Экономические тенденции въездного туризма

Алишер Таксанов
Одной из серьезных проблем национального туризма Узбекистана является статистическая отчетность, которая не предоставляет реальной оценки использования туристского потенциала страны, а также формирования гибкой политики в этой отрасли. Это связано не только с отсутствием методики подсчетов и подготовленных специалистов, но и нетранспарентностью ведомственной информации, которая в той или иной мере может раскрывать текущие процессы[1]. Именно на это указывал Генеральный секретарь Всемирной туристской организации ООН (ЮНВТО) Талеб Рифаи, находясь в Ташкенте осенью 2010 года: «Говоря о техническом сотрудничестве Узбекистана с ЮНВТО, в том числе в рамках Программы туризма по Шелковому пути, мы обсудили и наметили два направления совместной работы. Первое, которое мы уже начали, – это совершенствование туристической статистики путем внедрения в Узбекистане так называемого «вспомогательного счета» в туризме. Уверен, что невозможно построить эффективную туристическую стратегию в отсутствии точных данных и показателей объемов и спроса. Очень важно обеспечить не только сбор, но и анализ таких сведений»[2]. Следует отметить, что попытки регулировать статистику туризма предпринимались с середины 1990-х годов, однако это не удавалось, в частности, в 1999 году в Ташкенте состоялось совещание руководителей национальных туристских администраций СНГ с целью разработки подходов к изучению процессов в индустрии гостеприимства. И поэтому кое-какие индикаторы все же имеются и частично публикуются, несмотря на их разночтения и некоторую несопоставимость.

В данном аспекте мы будем рассматривать въездной туризм, поскольку национальная политика направлена на привлечение иностранных граждан и с этой целью создавалась инфраструктура. Рассмотрим некоторые показатели, в частности, по статистической отчетности Государственного таможенного комитета за 2009 год[3], который сальдирует данные на основе заполнения физическим лицом таможенной декларации. Как видно из таблицы № 1, всего таможенную (а значит, и государственную) границу пересекли в качестве посетителей 3,0 млн. человек, из которых 66,27% приехали в Узбекистан с целью посещения родственников, 5,53% - по туристическим мотивам, 3,17% - по служебной линии, 1,63% - для лечения и получения медицинских услуг и 0,28% - учеба. Сегмент туризма показывает, что 2,51% - это туристы из стран СНГ, 3,02% - из дальнего зарубежья. Иначе говоря, из общего объема посетителей с туристской целью на представителей стран не-СНГ приходилось 54,5%, то есть более 1/2. Это свидетельствует о том, что торговый бренд Узбекистана как центра туризма по Великому Шелковому пути начинает привлекать себе внимание туристские рынки Европы, Америки и Азии.

Между тем, следует произвести фрагментацию данного индикатора: 3,0 млн. – это общий объем въезда в республику, то есть включает граждан, резидентов и нерезидентов Узбекистана. Не стыковка заключается в том, что возвращающиеся из-за рубежа узбекистанцы вынуждены также заполнять данную декларацию, не понимая сути той или иной графы. Таким образом, они указывают в реальности цели своего выезда, а не въезда в страну, где они-то вообще-то проживают. И это в итоге вносит определенную путаницу в учете посещений по целям визитов. С другой стороны, таблица № 2 вычленяет иностранных граждан – их около 1,3 млн., что составляет 43,0% от совокупного учтенного объема въехавших. Безусловно, это «чистый поток», который является внешним генератором потребления узбекского турпродукта и источником валютных поступлений. Всего общее количество посетителей составляла 4,72% от численности населения Узбекистана на тот период, или на 21 гражданина республики приходился 1 иностранный визитер. В этом контексте весьма интересно заявление действующего руководителя Национальной компании «Узбектуризм» Рустама Мирзаева, сказанное в ходе ярмарки мирового туризма FITUR - 2011 в Мадриде: «Узбекистан – это страна 28 миллионов человек, и мы хотим иметь 28 миллионов туристов»[4]. Реальность пока не дает таких оптимистических оценок.

Следует отметить, что конкретную цель туризма в таблице указали те 149,6 тыс. человек, кто прибыл в республику в качестве организованного (в рамках реализации турфирмами пакетов услуг по путешествию) и неорганизованного (самостоятельного) путешествия. Между тем, это не дает полного представления о валовом туристском обороте Узбекистана, так как многие посетители, которые не уточняют в декларации своих туристских предпочтений, между тем, являются потребителями рынка туристских продуктов и инфраструктуры, в частности, гостиниц, ресторанов, железнодорожного и автомобильного транспорта, музеев, концертных залов или приобретают прямо на месте двух-трехдневные экскурсионные услуги. Именно на это показывает объем обслуженных в 2009 году туристов в размере 418,8 тыс. человек (таблица № 3). К примеру, почти 1 млн. посетителей (это 70,67%) прибыли в Узбекистан для посещения родственников (на свадьбы, в гости, отдых), безусловно, все они были экономическими агентами, которые тратили валюту для приобретения тех или иных услуг сервиса или продуктов промышленной и сельскохозяйственной переработки (сувениры, одежда). Прибывшие для получения лечебных процедур – 40,1 тыс. человек – получили услуги 150 санаторно-курортных учреждений (это почти 1/5 всех потребивших услуг данного сегмента). Иначе говоря, они вносили свою долю в Платежный баланс страны и осуществляли загрузку производственных мощностей республики. Несомненно, это сказывалось на доходах предприятий, прямо или косвенно связанных с туризмом, и обеспечения занятости населения.

 

Таблица № 1. Количество лиц, въезжавших в Республику Узбекистан за 2009 год

 

Всего

Из них

Деловая (служебная)

Учеба

Туристическая

Посещение родственников

Лечение

Въехало

3 009 733

95 412

8 510

166 517

1 994 581

49 354

Туристы из стран СНГ

Туристы из других зарубежных стран

75 603

90 914

 

Для сравнения следует привести следующие соотношения по таблице № 1: на 1000 человек, прибывших посетить родственников, приходится 83 туристов; 24 – с целью лечения; 47 – бизнеса; 4 – учебы. Таблица № 2 отмечает, что родственные связи были сильны для 874,0 тыс. граждан стран СНГ, приехавшими в Узбекистан, тогда как граждан дальнего зарубежья насчитывалось 40,7 тыс.

Следует также подчеркнуть, туристский спрос все же лежит в большей степени на посетителях из стран СНГ – это 85,05% всех прибытий в 2009 году. Иначе говоря, на 10 граждан из дальнего зарубежья приходится 56 – из стран СНГ (см. таблицу № 2). Данное обстоятельство связано с тем, что ценовой спектр услуг в Узбекистане также доступен для жителей бывшего СССР, и здесь сохранились по сей день соответствующие контакты (родственные, деловые, производственно-кооперационные, ностальгические чувства и т.д.). К слову, из 71,0 тыс. въехавших иностранцев по деловым целям 54,0 приходилось на выходцев из пост-советского пространства. Однако с туристскими предпочтениями было несколько иначе: на 100 туристов из СНГ приходилось 128 из иных государств. Это свидетельствует о более успешном продвижении узбекских продуктов на отдаленных и мировых рынках, чем региональных, и об активных контактах с иностранными турагентами.

