Индийский подход к подаркам...

Луиза Такур
Мама научила меня нескольким принципам в жизни, которым я следую до сих пор , это - первое: Не давай и не бери в долг НИКОГДА, если к тебе со слезами приходят и просят в долг-ты в свою очередь плач и говори, что нету. Ну если хочешь нажить бессонные ночи и врагов, то делай все наоборот... второе : Умей дарить подарки, т.е. дари нужные тому или другому человеку вещи...третье: Даже если твоя одежда не такая дорогая, но аксессуары и обувь ВСЕГДА  должны быть дорогими и добротными...Есть еще пару принципов...
Но, сейчас о подарках...
Я люблю дарить подарки, подхожу к этому вопросу тщательно, более того, я получаю удовольствие от этого. Даже если это безвозмездно. Я научилась улавливать при разговоре , что именно тот или иной человек хочет , что ему нравится , его хобби  ( ну не беру в расчет кв-ры и машины и т.п. ) . Никогда не жду до последнего, чтобы сломя голову бегать по магазинам выискивая подходящий подарок, а покупаю заранее.
По приезду в Индию у меня еще не было много друзей и знакомых и не кому было покупать подарки, я наслаждалась покупками своей семье, отправляя порою по несколько раз в месяц посылки. После замужества, я обрадовалась, что семья мужа большая и будет кому дарить от души. Меня не сразу приняли в семью, но зато после переезда в Бомбей я думала, что оторвусь на подарках. Следуя своему принципу, дарила нужные подарки, но удовольствия не получала...Рассказываю почему: первый праздник после переезда в Бомбей, где проживает семья мужа, был Дивали ( праздник света и индийский новый год) , весь город к этому празднику готовится на широкую ногу, везде выставляют столы с множеством подарочных наборов, в основном на Дивали дарят посуду или ассорти с орехами. Я решила поступить иначе, и не дарить ни то, ни другое, а подарить каждому члену семьи индивидуальный подарок при этом не забыв даже малышей. Я уже знала, что и кому дарить...Свекрови купила хорошую не большую дорожную сумку, она часто уезжает в Пуну ( 2 часа от Бомбея) и всегда одалживает сумку у соседки. Старшей сестре купила два комплекта пижамы , вспомнив, что она как то жаловалась, что не может найти добротные трикотажные пижамы ( живя в Бомбее всю жизнь, они не знают о существовании того или иного маркета, я же заглянула в каждый уголок города...они до сих пор спрашивают у меня (!!!) где можно приобрести ту или иную вещь в Бомбее) , и так каждому, только нужное. Не забыла даже свекровь средней сестры, которая на тот момент гостила в Бомбее у сына. Она как то была у нас с мужем в гостях, спросила у меня, как я оформила торт? Я ей объяснила, что есть такие комплекты - шприцы специально для оформления тортов, она тогда сетовала, что никогда в продаже такие не видела , а печь торт она любит, и я решила ей подарить такой комплект.  С хорошим настроением мы с мужем уложив все подарки в машину, поехали их раздавать. На Дивали в первую половину дня постоянно пробки, так как все наносят визиты родным и друзьям даря подарки.
Мой принцип дарить нужное в семье мужа не поняли. Развернув подарки все были открыто возмущены. Свекровь была первой к кому мы заехали:
- Это же ДИВАЛИ!!! Нужно дарить посуду или в крайнем случае сухофрукты! - сказала она, и уже обращаясь к моему мужу - Ты ей объясни, что надо дарить!
Сумку она швырнула в угол и поджав губы обиженно села перед телевизором. Нам она ничего не подарила, сказала, что купила всем, а про нас забыла по привычке, думала мы в Дели.
