***

Татьяна Куренко
Посвящается Евдокимовой Любе в благодарность за то, что она столько лет терпит мои философствования.

Как же я ненавидела этот мир…
Ненавидела солнце в небе и росу на траве, серые городские стены и все то неведомое, что таилось за городом. Ненавидела вечер и утро, день и ночь…
Каждый клочок этой земли, каждый ее сантиметр, каждого человека, обитающего на этих клочках. Все ненавидела…
 Не спешите меня осуждать. Лучше сначала ответьте – а вы любите свой мир? Ответьте мне честно - любите?  Все эти убийства, войны, насилие, грязь… Все, чем наполнены дни и ночи. Вы любите мир, где девушку, которая вышла полюбоваться звездами, насилуют и убивают? Мир, где за виновных страдают невинные?
 Мир, в котором правят ревность, злость, непонимание. Мир, наполненный мерзким запахом страха…
 ***

Каждый день я видела, как открываются Врата и как в них уходят люди. Люди в белых одеждах и с серебряными венцами на головах.
 Как же я им завидовала! Просто мучительно... Ну почему, почему им дано то, о чем так страстно мечтаю я? Чем я хуже?
 Каждый день я подходила к Вратам, но ни разу они не открылись передо мной. Недостойна… Я даже прикоснуться к ним не могла.
***
Учитель говорил, что я неправа. Что не там ищу. Да я и без него это знала – ведь будь иначе, врата впустили бы меня. Я недостаточно хорошая… Я недостаточно делаю, чтобы  мир стал лучше. Я творю мало добра. Каждое утро я просыпалась и увеличивала список добрых дел, которые нужно совершить за день. И я совершала их… Искренне. Мне очень хотелось изменить этот мир и уйти в другой. Тот, что за Вратами.
 Я делала все больше и больше хорошего – помогала бедным, защищала обиженных, утешала нуждающихся – пока однажды не обнаружила, что список моих добрых дел значительно превышает списки добрых дел тех, кто давно ушли за Врата. А я все еще здесь.
***
 Тогда я снова пошла к Учителю. И он вновь повторил, что я не там ищу. И все. Я страшно разозлилась, но и это ничего не дало. Он отказался объяснять. Сказал – не пойму, должна сама…
***
А на другой день ушла Джайни.
Мы учились вместе, хотя никогда не были особо близки. Но все-таки называли друг друга подругами. Конечно, это не была настоящая дружба – в ней не было ни любви, ни доверия. В ней не было вообще ничего, кроме ощущения соперничества – во всяком случае, с моей стороны.  Джайни всегда все удавалось гораздо хуже, чем мне. Может быть, именно поэтому я к ней и тянулась – мне нравилось ощущать собственное превосходство. И вот теперь…
 ***
 Я увидела ее уже стоящей у Врат – в белом одеянии и серебряном венце.
 Сложно описать то, что я тогда почувствовала. Просто все обиды и переживания разом собрались вместе и выплеснулись наружу. Она? Она?!!! Да как же… Почему? Это было совершенно немыслимо, не правильно, такого просто не должно было быть! Никогда еще меня не охватывала такая дикая злость, такая всепоглощающая ненависть. Врата не отбирают справедливо – они просто насмехаются надо мной. Похоже, они и поставлены здесь именно с этой целью.
Я схватила с земли камень и швырнула в Джайни.
***
 Недавняя подруга оглянулась в самый последний момент, когда избежать удара было уже невозможно. Но булыжник не достиг цели – вместо этого он будто ударился о невидимую стену и рассыпался прахом.
 Джайни посмотрела на меня. Я тяжело дышала и стискивала зубы от злости, она же смотрела спокойно, даже не осуждающе. Пожалуй, это злило меня еще больше. Ее невозмутимость, ее… жалость. Да, кажется, Джайни жалела меня, и я даже понимала почему.