Следует привести некоторые другие данные. По сведениям Информационного агентства «Регнум», «в 2010 году Узбекистан посетили более 410,5 тыс. организованных иностранных туристов, а всего прошлом году эту страну посетило более 1,3 млн. человек. Количество иностранных туристов, посетивших Узбекистан в 2010 году, увеличилось на 6,9% по сравнению с 2009 годом. В настоящее время в негосударственном секторе туристических услуг действуют 748 предприятий, в том числе 241 гостиница и 507 туроператоров. Узбекистан ежегодно может принять около двух миллионов иностранных туристов. В 2009 году в республике побывало около 1 миллиона туристов. При этом 60% приезжает из стран Евросоюза, 25% туристов приходится на страны Азии и Америки, а доля гостей из России и других стран СНГ составляет лишь 15%»[5].

А вот заместитель премьер-министра, министр внешних экономических связей, инвестиций и торговли Узбекистана Эльяр Ганиев привел несколько совершенно другие цифры: «В результате принимаемых правительством Узбекистана мер количество туристов только в 2009 году составило более 650 тыс., по итогам 2010 года их число превысит 800 тыс. человек. Для формирования инфраструктуры туризма в стране ведется строительство узбекской национальной автомагистрали с соответствующей придорожной туринфраструктурой, построено и действует более 400 гостиниц международного класса»[6].

Эти данные разнятся с теми, что ограниченно выдается ведомственными органами. Нестыковка ведет к путанице и правильному восприятию экономической ситуации в отрасли. Между тем, узбекские турфирмы пробиваются к иностранным покупателям, и определенная роль в этом играет Ташкентская Международная ярмарка «Туризм на Шелковом пути», которая традиционно проводится осенью. В 1995 году в ней приняли участие 150 фирм из 100 стран, в 2007 году – 80 из 21, в 2010 – 100 из 23. Несмотря на снижение некоторого интереса, удается выправить положение за счет продаж новых продуктов и активной работы с постоянными партнерами за рубежом. На последнем мероприятии активность проявляли представители таких стран как Казахстан, Россия, Испания, Греция, Латвия, Чехия, Болгария, Кипр, Турция, Египет, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Малайзия, Республика Корея, Украина, Вьетнам, Азербайджан, Туркменистан. В свою очередь, ряд компаний и фирм Узбекистана посещают крупные мировые и региональные ярмарки и выставки, предлагая турпродукты различных направлений: от историко-культурного до экологического.

 

Таблица № 2. Количество иностранных граждан, въезжавших в Республику Узбекистан за 2009 год

 

Всего

Из них

Деловая (служебная)

Учеба

Туристическая

Посещение родственников

Лечение

Въехало

1294 429

71 099

5 864

149 678

914 803

40 194

Из стран СНГ

1 101 034

54 044

4 858

65 606

874 061

38 659

Из других зарубежных стран

193 395

17 055

1 006

84 072

40 742

1 535

 

Подтверждает это также количество обслуженных иностранных туристов предприятиями сферы гостеприимства (таблица № 3). Так, на долю клиентов из стран СНГ приходилось 10,98% из общего числа иностранцев. Как видно, почти 1/9 часть – это потребители национального туристского продукта из дальнего зарубежья. Причем выявляется тенденция: число обслуженных иностранцев и местных жителей практически равно, то есть удельный вес узбекистанцев, потребившим турпродукт, составляет 52,4%. Как видно из этого, своя республика становится также интересной для населения, предпочитающих путешествовать по местным маршрутам и отдыхать в отечественных пансионатах, базах, курортах.

Кроме того, данная статистика позволяет определить и некоторую сумму поступлений в Фонд развития туризма[7], который формируется за счет отчислений в размере $1 с обслуженного туриста[8] каждым предприятием[9], имеющим лицензию на данную хозяйственную деятельность[10]. В 2009 году только с иностранных туристов по линии обслуживания туроператорами было получено $199,2 тыс., гостиниц – $876,8 тыс., информация о денежных поступлениях от узбекских туристах, выехавших в другие страны, не имеется. На какие цели были истрачены эти средства государство перед общественностью не отчитывалось, их использование является нетранспарентным.

Другой формой определения доходности туризма служит обязательный платеж нерезидентами за пребывание в Узбекистане – так называемая регистрация (прописка) в региональных органах внутренних дел. Регистрация является формой контроля за перемещениями иностранцев и национальных граждан по республике, разрешение властей на проживание в течение какого-то времени. Прибывший должен в течение трех суток встать на учет по месту проживания: если он останавливается в гостинице, турбазе, санатории, то там получает автоматически регистрацию и эта сумма включена в стоимость номера; если - в частных домах у родственников и знакомых, то необходимо заплатить на расчет счет МВД $15 на одну персону. Посещение родственников (см. таблицу № 2) означает, что данные лица останавливались именно в квартирах и домах частных владельцев. Исходя из данных таможенной статистики, в 2009 году бюджет от регистрации нерезидентов составил не менее $13,7 млн. Следует отметить одну особенность регистрации: несмотря на то, что она является обязательной и налагаются штрафы за отсрочку платежа, получить ее весьма не просто. В обычные дни к сумме платежа добавляется и нелегальная сумма, которая взимается сотрудниками РУВД (коррупционный платеж), достигающий $10-20 с персоны. Таким образом, общая сумма неофициальных доходов милиции с иностранных гостей – $9-18 млн. Однако в праздничные дни (например, День независимости) данная сумма возрастает в 5-6 раз и достигает $100. Таким образом, система ограничений передвижения граждан – резидентов и нерезидентов – в большей степени способствует коррупции в правоохранительной системе, чем реальной борьбе с преступностью[11]. Поэтому милицией прилагаются все усилия, чтобы сохранить статус-кво; между тем, это является серьезным барьером для развития неорганизованного туризма, который считается более массовым и более доходным для принимающей стороны.

В этом контексте следует отметить странное желание руководства Национальной компании «Узбектуризм» - органа государственного управления и политики в сфере туризма – не слишком ангажировать свою деятельность и не предавать гласности результаты функционирования данной отрасли. Так, до настоящего момента невозможно ознакомится с «Программой дальнейшего развития туризма в Республике, повышения качества оказания туристических услуг и расширения их направлений на период до 2015 года», утвержденной 24 октября 2009 года премьер-министром Шавкатом Мирзиеевым. Точно также ранее не были проанализированы и предоставлены общественности итоги Государственной Программы развития туризма в Узбекистане на период до 2005 года (соответствующий Указ Президента Республики Узбекистан был подписан 15 апреля 1999 года)[12], а также программы развития до 2010 года[13].

 

Таблица № 3. Обслуживание посетителей (туристов) туристическими фирмами и организациями Республики Узбекистан в 2009 году

Обслужено посетителей, тыс. чел.

