Остерегайтесь лжепророков

Михаил Архангородский
Остерегайтесь лжепророков, или сыр в четвёртом тоннеле


На фото:КАЛИОСТРО Алессандро ди
итальянский граф, известный авантюрист. Выходец из Венеции. В молодости странствовал по Востоку (Греция, Египет, Персия), где получил знания по алхимии, стал искусным иллюзионистом. Вернувшись в Европу, он путешествовал по многим странам, в т. ч. по России, называл себя посвященным в тайны оккультизма, масоном высокой ступени. В 1785-1786 г. в Париже оказался причастным к скандалу, известному как дело об «ожерелье королевы» и сыгравшему роль в дискредитации королевской семьи; был заключен в Бастилию. В 1789 г. в Риме осужден судом инквизиции за ересь, колдовство, масонство, заключен в крепость, где и умер. Оставил записки, подлинность которых признается не всеми исследователями. В Палермо, где он завещал похоронить себя никто не слышал ни о графе, ни о его родственниках, ни о родовом фамильном склепе.



"Не бойтесь незнания, бойтесь ложного знания.
 От него всё зло мира".
 Л.Н. Толстой.

            Маги-шарлатаны, авантюристы-целители были всегда. Как обильная пена всегда сопутствует океанскому прибою, так и вокруг могучего древа Медицины, Великого Дара Исцелять, вились комариной тучей целители-самозванцы. Чаще всего к этому занятию приводили их страсть к наживе, стремление удовлетворить своё больное самолюбие и получить своеобразное садистическое удовлетворение от власти над людьми, пусть и больными, которые безгранично и слепо тебе верят.

             Кстати, вы не задумывались, как думают сами "целители" о своих пациентах. Нелишне будет процитировать одного из величайших магов, целителей-авантюристов современной истории, Калиостро, слава которого в конце XVIII века была поистине всемирной. Его боготворили и короли и нищие. Блестяще играя роль, как теперь говорят, "экстрасенса", мудреца, мага, Калиостро обещал и давал многое. Больных исцелял, бедных одаривал. Взамен он просил лишь одно - верьте мне, люди.… И я отвечу за всё, и всё решу за вас.… В минуту откровения он сказал следующее: "Люди, за очень малым исключением, до того глупы, легковерны и ничтожны, что нет никакого греха пользоваться их глупостью, легковерностью и ничтожностью, извлекая из них всю пользу для себя и для других. Есть болезнь, страдание, нищета, горе - всему этому надо помогать, не думая о глупости и ничтожности тех, кто страдает. Пусть здоровые, счастливые и сытые дают мне средства для такой помощи. И вдобавок я возьму от них наслаждение любоваться зрелищем их тупоумия… Я очень люблю такие зрелища…"
      В те же времена жил и великий врач - Франц Антон Месмер, предтеча современной научной психотерапии, лечивший пациентов "магнетизмом", а по-современному - прямым или косвенным внушением, гипнозом. Как выбирали люди к кому идти исцеляться - к великому врачу Месмеру или к "Божественному Калиостро", бюсты которого красовались в каждом доме? ответьте на этот вопрос сами. Только прочитайте вновь вышеприведённую цитату Калиостро. И вспомните пушкинское "Ах, обмануть меня нетрудно, я сам обманываться рад". Кстати, даже король Франции издал указ, по которому малейшее оскорбление, нанесённое Калиостро, приравнивалось к оскорблению Монарха. Великий врач Месмер такой почести не удостоился… (к сожаленью, ему нельзя было задержать зарплату из королевской казны, так как он её не получал).
             "Что было, то и будет, и нет ничего нового под Солнцем…" Библейские истины " не выходят из моды". С большей или меньшей активностью, но мода на "целителей-неформалов" волной накатывает на общество.
             "Захлёстываемся" этой пеной мы и сейчас. Только Великие Калиостро выродились в современных заурядных "детей Лейтенанта Шмидта", плодящихся оп городам и весям без заключения всяких конвенций. Есть ли что-то общее у самозванцев-врачевателей от Калиостро до наших дней? Да, безусловно. Это непостижимая адская, агрессивная, греховно притягательная смесь обмана, самоуверенности, образованности и невежества, красноречивого авантюризма и мистического шарлатанства. Остаётся только признать справедливость откровения Калиостро. Раз на это есть спрос, значит большие массы людей не способны к элементарному критическому анализу. И жаждут чуда, мифа, сказки. И во всех областях жизни - от "чудесного исцеления" до выбора "справедливых и честных политиков, которые наведут порядок". В общем, "голосуем" сердцем. Попробуем, хотя бы конспективно разобраться в сути этого сложного явления, которое я бы назвал "мистическим оглуплением". Здесь, безусловно, просматриваются социально-духовные корни. Кумир XVIII столетия Вольтер совершил то, что не удалось сделать многим поколениям еретиков и атеистов. - Он впервые в истории лишил европейскую цивилизацию Бога. С помощью простого способа; объявив, что Бог - "не в моде". Так готовилось наступление эры "царства человеческого разума". Вольтер провозгласил радикально новую, далёкую от религиозности идею: мир обладает изначальной целостностью, природа исполнена гармонии, и человек от рождения наделён совершенством и является на свет беспорочным. И если что-то в мире или обществе складывается неблагополучно, то виной тому сам человек, который в силу своей испорченности, разрушает естественную гармонию природы, от этого и страдает и болеет. А потому политические и психологические учения призваны возвратить человеку его изначальную чистоту.

