Осоциализме. Доступно. ч. 2

Герман Янушевский
               
       Социалистический способ производства, социалистические отношения собственности,  вся система социализма  диаметрально противоположна капитализму. Это как раз тот вариант применения диалектического Закона о превращении чего-либо в свою полную противоположность. Поэтому многочисленной части населения, уже подвегшейся буржуазному оболваниваю и отученного  от  понимания  того, что всё должно быть подвегнуто сомнению  и   анализу,    могут быть не понятны  глубинные особенности социализма.  Как социализм суть  свой  способ производства, так социализм суть и особый,  свой  способ мышления.  Поэтому и  затруднительно понимание социалистических сущностей  теми, кто уже отравлен идеями чистогана, наживы, волчьих отношений, преодоления семьи и родовых связей.  Тем, кто сегодня хорошо живет  на эксплуатации чужого труда,  криминалом,  казнокрадством и  взятками. А таких уже весьма много.  Так живут сегодня  все  люди из «надстроечной»  части общества, вся  интеллигенция, вся  сфера обслуживания,  вся двухмиллионная армия чиновничества,  все,  исключая  искренних тружеников науки,  станка  и  земледелия.  Вот на них и делаем ставку в стремлении изменить общество.
       Основополагающей сферой человеческой жизни является, несомненно,  ТРУД.  Поэтому трудовые отношения, отношения в сфере производства, (будь то материальный  продукт или документация как продукт),  являются по важности для жизни такими же, как семейные отношения, продолжение рода.  Весь смысл существования человека суть ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПРИРОДЫ  Это и есть  содержание труда.   Но и сам человек  тоже  суть ПРИРОДА,  как и само общество есть та же природа.  Общественная сущность человека  есть такое же генетическое свойство, как цвет глаз или что-либо другое.  Поэтому, преобразовывая  природу, человек преобразует и себя, как её часть.  Отсюда и высокие нравственные качества подлинного человека труда, трудящегося,  а значит и того общества, которое  предоставляет человеку свободу  быть самодостаточным, экономически независимым  производителем.  Отсюда именно и марксистский гуманизм.
     Вот именно эти черты и  формируют социалистические  производственно-экономические отношения.  Они и есть  сама природа  отношений человек – человек и человек - общество.  Здесь даже нет необходимости в исторических экскурсах. 
     Напомним, что социалистические отношения собственности это, как мы уже выяснили,  есть отношения равноправных  собственников общественного капитала.  Здесь следует уточнить  некоторые детали.  Классическое понимание «собственность»  включает право владения, пользования и  управление чем-то.  Это что-то человек может употребить по своему усмотрению. Под собственнотью,  как правило, понимаются некие материальные предметы – предприятия, недвижимость, газовая или нефтяная труба и пр.  Так вот, если пойти по пути строгого  соблюдения  понятия собственность, то следовало бы,  и всё имущество, и недра, и  природные    богатства поделить на равные части. Напр, газопровод на 140 млн частей,  как и каждое предприятие,  лесные угодья и пр. И, по справедливости (чтобы никто не мог предъявить претензии, что кому-то досталась часть высокодоходной  трубы, а кому-то часть старого завода),  раздать людям, чтобы каждый владел  1/140 млн. долей  каждой из зафиксированной собственности.    Но по существу это глупость. Ни владеть, ни пользоваться, ни  управлять этими  долями  невозможно.  Поэтому член общества получает долю совокупной стоимости собственности общества.  Но  получает это в виде капитала  только в управление  и вносит её в основные фонды того предприятия,  куда он пришел трудиться. Таким образом, его предприятие  становится  его личным средством жизнеобеспечения.  Поэтому  человек становится   свободен отвечать за успешность деятельности конкретного предприятия, а не абстрактной части газопровода.
      А сегодня ваучеризация привела именно к этому.  Скупив ваучеры и внеся их в Инвестиционный фонд, сегодня человек получает дивиденды неизвестно за что и от кого, совершенно лишен права управления своим капиталом.  Этим занимаются  неизвестные ему менеджеры,  которые и сами с его доходов  имеют значительно большие так же неизвестные суммы.  Такое положение в условиях социалистических отношений собственности  исключено. Да и само понятие «собственность»  несколько условно.  Человеку предоставлена свобода  управления общественным капиталом. Пожизненно, что и дает ему моральное право называть его собственностью.
Итак, человек, как и  его земляки,  внесли в какое-то предприятие свой капитал как основные  средства.  Допустима ли ситуация, когда  человек в этих условиях  так управляет своим капиталом, что он «прогорает», как бы. Конечно, недопустима.   Ведь производство носит общественный характер, собственность на средства производства – тоже  общественная, и  прибыль тоже принадлежит обществу.  Поэтому и результаты труда зависят от успешности деятельности всего  коллектива и каждого человека в отдельности.
      Это вам не капиталистический завод, где каждый рабочий сам по себе,  ему безразлично, ворует его сосед, пьет ли он на работе, прогуливает ли он.  Человек работает за свою зарплату.  И на всё остальное ему наплевать.  Так было и в СССР., если признаться честно. 
