8 В том саду зимовала весна. Зубидат

Зура Итсмиолорд
8 Зубидат

      Придя домой, Тумиша уложила малыша спать, присыпала корни кустарников землей и взялась за сундук.
      Он был сделан из кусков фанеры. Обтянут  черной кожей и украшен кусками почерневшей от времени жести.
 - Не понимаю, зачем его бабушка забила наглухо,- рассуждая про себя, Тумиша напрягала память, видали ли она этот сундучок раньше.
 Ловко орудуя кухонным ножом,  все же сняла крышку. И стала доставать все, что в нем хранилось. Два куска красного туалетного мыла, туго связанные стопки писем  с треугольным почтовым штампом от сыновей, старые пожелтевшие фотографии, несколько мотков  шелковых ниток  для вышивания,  две сберегательные книжки. Раскрыв одну из них, Тумиша посмотрела на имя вкладчика и остаток суммы на счету. Последний раз Малехат пользовалась этой книжкой восемнадцать лет тому назад. Счет не закрыла, оставив на счету пятьдесят копеек. Тумиша не обратила внимание на дату снятия денег. А это был день ее рождения. Сняв все свои скромные сбережения, Иалехат в тот день купила приданное для внучки, которую так долго ждала.
   Вторую книжку Тумиша даже не раскрыла. Но выбрасывать не стала. Отложила в сторону, как память о бабушке. Пересмотрела фотографии, но не нашла на них никого из знакомых.
На самом дне сундука нашла три нераскрытых письма. Они пришли из Украины на имя Садаевой Мелижы. Отправитель:" Кати, до востребования, Главпочта, Полтава".
    Прижав к груди письма, сомневалась вскрыть их или нет. Перещупала еще раз, посмотрела даты отправления и открыла самый последний. В нем находилась фотография монашки в черном одеянии. Оборотная сторона была исписана ровным красивым почерком.
 " Мелижа, родненькая.
Я знаю, что вы держите на меня обиду. Но я нашла себя в вере. Я виновата перед вами, дети мои, что не привела вас к богу. Ваш отец не успел рассказать Вам об Аллахе. Мирская суета, попытка выжить, заботы, проблемы, которые мы сами себе выдумывали в оправдание перед своей совестью. Нехватка времени, будто у других людей его больше, чем у нас.  Я пришла к Богу через поиски пути выхода из депрессии. Знай, доченька, что Бог - один, как бы мы его не называли. Если вы когда-либо захотите посетить мою могилу, то найдете меня на ближайшем погосте от женского монастыря. По мере возможности, навестите могилу отца и попросите у него прощения за меня и мой уход. Любящая вас всех, Кати. Суна шу деза, нохчий( Я вас люблю, чеченцы)".
- Интересно. Чеченское имя, последнее предложение на чеченском языке. Но монахиня. Отправлено на имя моей матери. Постой-ка. Такие знакомые глаза. Кажется, я видела точно такие на какой-то фотографии.
 Тумиша стала нервно перебирать фотокарточки.
- Вот. Нашла. На оборотной стороне  короткая запись. "Навеки вместе. М. и А."
 М- Мелижа. А - Абубакар. Мои родители. Но кто такая Кати? Неужели бабушка? Почему я ничего не знаю о своих родителях. Покажу фото дяде и он подтвердит, что это мои родители.
Может мне показать и фото монахини? Нет. Пока не буду. Я лучше позже перечитаю все письма.
  Сильный стук в дверь, оторвал ее мысли от фотографий.
- Кто там? Входите.
- Тумиша, это я - Зубидат. Не ждала меня?
- Но все равно рада. Я тут разглядывала старые фотографии, которые сохранились у бабушки.
- Ну-ка, дай я гляну. Мелижа и покойный Абубакар. Хорошим человек был твой отец. А мать -  красавица. От смешанных браков всегда красивые дети получаются. Я и бабушку твою помню. Даже мой отец заглядывался на нее. Мать ревновала его, хотя и знала, что Кати - правильная женщина. Моя мама была из терских казачек, но тоже с украинскими корнями. Ее предки - из Запорожской Сечи. Дородная, крупная женщина. Именно о таких говорят:" И баба, и мужик." Я тоже в нее пошла.  В школьные годы я была влюблена в одного из братьев твоей матери. Но Саламбек не обращал на меня внимания. Я и тогда была толстой и неуклюжей. Страдала я от неразделенной любви. Когда твои дяди, все трое женились на иноверках и остались где-то в России,  успокоилась. Вышла замуж за первого попавшегося. Права была моя мать. Подались они в родные места своей матери. Яблоко от яблони недалеко падает. Одна Мелижа осталась среди чеченцев. Да и Кати как-то внезапно уехала. Ходили слухи, что она носит крест, спрятанный в волосах. Ой, я уже лишнее взболтнула,- прикрыв руками рот, замолчала гостья.