***
 Это был мой конец. Кинув камень в Просветленную я разом перечеркнула годы своей учебы. Теперь мне незачем было оставаться в Городе. Целый день я проблуждала по знакомым и незнакомым улицам, не очень-то следя, куда иду и зачем. Как-то случайно выбрела на мост. Очень захотелось перелезть через перила и броситься в темную бурную воду. Не знаю, что меня удержало – наверное, все-таки многолетние наставления, что нет страшнее поступка, чем самоубийство. Даже думать о нем нельзя. А я вот подумала. Цепляясь за холодные поручни, я доплелась до тротуара. Руки дрожали, боль была нестерпимой. Надо было уходить…
***
 И все-таки я еще раз увиделась с Учителем. Он посмотрела на меня как-то странно, а потом честно сказал, что не считает мой поступок таким уж непоправимым. По его словам, я ни на шаг не отдалилась от Врат, хотя и не приблизилась к ним.
 - Ты просто не понимаешь…
 Вновь услышав эти слова, я просто развернулась и ушла. В след мне донеслось:
- Впрочем, может для тебя так даже лучше.
***
За Городом все совсем по-другому. Там жить еще тяжелее. Там вообще нет Врат, люди просто умирают… А жизнь свою проводят в жалком прозябании, воюя из-за куска хлеба. Люди за Городом давно уподобились животным – для них нет спасения. Но для меня оно в любом случае было потеряно. Да, за Городом царили насилие и смерть, да там нет надежды, нет веры.
 Все это я знала. Но теперь мне почему-то казалось, что если я и смогу что-то изменить, то только там.
***
 Я прибилась к первой же кочующей компании, которую встретила на своем пути. Надо сказать, она была престранной – пятеро парней совершенно дикого вида, взрослые мужчина и женщина – похоже, супруги и девушка лет пятнадцати. Последняя была вообще чем-то немыслимым. Большую часть времени она проводила, сидя в сторонке от остальных и глядя куда-то в одной ей ведомые миры. Никто девушку не трогал –  все уже привыкли, что ведет она себя так, а не иначе. Более того, пятеро диковатых парней готовы были глотки перегрызть тому, кто тронет эту чудачку.
 Меня в компанию приняли беспрекословно –  такие пополнения были вполне в порядке вещей.
- Из города? – Только спросил один из парней, потягивая какой-то жуткий напиток прямо из горлышка грязной бутыли.
 Я кивнула. Больше вопросов не было, и я фактически осталась предоставлена сама себе.
 Диковатые разбрелись по каким-то своим неведомым делам, супруги принялись разводить костер, а девушка по обыкновению сидела под деревом, подобрав под себя одну ногу.
- А правда, что в городе Врата есть? – Спросила вдруг женщина.
- Да. – Я присела к только что разведенному костру. – Есть. Сквозь них уходят в Лучший мир. Когда готовы… Когда хоть немного лучшим сделают этот…
 В костре хрустнуло полено. Девушка под деревом вздрогнула и вдруг посмотрела мне прямо в глаза. Я впервые встретилась с ней взглядом и… Да как это описать? Меня окутало таким беззащитным добром, что я испугалась. Испугалась за нее. Нельзя в нашем мире быть такой! Это слишком опасно.
- А… - Я еще сама не понимала, что спрошу, но чувствовала, что вопрос будет о ней – А эти… Которые путешествуют с вами… Они ее не трогают?
- Ее-то? – Женщина усмехнулась, и глаза ее засветились неожиданной лаской. – Да кто ж ее тронет? Разве по незнанию. Она же… Они за нее голову оторвут. А девчонок  себе они и без нее находят. Эту не тронут никогда.
« Врата… - Подумала я. – Если бы она жила в Городе, то уже ушла бы. Почему она лишилась своего шанса?»
***
Вечером все мои новые спутники собрались у костра. Даже девушка не стала по обыкновению уединятся, но глаза ее были все такими же отстраненными.
