1190 Орден Рыцарский Немецкий или Тевтонский

Александр Руденский
№ 5                Орден Рыцарский Кавалерский Немецкий       
                иначе Орден Тевтонский   

       Тевтонский Орден (от лат. teutonicus - немецкий; нем. Deutscher Orden)
              - религиозный Орден, основанный в конце XII века.

                Девиз Тевтонского ордена: 

            "Helfen - Wehren - Heilen? " -  " Помогать - Защищать - Лечить ".
 
               
                ИСТОРИЯ ОРДЕНА
                *
                Первая версия

         Новое учреждение со статусом  духовного ордена было учреждено одним
         из немецких рыцарских руководителей,  герцогом Фридрихом Швабским
         (нем. Friedrich VI., Herzog von Schwaben) 19 ноября 1190 года, и
       после взятия крепости Акра больницы нашли ей постоянное место в городе.

                * *         
               
                ВТОРАЯ ВЕРСИЯ

               
        Во время 3-го крестового похода, когда рыцарями осаждалась Акра, купцы из Любека и Бремена основали полевой госпиталь.  Герцог Фридрих Швабский преобразовал госпиталь в духовный орден, во главе которого встал капеллан Конрад. Орден подчинялся местному епископу и был отделением ордена Иоаннитов.
Римский папа Климент III утвердил орден как ?fratrum Theutonicorum ecclesiae S. Mariae Hiersolymitanae? (Тевтонской братии церкви Святой Марии Иерусалимской) своей папской буллой от 6 февраля 1191 года.

                * * *
     Версия, которая больше всего соответствует историческим реальным обстоятельствам того времени,
            когда особенно подражать было некому и все шли своим путем.. 
    
      Думается, что реальной причиной, предшествующей учреждению самого Ордена были те  обстоятельства
с которыми сталкивались пилигримы - паломники из Германии. В Иерусалиме в то время были и гостиницы и
госпиталя для больных и прочие заведения, где находили приют многочисленные паломники к святым местам.
Но все они были под началом и  управлением французов, итальянцев и испанцев. Немецкие паломники не
встречали должного отношения и ухода за больными по причине очень низкого аспространения немецкого языка
в  то время в Иерусалиме и терпели из-за этого разные неудобства.. И вот, однажды, один  милосердный
немец поселился в Иерусалиме и основал там постоялый двор для своих земляков. В этом дворе очень
хорошо начали обслуживать и ухаживать за немецкими паломниками. Вот с этого постоялого двора,
переросшего в госпиталь, и ставшего основой будущего Ордена, всё и началось.

      А дальше, как сообщают некоторые авторы ( ), находившийся, в то время, в Иерусалиме Патриарх
разрешил им построить часовню Св. Богородицы, что бы в ней служить службу для госпитальной братии.
С основателем этого подворья, или уже какой то более серьезной  организации ( под названием Орден)
объединились в 1190 году некоторые представители из родов  Брема и Любека, которые прославились своими
благородными делами, и которые  прославились во время осады Акры, или Птоломайди (  ). В те времена
многие немецкие принцы  решили поддержать это начинание и укрепить его -  появившийся немецкий Орден.
С этой целью  был принят Рыцарский Устав, по образу Ионитов и других Орденов ( ), в которых  говорилось,
что рыцари должны были, кроме всего прочего , сражаться с неверными. Как бы сразу оговаривая его
военный статус. Принявший деятельное участие в его создании, как Ордена,  герцог Фридрих Швабский, 
предложил  своему  брату Императору Генриху ?VI взять этот Орден под свою опеку.               

       А в 1191 году  Папа Селестин ? III  утвердил этот Орден под названием  Рыцарей Девы  Марии.
По некоторым данным, это утверждение своей буллой сделал Климент-III.  Эти два мнения имеют  смысл,
так как Папа Климент-III утвердивший Орден 6 февраля, уже 20 марта умер и, очевидно, понадобилось
повторное подтверждение нового Папы Римского, которым стал  30 марта Селестин-III.   
       Рыцарям  Ордена было дано отпущение грехов, привилегии и свободы  Ионитов и Тамплиеров, и
оказана честь соблюдать - хранить устав Св. Августина.  Позже их стали называть Братьями Немецкого
дома Наисветлейшей Девы Марии из Иерусалима. Что ещё раз подтверждает информацию, приведенную выше.
Рыцарям было предписано носить белый плащ с вышитым на нём чёрным крестом.  В Орден могли вступать
женатые, но бездетные дворяне, но они должны были носить на плаще только половину креста красного цвета. 
Сразу же, при  возникновении Ордена, четыреста  немецких дворян дали  три традиционных Обета и
обязались быть защитой и опорой для пилигримов и защитниками христианской веры.         

