Был ли порох на Пороховой?

Генадий Леонов
 
             

            Недавно, разбираясь с местонахождением Алексеевской Слободской церкви, обратил внимание на выпавшую из моего поля зрения Пороховую улицу, именуемую в советское время  как улица им. Спандаряна, ныне – ул. Карабаха.  Идущая  параллельно  2-ой Слободской улице, между Балаханским шоссе и 1-й Слободская улицей, она начинается почти от самой привокзальной горы - от З-ой Завокзальной улицы  и упирается в завод имени лейтенанта Шмидта. Вернее будет сказать, упиралась. Завода как такового уже нет!   

            Сразу же возникают вопросы, почему Пороховая? На этой улице пороха делали? Где?   

            Раньше эта улица мало меня интересовала, хотя на углу с ней по 10-й Завокзальной улице находился объект, неоднократно мною посещаемый в 50-е годы. Это шмидтовская баня, с парной, каменными сидениями и неизменными шайками, на которых красной краской был нарисован номер ячейки с оставленной в ней одеждой. 

            И вот теперь, обнаружив на плане города от 1898 года Пороховую улицу, пытаюсь разобраться в очередной топонимической загадке Баку.   

            Что же я знаю о порохах. Если бы не Королев, то  о порохах вообще мало чтобы  знал. Не тот Королев, не подумайте чего, а мой коллега по ВНИИПТнефтемашу - Александр Петрович. Служил он корабельным артиллеристом и как-то подробно рассказал мне о порохах.   

            Так я узнал, что корабельные орудия крупного калибра стреляют не унитарным выстрелом, состоящим из гильзы и запрессованным в нее снарядом, а выстрелом  картузного заряжания. Для них снаряд, заряд в картузе и средство воспламенения подаются отдельно.   

             Перед выстрелом в казенник корабельного орудия укладывается с подъемного механизма снаряд (весит он  - будь здоров!) и специальным досылателем загоняется дальше в ствол, где он своими кольцами из мягкого металла  врезается в спиралевидную стволовую нарезку (это чтобы после выстрела снаряд вращался вокруг своей оси и полет его был более стабильным).  А потом уже в казенник вставляется один или два  картуза - соответствующего диаметра мешок из шелковой ткани, в который зашиты длинные в виде макарон пороха.   

            Для чего это так сделано? В унитарном винтовочном и пистолетном патронах, а также в унитарных снарядах небольшого калибра порох заряжается россыпными гранулами. В момент поджога его от капсюля порох практически мгновенно сгорает, и образующееся громадное давление газов выталкивает из ствола патрон или небольшой снаряд. Но в патроне и снаряде среднего калибра пороха относительно мало.  Поэтому казенная часть выдерживает образующееся при этом давление.   

            В орудиях большого калибра, где требуется значительно большее количество пороха,  при винтовочном варианте мгновенно образовалось бы такое давление газов, что ни одна сталь его бы не выдержала. А в картузе порох начинает гореть с одного конца, выделяющиеся газы через  «макаронные дырки» начинают давить на снаряд с постепенным (в течение сотых  секунды) увеличением. Снаряд, уже преодолев сопротивления трения, начинает двигаться в стволе, а новые порции пороховых газов все ускоряют и ускоряют его. До самого последнего мгновения нахождения его в стволе ... 

            Вот для чего и придуман  картуз. Если надо запульнуть снаряд куда подальше, то ствол заряжают двумя картузами и выстрел называется уже не однокартузным, а двухкартузным.   

            Вспомнил еще известную байку, что все макаронные фабрики рассчитаны на выпуск пороха.   

            Говорят, был случай, когда один из рационализаторов предложил изменить диаметр макарон. В итоге оказался в лагерях за подрыв обороноспособности страны. 

            Многие считали, что по так называемому мобилизационному плану, макаронные фабрики должны были уже из порохового теста через дырчатые фильеры (похожие на решетки мясорубки) производить артиллерийские пороха определенного размера. 

            Вспоминаю также фильм, где комсомольцы гневно клеймят своего товарища, не доставившего вовремя на стройку груз. И один из активистов постоянно восклицает  «А если бы он вез патроны?». И наконец, кто-то,  не выдержав  кричит ему в ответ  «А если бы он вез макароны!?». На экране и в кинозале - смех!  Вот ведь  как близко и насколько взаимосвязанными оказались макароны с порохом.   

            Собственно говоря, не исключаю, что отдельные макаронные фабрики и были рассчитаны на выпуск порохов в военное время. Но вряд ли все. Слишком специфичное и опасное это дело - производство пороха.

            Байка байкой, а вот какая интересная деталь. 