- Моя мама - русская?
- Нет, что ты. Твоя бабушка Кати была украинкой, но на чеченском говорила лучше нас с тобой. Даже акцента не было. Красавица. Мелижа была копией своей матери. И если бы не норов Таисы, то твоя мать не собиралась оставлять тебя. Таиса запретила ей навещать тебя. Но, думаю, что и муж ее не пускал к тебе. Уж больно красивая она была. Таких женщин мужчины не отпускают от себя. Знаешь, я принесла тебе немного денег за сепаратор. Таисе сказала, что их нет у меня. Ты меня не выдавай.
- Что ты? не надо мне денег. Я буду иногда приходить за сметаной.
- Доченька, приходи в любое время. Но деньги все же возьми. За скотину я рассчиталась полностью с ней, а когда узнала, что она отдает тебе мизер, решила за сепаратор рассчитаться с тобой. Если ты не возьмешь, то обижусь и никогда к тебе больше не приду. Эти деньги тебе пригодятся. Считай, что я их принесла для малыша, - продолжая протягивать деньги, говорила Зубидат.
- Спасибо тебе, тетя. Я обязательно потрачу с пользой для сына.
   Зубидат прикусила нижнюю губу, обняла Тумишу и тихо произнесла.
-Да поможет тебе, Всевышний.
 Не выпуская из своих объятий, повела ее к выходу.
- Кажется, будет гроза. Давай присядем под яблоню.  Слухи и до меня дошли. Нехорошая женщина. Но ты зла не держи. Меня ведь тоже муж оставил с шестью детьми. Это он сегодня стал мулой. А я все простить не могу. Тяжело мне было. Его мать меня обвиняла, что ее сын бросил нас. Я едва сводила концы с концами. Ночью плакала в подушку. а с наступлением утра бралась за работу. Дети выросли. Помогают. муж вот вернулся. Ему повезло, что в Казани встретился с набожным человеком. Он вселил в него уверенность, показал дорогу к Богу. Марат обещал осенью в гости приехать. Вернется и твой Рашид. Он бежал от трудностей. Мужчины намного слабее нас.
  Тумиша молча слушала умудренную опытом жизни Зубидат. Не находила слов для продолжения диалога, но ей было тепло с ней. Она почувствовала себя немного сильнее и жажда жизни стала наполнять ее тело.
- Я буду приходить к тебе, тетя, за советом. Рашид получал письма от своих друзей с приглашением  поискать птицу счастье в Приморском крае. Не знаю, чем они там занимаются. Наверное, он уехал туда. Помощи от него никакой не было. А его друзья, пьянки-гулянки мне изрядно надоели. Я и копейку отложить не могла. Все тратила на стол.
  Внезапно налетел ветер, неся с собой тяжелые свинцовые тучи. Начался страшный гром. Потемнело.  Словно плетью выжигались молнии. Не успели женщины вбежать в дом, как завыло  и заплакало небо. Тяжело.
- О, такой дождь долго будет лить. Я пойду. Дай мне что-нибудь накинуть.
 Зубидат улыбнулась, опять обняла Тумишу, обувь всунула под мышки и прикрывшись клеенкой, неуклюже топая по лужам побрела домой.
 А дождь плакал и плакал. Иногда останавливался. Потом начинал мелко моросить и вновь набирал силы.
Только на третий день дождь выбился из сил и перестал реветь. Небо прояснилось.
Солнце опять стало ласкать землю, зализывая лучами душевные раны. Тумиша проснулась рано. Ей надо было с утра идти на прием к врачу. В ожидании заключения врачей о состоянии здоровья малыша тревожно билось сердце. Несмотря на то, Арби исполнился годик, ребенок еще не сидел, не умел взять протянутую ему игрущку.
 Тумиша раскрыла окно.
Красным шелком покрывался горизонт. Казалось, что там вдалеке горит огонь. Дни становились короче и прохладнее. Она зашла в комнату, в которой жила бабушка Малкан. Стало жутко не по себе.
- Мне не хватает вас, бабушки. Почему вы все оставили меня? Приходите ко мне во сне. Мама, я хочу найти тебя. Просто один раз обнять, погладить твои руки и увидеть цвет твоих глаз. Мамочка, родненькая. Неужели ты забыла меня?
 Бывало, что Тумиша украдкой плакала по ночам, но никому не признавалась в этом. Доброта ее маленького сердца давала силы жить, несмотря на  физическую слабость молодой женщины.


http://www.proza.ru/2011/07/19/964