      В статуте Ордена было сказано, что тот, кто хочет быть принятым в Орден, должен дать клятву:

         - что в первую очередь будет служить Господу Богу               
         - что он чистокровный немец дворянского безупречного рода,
         - что всю свою жизнь проживет скромно и достойно,
         - что будет подчиняться всем предписаниям Ордена,      
         - что обязуется быть послушным Великому Магистру,               
         - что не будет иметь никакой собственности, 
         - что будет служить больным и убогим,   
         - что будет защищать землю обетованную.

         Орден своим рыцарям обязался давать пищу, воду и одежду.

     Также в 1191 году Генрих де Вальдпоттен ( Waldpotten ) потомок старинного дворянского рода
став  первым  Магистром Ордена, после завоевания Акры, купил напротив ворот       Св.Николая землю.
На ней он построил госпиталь, церковь и большое количество домов. Это место и стало первой резиденцией
Ордена, который очень быстро заваёвывал для себя  почести и богатство.
   
      В 1193 году  Папа Селестин-III утвердил Герб Ордена  в виде черного креста на   серебряном поле.
Иоанн Король Иерусалимский  в 1206 году поместил золотой крест  расщепленный на концах лучей,
                как герб своего королевства.

      5 марта 1196 в храме Акры состоялась церемония реорганизации ордена в духовно -  рыцарский орден.
На церемонии присутствовали магистры госпитальеров и тамплиеров, а  также светские и духовные
                лица Иерусалима.

      Папа Римский Иннокентий III подтвердил это событие буллой, датированной 19 февраля 1199,
                и определил задачи ордена:
    защита немецких рыцарей, лечение больных, борьба с врагами католической церкви.

      Орден был подвластен Папе Римскому и императору  Священной Римской империи.

    В период правления третьего Великого Магистра Де Барта ( de Bart ) очень много      рыцарей - кавалеров
Ордена погибло в битвах с неверными. После его смерти в 1220 году Великим Магистром был выбран
Герман де Сальза. Папа  Гонорий - III  не замедлил  высказать новому магистру своё благоволение к
       Ордену, в результате чего 15 декабря 1220 года появилась его булла :

        Епископ Гонорий, раб рабов божьих, возлюбленным сыновьям Герману,   
        магистру духовного братства немецкого госпиталя св. Марии в
        Иерусалиме, и его братьям [шлет пожелание] вечного [благоденствия]
        как в настоящем, так и в будущем. Хотя Бог ничего не сажает и не
        орошает, но дарует семя, однако человек старательностью довольно
        настойчивого ухода проявляет заботу о растениях, молодые насаждения    
        которых  до  сих  пор  дают  обильные  плоды  и  при  благоприятных
        обстоятельствах сулят еще более обильные. Итак, молодые саженцы
        вашего благочестия в необыкновенном изобилии произвели благоуханные
        плоды добродетели и до такой степени стали распростирать свои ветви,
        что, кажется, [и в будущем] обещают богатейший урожай плодов.  Мы,
        которые поставлены стражами в Божьем винограднике и как возделыватели,
        должны прилагать старания для более  усердного  ухода и  надзора  за
        ростками добродетели, ваши молодые насаждения предполагаем оросить
        бальзамом апостольской милости и способствовать  нашей неусыпной
        заботливостью множеству добрых дел, благодаря которому  христианская
        религия процветает в настоящее время и будет Божьей милостью процветать
        в будущем. Поэтому, возлюбленные в Боге сыновья, мы милостиво признаем
        ваши справедливые просьбы и принимаем под покровительство св. Петра и
        наше ваш Орден, или госпиталь, в котором вы объединены в честь и славу
        Божью как для защиты своих верующих, так и для освобождения церкви
        Христовой, со всеми вашими имениями и имуществом, которыми, как известно,
        ваш Орден владеет законно в настоящее время либо на основании уступки       
        первосвященников, дара королей или князей, ния верующих или другими      
        справедливыми способами, при ручательстве Бога, сможет  завладеть (в
        будущем). Мы утверждаем эту привилегию настоящим письменным
        предписанием, постановляя, чтобы в будущем [ваш Орден, его имения и
        имущество]   навечно находились под покровительством и защитой
        апостольского престола.
             Мы, кроме того, постановляем также, чтобы в то же время наряду с
        установлениями вашего Ордена навечно соблюдались устав братьев
        Госпиталя в Иерусалиме о бедных  и больных и устав братьев воинства
        Храма о клириках, рыцарях и прочей братии. Помимо  того, мы
        предписываем вам заботиться об охране католической церкви и неустрашимо      
        бороться за ту, которая находится во власти язычников, для избавления
        ее от их скверны. Вы можете беспрепятственно обратить для своих
        потребностей то из награбленного  язычниками, что вы захватите у них,
        и мы запрещаем принуждать вас против вашей воли  выделять кому-нибудь
        из этого долю. Настоящим постановлением мы также подтверждаем, что
        братья вашего Ордена, благочестиво служа Богу, давая ему свой обет и
        оправдывая [его] своим образом жизни не должны иметь личной
        собственности. Поскольку ваш Орден оказался достойным быть источником
        и родоначальником благочестивых установлений и порядков, пусть он 
        навечно считается главой и руководителем  всех относящихся к нему
        святых объединений. Дополнительно мы предписываем, чтобы после твоей
        смерти, возлюбленный в Боге сын Герман, магистр уже названного Ордена,
        во главе братьев этого Ордена был поставлен желательно кто-нибудь из
        твоих преемников, обязательно опытный в военном деле и благочестивый,
        признавший ваши религиозные  установления и обычаи, причем он должен
        быть избран одновременно всеми братьями Ордена  либо теми из них, кто
        старше и мудрее.
      
