Брошенные деревни

Андрей Снятков
Архангельская, Вологодская, Ивановская, Владимирская, Костромская, Ярославская, Тульская, Курская, Воронежская, Липецкая….
Во многих российских областях, на крупных ли трассах или незначительных дорогах, зачастую встречал деревни и маленькие поселки в удручающем состоянии.
Разор! Иначе и не назовешь.
Запустение, разруха, нищета… Избы, избенки и домишки, вросшие в землю, покосившиеся, с просевшими или обвалившимися крышами, с заколоченными наглухо или в полдоски окнами, с развороченными печами и выдранными дверями… А на огородах да палисадниках самосадные в человеческий рост сорняки. Где-то нет ни души, где-то обосновались бродяги.
Давно некошеные сенокосы. Поля, на которых никто давно не пашет и не сеет. Только лес и бурьян хозяйничают на них, кормятся непуганые медведи и лоси, носятся зайцы…
Церкви, церквушки, часовенки: древние, старинные и не очень, каменные и деревянные… Их купола, с советских еще времен обрушенные и поросшие травой и деревьями, их стены обглоданные бесхозяйственностью и воинствующим атеизмом, обломки и останки бывших внутри мастерских, складов, клубов, конюшен…
Куски фресок, чудом сохранившиеся, но запакощенные бездумными надписями типа «Здесь был…» или вовсе нецензурщиной и скабрезностями… Погосты, с заваленными оградами, заброшенными могилами, плитами растащенными на фундаменты и заборы…
Вот, например, нынешним летом журналисты из «Ивановской газеты» проехались по своей области, в которой уже из 3015 населенных пунктов в 378 деревнях не осталось ни одного жителя! А во многих живут – точнее, доживают свой век - немногочисленные пенсионеры. И весьма унылую картину, в отличие от бурных фанфарных чиновных наблюдений, видели в этих деревнях газетчики. Видели, а не выдумали!
В прочих областях тоже ведется своеобразный мартиролог, СМИ привлекают внимание к проблеме вымирания деревни, да только процесс сей, запущенный после 1917 года, кажется неостановимым.
Кризис, он не на фондовых биржах. Он тут, среди земель Русских.

сентябрь 2009