            Построенная в 1930 году в Завокзальном районе новая  макаронная фабрика уже через три года подверглась серьезной реконструкции. Фабрика была существенно переоборудована. Возникает вопрос: что не учли аппетиты бакинцев при начальном проектировании? Или причины были иного рода? 

            Вообще-то макаронное производство в Баку появилось в 1908 году. Первая макаронная фабрика принадлежала владельцу  крупного мукомольного и рисоочистительного предприятия Кретингену, основавшему  с двумя другими предпринимателями-дольщиками товарищество «Марс». 

            Но оставлю эту спорную «макаронную» тему, как не имеющую никакого топонимического отношения  к Пороховой улице, именуемой  так уже в 1898 году.   

            Название Пороховой улица могла получить или в случае производства пороха на ней, или в случае его хранения. 

            Любое крупное фабричное производство или склад, от которых могло появиться название улицы, должны занимать солидную площадь. А на этой улице таковых не припоминаю. Обыкновенная  улица с малоэтажной жилой застройкой, характерной для всего Завокзального района.   

            Помимо завода им. лейт. Шмидта  (бывшие ремонтные  мастерские  австрийского промышленника Левенсона и местного промышленника Хатисова)  и упомянутой макаронной фабрики в этом районе был еще Молочный завод на углу Чапаева в районе 6-й и 7-ой Завокзальных улиц.  Чуть выше него,  в сторону стадиона был какой-то огнедышащий  литейно-кузнечный участок.  И улица с переулком там соответственно назывались Кузнечными. Где-то там  неподалеку  находился склад деревянной тары Министерства молочной промышленности, сгоревший, кстати, в конце 50-х годах прошлого столетия. После громаднейшего ночного пожара рядом с  пепелищем можно было еще встретить половинки фанерных бочек из-под  сухого молока.   Других промышленных объектов что-то не припоминаю.

            Может быть на месте производства (хранения) пороха было построено что-то новое? 

            Из крупных объектов, построенных после 1898 года в этом районе, могу вспомнить только Бальнео-физиотерапевтический Институт курортологии имени С. М. Кирова. Что было здесь раньше? Не знаю. Так же как не знаю, что было раньше на месте старого базара, в районе  5-ой Завокзальной улицы. 

            Что еще могло связывать Баку с порохом или иным взрывчатым веществом? 

            Конечно же, толуол, из которого производят тринитротолуол (он же тротил, он же тол).  Бакинский ВПК (Военно-промышленный комитет) взял на себя постройку завода в Баку, рассчитанный на производство 4000 пудов толуола. К осени 1916 года завод, построенный по проекту проф. П.Кошица, Смоленского и Громана,  был уже пущен в ход.  Одновременно с бакинским ВПК к строительству аналогичных трех заводов приступили фирмы Бр.Нобель, Бенкендорфа и Нефтегаз. 

            Но и здесь даты создания заводов гораздо более поздние, чем  дата «именин»  улицы. 

            Как гипотезу можно рассмотреть возможную связь улицы с серным рудником  близ дагестанского селения  Чирката. Добытая там и расплавленная сера  заливалась  в специальные ведра, форму которых она и принимала после остывания.  Эти конические куски серы на повозках везли в порт Петровск, затем на кораблях для продажи  в Баку. После реконструкции рудника, в 1891 году в Чиркате  было добыто 20 тысяч пудов серы, которая в Баку была продана за 21 тысячу рублей. Вряд ли эта сера шла на изготовление порохов. Скорее всего, на производство серной кислоты для очистки нефти и масел, добытых из нефти. Но  где-то эту серу надо было хранить. А легко возгораемая сера и взрывоопасная серная пыль могли  дать несколько измененное название  и самой улице. Но это все на уровне предположений и догадок. 

            Так что, мои попытки выяснить, почему Пороховая улица так именовалась, пока не увенчались успехом… 

             

            Переименования  упомянутых улиц: 

             

            Пороховая улица – им. Спандаряна - Карабаха 

            1-ая Слободская улица - им. Рылеева - им. Алиашрафа Ализаде 

            2-ая Слободская улица - им. Чапаева - Тебриз 

            3-я  Завокзальная улица  - Газанфара Мусабекова - им. Неймата  Гулиева (многие источники имя Мусабекова в названии улиц указывали как  «Газамафар») 

            5-ая  Завокзальная улица -  Голубятникова - Фердовси Мамедова 

            6-ая  Завокзальная улица -  Алиаги Вахида 

            7-ая  Завокзальная улица -  Ванникова - Талята Шихалиева 

            10-ая  Завокзальная улица -  Кадырбекова 

            Балаханское  шоссе – Московский проспект  – пр. Хатаи