              Впредь никакому священнослужителю или мирянину не разрешается
        нарушать, ограничивать  или изменять разумно установленные магистром
        и братьями обычаи, принятые для соблюдения  ваших богослужебных
        обрядов и обязанностей, как и те обычаи, которым вы следовали
        начительное время и которые были установлены письменным предписанием
        если не того, кто являлся магистром, то, по крайней мере, в результате
        единогласного их утверждения более мудрыми членами капитула. Кроме
        того, мы решительно запрещаем любому духовному или светскому лицу
        осмеливаться требовать от магистра и братьев названного Ордена
        вассальной верности, изъявления покорности, присяги и прочих
        поручительств, которые часто требуются от мирян. Мы запрещаем также
        вашим братьям после принятия обета в вашем Ордене и облачения в
        монашеское одеяние всяческую возможность возврата к мирской жизни.
        После  раз и навсегда данного обета о принятии креста никому из них
        не дозволено отрекаться от положений вашего устава либо переселяться
        в другое место под предлогом возврата прежний или вступления в новый
        орден против воли или без ведома братьев либо того, является
        магистром. Никакому ни духовному, ни светскому лицу не разрешается
        принимать и удерживать их.
           Что же касается плодов, добываемых трудом ваших собственных рук
        или в результате  расходов, то никому не разрешается взимать
        десятину с ваших владений, приобретенных до церковного собора
        (concilium generale), или требовать ее с приплода от вашего скота.
        Кроме того, мы апостольской властью утверждаем за вами [право на те]
        десятины, которые вы сможете взимать по решению и с согласия епископов
        с владений клириков или мирян, либо на десятины, которые вы приобретете
        с согласия епископов и их клириков. Для заботы о ваших душах и более
        полного  использования возможностей их спасения, а также для лучшего
        совершения вашим святым братством церковных таинств и божественных
        служб мы разрешаем вам принимать, на пользу Богу, достойных клириков и 
        священнослужителей для (приобщения] вас к [святому] учению, откуда бы
        они к вам ни приходили, и держать их при себе как в главной вашей
        резиденции [в Акре], так и в подчиненных ей областях и объединениях,
        лишь бы они были по соседству, испросив их от их собственных епископов,
        причем они не должны давать никакого обета и не должны повиноваться
        другому ордену. В случае же, если епископы не захотят вам их уступить,
        тем не менее, властью святой Римской церкви вам разрешается их принять
        и удержать. Если же после принятия обета будут обнаружены какие-               
        нибудь нарушители ваших богослужебных обрядов или [порядков] Ордена,
        вам разрешается по согласованию с более мудрыми членами капитула
        удалить их, а им самим предоставить возможность перейти в другой орден,
        где они, на пользу вере, хотели бы пребывать и служить Богу. Вместо
        них же - заново избрать других, достойных, о которых в вашем братстве
        будут благоприятные отзывы в течение одного года; после этого, если их      
        поведение будет сооьвеьсьвовать [требованиям устава] и они окажутся
        полезными для служения в вашем Ордене, тогда лишь пусть дают
        обязательный обет, обещая вести жизнь согласно правилам и повиноваться
        своему магистру, но с тем же условием, чтобы соблюдать образ жизни,
        принятый у вас, носить ту же одежду, а также участвовать в трапезах.
        Но пусть ни капитул, ни руководство вашего Ордена не позволяют им
        внезапно прекращать [свое служение], кроме тех случаев, когда  это
        будет им предписано вами. Кроме того, они не должны подчиняться
        никакому лицу вне  вашего капитула, пусть они подчиняются тебе,
        возлюбленный в Боге сын, магистр, и твоим преемникам, согласно
        установлениям вашего Ордена, как будто они повинуются своему магистру
        и прелату.
               Освящение же алтарей или церквей, назначение клириков, которых
        нужно будет возвести в священный сан, и прочие церковные торжественные
        церемонии вам будут совершать епархиальные епископы, если только они
        будут католическими, заслужат милость и благосклонность апостольского
        престола и захотят безвозмездно должным образом вам [это] совершить.
        В противном случае вам разрешается обратиться к любому католическому
        епископу, которого вы предпочтете, и который нашей властью пусть
        выполнит то, что требуется. Если же когда-нибудь к вашему досточтимому
        Ордену благодаря благочестивому пожертвованию кого-либо будут
        рисоединены пустующие земли, вам разрешается основывать там деревни,
        строить церкви и устраивать кладбища для нужд живущих там людей, так,
        однако, чтобы по соседству не было никакого аббатства или братства
        духовных лиц, которым это могло бы нанести ущерб. Когда же у вас на
        любом законном основании соберутся возделанные земли, вам предоставляется
        полное право строить на них часовни и устраивать кладбища для нужд
        переселяющихся, и только тех, которые будут принадлежать к вашему
        Ордену. Ведь связано с большой опасностью для души и не подобает
        благочестивым братьям при посещении церкви смешиваться с толпой мужчин
        и женщин. Разумеется, все те, кого вы примете в ваше братство, должны
        обещать, положив поверх алтаря устав, в котором это должно
        предусматриваться, что они будут тверды в служении, будут стремиться
        к изменению нравов и, в течение всей своей жизни служа Богу, соблюдать
        покорность вашему магистру.
    