Количество  отчитавшихся организаций, единиц

Из них принято:

Иностранных посетителей

Из стран СНГ

418 811

324

199 268

21 888

 

Вышеприведенная таблица также показывает, что на 1 туристскую организацию приходилось 1292 обслуженных лиц, в том числе 615 иностранцев. В календарном разрезе – это по 108 человек в месяц. В таблице не приведены сезонные всплески, однако известно, что основной пик потребления турпродукта приходится на апрель-июнь, конец августа-октябрь, то есть пять месяцев – это 85% всего потока в Узбекистан. Основная масса туристов из стран дальнего зарубежья прибывает в Узбекистан посредством авиатранспорта. В 2009 году Национальной авиакомпанией «Узбекистон хаво йуллари» было перевезено 1,54 млн. пассажиров, пассажирооборот достиг 4918,9 млн. пасс-км[14]. Данные по другим авиакомпаниям, аккредитованных в республике, не известны. Известно также, что узбекские граждане предпочитают перемещаться по стране железнодорожным (14,0 млн. пассажиров и 2609,0 пасс-км) и автомобильным (5575,7 млн. пассажиров и 62833,6 млн. пасс-км) транспортом[15], что также отражается на состоянии местного и внутреннего туризма.

 

Таблица № 4. Коллективные средства размещения посетителей в 2009 году

 

Количество коллективных средств размещения, единиц

Число мест, единиц

Обслужено посетителей, человек

Гостиницы и аналогичные средства размещения единиц

309

17 268

840 987

Специализированные средства размещения

273

35 594

373 260

Санитарно-курортные

150

18 099

234 652

Организация отдыха

114

16 850

124 299

Туристская база

9

645

14 309

 

Гостиничные учреждения являются одним из важных элементов туристской инфраструктуры. В таблице № 4 даются некоторые характеристики этого сегмента. Можно сказать, что в 2009 году произошло следующее распределение нагрузки номерного фонда: на 1 место приходилось 49 человек в гостиницах, 22,1 - туристских базах, 12,9 - санаторно-курортных учреждениях, 7,3 – домах отдыха и пансионатах, 10,4 человек – специализированных средствах размещения. Как видно из полученных расчетов, наиболее востребованными являются гостиницы. Именно это обстоятельство вынуждает правительство и частный сектор искать инвесторов как внутри страны, так и за рубежом. Кроме того, для упорядочения деятельности этого сегмента необходимы более четкие стандарты их услуг. До середины 1990-х годов использовалась советская классификация гостиниц, которая мало была интегрирована в международные стандарты. В дальнейшем использовалась российская, адаптированная к узбекским условиям, что также не давала полной гарантии высокого качества обслуживания. «Другое направление, которое мы наметили для реализации в рамках технического сотрудничества с НК «Узбектуризм», касается вопросов классификации средств размещения. В настоящее время ЮНВТО разработан современный механизм для совершенствования гостиничной классификации, который может быть легко применен в Узбекистане. Мы располагаем необходимыми и очень удобными в применении на практике критериями, которые позволяют туристическим администрациям поднять стандарты отелей и других средств размещения на международный уровень», - подчеркивал Талеб Рафаи[16]. Вполне возможно, это будет серьезным шагом в реформировании системы гостиничных услуг.

Давая характеристику гостиничной инфраструктуры, нельзя оставить без внимания использование ее мощностей. К сожалению, показатели загрузки номерного фонда также являются непрозрачными, руководители данных учреждений иногда преувеличивают, утверждая что в среднем загрузка достигает 60-80%, хотя речь может идти о сезонном пике. В остальные месяцы можно говорить о предельном уровне в 25%. Таблица № 5 свидетельствует , что в 2009 году на одного обслуженного клиента приходилось в среднем 2,3 ночевки. Это говорит о том, что продолжительность тура не превышала 3-4 дней, что является весьма незначительным при наличии республикой значительного историко-культурного и природного потенциала. Например, четыре из городов Узбекистана классифицированы как объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО, в стране свыше 4 тыс. исторических памятников. «У нас есть очень важные активы, но мы не продвинули их. Например, на горных курортах Узбекистана можно заняться такими активными видами отдыха как хели-ски и хелибординг, и эти места являются одними из лучших в мире для горнолыжного спорта»[17], - подчеркнул Р.Мирзаев, нынешний глава «Узбектуризма». С другой стороны, 54,8% всех обслуженных гостиницами приходилось на граждан Узбекистана, что является фактом развития местного туризма. По данным НК, за последние годы внутренний туризм вырос на 19%, заметна тенденция к увеличению визитов иностранных граждан. Как отметил заместитель премьер-министра Эльяр Ганиев, «одна из задач в деле развития туризма в республике - довести число посещающих нашу страну иностранных туристов до 2 млн. человек в год»[18].

«Для этого, в частности, необходимо развивать эффективную и оптимальную индустрию гостиничного хозяйства, транспортной сферы, систему общественного питания, культурно-развлекательных комплексов, структуру изготовления и реализации сувенирной продукции и еще многое другое. Несмотря на этот достаточно широкий перечень направлений, требующих особого внимания, мы считаем, что в первую очередь следует сделать акцент на дальнейшее развитие гостиничного хозяйства и транспортной инфраструктуры. Поскольку это определяющие элементы экономического процесса в сфере туризма, развитие которых, естественным образом, приведет к повышению спроса на другие туристические услуги», - отметил Председатель Комиссии по инвестициям и развитию инфраструктуры туризма при НК «Узбектуризм» Cаидахмат Раубаев[19]. группа под его началом начала разработку «Программы развития гостиничной инфраструктуры», целью которой станет увеличение гостиничного фонда до 168 тыс. номеров.

 

Таблица № 5. Основные показатели работы гостиниц и аналогичных средств размещения Республики Узбекистан в 2009 году

 

Всего

Гостиницы

Другие организации гостиничного типа

Количество гостиниц и аналогичных средств размещения

309

292

5

Число номеров

9 496

9 194

104

Число мест

17 268

16 542

241

Обслужено посетителей, человек

840 987

81 5677

6 693

Число ночевок

1 941 824

1 893 617

15 149

В том числе:

 

 

 

Гражданами Республики Узбекистан

1 065 011

1 017 479

14 506

Гражданами зарубежья

876 813

876 138

643

 

Средние показатели с расчете на 1 гостиницу таковы: число номеров – 30,7; мест – 55,8; обслуженных посетителей – 2721. Следует отметить одну специфику: к 2010 году в стране действовали 710 туристических организаций, из них 261 имели лицензию на предоставление гостиничных услуг, между тем, статистика предоставляет отчет по 309 гостиницам. Иначе говоря, лишь 84,4% имели лицензии от НК «Узбектуризм», остальные имели ведомственное или региональное подчинение, и обслуживание иностранцев не являлось их основной задачей. Тоже самое касается других средств размещения. Другой спецификой является то, что закон о туризме от 1999 года не делит предприятия по формам услуг: гостиничные, транспортные, туроператорская и турагентская деятельность. Зачастую некоторые фирмы совмещают  и то, и другое в одном пакете. К примеру, гостиницы имеют свой автопарк или реализуют турпакеты собственной разработки, а также бронируют и продают железнодорожные и авиабилеты. Подобное состояние не позволяет анализировать более эффективно туристскую отрасль.

