***

Елизавета Гамбулова
ГРЕЦИЯ
Кому пишу пока не знаю и зачем, но всё же напишу.
Утро. Сегодня четверг 30марта 2006г. Я знаю, что этот день значит. Много лет в этот день наш папа праздновал свой день рождения. И позже он объяснил, что на самом деле у него день рождения 18марта. Ему сменили день, потому что изменился календарь после революции.
Я живу в Греции в съёмной квартире у моей дочери. Сюда мы приехали с сыном по её приглашению. Это было в августе прошлого года. Было очень жарко. Деревья были желтыми и опадали, трава пожухла, была колючей, из зеленели только алоэ, большие, широкие с жирными листьями и колючками. Такими же жирными, как многие греки и гречанки.  Вся засохшая трава была колючей. Песок, покрывавший почву, был красный. Все спалило щедрое солнце. Люди прятались в домах или у моря под зонтиком. Самое характерное, где бы мы не шли, ехали, загорали, отдыхали везде люди ели, ели, пили жевали. «Здесь культ еды», - пояснила нам Аня. Сезон дождей начнётся зимой.  Дочь работает визажистом, свободно говорит на английском и эленика. Пишет стихи, теперь и на эленика. (Эленика это греческий язык.) Взяла отгулы и повела нас в Диснейленд. Там много захватывающих дух развлечений.  Качели, огромный парусник. Дети меня усадили рядом почти на корме. Как качнулась эта громадина. Я задохнулась, и начала так кричать, выпучив глаза. Таким истошным криком, так орут свиньи в деревне, когда их режут ножом.  Потому что сердце готово было лопнуть. Я орала, а сынок все просил: « смотри на меня мама, мама смотри на меня, вдох глубокий и расслабься, мама!» Но я ничего не могла с собой поделать и орала, пока аттракцион не закончился. Дочь меня ругала: «Ты что так орешь, потерпеть не можешь, всех перепугала.». Я оправдывалась, вот же только что на других аттракционах  радовалась и мне все перевертыши и вьюны с кружением разные нравились. А этот «полет» вперед особенно, кошмар! Потом мы отправились. В небольшой ресторан, под живой зеленью вьющего винограда,  где мы вдоволь наелись морепродукты. Водки там не было, кроме Анисовой. Кругом пьют вина. Греки мало пьющие. Мне нездоровилось из-за перемены климата. Но постепенно стала привыкать, хотя очень скучаю по заснеженной, холодной,  родине. По снегу, который выпал здесь за пять лет первый раз. Да и то к обеду растаял. А картина была забавной. Старики и дети выбежали утром играть в снежки, даже лепили снегурочку.  Это повторилось дважды и все. Самая низкая температура плюс четыре градуса. Всю зиму мы проходили в легких курточках и туфлях. Но греки одеваются как в настоящую зиму. Шубы, зимние сапоги им холодно. Они же теплолюбивые. Они  включают печь в автомобиле, если на улице даже плюс двадцать два градуса.  Вообще у них много общего с нами. Ленивые и обжоры ужасные. Ленивые из-за жары, а мы от холода. По цивилизации Греция уступает Южной Корее и тем более Японии. Это мое  мнение.
И новый год. Умора. Ставят везде елки искусственные. На площади стояла белая, мохнатая ёлка, как-будто из бумаги. Но очень большая. А многие и мы  купили настоящую за 300евро ёлочку. Да, да я не ошиблась 12000рублей. (Съёмная квартира у дочери как бы в две комнаты 600евро и надо обязательно за полгода вперед дать задаток. Оплата не взирая на задаток, ежемесячно.) Ёлка напомнила нашу Россию своим ароматом. На улицах куда не посмотришь в эти предновогодние дни. На балконах горят огоньки. И вначале я испугалась. На прикрепленной к балкону  маленькой лестнице взбирался ребёнок. А это Санта-Клаус с красным мешочком за спиной.  Таких размеров, как двухлетний ребёнок. Так готовятся к Рождеству Христово. А мне не чувствовалось праздника без нашего заснеженного Хабаровска.  Да и морозца, со срипом сверкающего снега под ногами.