             Итак, мы постановляем, что те, кто обязал себя служением в ваших
        братствах или объединениях, находится под покровительством св. Петра
        и нашим и, не нарушая прав своих сеньоров, могут мирно владеть теми
        землями, на которых обоснуются. Что же касается тех, которые были
        приняты в ваше братство и, оставаясь до сих пор в миру, появились в
        вашем Ордене, сменив мирскую одежду, либо тех, которые даровали вам
        свое имущество при жизни, сохраняя его у себя в пользовании до тех
        пор, пока они будут находиться в миру, и в случае, если церквам, к
        которым они относятся, будет запрещено отправление божественных служб,
        а эти люди умрут, то мы также постановляем, чтобы вы обязательно
        разрешили в отношении их церковные похороны у себя либо при других
        церквах, на которые не наложен интердикт и которые ранее эти люди
        выбрали для похорон, если они сами не будут отлучены от церкви.
        [Мы постановляем также], что вы можете перенести к своим церквам для
        погребения [тела] таких собратьев, если прелаты церквей не разрешат
        их похоронить при своих церквах. Кроме того, если кто-нибудь из ваших
        братьев будет послан вами в какой-нибудь город, замок или деревню для
        принятия [в ваш Орден] названных братств или объединений, то в этом
        городе, замке или деревне братьям вашего Ордена при их торжественном
        прибытии разрешается открыть только одну церковь раз в году, причем в   
        божественных службах позволено участвовать всем, кроме отлученных от
        церкви. Мы также постановляем, что никакому епископу в церквах,
        подчиненных вам, ни по какому праву не разрешается обнародовать
        решение об интердикте или об отлучении от церкви (excommunicatio).
        Однако если будет обнародован интердикт, общий для этой местности, то,
        за исключением отлученных от церкви, закрыв двери и без ударов в
        колокола, полностью совершите божественную службу.  Сверх того мы
        устанавливаем апостольской властью, что в любом месте, куда вам
        случится прийти, вам разрешается принимать от досточтимых католических       
        священников последнее помазание или какие-либо другие церковные
        таинства, чтобы у вас всегда была возможность для восприятия духовных
        благ. И так как мы все едины во Христе и пред Богом между людьми нет
        различия, то мы верим, что ваш Орден и объединенные в нем братья
        заслуживают как отпущения грехов, так и других милостей и благословения,
        дарованных вам апостольским престолом.
             Итак, решительно никому не разрешается совершать опрометчивые
        действия во вред указанному Ордену: захватывать у него и удерживать
        захваченные владения, дробить их или причинять ему какие-либо другие
        обиды. Все [принадлежащее Ордену] властью апостольского престола
        должно всегда сохраняться в неприкосновенности и невредимости, принося
        всяческую пользу вам и другим верным Богу.
             Таким образом, если кто-нибудь, зная о содержании нашего
        настоящего постановления, осмелится необдуманно выступить против него
        и после сделанного дважды и трижды напоминания не искупит свою вину,
        [дав] соответствующее удовлетворение, то он должен быть лишен
        достоинств власти и почета; пусть знает, что он предается суровому
        суду вечности, отлучается от священнейшего тела и крови Бога и
        Спасителя Иисуса Христа и подлежит строгой каре во время последнего
        испытания. Те же, кто хранит [заветы] всемогущего Бога и святых
        апостолов Петра и Павла, да обретут его благословение и милость.
                Аминь, аминь, аминь. "