Впрочем, объемы туризма настолько незначительны, что эксперты отводят ей уровень подотрасли. Это видно и по численности предприятий данного сегмента рынка услуг. Так, доля предприятий туризма в общем числе действующих предприятий, внесенных в Единый Государственный Регистр, составляет всего 0,15%. Так же это заметно по доходности индустрии гостеприимства. В узбекской статистике под экспортом туристских услуг понимается приобретение иностранным гражданами (нерезидентами Узбекистана) продукта, сформированного узбекским туроператором и реализованного им через сеть зарубежных турагентств. В 2009 году его сумма составляла $39,3 млн. (см. таблицу № 6), при этом общий объем национального экспорта достигал $11771,3 млн.[20], то есть доля туризма – всего лишь 0,33%. В 2009 году объем валового внутреннего продукта составлял 48097,0 млрд. сумов, и доля в его производстве предприятиями туризма также был незначителен – 0,24%. Получается, что 324 организации получили с каждого обслуженного посетителя в среднем по $197,4[21], что является незначительным уровнем по сравнению с другими странами.

Кстати, статистика показывает общее снижение статьи «услуги» в размере национального экспорта с 10,4% в 2008 году до 8,8% в 2009 году[22]. Государство предпочитает вывозить за рубеж сырье и материалы (хлопок, энергоресурсы, химия, продовольствие), которые достигают около 40% в общем объеме экспорта. Однако, на церемонии открытии выставки «Туризм на Шелковом пути» в Ташкенте 21 октября 2009 года тогдашний председатель национальной компании «Узбектуризм» Зохид Хакимов заявил, что экспорт туристских услуг превысит плановые показатели в $75,3 млн. и до конца 2009 года составит около $98 млн.[23] Как видно из последующей отчетности, сказанное не соответствует реальности, поступления составили 39% от заявленного руководителем туристской администрации. Более того, под сомнением и высказывания агентства «Регнум»: «объем обслуживания внутреннего, выездного и въездного туризма в Узбекистане к 2010 году достигнет 965,7 тыс. человек. Эксперты прогнозируют увеличение прибыли к концу текущего года до 3 млрд. сумов ($1,8 млн.), а экспорта услуг - до $115 млн.»[24] Отчетность Госкомстата не показали подобных цифр.

 

Таблица № 6. Показатели финансово-хозяйственной деятельности туристской сферы в 2009 году[25]

Доходы от реализации услуг, тыс. сум

Экспорт туристских услуг, тыс. долларов США

120 202 300,5

39 347,6

 

Кроме того, объем туристско-экскурсионных услуг в 2009 году равнялся 56,9 млрд. сумов (темп роста - 130,4% к уровню 2008 года), что всего лишь 0,2% от размера рыночных услуг по всем видам экономической деятельности Узбекистана. Услуги гостиниц, соответственно, 86,6 млрд. сумов, 112,3% и 0,3%[26]. Такова тенденция наблюдается в течение последних пяти лет. По данным ИА «Регнум», «в настоящее время в Узбекистане туристам предлагается более 100 разнообразных маршрутов»[27], однако НК «Узбектуризм» не дает никаких данных по сертификации маршрутов, и это вызывает неудовлетворение у экспертов, желающих проанализировать рынок туристских услуг.

Это является ярким показателем реального состояния узбекской индустрии гостеприимства и его роли для народного хозяйства, хотя историко-культурный, инфраструктурный, природный потенциал страны в качестве туристского центра далеко не исчерпан. Вполне возможно, что такое состояние является следствием неадекватной экономической политики в отношении иностранных инвестиций, бизнеса и поддержки предпринимательства, а также злоупотребления административными ресурсами со стороны органов власти и контроля. Как результат – сокрытие от отчетности реальных доходов и работа в «теневой» экономике[28]. Косвенным этому подтверждению является и арест в 2010 году председателя НК «Узбектуризма» Зохида Хакимова, обвиненного в коррупции.

Однако отмечается крайне низкая активность со стороны иностранного бизнеса к отечественным отелям. Так, на сайте НК Узбектуризм в середине мая 2009 года была замещена информация, что «Госкомимущество Узбекистана продлило тендеры по продаже государственных активов гостиничных комплексов Dedeman Silk Road Tashkent и Grand Mir. Иностраным инвесторам предлагается купить 39% акций узбекско-турецкого СП Ipak Yo‘li-Turizm Invest (гостиница Dedeman, стартовая цена $11,3 млн.) и 35% узбекско-турецкого СП Grand Mir (гостиница Grand Mir, стартовая цена $7,8 млн.).» При этом экспертами делалось уточнение: «Тендер по этим гостиницам продлевался неоднократно, последнее продление было в конце января текущего года. Так же до сих пор не нашлось инвестора и для других ташкентских отелей, выставленных на продажу - гостиничного комплекса "Марказий" (бывший Sheraton, покупателям предлагается 100% акций предприятия) и комплекса Tashkent Palace (на торги выставляются 99% акций)»[29].

 

Таблица № 7. Индикаторы услуг секторов туризма и макроэкономическое состояние Узбекистана[30]

Показатели

2006

2007

2008

2009

2010

2011. 1-й квартал

Туристско-экскурсионные услуги, млрд. сумов

19,1

23,4

45,9

56,9

46,8

4,6

Услуги гостиниц, млрд. сумов

33,7

45,1

63,8

86,6

96,0

20,5

Всего:

52,8

68,5

109,7

143,5

142,8

25,1

Валовой внутренний продукт, млрд. сумов

20759,3

28186,2

36839,4

48097,0

61831,2

13123,4

Общий объем рыночных услуг, млрд. сумов

10343,9

13095,7

20082,7

26455,8

31785,8

7981,0

Перевезено пассажиров авиатранспортом, тыс. чел.

1016,5

1327,6

1528,5

1541,2

1921,4

450,8

 

Как видно из таблицы № 7, за пять лет общий объем туризма равнялся 517,3 млрд. сумов ($300,7 млн.[31]), или в среднем 103,46 млрд. сумов в год. По сегментам: объем туристско-экскурсионных услуг за 2006-2010 годы составил 192,1 млрд. сумов, при этом среднегодовой размер – 38,4 млрд., однако за два последних года произошел спад на 17,8%, и все же общий темп роста за полдесятилетия составил 2,45 раз. С другой стороны, совокупный объем гостиничных услуг достиг 325,2 млрд. сумов, среднегодовой размер – 65,04 млрд, темп роста – 2,84 раза. В среднем на 1 гостиницу в 2009 году приходилось 0,28 млрд. сумов предоставленных услуг. Кроме того, динамика сегментов рынка туризма показывает, что рост услуг гостиниц опережал рост туристско-экскурсионных услуг в 1,15 раз, иначе говоря интенсивнее развивался сектор размещения, чем организация туров. Однако темп роста ВВП (2,97 раз) опережал темп роста туризма (2,7 раз) на 10%.

