Березка

Анна Шаф
       
Б  Е  Р  Е  З  К  А

Жила-была одна березка. Себя считала она уже большой, но все же до взрослых деревьев ей было еще далеко. Она очень любила солнышко, и хотя на Урале зимы суровые, но все-таки солнца хватало, чтобы за короткий зимний день налюбоваться искристыми сугробами на поляне и резным инеем на пушистых ветках. За ельником пролегала большая дорога, и было слышно, как урчат моторы проезжающих мимо машин. Днем березка тянулась к солнышку, а ночью стыла, молча перемогая холод. Тонкие ветки ее откликались на всякое дуновение ветерка. Метелица намела в подножие  ствола большой сугроб, и в нем прятался белый зайчишка. Частенько в полдень он прыгал по поляне со своими дружками, такими же веселыми зайчатами. Они оставляли следы по всей округе, хотя знали, неслухи, что хитрая лисица может подстерегать их.
Так протекало время, и березка привыкла к незатейливым событиям лесного царства. Но вот однажды ранней весной, едва сошел снег, понаехали на поляну машины, а в них народу!.. Вышли на поляну тяжелые дядьки в белых рубашках и черных пиджаках, закурили сигареты. А другие людишки засуетились и стали обмерять площадь специальными метрами. Березка сразу поняла, что надвигаются новые времена.
И точно: когда появились первые нежные ландыши средь прошлогодней листвы и новых свежих трав, появились и первые строители. Они стали копать мягкую влажную землю поляны экскаваторами. Работа шла споро. С утра до вечера наблюдала березка, как трудятся рабочие на объекте. Объект – это слово звучало так заманчиво! А что ж могло бы оно обозначать? Вот была загадка всем лесным обитателям!
Между тем, весенний сок быстро бежал по стволу березки, растекался по веткам до самых кончиков. Почки полопались, и она покрылась полупрозрачной зеленоватой фатой. И другие деревья выглядели тоже очень симпатично, только старые, темные ели высокомерно взирали на поросль.
-Молодежь, - сварливо говорили они между собой, - только под ногами и путается, никакого понятия о настоящей древесине!
С утра прилетали на стройку сороки. Они строчили безумолку, важно похаживая по горам песка и кирпича, а потом разносили новости по всему лесу. Супружеская пара белок переживала больше всех, потому что беличье гнездо находилось совсем близко от стройки, и бедные детеныши вздрагивали от шума машин и криков подкрановых. Тишина  лес возвращалась теперь только с наступлением ночи.
Целое лето на поляне происходили разные события, за которыми березка с любопытством наблюдала. К осени между ее корней вырос толстый грибок с коричневой шляпкой, а на поляне вырос дом в три этажа! К дому пролегла асфальтовая дорога, по ней приезжали и уезжали строители, привозили бетонные плиты, стекло, керамику и все, что необходимо для большого строительства. Из разговоров рабочих березка научилась многое понимать: как заливать  бетоном фундамент, как выводить кирпичные стены, как покрывать крышу железом. Она стала разбираться в системе отопления и водоснабжения, да так хорошо, что хоть прорабом иди работай! Такая смышленая оказалась молодая березка!
 Ну и строители ее полюбили: как в полдень на обед – так все под березку! На природе аппетит лучше и еда вкуснее кажется! После еды рабочие курят и балагурят, а березка их  в тени зеленых веточек укрывает и от солнца и от дождя. Мужики все крепкие да здоровые, одеты они в разноцветные майки, пропахшие потом, и синие комбинезоны. Голоса  - громкие, привыкли с этажа на этаж покрикивать!
Когда полетели желтые листья, а ветер в силу вошел, здание было полностью закончено. Его обнесли железным  забором каслинского литья. Строители сложили  инструменты в машины и уехали.
Тихо стало вокруг. Снова стали слышны птичьи песни. Но теперь они раздавались  в лесу редко: птицы готовились к перелету. Березка подросла за лето, вытянулась. Резные сердечки листьев срывались с веток, падали, вплетались в цветной осенний ковер у подножия. Так красиво было вокруг, что дух захватывало! В золото и багрянец оделись березки и осины, а сосны, как всегда, спокойно качали вершинами, протягивая высоко к небу оранжевые тела стволов.
Иногда березку навещал ежик. Недалеко, в кустарнике, он облюбовал себе местечко, где готовился пережить зиму. Все знают, что зимой ежи спят, закопавшись в листве. Но запасы кое-какие все же необходимы. Поэтому ежик натаскал на иголках припасы: то дикое яблочко найдет, то съедобный грибок. И те подберезовики, что вырастали под березкой, тоже себе на зимы заготовил, сначала их на солнышке просушил для хорошей сохранности. А с первыми морозами березка его уже не видела: заснул себе сладко до весны в привядшей листве.
Березка все больше скучала, стоя  под тихими струями поздних  дождей и опустив голые ветки. Перелетные птицы улетели в теплые края, звери попрятались от холодов, и только белый дом посреди поляны весело поблескивал стеклами окон. Пришла зима, выпал снег... Березка застыла, тихо погруженная в дремоту, укрытая серебряным покрывалом инея.