 
         В то время Орден смог выставить на поле боя всего десяток рыцарей.         

     Благодаря  тридцатилетнему, мудрому, его управлению, Орден смог восстановить свою силу.

                Число рыцарей   достигло 2000. 
     Ему удалось примерить между собой императора  Фридриха-II  и  Папу Гонория-III, издавна
враждовавших между собой. Обе стороны достойно оценили эту услугу.  Папа Римским подарил Великому
Магистру необыкновенно ценный перстень, который стал реликвией Ордена и торжественно вручался каждому
новому Великому Магистру. Император посвятил  Великого Магистра и всех его      последователей в звание
удельного князя и поместил в герб Ордена  Императорского Орла. Хорошее отношение к Ордену проявляли
и монархи других государств: Германии, Сицилии,  Венгрии, Армении, Польши.    

                * * * *
                НАЧАЛО УТВЕРЖДЕНИЯ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ

      К 1210-м гг. влияние и богатство Тевтонского ордена было замечено многими          державами, желающими
под знаменем "борьбы с язычниками" расправиться с противоборствующими группами. Большое влияние имел
тогдашний глава Ордена - Герман фон Зальца (Herman von Salza, 1209?1239), обладавший значительными
          владениями и ставший заметным посредником Римского Папы.

     В 1211 году король Венгрии Андраш II пригласил рыцарей для помощи в борьбе с ордами половцев.
Тевтонцы разместились на юго-восточной границе Трансильвании, в  Бурценланде, получив при этом
значительную автономию. Однако зависть венгерского  баронства к военным успехам и льготам ордена
привели к тому, что король в 1225 году потребовал от рыцарей покинуть его земли. Только незначительная
их часть осталась в  Трансильвании,  влившись в состав  трансильванских саксов.

                БОРЬБА ПРОТИВ ПРУССКИХ ЯЗЫЧНИКОВ
       
      Тем временем (1217 год) Римским Папой Гонорием III был объявлен поход против  прусских 
        язычников,  захвативших земли польского князя  Конрада-I Мазовецкого.

     В 1225 (1229) году князь  Конрад попросил помощи у тевтонских рыцарей, обещая им владение
городами Кульм и Добрынь,  а также сохранение за ними захваченных территорий.      

     Тевтонские рыцари прибыли в Польшу в 1232 году,  основавшись на правом берегу реки  Вислы.
         Здесь был построен первый форт, давший рождение городу Торунь.

    При продвижении на север были основаны города Хелмно и Квидзын. Вступив на прусские земли,
                крестоносцы основали замок Бальга. 

          В 1255 году на землях пруссов был основан замок Кёнигсберг.

    Тактика рыцарей была одинакова: после подавления местного языческого главы,        население насильно
обращалось в христианство.  На этом месте строился замок, вокруг которого прибывшими немцами 
                начиналось активное использование земель.

                РАСШИРЕНИЕ ВЛИЯНИЯ
   
     Несмотря на активные действия ордена в Европе, его официальная резиденция       (вместе с великим
магистром) находилась в Леванте.  В 1220 году орден выкупает часть земель в Верхней Галилее и строит
Монфорскую крепость. Здесь располагался архив ордена и сокровищница. Лишь в 1271 году после взятия
крепости Бейбарсом, предводителем  мамлюков, резиденция ордена переезжает в Венецию.