Коэффициент регрессии подчеркивает связь между числом перевезенных авиапассажиров за пять лет и объемом туристских услуг: так, с ростом пассажиропотока на 100 человек обороты туристских предприятий возрастают 11,1 млн. сумов. Коэффициент коррелляции отношения туризма к перевозке пассажиров авиатранспорта, в свою очередь, отмечает низкую тесноту связи между ними (коэффициент равен 0,169, иначе говоря, рост пассажиропотока не зависит от объемов услуг туризма), но коэффициент корреляции пассажиропотока на объем туризма демонстрирует обратное – высокую тесноту связи. Иначе говоря, въездной и внутренний туризм зависят от эффективности авиасообщений. Приграничный туризм или малобюджетные поездки связаны с железнодорожными сообщениями, в том числе в рамках СНГ – это с Казахстаном, Кыргызстаном, Россией и Украиной.

Как влияют доходы граждан на уровень потребления услуг туристского рынка? В 2007 году по сравнению с предыдущим денежные доходы населения возросли на 30,2%, а услуги туризма – на 29,7%, что свидетельствует о финансовой возможности граждан пользоваться инфраструктурой индустрии гостеприимства. Между тем, в 2008 году номинальные доходы граждан составили 34,1%, а туризма – 60%, что практически в 2 раза больше. По мнению экспертов, такой скачек был вызван извлечением неучтенных валютных запасов в официальный оборот, поскольку в этот период правительством была объявлена амнистия теневым капиталам. По данным статистики, у населения скопились на счетах средства, позволяющие приобретать туристские услуги: так, объем вкладов физических лиц – резидентов в коммерческих банках на сумовых и валютных счетах на 1 апреля 2011 года составил 2521,7 млрд. сумов, а их сбережения на валютных счетах в сумовом эквиваленте достигли 482,2 млрд. сумов[32] (в пересчете на доллары США по текущему курсу – $280,3 млн.).

Кроме МВД еще одно смежное государственное учреждение получает прибыль от обслуживания гостей – Министерство иностранных дел. Таблица № 8 показывает размеры взимания сумм с иностранных граждан за визы Узбекистана[33]. Сопоставимость с таблице № 2 позволяет выявить размеры доходов, полученных консульскими службами от обслуживания посетителей республики[34]. Известно, средний срок посещения иностранцев своих родственников не превышает месяца, таким образом, сумма выплаченная ими составляет $2,44 млн.; срок посещения бизнесменов – до 15 дней, сумма их выплат - $852,7 тыс.; студенты за годовое обучение выплачивают $160,9 тыс.; туристские маршруты рассчитаны в среднем на 10-15 дней, можно предположить, что от них поступили суммы за визы в размере $4,2 млн.; от услуг лечения (две недели) - $76,6 тыс. Учитывая, что часть виз оформляется как многократные, как транзитные, то итоговый валютный объем может быть выше. Хотя следует отметить, что прибывающие в группе по линии организованного туризма имеют льготы и платят значительно ниже, чем за просто однократные визы.

 

Таблица № 8. Тарифы консульских сборов за оформление и выдачу виз Республики Узбекистан

а) За однократные визы:

    до 7 дней - $40;
    до 15 дней - $50;
    до 30 дней - $60;
    до 3 месяцев - $80;
    до 6 месяцев - $120;
    до 1 года - $160.

Примечание: за каждую дополнительную кратность визы ставка тарифа увеличивается на $10.

б) За многократные визы:

    до 6 месяцев - $150;
    до 1 года - $250.

в) За транзитные визы:

    до 24 часов - $20;
    до 48 часов - $25;
    до 72 часов - $30;
    за двукратную транзитную визу - $40.

г) За групповые визы (в группе должно быть не менее 10 человек, исключая детей до 16 лет):

    до 15 дней - $15 с каждого человека;
    до 30 дней - $25 с каждого человека.

 

Развитие туристской отрасли невозможно без соответствующей нормативно-правовой базы. Основу легитимизации деятельности индустрии гостеприимства формирует закон «О туризме», принятый 20 августа 1999 года. Важным также является Указ президента Республики Узбекистан от 27 июля 1992 года о создании Национальной компании «Узбектуризм», на которую и были возложены задачи осуществления политики государства в сфере туризма[35]. Если до середины 1990-х годов происходил процесс концентрации всех ресурсов туризма в рамках единой структуры управления, то в последующем началось разгосударствление и приватизация. К 2011 году доля частного сектора в этой сфере достигает 93%. Государство продает свою долю участия в гостиницах и предприятиях.

Всего, по оценкам НК «Узбектуризм», на различных властных уровнях к середине 2011 года принято 14 документов. По мнению независимых экспертов, прямо и косвенно влияют на туристскую индустрию не менее 50 документов. Узбекистаном к концу 2009 года подписано 45 межправительственных соглашения по сотрудничеству в сфере туризма, а «Узбектуризмом» за 2007-2008 годы – 14 представительских соглашения и за 1995-2009 годы – 44 межведомственных документов. Только в феврале 2011 года было подписано межправительственное соглашение с Израилем, 16 мая – с Индией. Об эффективности тех или иных документов говорить сложно, ибо ни НК, ни правительство не публично отчитываются. Косвенно можно смотреть на сложившуюся ситуацию на туристском рынке (в том числе и бизнесе, и с туристскими формальностями) и потоке посетителей в Узбекистан. Между тем, по мнению экспертов, практически все программы развития, принятые правительством, были исполнены в лучшем случае на 20%. Серьезны проблемы в инвестиционной программе, поскольку из-за неблагоприятного экономического климата, высокой коррупции и невозможности защищать собственность, потенциальные зарубежные инвесторы меньше проявляют интерес к Узбекистану. К тому же, отмечаются факты, когда местные финансовые группировки осуществляют реинвестиции: ранее вывезенные по нелегальным каналам капиталы возвращаются в республику в виде «иностранных» вложений или заемных средств. Часть из них вкладываются в гостиничное хозяйство, при этом предварительно его доводят до состояния убыточности, чтобы после приобрести по балансовой стоимости.

В этом контексте следует сказать о ташкентской гостинице «Чорсу», которая в советское время имела класс «А» (высший), а затем потерявшей былую славу. Так, весной 2011 года опубликовано постановление Кабинета Министров «О мерах по завершению реализации проекта по созданию современного гостиничного комплекса на базе бывшей гостиницы «Чорсу», предусматривающее внесение в контракт инвестора дополнительных условий, в частности, компания Daegeon Global Co. Ltd (Южная Корея) обязана обеспечить завершение строительно-монтажных работ по реконструкции и строительству объектов гостиничного комплекса в срок не позднее 1 сентября 2012 года. В соответствии с договором купли-продажи от 28 сентября 2007 года данная компании реализовала проект на сумму $7 млн. с принятием дополнительных инвестиционных обязательств в размере $18 млн.[36] Нужно заметить, что ранее были подписаны такие же договорные обязательства с компанией Silk Way Hotels Company (зарегистрирована на Гибралтаре) за $7,4 млн., однако в марте 2007 года Госкомимущество Узбекистана пришлось расторгнуть сделку в связи с невыполнением компанией договорных обязательств по внесению выкупных платежей и инвестиционных обязательств. А еще ранее, в 2003 году, турецкая Emsas Insaat Turizm Ticaret и НК «Узбектуризм» создали СП «Чорсу отель» для реконструкции гостиницы стоимостью $22,9 млн. Между тем, проект также не был реализован, поскольку не удалось определить источники финансирования.

