Часть 4-я. За год до армии

Юрий Фейдеров
Лето 1969г.
После летней сессии и всех нервотрёпок, с упоением работаю в НИИ. Ожидается командировка в Крым, надеюсь попасть в список.

  Документы в назначенный срок не приходят. Звоню в Ереван Горячёвым. Прошу Галину Евгеньевну зайти в институт и узнать, почему не выслали документы. Вскоре получаю ответ.
- В институте никого нет, все ушли в отпуск. Как только появятся, я заберу документы, говорит тётя Галя.

Жду почти всё лето…..
Документов нет, и декан Ростовского филиала НПИ предлагает снова сдавать экзамены в институт и поступать на 1-й курс.
- Потом, когда придёт академическая справка, мы переведём Вас на третий курс.

Решаю поступать заново, но готовиться нет сил.

27-го августа приходят мои документы. Галина Евгеньевна нелегально забрала их из архива через свою знакомую, которая работает в 1-ом отделе НПИ. Официально мне из института ответили, что они не отдадут мне документы потому, что им нужны студенты и они предлагают мне приезжать, сдавать хвосты и учится дальше. А я уже не хочу видеть этот институт. Конечно, я не получил академическую справку, но выкраденные и присланные мне документы могут спасти меня.

28-го августа я подаю документы в Ростовский филиал НПИ.
29-го августа празднуем десятилетие НИИ АПП, где я работаю. Праздник плавно из института переходит на квартиру Чернова Игоря, инженера и парторга лаборатории, где я оказываюсь в центре стола, где справа все начальники, а слева все подчинённые. Поэтому, когда все уже поддатые, правая и левая стороны пьют уже каждый свои тосты.  Мне приходится поддерживать и тех, и других, иначе они обижались. Упиваюсь в стельку.

Такого со мной ещё не было. Меня под руки ведут в ванную комнату, раздевают, сажают в ванну с холодной водой и поливают холодным душем. Через час я более – менее прихожу в себя. Меня под руки выводят на улицу и хотят посадить в такси или частника, но, видя моё состояние, меня не берут. Друзья вместе со мною едут на автобусах, с пересадкой, до моего дома и сдают меня родителям.

30-го августа прихожу в себя только в три часа дня. Голова такая дурная, что сил хватает только пройтись по городу.

31-го августа готовлюсь к первому экзамену, к математике, хотя понимаю, что подготовиться за один день невозможно.

1-го сентября еду на экзамен в Новочеркасск. Настроение совершенно равнодушное. Я понимаю, что надеяться более, чем на тройку не могу.
- Ну не сдам, так и фиг с ним, пусть случиться! – говорю я себе.

Захожу в аудиторию, сажусь. На досках написанное мелом задание занавешено бумагой.
Все рассаживаются. Преподавательница и ассистентка срывают бумагу и все бросаются писать и решать уравнения и задачи. А я оглядываю окружающих, с кем, возможно, буду учиться, но хорошеньких девочек не видно.

- Ты почему не пишешь? – слышу голос подошедшей сзади преподавательницы.
- Сосредотачиваюсь.
- Смотри, время идёт.

Бросаю взгляд на доску, перечитываю. Кажется, я могу решить задачу. Минут через десять лихорадочно записываю решение. Еще минут через сорок я завершаю алгебраическое уравнение и переписываю его и задачу начисто.
  Остаётся тригонометрическое уравнение, вроде бы решил, но как закончить не знаю. Сижу минут двадцать.

Подходит преподаватель, смотрит на листок.
- Ну, что у тебя?
Показываю, что задачу и алгебраическое уравнение решил, а тригонометрическое не получается. Она берёт ручку и пишет окончание решения. Я переписываю начисто и сижу, смотрю на аудиторию. Все сосредоточены на экзамене. Минут через пять поднимается одна девушка и сдаёт работу. 

- А вы что сидите? – спрашивает преподавательница.
- Проверяю. Но самому ничего проверять не хочется.
  Через пять минут поднимаюсь и сдаю работу, через час пятьдесят минут после начала экзамена выхожу вторым.