А весной снова зажурчали ручьи, запели птицы. Березка с радостью и удивлением вслушивалась, как сильные соки бежали по ее белому телу.
С приходом тепла к особняку стали подъезжать разные машины, из них выходили крупные, нарядные мужчины и красивые, говорливые женщины. Часто звучала музыка, и слышались то сердитые, то веселые голоса людей.
По утрам хлопотливая прислуга выходила на балкон, стряхивала пыльную тряпку и, оглядев поляну и березку на ней, мечтательно потягиваясь, говорила: «Хорошо!» Овчарки за железной оградой лениво лаяли.
Ближе к полудню на балконе почитывала книжки прелестная молодая женщина. Иногда она откладывала детективы в сторону, подолгу глядела на лес и шептала: «Тоска-то какая! И это на всю жизнь?!»
Тогда березка возмущенно шелестела юной листвой: «А я буду жить тут всю жизнь, никуда не уеду и рада этому! Посмотри, какое высокое небо! Полюбуйся, как свежий ветер играет изумрудной травой. А сколько живности вокруг! Как все интересно!»
Ближе к вечеру приезжал Хозяин в сопровождении двух мускулистых парней. Был он мужественен и красив, но сумрачный взгляд и дергающаяся походка производили отталкивающее впечатление. После ужина на некоторое время в особняке наступала тишина, но с заходом солнца были слышны грубые ругательства Хозяина и визгливые крики женщины. Они все время делили что-то и никак не могли поделить.
«Хорошо, что я не родилась человеком», - думала грустно березка от всей своей древесной души сочувствуя людскому роду так беспутно, по ее мнению, проводящему время, отпущенное для него создателем.
В разгар лета, когда солнце из желтого становится золотым и подолгу не уходит за горизонт, в особняк зачастили черные мерсодэсы. Теперь из-за забора до поздней ночи были слышны музыка и разговоры, а воздух полнился запахами жареного мяса. Хозяин становился все более раздражительным, а молодая женщина все чаще неестественно смеялась с гостями. Гости то приезжали, то уезжали.
Хозяин стал по вечерам выходить один в лес, подолгу стоял у березки и тупо глядел себе под ноги.
-Когда же это все кончится? И здесь, на краю земли, нет никакого покоя! –бормотал он себе под нос. Иногда Хозяин смотрел на березку, и глаза его теплели. Он нежно поглаживал ее белый ствол и приговаривал:
-Одна ты меня понимаешь, только тебе от меня ничего не нужно. Я тоже хотел бы быть деревом, чтобы не знать злобу завистников и отчаяния загнанного в угол.
Два молодца стояли на расстоянии и вглядывались в лесную глубь. Один из них, коротко стриженный с лунообразным крупным лицом, особенно не нравился березке. Но именно с ним как-то вечером красавица вышла прогуляться по лесу.
-Развей тоску, поцелуй меня, - приказала она спутнику, томно поднимая на него похотливый взор.
-Я здесь не клоуном работаю и не массовиком-затейником, - холодно ответил тот, поправляя кобуру на поясе.
-Знаю, знаю... Молодой капитализм и все такое... Как же мне надоело всего бояться, а с тобой так надежно! Мой-то все деньги не знает куда приспособить. Ему не до меня, все по стрелкам ездит. Доиграется.... - Она замолчала. – Но все же поцелуй ! –Женщина протянула к парню белые руки, на ногтях безупречно лежал красный лак.
Березка замерла, ни один листок не шевелился. Даже теплый легкий ветерок смирно улегся среди цветов на поляне.
Властно приблизив лицо-луну к себе женщина сладко поцеловала жадные губы охранника. Минуты текли за минутами. А эти двое не отрывались друг от друга. Наконец наваждение кончилось.
-Хватятся! – оба потные поспешили к воротам.
В эту ночь березка долго не могла уснуть. «Что есть любовь? Всегда ли оправдана  верность? Почему существует предательство?» Вечные вопросы тревожили ее молодое существо. Но когда, утомленная впечатлениями и переживаниями, березка успокоила свою зеленую богатую листву и собралась уснуть, к ее тонкому стволу прикоснулась рука Хозяина. Он стоял, как потерянный, в белой рубашке навыпуск, глаза его лихорадочно горели. В одной руке он сжимал пистолет, другой гладил шершавую кору березки.
-Все одно – пропадать, так лучше уж здесь, с тобою рядом. Ты не предашь, как жена. Ты простишь, как мать. Ты пожалеешь, как ребенок. Ты – самое лучшее, что я знаю в жизни! – он затрясся в беззвучном рыдании.
Медленно мужчина опустился к подножию ствола на мягкий зеленый ковер, расслабился.
-Господи, за что это мне? Если ты есть, ответь ! - вскрикнул он вдруг и подняв лицо к небу, снова надолго замолчал.
-Убегу, уеду, улечу – никто не достанет, не найдет! - зашептали в отчаянье губы.
Звезды склонились над ним, мерцая вечным светом, обещая покой и умиротворение.
-Никуда не убежать и не увернуться... Я в западне.  Сам во всем виноват! Это правильный выход! – решительно сказал мужчина. Губы его сжались, глаза сузились. Он поднял пистолет к виску и отпустил курок. Лесную тишину взорвал выстрел.
За забором завыла собака. В особняке зажглись окна, забегали люди.
Березка стояла в шоке. Она смотрела на окровавленного человека и кричала: «Люди! Живите в мире! Стремитесь к гармонии! Любите друг друга! Будьте верными. Совершайте добрые дела. Люди! Цените жизнь!»

Если вы выйдете сейчас в лес, обнимите любую березку за белый стан, прислушаетесь к качанию веток зимой или шелесту листвы летом, то вы непременно услышите эти слова. Послушайтесь их, пожалуйста!