Зимой мы сделали ремонт в квартире. В зале покрасили стены персиковым колером, потолок белый и перекрасили все встроенные шкафы на кухне, двери в белый цвет. В спальне потолок голубого цвета, как небо, а стены нежно розовые, как зимний русский рассвет,  в тон портьер. Всё у дочери гармонично. В спальне с двух сторон широкой кровати лежат два коврика бело-голубые. На них сидят мягкие игрушки: серый заяц держит лапу у рта и смеётся, как нашкодивший. Другая, маленький белый медвежонок, серьёзно и задумчиво держит алое сердечко  с надписью «я люблю тебя». На полу у кровати находится телефон. Кровать покрыта белым капроновым покрывалом с голубыми вышитыми узорами. Над кроватью ковёр – картина. Двое влюблённых стоят на вершине и смотрят вдаль. У их ног на задних лапах, улыбающийся  енот. Эта картина из мультфильма. Дочь смеялась, объясняя картину: это мы с Егором, а енот, ты мама. Напротив кровати на стеклянной тумбочке стоит плазменный телевизор с дивиди. В тумбочке хранятся видиокасеты и диски. Я перед сном часто звоню в Россию и говорю часами, с мамой и сестрой Верой. В Греции купишь карточку за пять евро, это двести рублей и болтай три часа.  Иногда слушаю музыку «Рейки», под которую медитирую. А чаще это делаю в белоснежной ванне. Набрав с ароматной пеной воду и украсив лепестками роз. Погружаюсь в воду, а душой погружаясь в целительную музыку.  Зал у Ани совмещён, как во многих многоквартирных домах в Афинах, вместе с кухней. Отгорожен лишь стойкой бара. В зале синий диван.  Над  диваном белый ковёр с вишнёвым обрамлением и двумя большими цветами, расположенными симметрично по  углам диагонали. (Ковры немного глушат звук от соседей.)  Напротив стоит компьютерный стол с компьютером. Русская клавиатура, которую прислала Лариса, моя сестра. Над столом полочка с книгами и нашими фотографиями в рамках. На полу у дверей стоят высокие канделябры со свечами. Всё гармонично и красиво, ничего лишнего.
Я люблю писать сочинения. Вот и сейчас. Радуюсь, какой маникюр и педикюр у меня. Я так не могла себе позволить в России из-за низкой зарплаты.  А здесь доченька привела меня в порядок, как в кино. Нарядила меня как настоящую леди. И учила, как надо ухаживать за собой. Везде чистота и комфорт. Ну почему в России то везде собаки гадят, детям негде поиграть. Куда ни глянь, в Хабаровске:  везде валяются  бутылки, пачки из под сигарет, на остановках помойки в кюветах. Воняет мочой, потому что нет вдоволь туалетов. Как горько, что мы отстаем по культуре. И надо бы штрафами  поучить ни только тех, кто за рулем, но всех кто имеет собачек любимых, кошечек, которым дозволяют опорожняться в коридоре и на площадке, в песочнице и кругом. Никто не убирает за своей живностью. Мы росли в деревне и убирали за скотом и собакой. А в городе засранцы, любящие своих питомцев. Показали бы на деле любовь.  Штрафовать всех надо.   А уж тем более тех кто разрисовывает лифты и стены в собственном доме. В Афинах любят животных по настоящему их кормят на улице стоят чашки. И каждое утро моют все тротуары. А за  собственной убирает сам хозяин. Идет гулять с совочком и мешочком.  Иначе штраф 1000евро.
Я однажды решила покормить, понесла туда остатки пищи. Наклонилась, выливаю все в чашки и поднимаясь, я остолбенела. Из травы, как маленькие тигрята степенно и лениво шли штук двадцать кошек.  Мне стало жутко аж. Как то в метро спустилась, правда оно неглубоко,  как у нас в подземный переход. Там спокойно спала собака. Её все обходили никто не пинал, не гнал. НО там нет дерьма собачьего!  Ни на газонах, тем более ни на тротуарах. Отвлеклась, простите.

