Мораль с точки зрения диалектики

Иван Крестинин
Мораль, нравственность, этика с точки зрения диалектики.

С диалектикой связывается самое простое обобщение. Вся природа и всё общество представлено в двух знаках. Естественные и гуманитарные системы строились на единстве положительных и отрицательных значений. Животный и растительный мир поделен на мужские и женские особи.
Всё, что происходило в истории общества, так или иначе, связывалось с взаимоотношениями двух противоположных полов. И мораль, нравственность в этом плане, всегда обретала в любой стране и в любое время, особое значение.
Мораль, нравственность – оценочные понятия. И в этом плане, любой вид человеческой деятельности, с точки зрения диалектики, выглядит довольно-таки просто. Уж коли вся природа и всё общество представлено в двух противоположных значениях, то поневоле приходится оценивать всё негативное – аморальным, а позитивное – моральным. К такому же простому выводу склоняет и словарь из слов-отклонений. Если все они отклоняются по своим значениям от базисных слов (законов, истины, красоты, здоровья, справедливости), то, следовательно, базисные слова относятся к моральным, а все слова-отклонения от них – к аморальным.
Тот же принцип разделения по признакам оценки, можно увидеть в словаре антонимов. В нём худшие слова-крайности причисляем - к аморальным, а лучшие – к моральным.
Учитывая тот факт, что само общество, с оценочной точки зрения, отражается не только в словах, но и в поступках, делах, взаимоотношениях, в той или иной деятельности, то, всё, что связывается с пользой, прогрессом, добром, будет считаться моральным, а всё противоположное перечисленному – аморальным.
И что же мы получаем в качестве окончательного вывода? Только науку, как особый вид человеческой деятельности, и можно отнести к моральным. Все остальные виды деятельности, с теми или иными признаками обмана, заблуждений, предрассудков, по всей вероятности, не могут считаться таковыми.
Попробуем присмотреться к каждому виду деятельности, и оценить их с точки зрения основных признаков, на предмет морали и нравственности.
Мораль, как оценочное явление, надо полагать, начиналась от взаимоотношений двух полов. Учитывая тот факт, что женский пол оказывался наиболее раздражающим в половом отношении для мужского пола, мужчинам приходилось навязывать женщинам свои особые требования. И, прежде всего, это касалось прикрытия тех мест на теле женщин, которые оказывали наибольшее возбуждающее действие на мужчин. Постепенно этот фактор становился всё более и более усложнённым, наращивался всё новыми и новыми слоями. Добраться до заветного места мужчинам, становилось всё труднее и труднее. Но и этого показалось им мало. В средневековье додумались и до поясов целомудрия. Высокая мораль, как видим, поддерживалась серьёзными техническими средствами.
Но что ещё более удивительно, так и сама природа сработала на высокую мораль. Взяла да и поставила пломбу у женского пола в виде девственной плевы. Мол, до поры до времени, не суйтесь мужчины в сокровенные места женщин своим производственным органом. Само общество, оценив природную услугу моральным делам, использовало эту «пломбу», в качестве соответствующих ритуалов, при заключении семейных браков. Так появлялся документ, подписанный кровью новобрачной, на белом материале.
И в тоже время, природа, сработав на мораль одним своим признаком, выделила человеческий род, из животного и растительного мира, по иным, не менее существенным признакам. Короткий сезонный период размножения, людей не коснулся. Природа наделила их постоянным половым желанием. А это проблема – одна из сложнейших. Что-то вроде насилия со стороны природы. По общественным нормам и обычаям – нельзя, а по природным – крутись, как сможешь. И потянулась с древнейших времён, череда разнообразнейших измен комедийного и трагического содержания. Мораль, то упрощалась, то усложнялась, с обеих сторон (со стороны мужчин и со стороны женщин) велась борьба за господство над противоположным полом. У каждого народа, в зависимости от климатических условий и социальных, формировались свои обычаи.
Работала природа на мораль, и многочисленными родами своих венерических армий. Давая понять, как нехорошо изменять, она прерывала половую связь тяжелейшими болевыми процессами. Приходилось поневоле ограничиваться или искать способы предохранения.
