4 Кавкорпус. Сражения в Ногайских степях

Владимир Пузиков
Часть 3. Сражения в Ногайских степях

С 16 по 30 сентября 1942 года 4-й Кубанский корпус совершил переезд в полном составе по железной дороге из района Туапсе в район Гудермес-Шелковская, восточнее города Грозного. Для этого использовалась Закавказская железная дорога, другого пути не было.

На 1-ое октября в состав корпуса вошли: 9-я (генерал Тутаринов) и 10-я (генерал-майор Б.С. Миллеров) гвардейские Кубанские казачьи, 30-я (полковник В.С. Головской) и 110-я (полковник В.А. Хомутников) Калмыцкая кавалерийские дивизии, 27-й гвардейский отдельный дивизион связи.

Основные подразделения корпуса сосредоточились в районе Кизляра. Корпус вошел в подчинение Северной Группы войск Закавказского фронта.

***

Закавказский фронт был образован в августе 1941 года на базе Закавказского военного округа с целью прикрытия государственных границ с Ираном, Турцией и для обороны Черноморского побережья Кавказа.

Штаб фронта размещался в г. Тбилиси. С 15 мая 1942 по 9 мая 1945 года командующим Закавказского фронта был генерал армии Иван Владимирович Тюленев.

Участие Закавказского фронта в обороне Кавказа оценивается так: «…С августа по декабрь 1942 года войска фронта провели Моздокско-Малгобекскую, Нальчикско-Орджоникидзевскую, Новороссийскую и  Туапсинскую операции, в ходе которых во взаимодействии с Черноморским флотом и Азовской военной флотилией остановили наступление противника и подготовились к переходу в наступление».

В состав фронта входили: 4, 9, 12, 18, 24, 37, 44, 56, 58 армии, 4 и 5 воздушные армии.

В подчинении Северной Группы войск, которой командовал генерал-лейтенант И.И. Масленников, находились 9, 37, 44, 58 и 4 воздушная армии, 4-й Кубанский и 5-й Донской гвардейские кавалерийские корпуса. Штаб группы размещался в городе Грозном.

С 10 октября  по 31 декабря 1942 года 4-й Кубанский корпус вел тяжелые бои в Ногайских степях, на участке фронта от Моздока и севернее, в восточных районах Орджоникидзевского (Ставропольского) края, обеспечивал прикрытие участка железной дороги Кизляр – Астрахань.

К этому времени в предгорьях Кавказа и в восточных районах нашего края фашисты сосредоточили большие силы: 1-ю танковую и 17-ю полевую армии вермахта, 1-й румынский армейский корпус, корпус особого назначения «Ф» и кавалерийские корпуса.

 В период с 10 октября по 6 ноября 1942 года, совместно с полками 10 Кубанской и 30 кавалерийских дивизий проводил боевые операции сводный партизанский полк под командованием А.Г. Однокозова.

 С переменным успехом бои шли за населенные пункты Урожайное, Владимировка, Андрей-Курган, Ямангай, Иргаклы, Каясула и другие. Полки корпуса и партизаны  совершали внезапные глубокие рейды в тылы противника, наводили ужас на врага.

Немецкий офицер Альфред Курц в своей записной книжке сделал такую запись:

«…Все, что я слышал о казаках, времен войны 1914 года, бледнеет перед теми ужасами, которые мы испытываем при встрече с ними теперь. Даже ночью во сне меня преследуют казаки. Это какой-то черный вихрь, сметающий все на своем пути. Мы боимся казаков, как возмездия всевышнего. Вчера моя рота потеряла всех офицеров, 92-х солдат, три танка и все пулеметы».

Однако, как ни лихи и страшны атаки кавалеристов, без поддержки авиации и артиллерии, конница против танков – слаба. Учитывая  понесенные потери личного состава, труднейшие условия выживания для людей и лошадей в Ногайских степях, неприступную вражескую оборону, 30 октября командир корпуса Н.Я. Кириченко принимает решение отойти к населенному пункту Терекли-Мектеб Дагестана.

Из отчета краевого штаба партизанского движения: «…С 6 ноября 1942 года совместные действия партизанских отрядов, действовавших в составе 4-го гвардейского корпуса, прекратились. Отряды партизан были переформированы и после непродолжительного отдыха стали направляться в глубокий тыл врага».

Но и корпус «Ф» настолько был потрепан в боях, что гитлеровское командование всерьез встревожилось, сможет ли он вести операции в странах Ближнего и Среднего Востока.

Генеральный штаб сухопутных войск вермахта констатировал:
«…Наступление с целью перерезать железнодорожную линию Кизляр – Астрахань в настоящее время не может быть проведено. Корпус понес большие потери. Из 23 бронемашин, 10 подбиты. Группировка противника на данном направлении насчитывает до 4 тысяч человек».

С середины ноября и до конца декабря 1942 года наши войска находились в обороне, а немцы не предпринимали активных наступательных действий, имели место бои за отдельные населенные пункты.

***

Ежегодно на Казачьем поле около Ачикулака, где в октябре – ноябре 1942 года погибли почти три тысячи кубанцев, проводятся митинги в честь казаков-гвардейцев и ставропольских партизан, сложивших головы за Родину.

В селах и аулах Ачикулак, Абдул-Газы, Махмуд-Мектеб, Каясула возвышаются обелиски в память о славных героях-кавалеристах.

16 марта 2010 г.   г. Благодарный