Говоря о последнем контракте с Daegeon Global Co. Ltd, у экспертов возникают некоторые сомнения в транспарентности ее активов. Компания была зарегистрирована в Южной Корее за шесть месяцев до заключения сделки с узбекской стороной и до этого не имела бизнеса в гостиничной сфере. Вполне возможно, что ее учредителями выступают лица, которые в свое время вывезли капиталы, а теперь осуществляют реинвестиции в Узбекистан[37].

Еще одна негативная сторона, умалчиваемая официальной статистикой, это проблема денежной конвертации. Разница между официальным и неофициальным курсами (ныне она достигает 30%, в некоторые годы – до 3 раз!) позволяет теневым валютным дилерам извлекать значительную прибыль. Этот аспект не обошел стороной и индустрии гостеприимства. Поскольку цены на некоторые услуги и товары для нерезидентов Узбекистана выше, чем для местных жителей, то туристы с охотой принимают предложения «черного» валютного рынка и покрывают свои издержки с наименьшими финансовыми затратами. Рассмотрим его обороты на основе таблицы № 2: по социологическим данным, в среднем затраты прибывших с целью посещения родственников составляют $300 в месяц[38]. Итого, в 2009 году в теневой сектор ушло $274,4 млн. Далее: прибывшие в составе туристских групп также не брезгуют неофициальным обменом. Турлидеры таких групп прекрасно осведомлены о марже валют и располагают различными каналами для перевода денег туристов на «черный» рынок. Средние размеры затрат на приобретение сувениров, продуктов и услуг, не включенных в турпакет, достигают $200 – получается, что валютные дилеры «заработали» $29,9 млн.

Третий сегмент потребителей «черного» курса – бизнесмены, хотя многие из них предпочитают менять валюту в банках, чтобы избежать связи с криминалом или полицией. Однако около 30% все же обращаются к нелегальным дилерам. В итоге $5,8 млн. также не попадают в официальный оборот. Иностранные посетители, получающие лечебные услуги в рамках медицинских туров, тратят не столь много – до $100, поскольку ранее внесли платы за поездку. Однако сумма итоговая тоже внушительная – $4,01 млн. Таким образом, каждый год от банковского оборота и налогообложения уходит сумма в $350 млн. и выше, которую вносят иностранные гости, потребляя услуги, товары и работы, созданные в республике. Административные методы разрешения проблемы обычно низкоэффективны. Аспект макроэкономического характера, а не отраслевого, и здесь нужны совершенно иные механизмы, чем просто уголовное преследование субъектов нелегальных сделок.

Негативных тенденций в системе въездного туризма ныне немало, хотя следует отметить некоторую позитивную сторону процесса: так, узбекской стороной облегчены визовые процедуры для ряда стран (см. таблицу № 9). Кстати, обращаясь к главе национальной туристской администрации Узбекистана, Генеральный секретарь ЮНВТО Талеб Рифаи говорил о необходимости поддержки и активной работы для решения на государственном уровне вопросов упрощения туристских формальностей и устранения визовых барьеров для облегчения поездок многочисленных туристов по странам Шелкового пути. «Я готов оказывать всемерную поддержку в усилиях, которые проводит туристская администрация Узбекистана вместе с офисом поддержки ЮНВТО в Самарканде, направленные на дальнейшее продвижение туристского продукта Шелковый путь. Вместе с тем я хотел бы и с вашей стороны поддержки и активной работы для решения на государственном уровне вопросов упрощения туристских формальностей и устранения визовых барьеров для облегчения поездок многочисленных туристов по странам Шелкового пути»[39], - отметил он.

 

Таблица № 9. Перечень стран, имеющих безвизовый въезд для граждан Узбекистана

Установлен двусторонний безвизовый режим с:

    Кыргызстаном (до 60 дней),
    Азербайджаном,
    Арменией,
    Беларусью,
    Грузией,
    Казахстаном,
    Молдовой,
    Россией
    Украиной.

С Республикой Корея (до 60 дней), Бразилией, Венгрией, Румынией, Словакией и Турцией установлен безвизовый режим для владельцев дипломатических паспортов сроком до 90 дней. Граждане этих стран, владеющие дипломатическими паспортами и аккредитованные в качестве сотрудников дипломатических представительств или консульских учреждений своих стран, расположенных на территории Сторон, а также члены их семей имеют право въезжать и пребывать без виз весь период работы. С Румынией и Словакией установлен безвизовый режим и для владельцев служебных паспортов сроком до 90 дней. Узбекистан и Япония на взаимной основе выдают визы без взимания консульских сборов.

 

Однако вопросы облегчения туристских виз находится вне компетенции Национальной компании, а также МИД. Они решаются ведомствами, прерогатива которых является безопасность и правопорядок. Именно эти структуры менее всего гибки в урегулировании данных аспектов. Это и объясняет то обстоятельство, что сложнее всего получить узбекские въездные визы гражданам Афганистана, Ирана, Пакистана, Саудовской Аравии и других стран с исламской ориентацией, в которых «заложен» т.н. «террористический» потенциал. Не зря в связи с этим 3 ноября 2004 года было утверждено Министерством юстиции Положение о порядке въезда и выезда туристов в Республике Узбекистан, согласно которому туристские организации, независимо от формы собственности, представляют в «Узбектуризм» справку о въезжающих на территорию страны иностранных туристах, не позднее 5 дней до их прибытия. Операторы несут полную ответственность за своих «подопечных» лиц, и «предоставляют, в необходимых случаях, сведения об иностранных туристах правоохранительным органам». Политическая составляющая играет не последнюю роль в узбекском туризме.

Излишняя политизация этой сферы не способствует укреплению сотрудничества и вызывает недоумение у партнеров по бизнесу. В частности, главой узбекской делегации Зохидом Хакимовым на 18-й сессии Генассамблеи ЮНВТО, проходившей в Астане, Казахстан 6 октября 2009 года, было заявлено о необходимости соблюдения правил использования трансграничных рек и строительства новых гидротехнических сооружений – вопроса, являющегося спорным между Узбекистаном и Таджикистаном[40]. Однако З.Хакимову удалось подвизать под большую политику мотивации своего ведомства: «туристский сектор Узбекистана проявляет большую заинтересованность в решении этих вопросов. По его мнению, они напрямую связаны с развитием экологического, природного, сельского туризма и других активных видов отдыха как для иностранных, так и для местных туристов»[41]. С точки зрения рациональности, данный подход не привел к желаемым для правительства Узбекистана результата, однако у туроператоров возникли обоснованные подозрения, что в случае охлаждения отношений между странами первый удар произойдет в их бизнесе. Это также отразилось на поездках в рамках «цепочки» по Великому Шелковому пути – Таджикистан был вычеркнут из списка посещений узбекскими туроператорами.