Социалистические производственные отношения построены на полной зависимости деятельности каждого человека друг от друга. Ведь заработная плата не является определяющей в структуре его дохода.  Человек получает  доход  с совокупной прибыли.  И это вам не дивиденды.  Это его заработок, который в условиях капитализма присваивал себе предприниматель.  Это был его личный доход, процент на вложенный капитал, который он сам формирует на рынке.  Поэтому  капиталист  заряжен на снижение себестоимости продукта, что и делает за счет снижения трудовых затрат (зарплаты).  В основном.  Снижать себестоимость за счет  нововведений, новой техники, внедрения научных разработок, капиталу невыгодно.  Хотя наш доморощенный российско-иностранный капитал  ( 80% частного капитала в России принадлежит иностранцам)   получив в наследство советские производства, модернизировать их не собирается, а лишь «выкачивает»  из устаревшего оборудования последние производственные возможности. Придет время, когда вторая половина из бывшего советского производства тоже превратиться в металлолом, как и превратилась первая  половина в 90-е годы. Из миллиардной прибыли  (зарплаты)  капиталиста в год  на развитие производства он тратит минимум.  От половины до 80% доходов идет на его проживание, приобретение недвижимости,  инвестиции в банки или ценные бумаги зарубежных кампаний,   биржевые спекуляции,  просто на   депозитные счета  за рубежом.  Капиталист не только не вкладывает в российскую экономику, он развивает иностранную.  Но и более, чем не аффелированный с Западом  российский  капитал, зависим от  системных  кризисов.  Что мы и наблюдали  недавно.  А крах американского доллара приведет к краху экономик, а хатем и государственных устройсти всего мира. Это и будет крахом капитализма. Маркс и говорил, что сам капитал есть сам себе могильщик.  Жить за счет других (в мировом масштабе вечно нельзя,  халява когда-то заканчивается).
В социалстических условиях мы имеем обратный процесс.  Конечно, и прибыль имеет значение, и снижение себестоимости, и модернизация производства. Эаконы экономики имеют всеобщее значение. Но в социалистическом обществе  приоритеты другие.  Прибыль  от  производства  остается на производстве, как РЕАЛЬНЫЙ СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ, созданный самими трудящимися. Ведь труд и создает только капитал. Неважно для кого – капиталиста, или общества.    Как его полная собственность.  Она представляет собою  такую же заработную плату, но не одного капиталиста, а ассоциированных производителей.  Именно они сами  и  распределяют прибыль.  На доходы трудящихся, на налоги, на проценты  пользования капиталом – общественный неделимый фонд. Он используется для регулярного пересмотра в сторону, конечно, увеличения,  личной  ставки  капитала  члена общества.  Накопление этого фонда  определяет  богатство каждого человека – управляющего  своей долей   общественной собственности.  Часть прибыли расходуется обязательно на развитие производства. Это ставится жизненно важной необходимостью производителя.
Таким образом, социалистический способ производства обнаруживает весьма существенные преимущества.  Ни один рубль из прибыли не расходуется  не по прямому назначению  капитала  – благо человека, благо общества,  и расширенное воспроизводство  как благо страны.   Дворцы, яхты, собственные банки,  футбольные клубы и пр излишества отправляются на свалку истории, как говаривал К.Маркс, « вместе с бронзовыми топорами».
     Естественно-разумное и эффективное применение создаваемого общественным производством капитала, не единственное преимущество социалистического способа производства.   Он определяет и все особенности непосредственно  организации производства,  как и всей системы человеческих межличностных отношений  в рамках производственного процесса. Так, например,  каждый  участник производственного процесса  оказывается и непосредственным контролером  и всего процесса, и качества труда  своего соседа по производству.  Любое отклонение от принятых норм, правил, качества деталей и пр.  не может пройти незамеченным. И виновник  неполадок, сбоев,  брака непременно будет наказан путем понижения его доли  совокупной  прибыли.  Для обеспечения такой системы коллектив создаст такую систему всемерного учета и контроля, которая и обеспечит решение всех проблем.  Вот именно это и имел в ввиду Ленин, когда говорил, что  «социализм это учет».  Это не  куча чиновников-учетчиков,  как понимало советское авторитарное  руководство.  Это СИСТЕМА всеобщего  взаимоконтроля.  Это и есть еще одно серьезное преимущество социализма.
    Конкуренция, как жупел либерализма.  Абстракция понятия неограниченна.  Но всё сводится к одной идее -  уничтожить соперника,  занять место, позволяющее  добывать больше прибыли без хлопот.  Конечно, какая античеловеческая конкуренция  по правилам «человек человеку волк», конкуренция джунглей  на выживание  индивидуумов, как система ноавственной деградации общества,   при социализме исключена.  Но означает ди, что канкуренция будет вообще искоренена?  Вовсе нет.  Просто с неё будет снята буржуазно-либералистическая форма.  Конкурентность при социализме будет проявляться  в совершенно иных, гуманистических сферах жизни.  Конкуренция за высокое качество труда,  за  грамотные предложения  по организации производства,  в вопросе  выдвижения коллективом  в органы самоуправления, хотя никакого материального преимущества это не дает.   Деньги превратятся из средства нацживы и накопления  ( как цели)  в  естественное средство удовлетворения своих  потребностей и интересов  человеком.  Пресловутая психология монетаризма, когда даже рожать детей власть заставляет путем платы  пособий,  уйдет в прошлое.  Детей будем рожать для того, чтобы иметь больше   капитала в семье  как средства жизнеобеспечения.  Семьи разберут всех детей, стариков, инвалидов из всех приютов,  будут тщательно охранять их здоровье и бороться за  их  долгллетие,   и  заставят их  капитал «работать на благо всей семьи.  Вместо  диктатуры капитала  возникнет диктатура гуманизма.


(продолжение следует)