  - Эри, споешь нам? – Вдруг попросил один из парней. Девушка посмотрела на него и улыбнулась…
***
Я никогда раньше не слышала такого пения. Я не смогу описать его вам. В нашем языке просто нет таких слов. Может быть, они есть в языке неба, который я слышала только однажды. А может быть сама эта песня, в которой текста не различить пришла как раз оттуда. Эри пела, а все, кто собрались у костра просто растворились в этом чарующем голосе. Мы не видели друг друга. Мы просто ощущали. Тогда я не знала, как правильно назвать это чувство, но теперь это не сложно. Мы ощущали ее любовь. Она любила всех нас, и во всех мирах не было более чистого и прекрасного чувства. Она не ждала от нас ответной любви. Но Великие Врата, как же мы ее любили!  Как хотелось отдать ей всю свою жизнь, охранить ее от всего, защитить и спасти. И в то же время я почему-то знала, что она не нуждается в защите. Что она сильнее меня, сильнее всех нас. Абсурдная мысль – блаженная хрупкая девочка сильнее шестерых мужчин и двух женщин.
***
Мне показалось, что я вошла во Врата. День за днем я делала свою часть работы, научилась шить, готовить, один из диковатых спутников обучил меня делать сувениры из перьев и глины. А почти каждый вечер мы слушали, как поет Эри. Мы ощущали ее любовь, и мир наполнялся гармонией. Это был свет, тепло, красота – все то, чего я так и не обрела в Городе. Все то, что уже научилась считать невозможным. Это было чудо…
***
Я знала, что так не может продолжаться вечно, но не думала, что все оборвется настолько внезапно и трагично.
 ***
 В тот день Эри куда-то ушла. Это было настолько необычно, что я сразу же стала тревожиться. Тревога была странная – никогда и ни за кого я не переживала так. Жгучая внутренняя боль, не позволяющая ни чем заниматься – просто сидишь и ждешь, когда все разрешится. А душа уже ощущает что-то страшное… Все мои спутники тревожились так же – не нужно было ни единого слова, я и так это понимала.
***
  Когда и в сумерках Эри не появилась, тревога переросла в ужас.
***
Один из наших парней отправился в селение, что было неподалеку. Там жили весьма недружелюбные люди, никто из нас не общался с ними. Нам не хотелось верить, что Эри отправилась туда, но других вариантов не было. Разве что она просто убежала, что уж совсем странно.
***
 Наш спутник вернулся вскоре – лицо его было каменным, а на руках невесомым грузом повисла Эри. Она была вся в крови –  кровью была пропитана изорванная одежда, в крови обнаженные руки и лицо, волосы слиплись от крови. Это даже не было страшно – просто казалось немыслимо неправильным, недопустимым, невозможным.  Это было слишком ужасно даже для нашего жестокого мира.
***
 Парни хранили гробовое молчание. А я чувствовала, что задыхаюсь. Почему? Как? Как такое…
 Я рухнула на колени и разрыдалась.
 Проклятый мир!
***
Я знала, что Эри убили. Я не узнала, кто, как и за что. Это было не важно. В тот же вечер я собралась и ушла. Я ступала по земле и чувствовала, как меня заполняет ненависть и злость на несправедливость. Я ненавидела этот мир. Я ненавидела его гораздо больше, чем раньше.
Как кто-то мог поднять руку на Эри? Как?
***
И тут, как в полусне в памяти всплыла картинка – я на площади, открытые Врата, Джайни… Я поднимаю камень.
 Тихо застонав, я упала прямо на мертвую, бесплодную землю. 
 У Джайни была защита. У Эри ее не было.
 Теперь я знала, кто убил Эри.
***
Это была я.
***
 Меня стошнило. Тяжело дыша, я наконец заставила себя снова подняться на ноги и идти дальше. Я не понимала, зачем это делаю, но шла и шла… Шла. Пока пустошь не осталась позади, и под ногами не начали появляться клочки пожухлой травы. Через какое-то время появились и островки зелени, но я не замечала всего этого. Я шла.
 Брошенный мною камень не рассыпался прахом. Он достиг цели - все камни ее достигают. Не знаю, как я поняла эту простую истину, но она пришла, и от нее уже было не отвернуться.
***
 Пошел дождь. Это были крупные холодные капли, которые били наотмашь. Я подставляла им лицо и радовалась боли. Пусть… Пусть…
 Кажется, я плакала. Но разве во время дождя разберешь?
 А потом…
***
 Потом я подняла глаза и увидела радугу. Она появилась внезапно – пересекла небо цветной светящейся лентой. Она светилась ласково и трепетно-нежно среди черных непроглядных туч, и на их фоне казалась еще прекраснее. Бесконечно добрый свет.