В общем, взаимоотношения полов, с древнейших времён, были не простыми. И они усложнялись по мере развития той или иной общественной среды. Возникали браки - и свободные отношения - по возрастным признакам. Особое значение приобретало материальное состояние той и другой стороны. Могла сказываться и несовместимость по психологическим и физиологическим признакам. Причин для измены своему партнёру, набиралось предостаточно. Поэтому эта область - область взаимоотношений между мужчинами и женщинами – во все времена, и у всех народов, отмечалась особой событийностью.
Первая любовь приходит в то юное время, когда нет ещё никаких знаний на этот счёт. И всё зависит от того, какие умственные способности могут проявиться у той и другой стороны. Потому что житейский опыт может набираться, лишь по ходу взаимоотношений. И не в короткое время. А, так как, люди все разные по своим личностным данным, то общая картина напоминает карточную игру, в которой всё зависит от последовательности перестановок. В результате, малая часть пар, оказывается – счастливой, такая же часть – не очень счастливой. И основная часть, - с вполне сносными нормальными взаимоотношениями. Количественно-качественные соотношения их, обретают форму ромба. Стало быть, и мораль, также имеет форму ромба. Что тут скажешь. Нет ещё того универсального механизма, который бы безошибочно ориентировал людей. Поэтому фактор случайности, по-прежнему оказывается ведущим. Он и выдаёт тот набор событий, что нам приходится наблюдать в реальной жизни. А они по крайностям – очень тяжелы, порой – трагичны. Случайно встречаясь, никто не знает, в какой последовательности будут протекать взаимоотношения. Ведь всё зависит от того, как поведёт себя партнёр, и какую он вызовет ответную реакцию.
Психика у каждого человека своя. Её диапазон, с обеих сторон, заканчивается крайностями. С одной стороны, относительная терпимость к измене, с другой – та сила, с которой лучше не испытывать судьбу. И основная масса пар, с той или иной мерой, способной мириться с изменой. Сознавая, к каким тяжелейшим последствиям может привести измена, оба партнёра предпочитают грешить скрытно, тайно, вдали от посторонних глаз. Стало быть, психика вносит свой существенный вклад в моральные дела. Одни, крайне несдержанные к измене, чинят расправу над своими партнёрами; все остальные учатся на их трагедиях.
Но это одна из многочисленных проблем общества. Существует и много других. Попробуем их перечислить в соответствующем порядке. Первый набор проблем касается физиологических органов. С одним рабочим органом мы разобрались. На очереди – следующие. Это – лёгкие, это – желудок. Все радости, и все огорчения – от них. Каждому хочется, какими-то средствами, не только «зарядиться», но и поднять своё настроение. Нередко такое увлечение уходит далеко от нормы, ведёт к значительным крайностям. Переел, перепил, и, как результат – тяжелейшие последствия. Такова уж физиологическая динамика. Представляя её по вертикали, от нормы – вверх и от нормы – вниз, человек расширяет свой психический и физиологический диапазон. Особенность такого диапазона в том, что, чем сильнее - возбуждение, тем сильнее потом – торможение. Одно с другим находится в прямой зависимости. Это приводит к тому, что человек оказывается в психической и физиологической зависимости, от тех средств дополнительного возбуждения, которыми он начинает постоянно пользоваться.
Как известно, приобщение к дурным привычкам, начинается с детского возраста. Те, кто уже начал курить, стремятся навязать свою шалость новичкам. Вырисовывается общая картина, напоминающая эстафетную палочку. (В данном случае – эстафетную самокрутку, папиросу, сигарету). Моральный фактор в таких делах, вроде бы, отсутствует. Обвинить, как будто бы, и некого. Всё начинается с шалости, баловства; опробывание того, чем пользуется взрослое большинство. Борьба с этим злом, настолько утратила своё значение, что к нему редко уже кто серьёзно относится. Создаётся впечатление, что мораль, как некий могущественный фактор, перестаёт работать на общество, потому что само общество, своим большинством, игнорирует его. А то меньшинство, которое пытается как-то воздействовать на курящих, оказывается недостаточным, чтобы своим наступлением вести к сокращению этот общий морально-негативный процесс.