И не смотря на имеющиеся трудности, все же определенные сдвиги в индустрии гостеприимства имеются. В 1993 году Узбекистан вошел в состав Всемирной туристической организации (ВТО). В 1994 году на заседании ВТО, прошедшем в Самарканде, была принята Самаркандская декларация по туризму, а в 2004 году здесь начал свою деятельность офис Всемирной туристической организации по развитию туризма на Великом шелковом пути. Власти начинают серьезно заниматься раскручиванием Узбекистана как туристской «жемчужины» Центральной Азии. Так, активно подключаются инфраструктурные объекты и предприятия для интеграции сегментов туризма. За последние пять лет введены в эксплуатацию 17 крупных и средних отелей, а также 20 малых частных гостиниц. Проведена реконструкция трех - в Шахрисябзе, Ургенче и Ташкенте. Далее, с 4 мая 2010 года запущен новый транспортно-туристский проект в рамках сотрудничества НК «Узбектуризм» и Государственной акционерной железнодорожной компании «Узбекистон темир йуллари» (Узбекские железные дороги) – рейс по маршруту «Бухара-Ургенч»[42]. По данным ИА «Регнум», «железнодорожные перевозки туристов будут осуществляться на регулярной основе в период туристических сезонов. Еженедельно по средам поезд будет отбывать из Бухары, а по четвергам - из Ургенча. Отныне туристы смогут добираться от одного туристического центра до другого в ночное время суток, оставляя дневные часы на просмотр достопримечательностей страны»[43]. Естественно, это окажет влияние на развитие железнодорожных туров.

Ключевым для узбекского туризма являются воздушные линии, и в этом направлении также ведутся работы. Так, в мае 2009 года было начато строительство нового терминала международного аэропорта «Бухара», пропускная способность которого составит 350 пассажиров в час. Следует отметить, что до этого пропускная способность составляла всего лишь 150 пассажиров в час. Аэропорт принимает все типы воздушных судов. Здесь установлено современное светосигнальное оборудование компании SIEMENS, модернизированы здания для служб Управления воздушным движением, оснащенных новейшим радиооборудованием и локационной спутниковой системой[44]. 16 июля 2011 года узбекская авиакомпания получила новый самолет А-320, восьмой по счету, а всего к концу года парк пополнится еще двумя лайнерами такого класса. Наличие такого флота также способствует расширению географии полетов и диверсификации туристских направлений.

Вниманию туризма уделяют и регионы, которые ранее не фиксировались в качестве туристских центров. До настоящего времени таковыми считались четыре – Ташкент, Бухара, Самарканд и Хива. На втором уровне находились города Ферганской долины и Сурхандарьинской области. Сейчас же к индустрии гостеприимства проявляет интерес Навоийская область. Здесь начинает работать Кенгаш (совет) по развитию туризма, который приступил к разработке программы развития туризма в 2011-2015 годах. В частности, будет вестись активная работа по улучшению состояния древних памятников, домов отдыха на природе, музеев, а также туристических объектов, создаваться новые объекты отдыха и туризма в целях повышения качества туристических услуг[45]. Способствует это не только придание Навоийскому аэропорту статуса международного, но и превращения его в хаб и создания здесь Свободной индустриальной экономической зоны. В рамках диверсификации услуг появились новые формы размещения, в частности, кочевые юрты в Навоийской области и Каракалпакстане. Так, лицензии на оказание услуг получили пять юртовых лагерей по 8-10 юрт в каждом. «Эти экзотические места проживания с каждым годом привлекают все больше иностранных туристов, интересующихся бытом кочевников: днем их ждут сафари на верблюдах в пустыне Кызылкум, отдых на берегах Айдар-Арнасайской водной системы, вечером – развлекательные программы при свете костров», - отмечает «УзА»[46].

Между тем, в окрестностях города Самарканд открылась первая в Узбекистане зона отдыха «Шердор Хилз» с национальным узбекским колоритом, где иностранным туристам впервые предлагается экстравагантное восточное путешествие[47]. В Бухаре проводится международный фестиваль «Шелк и приправы», на котором, как отмечает информационное агентство «УзА», «демонстрировались ткани, ковры из натурального шелка, национальные куклы, ювелирные, керамические, металлические, деревянные, медные изделия, образцы искусства миниатюры. Своеобразный дух мероприятию придали выступления фольклорных ансамблей и канатоходцев»[48]. Несомненно, это привлекает интерес у гостей. Уже 80 германских компаний предлагают туры по Узбекистану[49]. А в 2009 году республику посетили 11 тыс. гостей из Франции, в 2010 – уже 12 тыс.

По мнению экспертов, узбекские туристские продукты имеют определенный спрос на мировых и региональных рынках. Как отмечает Сирожиддин Даниёр, «экономическая неопределенность на традиционных рынках европейских стран побудила турбизнес Узбекистана скорректировать стратегию продвижения и перенести акценты на привлечение туристов из быстроразвивающихся азиатских стран. Получив поддержку государства, частный турбизнес страны стал более активно продвигать туристический продукт Узбекистана на наименее пострадавшие от кризиса зарубежные рынки туризма и путешествий. Наиболее перспективными среди них стали выездные туристические рынки Индии, Китая, Республики Корея, Японии и некоторых других стран»[50].

Таким образом, Узбекистан, несмотря на сложности и противоречивость процесса экономико-политического характера, все же формирует туристскую индустрию, которая могла бы эффективно использовать потенциал страны и обслуживать иностранных гостей на высоком уровне.


...............................................

[1] К примеру, Комитет по охране государственной границы фиксирует все международные визиты; Государственный таможенный комитет – перемещение экономических агентов (декларантов) и валютно-материальных ресурсов; Министерство иностранных дел – перемещение граждан внутри страны; Национальная авиакомпания «Узбекистон хаво йуллари» - перевозку пассажиров за и внутри республики; железнодорожная компания и автобусные парки – перевозку пассажиров по городам и регионам.

[2] Талеб Рифаи: «В Самарканде в очередной раз приняты важные инициативы по развитию туризма на Шелковом пути». 15.10.2010. http://uzbektourism.uz/press/opinion_expert/oe20.html.

[3] Данные цифры были опубликованы на сайте НК «Узбектуризм».

[4] Глава "Узбектуризма" хочет привлечь в страну 28 млн туристов. 23.01.2011. http://regnum.ru/news/fd-abroad/uzbek/tourism/1367151.html.

[5] Узбекистан в 2010 году посетили 10 тысяч туристов из Индии. 8.03.2011. http://regnum.ru/news/fd-abroad/uzbek/tourism/1381270.html.

[6] Узбекистан планирует довести число туристов до 2 млн в год. 8.10.2010. http://regnum.ru/news/fd-abroad/uzbek/tourism/1333932.html.

[7] Данные средства аккумулируются на счетах Министерства финансов и не публикуются в печати.