     В 1237 году Тевтонский орден слился с остатками военного братства рыцарей Меча     (рыцари Христа),
тем самым получив власть в Ливонии.  Таким образом, к концу XIII века  орден фактически становится 
         государством и продолжает г политику внешней экспансии на восток.   

     В 1240 году в  Пруссии   началось восстание, продолжавшееся три года.

     В 1260 году опять начинается  восстание пруссих племен.  15 лет продолжались волнения.
Третье восстание  произошло при Великом Магистре Гано (Hano) из Сандугаузена         (Sangeuhausen).
     Оно продолжалось семь лет. В 1286 году опять началось восстание против             Ордена, которое удалось
усмирить через 6 месяцев. А когда в 1295 году опять начались волнения, Рыцари соорудили такое количество,
           замков и крепостей, что население отказалось  от сопротивления.

     Магистр Генрих де Дуснер купил у Короля Вадьдемара ?III за 19 тысяч гривен чистого серебра Эстонию,
                Вейсеньерг, Гаррен,  Виррланд,  Алентакин.

     В 1287 году при Великом Магистре Конраде и Курляндия с Жмудскими племенами попали  под власть Ордена.
           Орден решил наводить порядок на всех этих завоеванных землях.

     При захватническом походе на  Гданьск (1308 г.)  под лозунгом "Jesu Christo Salvator Mundi"
- " Иисус Христос Спаситель  Мира" было уничтожено почти всё польское население  (около 10 000 местных
жителей), на захваченные земли прибывали немецкие переселенцы.  К тому же времени относится  приобретение
Восточного Поморья, что имело большое значение: захват уже не  преследовал религиозных целей.

      В 1309 году  при Великом Магистре Готфриде  столицей  Тевтонских рыцарей стал город  Мариенбург
(нем. ?Замок  Марии?; польское название ? Мальборк).  Постепенно под власть Тевтонского ордена   
                попала вся Пруссия.

                Помощниками Великого Магистра являлись:

                Великий Командор  и  Великий Маршал, жившие в Крулевце;

                Великий Магистр госпиталей , находился в Эйблонге;

                Начальник Арсенала, отвечавший за вооружение,  снаряжение и снабжение;

                Казначей ? Кассир Ордена и много других чиновников.

              Во времена правления Конрада  Орден насчитывал :

                20 Командоров,
                1700 Рыцарей,
                6200 вооруженных крестоносцев,
                46 крепостей и  оборонных замков,
                81 госпитальных магистров,
                65 ключников винных погребов,
                40 поваров,
                37 дозорных,
                18 войтов,
                39 рыбаков    
                98 мельников
                35 высших монахов ( игуменов),
                162 монаха,
                35 канонника,
                35 приходских ксендза,

      
                ОТНОШЕНИЯ С РУССКИМИ КНЯЖЕСТВАМИ          
                И ВЕЛИКИМ КНЯЖЕСТВОМ ЛИТОВСКИМ


     Отражение немецкой и шведской агрессии Александром Невским (1239 - 1245)

     В 1239-1240 годах возникла реальная возможность скоординированной атаки всех        западных сил против
русских земель, ослабленных монгольским нашествием. В конце августа 1240 года орден, собрав немецких
крестоносцев Прибалтики, датских рыцарей из Ревеля и заручившись поддержкой папской курии,  вторгся
в псковские земли и захватил Изборск. Попытка псковского ополчения отбить крепость окончилась провалом.
Рыцари осадили сам  Псков и вскоре взяли его, воспользовавшись предательством среди осажденных.  В город
были   посажены два немецких фогта. Далее рыцари вторглись в пределы  Новгородского   княжества и  построили
крепость в Копорье. В Новгород  прибыл Александр Невский, он стремительным рейдом освободил Копорье.
После этого вернулся в Новгород, где провёл  зиму,  дожидаясь прибытия подкрепления из Владимира.
В марте  объединенное войско  освободило Псков. Решающее сражение  состоялось  5 апреля 1242 на
Чудском озере.  Оно закончилось сокрушительным поражением рыцарей.  Орден вынужден был заключить
       мир, по которому крестоносцы  отказались  от захваченных  русских земель.

     Другим русским княжеством, столкнувшимся с орденом, стало Галицко-Волынское. В 1235 или 1238 князь
Данило Романович в битве под Дорогичином  остановил экспансию рыцарей на Юго-Западную Русь (скорее
всего, это были не тевтонские рыцари, а рыцари Добринского ордена). Объектом спора в этом регионе
                были ятвяжские земли.