И что же получается? Лишь природа, своими законами, работает на мораль. Ведя сопровождающую биохимическую реакцию на поступление всего вредного в организм человека, она выдаёт свои показания в виде соответствующих болезней. Люди, озабоченные тем, что им необходимо на каждый день ощущение праздника, искусственным путём создают его дополнительными возбуждающими средствами. Особенность такого поведения в том, что частота употребления этих средств, возрастает изо дня в день. Уже одной пачки сигарет в день, оказывается недостаточно. Со временем, и ночью приходится вставать, чтобы лишний раз затянуться.
Возрастает частота употребления и для алкоголя, наркотиков. Зависимость от возбуждающих средств, становится диктаторской. Прервать набранное зловредное «ускорение», с каждым годом становится всё труднее и труднее. При этом, временной период, приводящий к печальным последствиям, у каждого возбуждающего средства свой. У никотина он может быть – длительным. Некоторым удаётся доживать до глубокой старости. У злоупотребляющих алкоголем, он, значительно короче. Не говоря уже о наркотиках. Наркоманы, как свидетельствует практика, живут не долго. Мораль, уже не басни, а реальных человеческих глупостей, понятна. Природа требует от человека – разума. А он, в том, чтобы знать законы природы и использовать их в своём поведении. Вот только глупости, по ходу развития, оказываются – начальными, а разум приходит – потом, когда уже человек оказывается зависимым.
В противовес вредным привычкам, следовало бы представить привычки здорового образа жизни. Они приобретаются по тем же физическим, и сродним им – физиологическим и психологическим законам. То есть, в любом виде деятельности, можно набрать соответствующее ускорение. Начав заниматься спортом, человек увлекается, попадает в здоровую зависимость от последующих физических нагрузок, и прервать этот – уже иного качества психофизиологический процесс – становится также не просто.
Как видим, люди распределяются в обществе, не только по политическим признакам, но и, что более существенно, по диалектическим. Второй вид распределений, куда как более существенный, чем первый. Потому что в нём, все разновидности творческих и деловых страстей. И если с первыми набирается целый комплекс проблем, то со вторым - такой же комплекс решения их.
Само общество выглядит в таких соотношениях. С одной стороны, малая часть начальства, с другой – основное число подчинённых. С одной стороны, малая часть состязающихся спортсменов, с другой – основное число болельщиков. С одной стороны, малая часть кандидатов в депутаты, с другой – основное число избирателей. И такое соотношение в любом виде человеческой деятельности. Попробуем все их перечислить и охарактеризовать с морально-нравственных точек зрения. Начнём с литературы, искусств, всего комплекса гуманитарных наук.
Жизнь, как известно, представлена малым объёмом базисного содержания, и основным объёмом разного рода отклонений и нарушений его. Это ведёт к тому, чтобы, используя все художественные и научные средства, сводить к минимуму эти отклонения. Успешная работа при этом, должна бы отмечаться сокращением тюрем, больниц и, что греха таить, сокращением мест на кладбищах. Представляя общество в динамике количественно-качественных изменений, мы можем судить о состоянии его на тот или иной исторический момент.
Итак, теоретико-стратегическая цель вроде бы ясна. Все представители малых организаций (писатели, артисты, учёные, политики), обязаны творчески совершенствовать людскую массу. И от того, насколько они содержательно моральны сами, зависит то, насколько будет моральным само общество. Такова расстановка взаимодействующих сил. Сил, которые организовывают, и сил, которые – должны бы – быть послушными и исполнительными им. Но это – теоретическая сторона дела - и она является моральной по сути. Практическая же сторона, выглядит не столь моральной. И в этом вина не только тех, кто призван воздействовать на массы, но и вина самой массы, не столь однородной по своим высоким художественным и деловым запросам.
«Хлеба и зрелищ»!- когда-то требовали зрители, наблюдая за смертельными схватками гладиаторов. И этот настрой, хотя и менялся содержанием сцен, но в основе большинства художественных произведений, всё же, были серьёзные людские драмы. Привлечь в театры зрителя простеньким моральным сюжетом, было всегда делом проблематичным. И тут нужно было изощряться до гениальности – драматургам, режиссёрам, артистам.