 Не понимая, что делаю, я рассмеялась от счастья и протянула к ней руки – в радуге была улыбка Эри. Я видела ее, я ее узнавала. Я не знала, как удивительная девушка превратилась в радугу, но сейчас радовалась ей, как после долгой разлуки.
***
 Я снова заставила себя подняться на ноги. Идти теперь было легче, потому что я шла за радугой. Я шла за Эри.
 Трава после дождя стала еще зеленее и радостно потянулась навстречу солнцу. И я тянулась вместе с травой и смеялась от счастья. Потому что трава была ласковой, как Эри, а солнце – светлым как она. Весь мир был наполнен ею. Ласкаемые первым солнечным лучом, капельки на травинках засияли тысячами радуг и теперь улыбались мне знакомой улыбкой. Каждая травинка, каждый лучик, каждая капелька. Весь мир любил меня.
 И я любила весь мир.
***
Я не знаю, как это случилось, но передо мной возникли Врата. Я не сразу заметила их – я любовалась всем вокруг и впитывала счастье, благословенную мысль, что Эри жива.
 Но Врата звали меня. Я ощутила этот зов и ступила вперед – нерешительно, испуганно, недоверчиво. Ведь я недостойна! Я…
***
 Ослепительно яркий свет окружил меня, и я оказалась там, куда стремилась так долго, и куда теперь мне почти не  хотелось. Там, за спиной остались люди, которые еще не поняли. Возможно, я нужна им…
***
 У врат стоял человек, перед которым я смущенно опустила глаза.
 - Здравствуй. – Учитель приветливо улыбнулся мне. – Вот теперь все правильно.
 Однако я совсем не ощущала правильности.
- Но я… Мне ведь рано…
- Нет. – Учитель все так же улыбался. – Здесь будет тоже много работы.
- Но там… - Я вновь оглянулась назад. И вдруг… Честное слово, я совершенно не думала, что все же скажу это – Можно мне вернуться?
- Вернуться? – Небесная речь его с трудом передала удивление. – Но… Это не совсем правильно. Каждый должен понять сам. Научить этому невозможно. Не стоит возвращаться.
 ***
 Тишина сада или леса в котором мы стояли была не полной – где-то пели птицы, легкий ветерок шуршал зеленой листвой. Здесь было безумно хорошо. Здесь дышалось легко, радостно. Здесь хотелось остаться, но я всей душой рвалась обратно. И я знала, что я не единственный человек, который желал вернуться.
 Мимо нас иногда проходили люди в белых одеждах, и я старательно вглядывалась в лица. И вот, наконец, вдалеке под деревом заметила ту, которую искала.
- Но ведь она возвращалась. – Я не отрывала взгляд от одинокой девушки в белоснежном одеянии и серебряном обруче, что задумчиво сидела на земле, подобрав под себя одну ногу.
- А… - Учитель улыбнулся. – Эри… Ей скоро идти дальше. Еще… Да, она вернулась в нижний мир после того, как уже по праву попала сюда. Ты встречала ее там.
 Встречала…
Я вспомнила чудесные песни, бесконечно добрый взгляд, чистую любовь. Те вечера у костра были самыми светлыми моментами в моей жизни.
- Но зачем…
Мне хотелось спросить – зачем она умерла, но я не решилась.
- Может быть, как раз для того, чтобы научить тебя. – Ответил Учитель.
Меня? Но это же так… мелко.
- Ты думаешь?
Учитель усмехнулся и, больше ничего не сказав, направился туда, в глубь мира. Туда, куда я войду еще не скоро.
- Но будь осторожна. – Услышала я его голос. – Тот мир очень изменился с тех пор, как ты там была в последний раз.
 Когда была? Но я же только что…
Не только что – подсказало внутреннее понимание.
На мгновение я засомневалась.
***
Послышалась звонкая трель птицы. Солнечные лучи ласкали меня, стремясь обнять и защитить – солнце всегда любит бескорыстно. А могу ли я так?
 Эри подняла на меня взгляд и улыбнулась. 
 Медленно я переступила черту, возвращаясь назад…