     В 1254 вице-магистр Тевтонского ордена в Пруссии Бурхард фон Хорнхаузен, Данило и мазовецкий князь
Земовит заключили в Рачёнже трёхсторонний союз для покорения ятвягов.

    Самому массированному натиску ордена подверглись Великое княжество Литовское.       Борьбу с орденом
начал современник Александра Невского литовский князь Миндовг. Он нанёс рыцарям два сокрушительных
поражения в битве при Сауле (Шауляе) в 1236 и в  битве при озере Дурбе (1260). При преемниках Миндовга
князьях Гедимине и Ольгерде  Великое княжество Литовское и  Русское  стало крупнейшим государством Европы,
               но продолжало подвергаться ожесточённым атакам.

    В 1257 году 6 августа Папа Римский Александр ? IV  официально даровал Ордену права   заниматься
                торговлей,  закрепив это своей Буллой:

     " Александр, епископ раб рабов Божьих, наставнику избранных сынов и братьям      
     госпиталя святой Марии Тевтонской в Пруссии [посылает] привет и апостольское 
     благословение. Мы слышим о том, что вас удручает бедностью такая нужда,
     что вы очень часто в жизни претерпевали недостаток необходимого, но по милости   
     Божьей не в крепости сердец, которая часто приумножала победную славу в
     противостоянии многочмсленными язычниками. Для того, чтобы с помощью нашего 
     наставления бремя такой бедности хоть в чем-то можно было бы облегчить, и
     таким образом, вследствие веры делу, которым вы заняты в тех краях, еще легче 
     покровительствовал бы Господь Творец, мы, внявши вашим молитвам благочестия,
     позволяем вам настоящей грамотой, чтобы вы свободно могли во всех областях и
     землях, где бы вы не намерились обосноваться, продавать ваши товары и покупать 
     чужие с помощью надежных для этого людей из вашего ордена. А поэтому совершенно
     никому из людей не позволено нарушать эту грамоту о нашем разрешении или
     случайно ей противоречить. Но если кто-либо попробует посягнуть против этого,
     тот познает на себе негодование Всемогущего Бога и блаженных апостолов его
     Петра и Павла. Дано в Витербо VIII Иды августа в третий год нашего понтификата."

 

      В 1291 году Султан Мелех Сераф захватил Акру, лишив окончательно Орден их первоначальной 
                резиденции и владений в  Палестину. 

      С  1292 года по 1341  Кавалеры Ордена находились в прежней вражде с Епископами, которые постоянно
хотели прибрать к рукам всю полноту власти и соответственно доходы. Но когда обстоятельства вынуждали,
           распри забывались, ради общей безопасности. 

      Один Архиепископ из Рима  управлял 14 Епископатами из которых в 1311 году семь были  разорены
    рыцарями, в четырех были изгнаны капелланы, а на их места посадили князей Ордена.

     В 1369 году возникли новые недоразумения, но Папа Урбан ?V отстранил архиепископов  от управления
Орденом и разрешил Великому Магистру не выполнять  присяги данные Архиепископу.  Позже возникли
             недоразумения по вопросу одежды канонников Ордена.
      В 1391 году опять начались разногласия между Орденом и Архиепископом.
      Папа Бонифаций- IX решил их, объявив Архиепископство полностью независимым от Ордена, а
самого Архиепископа возвысил до ранга патриарха.. Но это не остановило других епископов 
соединиться с
литовцами,  русичами и  вступить в битву с Орденом в 1394 году. Через год, обе стороны полностью были
            обессиленные и в результат в 1395 году помирились.
      Епископы и некоторые канонники даже хотели оказаться от Орденского одеяния, но Архиепископ не
        дал  это сделать, заставив их выполнять предписания и правила.

    До 1382 года Кавалеры Ордена обращались друг друга - "братья", но со временем появилось - "Господа",
которое все больше и больше завоевывало себе поклонников. Даже Великий Магистр не смог с этим ничего
сделать.  Кавалеры Ордена старались перещеголять друг  друга роскошью. Кончилось тем, что Великий Магистр
вынужден был издать приказ  запрещающий иметь Кавалерам более 10 лошадей, а Командору 100, и содержать
                за свой  счет всадников.

    В XIV веке орден совершил свыше сотни походов в пределы Литвы. Ситуация стала      улучшаться лишь
с 1386 года, когда литовский князь Ягайло принял католичество и обручился с наследницей польского трона.
Это положило начало сближению Литвы и Польши так называеиую "личная уния" - оба государства имели одного правителя.

