции получили «свои» годы колонии.

Образцы «правды» Лукашина (как и некоторых его коллег по газете) можно приводить еще долго. Но стоит ли их тиражировать? Тем более что, повторимся, к объективной журналистике все это не имеет никакого отношения.

Что, впрочем, не исключает важную роль Юрия и К°, но, как мы выяснили, совсем не в деле честного информировании о происходящем. И если у большинства белорусов, вчера отметивших 17-летие своего пребывания под властью Лукашенко, естественно желание скорейших перемен, то пропагандисты заинтересованы в консервации положения.

«Белорусам навязывают „цветную революцию“», — гласит заголовок в прошлом номере «2000». Ау, васильки от Проханова!

Между тем, это заголовок над интервью с послом Беларуси в Украине Валентином Величко. По замыслу, он должен был рассказать «о том, что же на самом деле происходит в этой стране». Почему о реальности спрашивается у человека, чьей работой отчасти является как минимум приукрашивание ситуации в представляемой державе? Но разве не интересно, как каннибал будет рассуждать о пользе вегетарианства?

Казалось бы, журналист должен его точку зрения сбалансировать еще чьей-то. Или хотя бы вопросы задавать интервьюируемому такие, чтобы не было причин заподозрить сотрудника СМИ в изготовлении «заказухи». Но, как известно, лучший способ защиты — нападение.

«Наблюдается настоящая эскалация информационной интервенции, манипуляция общественным мнением в СМИ».

«В постсоветском и западном информпространстве возник если не новый заговор, то информационная блокада в отношении вашей страны».

«Большинство информации о Беларуси носит заказной характер».

Это собеседники в «2000» — и про мою работу тоже. Потому заканчиваю свой «антибелорусский пасквиль» фразой из анекдота: «И эти люди запрещают мне ковыряться в носу?!»