 На  широком, просторном балконе соломенный гарнитур: диванчик, два кресла и столик со стеклянной поверхностью. Я вырастила там георгины. Цветут они огромными шляпами белого и бордового цвета, цветёт  герань и ещё много других неизвестных мне цветов. Большое кудрявое, денежное дерево «алохоэ» стоит на красивой подставке.   Это словно сказочная жизнь о которой, можно мечтать. Я впервые живу так! Ощущая заботу о себе и любовь своих детей. Желаю всем мамам ощутить подобное чувство любовь и заботу своих детей.  Но я скучаю по Родине и сожалею, что там  я не смогу сделать этого для себя, а тем более кто-то для меня. У нас немногим удаётся жить вот так.
Прошло 7месяцев. Пришла весна.
Квартира на втором этаже, нового дома. Входные двери дома и наши окна обращены к востоку. Это даёт нам удовольствие встречать  рассвет, восходящего солнышка и видеть кто идет в дом. Перед домом возвышается  крутая гора. Она густо покрыта сейчас зелёной травой, цветущими курчавыми акациями, у подножия, как великаны- старожилы стоят в мохнатых шапках эвкалипты. Их верхушки достигают до самой крыши шестиэтажного дома. К подъезду проходит песчаная дорога, она примыкает к основной асфальтовой. Улица называется «Скяфу». Вдоль улицы и сворачивая, к нашему дому проложен, как и по всем Афинам, мощёный плитками тротуар. Вдоль нашего дома, как и у других , тротуар украшен вазонами, разнообразных форм, с цветами. Цветы здесь повсюду, даже на фонарных столбах висят, у помойных ящиков.  Особенно моя любимая герань. Куда ни глянешь: белая, алая, багульного цвета герань, светло сиреневая, персиковая. Этот цветущий кустарник завезен в Россию из Америки, но этот цветок очень распространен по всей Европе в Болгарии с красной геранью связывают счастливую жизнь и первоклашкам обязательно в букет добавляют красную герань. Это целебное растение, его эфирные масла благотворно и успокаивающе влияют на людей, поэтому не плохо в спальне иметь белую и красную герань. Листочки герани привязывают к ране, к нарыву очень хорошо заживляют. Герань цветет круглый год и очень хорошо на улице.
Обильная радуга цветов.  Все цветёт, пока зима и вначале весны.  И много декоративной зелени. Прекрасные и живописные картины их островов. Акрополь – визитная карточка Афин. Наша Родина  богаче картинами живописной природы и другими историческими ценностями. Да мы её калечим, где угодно и как угодно. Наш Величавый Амур, смотреть больно, загажен вдоль берега, где  побывали мы с вами. Точно такие же пляжи я увидела на Элейском море. Прибивается мусор к берегу,  там где не платные пляжи. Боже мой. Что мы делаем с тобой  Моя планета по имени Земля. Люди везде, а отношение разные. И дисциплина по отношению к природе: в Японии, Южной Корее, в Австралии и других странах иная, там такие штрафы, что поневоле будешь дисциплинированным и уважительным к земле, по которой ты идешь и дышишь.
 Как только загорается рассвет в этом зелёном оазисе начинают щебетать птицы. Им вторят из квартир домашние, сидящие в клетках попугаи, канарейки и другие, сидящие в неволе природные певцы. И наши два попугая звонко кричат «Орре, Орре, Орре!», что в переводе с эленика означает «прекрасно». Дольше всех, почти весь день слышно кукушек. Их кукование отличается от российских кукушек. Вот уж точно чужая страна и птицы на своём языке поют. В моём родимом Забайкалье, кукушки как будто спрашивают гортанно «ко-во, ко-во?». В Греции издаёт  звук схожий со словом «пожалуйста» если его произносить, как немой горлом. Вот таким не совсем приятным звуком, зато словом вежливости, начинается каждый день. Я выхожу на балкон вдыхаю свежий воздух, пронизанный ароматом моря,  распускающих свой пышный цвет мандариновых деревьев, кустов азалии, роз и других цветов. Наполняюсь светом и энергией, произнося всевышнему, Господу Богу нашему,  хвалу и благодарность за всё: за родителей, за то, что я живу, дышу, слышу, вижу, ощущаю, имею детей, радуюсь.  Люблю и желаю всем добра, здоровья и такого же великолепия. Молюсь. (допл.20апреля2006г)