[8] Туристический сбор взимается: с туристических фирм за каждого туриста, выезжающего за пределы Республики Узбекистан; с гостиничных хозяйств за каждого туриста в разовом порядке независимо от периода проживания; с туристических фирм за каждого туриста, не являющегося гражданином Республики Узбекистан и въезжающего на территорию Республики Узбекистан.

[9] Плательщиками туристического сбора являются туристические фирмы и гостиничные хозяйства, независимо от форм собственности, имеющие лицензию на осуществление вида деятельности "туризм" и осуществляющие обслуживание туристов. Не подлежит взиманию туристический сбор при обслуживании: граждан Республики Узбекистан, размещающихся в гостиничных хозяйствах, расположенных на территории Республики Узбекистан; сотрудников дипломатического корпуса, работающих в иностранных дипломатических представительствах, расположенных на территории Республики Узбекистан; членов правительственных делегаций, журналистов, сотрудников иностранных представительств и миссий, аккредитованных в Республике Узбекистан.

[10] В Узбекистане туризм является лицензируемым. Документ выдает Кабинет Министров через уполномоченный орган – Национальную компанию «Узбектуризм».

[11] По мнению многих экспертов, система регистрации и прописки не способствует снижению уровня криминогенности и не является серьезным фактором борьбы с правонарушениями.

[12] Данную программу можно было найти в информационно-правовом справочнике.

[13] Данная программа нигде не была опубликована и доступ к ней был ограничен руководством НК «Узбектуризм».

[14] К сожалению, государственная статистика не дает данных по количеству транзитных пассажиров, а также ввезенных в республику иностранных граждан и обслуженных их на внутренних линиях в сопоставлении с резидентами Узбекистана.

[15] Статистическое обозрение Узбекистана в 2009 году. Ташкент, Госкомстат РУ, 2010, с. 32.

[16] http://uzbektourism.uz/press/opinion_expert/oe20.html.

[17] http://regnum.ru/news/fd-abroad/uzbek/tourism/1367151.html.

[18] Узбекистан планирует довести число туристов до 2 млн в год. 8.10.2010. http://regnum.ru/news/fd-abroad/uzbek/tourism/1333932.html.

[19] В Узбекистане создали комиссию по инвестициям и развитию инфраструктуры туризма. 4.07.2010. http://regnum.ru/news/fd-abroad/uzbek/tourism/1300882.html.

[20] Статистическое обозрение Узбекистана в 2009 году, с. 3.

[21] С экономической точки зрения данный показатель размыт. Что это – доход или прибыль, сумма оборота, выручка от продаж? – пояснения нет. Если это общая сумма экспорта, то она не отражает реальность, потому что только ценовой диапазон услуг авиакомпаний достигает $1300-2500. А еще существуют расходы за проживание и питание, трансферт, что также является стоимостной нагрузкой на туристский пакет.

[22] Статистическое обозрение Узбекистана в 2009 году, с. 13.

[23] Экспорт туристских услуг Узбекистана до конца 2009 года составит около $100 млн. 21.10.2009. http://regnum.ru/news/fd-abroad/uzbek/tourism/1216917.html

[24] http://regnum.ru/news/fd-abroad/uzbek/tourism/1333932.html.

[25] По данным НК «Узбектуризм», опубликованным на ведомственном сайте.

[26] Статистическое обозрение Узбекистана в 2009 году, с. 35.

[27] http://regnum.ru/news/fd-abroad/uzbek/tourism/1381270.html.

[28] По оценкам некоторых экспертов, доля «тени» в сфере туризма составляет 1/3 части от официального оборота оказываемых услуг.

[29] Из частной переписки автора с коллегами из турфирмы.

[30] По данным сборника «Экономическое обозрение Узбекистана» за 2006-2010 годы.

[31] На 12 июля 2011 года установленный Центральным банком РУ курс иностранных валют для ведения бухгалтерского учета, статистической и иной отчетности по валютным операциям, а также исчисления таможенных и других обязательных платежей составлял: 1 долл. = 1719,97 сумов; 1 евро = 2478,85 сумов. Неофициальный обменный курс – 1 долл. = 2230 сумов.

[32] Статистическое обозрение Узбекистана, 1-й квартал 2011. Ташкент, Госкомстат РУ, 2011, с. 33.

[33] Речь идет о странах с которыми у Узбекистана установлен визовой режим. Такой же режим существует со следующими странами СНГ: Туркменистаном, Таджикистаном. С Кыргызстаном он существовал несколько лет и был отменен в 2009 году. Однако данные не позволяют вычленять их из общей графы СНГ и включать доходы от виз в общую статистику.

[34] При выдаче виз взимаются также сборы на возмещение фактических расходов, связанных с оформлением виз. Размеры таких сборов зависят от места оформления виз (независимо от гражданства заявителя).

[35] Национальная компания координирует деятельность туристических организаций республики, стимулирует развитие всех видов туризма, способствует притоку инвестиций в создание материально-технической базы и инфраструктуры отрасли, координирует подготовку кадров в сфере туризма.

[36] http://regnum.ru/news/fd-abroad/uzbek/1322115.html.

 [37] По некоторым данным, компания учреждена группой, имеющей отношение к бывшему вице-премьеру Мираброру Усманову, одному из нелегальных олигархов Узбекистана.

[38] По данным группы исследователей факультета международного туризма Ташкентского государственного экономического университета, 2006.

[39] Генсек Всемирной туристской организации просит Узбекистан устранить визовые барьеры для туристов в странах Шелкового пути. 05.10.2009. http://regnum.ru/news/fd-abroad/uzbek/tourism/1211889.html.

[40] Данный вопрос уже не один год является предметом острых политических разногласий двух республик.

[41] Туристский сектор Узбекистана проявляет заинтересованность в решении проблемы водных ресурсов. 6.10.2009. http://regnum.ru/news/fd-abroad/uzbek/tourism/1212197.html.

[42] До этого между Бухарой и Ургенчем курсировал лишь автомобильный транспорт, что значительно затрудняло передвижение туристов по маршруту.

[43] В Узбекистане запускают новый туристический железнодорожный рейс Бухара-Ургенч. 30.04.2010. http://regnum.ru/news/fd-abroad/uzbek/tourism/1400422.html.

[44] В Узбекистане начато строительство нового аэровокзала международного аэропорта "Бухара". 16.06.2009. http://regnum.ru/news/fd-abroad/uzbek/tourism/1175828.html.

[45] В Навоийской области Узбекистана создан совет по развитию туризма. 19.06.2011. http://regnum.ru/news/fd-abroad/uzbek/tourism/1416901.html.

[46] В традициях узбекского гостеприимства. 20.05.2011. http://uza.uz/ru/society/14936.

[47] http://www.12.uz/#ru/news/show/opshestvo/392.

[48] Фестиваль шелка и приправ. 8.06.2011. http://uza.uz/ru/culture/15173.

[49] http://www.12.uz/#ru/news/show/opshestvo/5536.

[50] Партнерство во имя туризма. 24.06.2010. http://uzbektourism.uz/press/opinion_expert/oe47.html.