4 Кавкорпус. Конно-механизированная группа в боях

Владимир Пузиков
Часть 5. Конно-механизированная группа Н.Я. Кириченко в боях

3 января 1942 года войска Красной Армии пошли в наступление на всем фронте в полосе 320 километров.

К этому времени в Северной Группе войск было более 200 тысяч личного состава. В том числе: 95 тыс. русских, 28 тыс. украинцев, 40 тыс. азербайджанцев и по 14 тыс. армян и грузин.

Наступление было эшелонированным. Впереди – разведчики и саперы, затем танки, конница, пехота, артиллерия, связисты.

Следом, тыловые подразделения по обеспечению боеприпасами и горючим, продовольствием и фуражом, ремонтные мастерские, санитарные батальоны, ветеринарные лазареты.

Однако наступление не заладилось, оно началось с опозданием на два дня. Управление соединениями нарушилось, части перемешались. За трое суток войска Северной группы продвинулись на 25 – 60 километров.

Немецкие соединения сумели оторваться от советских войск, на отдельных участках они отвели не только главные силы 1-й танковой армии, но и части прикрытия.

Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин директивой от 4 января 1943 года выразил неудовольствие началом наступления:

«…Противник уходит с Северного Кавказа, сжигая склады и взрывая дороги. Северная группа Масленникова превращается в резервную группу, имеющую задачу легкого преследования.

Нам невыгодно выталкивать противника с Северного Кавказа. Нам выгоднее задержать его с тем, чтобы ударом со стороны Черноморской группы осуществить его окружение».

Для успешных действий Северной Группы войск нужны были сильные подвижные соединения, которые могли бы маневром во фланг и тыл противника задержать его отход.

Кавалерийские корпуса не могли справиться с этой задачей. В кавалерийских дивизиях при штате в 6 тысяч осталось по 2 тыс. человек, 6 – 7 орудий разного калибра, 4 – 8 станковых пулемета.

Конский состав настолько был истощен, что не выдерживал переходов более 20 – 25 км в сутки.
Без танков и авиации дивизии не могли добиться серьезных успехов.

На пехоту надежды не было вовсе.

В январе 1943 года «…стрелковые части в условиях тяжелых метеорологических условий, испорченных дорог, небольших возможностей для отдыха, проходили в среднем 16 км в день».

Ставка давила на Масленникова, предложила не распылять силы, сосредоточить кавалерийские корпуса и танковые группы на правом фланге, выйти на пути отхода противника в район Невинномысска, Армавира.

Масленников давил на командарма 44-ой армии Хоменко:
«…Если мы не примем участие в борьбе за Ростов, тогда нас с Вами надо отправить и, безусловно, отправят на свалку. Говорить об усталости (войск) и о необходимости смены новыми вредно.

 Частям, не выполнившим свою дневную задачу, выполнять эту задачу ночью. Любыми средствами, не останавливаясь ни перед чем, заставить войска наступать».

***

В жарких спорах было найдено решение, как повысить мобильность и боеспособность войск.

7 января 1943 года в Северной Группе войск Закавказского фронта была создана конно-механизированная группа.

В ее состав вошли 4-й Кубанский, 5-й Донской гвардейские кавалерийские корпуса и танковая группа подполковника В.И. Филиппова. Командующим группой назначили генерал-лейтенанта Н.Я. Кириченко.

В сводке боевых действий за январь 1943 года заместитель начальника штаба Северо-Кавказского фронта генерал-майор Котов писал:

«…6. Создание подвижной конно-механизированной группы себя оправдало. Группа занимала ведущее место в преследовании отходящих частей противника.

7. Недостатком в организации танковых групп было отсутствие в их составе мотопехоты и слабая обеспеченность средствами связи.

8. На всем протяжении операции танковые части действовали впереди кавалерийских корпусов, расчищая для них путь, выходя на фланги и тылы противника, принуждая его к ускоренному отходу. К концу месяца, когда танковые части ослабли в результате непрерывных маршей с боями, а сопротивление противника возросло, оперативное взаимодействие перешло в тактическое. Танки стали действовать, непосредственно соприкасаясь с конницей, ведя бои в ее порядках».      
         
Используя успех конно-механизированной группы, 20 января 1943 года 44-я армия с востока, а 9-я армия с юга подошли к Ворошиловску, последнему укрепленному пункту фашистов на Ставрополье.

Окружить отступающих немцев на территории нашего и Краснодарского краев не удалось. Н.Я. Кириченко выделил небольшие отряды и направил их в сторону Армавира.

А основная часть конно-механизированной группы, не дожидаясь окончания боев за Ворошиловск, взяла курс на север, совершила 200 километровый марш-бросок по бездорожью и 23 января вышла в район 20 км южнее Сальска.

Здесь группа соединилась с частями 28-й армии генерал-лейтенанта В.Ф. Герасименко Южного фронта, наступавшими на Ростов и Батайск. Поставленную задачу, принять участие в освобождении Ростова, гвардейцы-кавалеристы выполнили.

***

В некоторых источниках можно найти перечень населенных пунктов, освобожденных дивизиями 4-го Кубанского кавалерийского корпуса на Ставрополье.

7 июня 1943 года воины 30-й кавдивизии, за подписью, теперь уже генерал-майора Головского, прислали письмо трудящимся края:

«…За отличное выполнение боевых заданий командования дивизия награждена орденом Красного Знамени. Но самой славной страницей истории нашей дивизии является период наступательных боев 1943 года, когда наши бойцы и командиры в напряженных сражениях очищали нашу родную землю, в том числе богатейшие поля Ставропольского края, от немецко-фашистских разбойников.

Нами освобождены следующие районные центры и крупные населенные пункты Ставропольского края: Соломенское, Горькая Балка, Воронцово-Александровское, Новогригорьевское, Новоселицкое, Калиновское, Сергиевское, Спицевка, Кугульта, Труновское, Тахта…»

Полки 110-ой Калмыцкой кавалерийской дивизии, преодолев оборону фашистов на реке Куме в районе Прасковеи и Буденновска, без серьезных боев прошли по маршруту Буденновск, села Благодарное, Петровское, Золотаревка, Тахта, Башанта.

9-я и 10-я гвардейские Кубанские кавалерийские дивизии в составе конно-механизированной группы освобождали Соломенское, Воронцово-Александровское, Саблинское, Садовое, Ворошиловск.

*** 

Сразу после освобождения Ставрополья произошли следующие события: Орджоникидзевский край переименовали в Ставропольский, город Ворошиловск  в город Ставрополь.

24 января 1943 года Северная группа войск была преобразована в Северо-Кавказский фронт (командующий генерал-лейтенант И.И. Масленников).

Конно-механизированная группа Н.Я. Кириченко, после выполнения поставленных задач,  21 февраля 1943 года была расформирована.

4-й Кубанский корпус, награжденный за время сражений с фашистами в Великой Отечественной войне орденами Красного Знамени, Ленина, Суворова и Кутузова 2 степени, встретил Великую Победу в освобожденной Праге.

Двадцати двум кавалеристам присвоено звание Героя Советского Союза, несколько тысяч бойцов награждены орденами и медалями.

16 марта 2010 г.  г. Благодарный