       Рыцари Ордена начали совершать нападения на польские поселения. Ими снова овладел захватнический
дух. Польский Король Ягайло объявил войну Ордену, но через некоторое время заключил мир, длившийся очень
не долго.. . Это было затишье перед бурей, которая  полностью разрушит Орден.
               
               
                ЗАКАТ  ОРДЕНА
      

    Трудности Орден стал испытывать с 1410 года, когда объединенные польско-литовские    войска нанесли
         сокрушительное поражение армии Ордена в битве при Грюнвальде. 

     Одних только  рыцарей погибло более 600  человек и в том числе их глава Ульрих,    а в общей сложности
60 тысяч немецких воинов. Хочется верить этим цифрам, они взяты  из немецкого источника 19 века, и никак
                не могут быть преувеличением..

             Войско Тевтонского ордена потеряло репутацию   непобедимого. 

    Польско-литовской  армией командовали польский король Ягайло и его двоюродный брат, великий князь
                Литвы Витовт.

     Из 51 польской хоругви - 7 были  сформированы из уроженцев русских областей.    Соответственно из
40 литовских - 36. Смоленские полки приняли на себя один из главных ударов. В состав войска входили
также  чехи  (именно здесь Ян Жижка потерял свой первый  глаз) и татарские союзники литовского князя.
     В 1411 году после двухмесячной, так и не увенчавшейся успехом осады Мариенбурга,   орден выплатил
контрибуцию Великому княжеству Литовскому.  Был подписан мирный  договор, однако мелкие стычки время
                от времени продолжались. 

      В целях реформы Священной Римской империи  императором Фридрихом-III  была         организована 
Лига Прусских государств. Это спровоцировало в дальнейшем  тринадцатилетнюю  войну, из которой Польша
                вышла победительницей. 

    В 1457 году    резиденция великого магистра ордена переместилась в  Кёнигсберг.

    Можно напомнить  о численности Орденской братии после Грюнвальдской   битвы , что бы  понять начавшийся
                упадок могущества Ордена.

              В 1418 году в Пруссии числилось  всего около 500  браттьев            
              В 1430 году - 300 членов Ордена, 
              в 1439 году  в Кенигсбергском конвенте состояло 45.         
              в 1439 году в Кенигсберге - 63,          
              в Эльбинге - 39,
              в Данциге - 24,
              в Бальге - 24,
              в Бранденбурге - 22.            

 В других конвентах численность была еще меньшей. В Голлубе находилось только 5 братьев.

     В 1453 голу против Ордена восстали  все главные прусские города, а когда к ним присоединились дворяне,
то исход был ясен. Был случай, когда в течении одного дня было захвачено у Ордена 13 крепостей, а со
        временем и все города и оборонительные замки попали в руки восставшим..

   Но воспользовался этим восстанием Польский Король. Он ввел свои войска в Пруссию и    заставил ее
подчиниться своей власти. Эта война продолжалась 13 лет, после чего Орден понес      огромные потери,
                которые вернуть он уже не мог. 

   В 1466 г. по Второму Торуньскому мирному договору Тевтонский орден вынужден был    признать себя
                вассалом польского короля.

   В 1510 году Великим Магистром избралиАльбрехта  маркграфа Бранденбургского, который был племянником
Польского Короля, сыном его сестры. Рыцари надеялись, что он договорится с  Польским  Королем, для
               этого его и выбрали. Но все получилось наоборот.

   Окончательная потеря могущества произошла в 1525 году,  когда великий магистр        Тевтонского ордена,
Альбрехт Гогенцоллерн из династии Бранденбургских Гогенцоллернов  перешёл в протестантизм, сложил
с себя полномочия великого магистра и объявил о секуляризации прусских земель - основной территории,
принадлежавшей Тевтонскому  ордену. Подобный шаг стал возможен с согласия польского короля и при
посредничестве Мартина Лютера,  автора этого плана.  Новообразованное герцогство Пруссия  стало 
первым протестантским государством в Европе, но продолжало оставаться в вассальной зависимости от
                католической Польши.

   Из-за того что Кёнигсберг, бывшая резиденция великого магистра, оказался на    территории секуляризированной
Пруссии,  столица ордена была перенесена в город  Мергентхайм,  расположенный под Вюрцбургом.

   Орден был распущен в 1809 году во время Наполеоновских войн. Остававшиеся под   властью ордена
   владения и территории отошли вассалам и союзникам  Наполеона.
 
     Реорганизовать Тевтонский орден удалось лишь во время Первой мировой войны.

                ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