2-го сентября еду на УКП (учебно- консультационный пункт), смотрю списки.
Двойки…тройки…редко четвёрки и вдруг «пять»! и моя фамилия. Перечитываю раз пять, пока сердце перестаёт выпрыгивать из груди, и кидаюсь домой готовиться к завтрашнему экзамену.

3-е сентября экзамен по устной математике. Жду Гусеву. У всех мандраж, а у меня какое-то предчувствие.  Приходит Гусева. Захожу вторым, беру билет. Два вопроса вспоминаются легко, третий не могу вспомнить. Вызывает отвечать.

Два вопроса вытекают из меня как по маслу, на третьем спотыкаюсь. Она задаёт наводящий вопрос, и я вдруг вспоминаю, о чем идёт речь. Ну, думаю, тройка обеспечена, а может и на четвёрку натянет.

  Гусева берёт экзаменационный лист и пишет «отлично»!
  Я в растерянности. Следующий экзамен по физике, а у меня даже учебников нет.
  Возвращаюсь в Ростов и только в одном магазине нахожу сразу три части физики.

4-го сентября перечитываю самую толстую 1-ю часть всю, 7 или 8 параграфов из 2-й части и, уже обессиленный к ночи, один параграф из 3-ей части.

5-го сентября еду на экзамен, в волнении беру билет. 
В билете три вопроса.
- 1-й вопрос «Ускорение свободного падения», из 1-й части.
- 2-й вопрос тот единственный параграф из 3-ей части, что я выучил.
- На третье – задача.

Отвечаю всё, задачу решаю в общем виде, но путаюсь в размерности.
Принимает «свой парень». Видя, что я «поплыл», прекращает опрос и ставит «четвёрку».

Всё!  Осталось сочинение, но я уже не боюсь. Возьму свободную тему, и обязательно напишу на четвёрку.
6-го сентября мама удивляется, что я ничего не делаю, ни к чему не готовлюсь.
- А я морально готовлюсь.

7-го сентября, сочинение!  Свободная тема: «Образ Ленина в произведениях современных советских писателей». Обалдеваю… Какая же это свободная тема?
Что делать? Кто сейчас читает про Ленина у современных писателей? И кто из современных писателей пишет о Ленине?
Но обратного хода нет. Начинаю с Горького и Маяковского. Скудость знаний пытаюсь сдобрить «размышлизмами».

8-го сентября еду в институт, читаю в списках свою фамилию. Напротив её – тройка. После триумфального начала в душе чувствую неприятное чувство неудовлетворения. Но в голове мысль: «Хорошо, что не двойка».

11 сентября  иду к зав. кафедрой «выяснять отношения».
- Я надеюсь, что Вы принесёте мне академическую справку из прежнего ВУЗа. А пока можете учиться на третьем, если досдадите те экзамены за второй курс, которые не изучали там, или идите на второй.

  Я выбрал второй курс, но понимая, что в ЕрПИ мне уже не дадут академическую справку, начал готовиться к сдаче экзаменов за 1-й и 2-ой курс параллельно. 

Обучение в институте идёт в филиале НПИ в Ростове на 20-й линии. В отличие от армянских преподавателей, здесь отношения проще и от занятий получаю удовольствие.
Числюсь в группе 1-го курса, но хожу на занятия в группу 2-го. Знакомлюсь со студентами обеих групп. На первом мне понравилась Валя Калмыкова, а на втором Лена Аверкиева.
1970г.
 Готовлю и сдаю контрольные работы за первый и второй курс. В зимнюю сессию перед каждым экзаменом показываю преподавателю свою Ереванскую зачётку, что я экзамен такой уже сдавал. По истории КПСС, благополучно получаю ту же тройку, без пересдачи.

Но там, где четвёрка по математике, преподаватель соглашается поставить только тройку без сдачи экзамена. Я соглашаюсь. Но не все так благодушны. Приходится сдавать на общих основаниях. К концу сессии успешно сдаю экзамены за первый курс.

Зимнюю сессию второго курса сдаю уже весной, и к летней сессии остаётся только один хвост.
  Кажется, что всё начинает складываться благополучно, но тут всё рушится. Меня вызывают в военкомат и вручают предписание явиться на призывной пункт для отправки в армию.