Следующий визит был к семье старшей золовки. Всё почти повторилось. Развернув подарки золовка, ее муж и сын закинули их в угол и поджав губы занялись своими делами. В этой семье нас тоже обошли подарком, но я никогда не жду ничего в замен, а вот мужу было не приятно... Настроение конечно было не очень, но мы продолжили путь. Следующая остановка - семья младшей золовки. Правда у нее, никто и не собирался даже взглянуть на подарки, все забрала прислуга и унесла в другую комнату. Младшая сестренка мужа вообще не знает, что такое этикет, никогда в ее доме не предложат даже присесть, ее муж как сидел с книгой в руке , так и продолжал...Всё показывало на то, что нам здесь не рады. Мы постояв пару минут, попрощавшись ушли. На пути осталась средняя золовка , которая только недавно вышла замуж. Я сказала мужу, что посижу в машине, пусть отдаст подарки один. Отношения у меня с золовкой и ее мужем были чуть ли не вражескими. Муж вернулся через 5 минут, расстроенный. Там тоже не восприняли позитивно мой порыв . Без настроения мы вернулись домой, осталось подарить подарки соседям и  водителю, но я уже ничего не хотела.
На следующий день последовали звонки от всех членов семьи. Не тактичные звонки...
Первая была старшая золовка :
- Скажи где ты приобрела пижамы?
- Зачем? - спросила , я.
- Хорошо, не хочешь говорить, не надо! Будь добра поменяй мне эти пижамы на другие расцветки, ок?
Я конечно была удивлена, но не показала этого, спросив ее чем же ей не угодили расцветки?
- Я их хочу передарить племяннице , у нее скоро день рождение, хотелось бы цвета по ярче!
Мне нечего было сказать...я дала ей адрес, где эти пижамы купила и положила трубку.
Вторая была младшая золовка:
- Спортивный костюм, который ты подарила моему мужу немного великоват, не могла бы ты поменять на размер меньше?
- Нет, не могла бы. - Ответила я и тоже дала ей адрес магазина, где приобрела ярому физкультурнику спортивные шорты с футболкой.
И так на протяжении всего дня звонки от всех, кроме свекрови младшей золовки, она была единственной кто был рад подарку и даже с утра испекла торт. На этом спасибо.
И так всегда, на каждый праздник. Правда теперь на Дивали я дарю исключительно только чайные или столовые  сервизы, раз уж у них так заведено.
Подарки от семьи  мужа я почти не получаю, да они и не затрудняются запомнить даты ни моего дня рождения, ни нашей с мужем даты совместной жизни. Им так с подручнeе, просто забыть и извиниться позже. Зато родственники мужа из других городов наши даты помнят и поздравляют.
Как то старшая золовка, приехав из Гужрата, где гостила у своей свекрови, привезла мне подарок, который передала мне просто так сестренка её мужа, Хема. Она передала мне красивую пашмину ( широкий тонкий шерстяной с шелком шарф ). Отдав мне подарок, Мадури ( старшая золовка) сказала:
- Ты ведь всё равно носить его не будешь, так что лучше оставь пашмину мне.
- Буду, мне нравится, - ответила я.
Мадури обиделась на меня, свекровь присутствовала при этом, тоже обиделась и назвала меня жадиной! За пол часа они обе вынудили отдать пашмину Мадури.   
Есть еще и такая привычка у них, подарят какую ни будь безделушку и начинают нахваливать со всех сторон, что начинаешь верить в то, что в руках у тебя эксклюзив. Позже выясняется, что эта безделушка пришла мне по кругу, ее передаривают уже несколько лет. Кстати это привычка многих индийцев, передаривать подарки, я как то даже получила от знакомой индианки свой же подарок, который дарила ей пару лет назад на какой то праздник. Или как то свекровь подарила мне сари, зная о том, что я его не ношу, сказав, что получила это сари в подарок от подруги средней дочери. Через неделю попросила сари назад, так как ей нужно было идти кому то на день рождение и нечего дарить...Так и живем. Я не смотря ни на что, продолжаю следовать своему принципу дарения подарков, они принимают , затем звонят и просят  поменять - цвет, размер...