Вопрос, как выглядит современная ситуация с художественным творчеством, с точки зрения морали, очевиден. Почти вся творческая продукция, игнорируя принципы точного отражения и оценки, и ориентации содержания произведений на оптимум и оптимизм, базируется в основном, на негативном. Так называемое, «современное искусство» - по формам и содержанию - аморально. В нём, основной поток мыслей и чувств, - примитивный, сексуально-криминальный. Не наблюдается даже намёка, даже лёгкого поползновения в сторону идеалов. А ведь цель искусства, как это закрепилось в истории искусств - на возвышенное, прекрасное, предельное.
Особенно показательно в этом отношении искусство, которое сменилось с перестройкой. Тот – психоидеологический настрой, который существовал в советское время, сменился переходом, на свободный, демократическо-капиталистический. Большинство творческих деятелей, словно стремясь удовлетворить зрителей в сексуальном, набросилось на эту тему с особым усердием. И что же получилось в реальности? Основной поток зрителей, уже от первого показа такого фильма, в массовом порядке, побежал из кинотеатров.
С появлением интернета, особо выделилась та часть художников, которая стала заполнять компьютеры – сексом, эротикой, парнографией. Родители встревожились: спасите наших детей. Поздно. Всемирная паутина исключает какой-то глобальный контроль над этой проблемой.
Свобода, как видим, в основном работает на возбуждение. И это нравится людской массе. Обычное нормальное состояние, без потрясений (в том числе и социальных), наводит на них скуку. Хочется чего-то необычного, из ряда вон выходящего. И на этот запрос – целая армия мошенников; и по всем видам человеческой деятельности.
Запад, не в моральном отношении, а в аморальном, оказался ведущим. Он – либерально-демократической идеологией – принимал охотно всё то, что принято считать преступным. Как только (под его же массированным влиянием), стал распадаться социалистический лагерь, а затем и советский Союз, те чиновники, которые имели непосредственное отношение к народным средствам, стали миллионы и миллиарды переводить туда. И запад их не только принимал, но и активно охранял от тех правительств, которым они наносили гигантский экономический ущерб. Следовательно, воровство, в особо крупных размерах, они не считали противозаконным. 
Сбирая всё негативное в один системный фокус, запад поневоле начинал ассоциироваться с таким загадочным космическим явлением, как «чёрная дыра». Все перебезчики из социалистического лагеря, попадали в неё, и оттуда редко кто возвращался назад. Их суммарный информационный и денежный объём, мог исчисляться космическими масштабами. И этим приростом - аморально-грабительским, по сути, – обогащался запад. Со всех точек зрения – юридических, нравственных, политических – всё это противозаконно. Но это явление никогда не смущало запад.
Когда-то коммунисты считали, что их идеологическое преимущество перед капитализмом – в позитивном содержании, общем нравственном настрое. Реальная практика опровергла этот социально-мировоззренческий феномен. За негативным и аморальным, как это не печально, большее преимущество. Таковы данные международной жизни.
В заключение этой статьи уместен будет вопрос: кому нужна мораль и кто в ней не нуждается? Ответ, я думаю, всем ясен. Тех, кого обманывают, грабят, те, кто подвергается насилию, агрессии, тем нужна мораль. А вот те, кто совершает такие действия, тем она не нужна. 
Мораль, своеобразный тормоз в делах порочных, не законных, не справедливых. И при отсутствии его, те, кто совершает дурные дела, чувствует себя – свободными. Обиженным, оскорблённым и наказанным, ничего другого не остаётся, как уповать на мораль.
Мораль, как оценочное явление, может характеризовать всё то, что относится к общественной жизни. Это – условия, в которых оказываются дети, учащиеся и рабочие. Это – убеждения, точки зрения, теории, учения. Это – произведения литературы и искусств. Это – продукция, так называемого, двойного назначения: вредить и приносить пользу.
Может быть поэтому, в делах духовных, и нужна та глобальная международная мораль, чтобы никто из членов общества не усомнился в её значимости. На сегодняшний день, сомнения на этот счёт, возникает у большинства людей. И даже у большинства стран. По-прежнему все народы мира пребывают между двумя крайностями: между войной и миром. И по-прежнему сохраняется угроза, когда такое шаткое равновесие, в любой момент, может быть нарушено.