             В библии сказано: "Зло в сердце человека от юности его". Взгляды Вольтера и большого числа последующих философов, вплоть до марксистов, привели к тому, что народы пережили Великую Французскую и Великую Октябрьскую революции, многие другие страшные социальные катаклизмы. Исторический опыт свидетельствует, что человек рождается с огромным потенциалом зла. И такой человек, если он освобождён от духовности, морали, религиозности, т.е. как бы "натуральный", начинает действовать в соответствии со своим первобытным естеством, и творит зло, часто непоправимое. И в чём будет состоять это зло - в размахивании суковатой дубиной экстремизма, в атомной бомбе, в вере в лжепророков, в влечении к магам и экстрасенсам - вопрос сугубо технический. Таким образом, социально-духовные корни "моды" на мистиков, знахарей, экстрасенсов состоят в том, что на фоне многостороннего кризиса веры, духовности, морали, обнажаются и овладевают людьми древние, глубоко спрятанные в подсознании, архетипы "сил зла". Они охватывают его сознание, поведение и влекут к агрессии, насилию, в экстремистские движения, тоталитарные секты, к магам, чародеям, псевдоцелителям, самоубийствам, наркотикам, алкоголю, к сексуальной развращённости.
             Теперь перейдём к более "камерным", сугубо психологическим причинам огромной тяги к лечению у "экстрасенсов". Современная медицинская психология (одно из её главных направлений) говорит о том, что центральное место в психике человека принадлежит организации знаний и переработке информации. Похоже на компьютер - сам по себе работает исправно, но вот " программы" могут быть такими, что показывают вместо чёрного белое. Таким образом, у человека без всяких мозговых или врождённых психических нарушений познавательные программы могут быть серьёзно изменены опытом его жизни и личных переживаний, искажающих истинный смысл, подобно компьютерному вирусу. И тогда поведение человека становится верхом неразумности, но сам он этого не подозревает. Крупный учёный-психотерапевт Вернер Эрхард очень точно и с юмором изложил причины ошибочного поведения и взглядов у человека, которые и ведут ко множеству болезней:
             "Причина, по которой ваша жизнь не работает, это та, что вы живёте механически в своих системах верований, вместо того, чтобы жить в мире актуальных переживаний.
             Вы думаете, что вы глядите на реальность и делаете выводы? Нет"! вы сделали это десятки лет назад. Вы идёте со своими выводами через жизнь, как роботы. Вы конструируете реальность через свои выводы десятилетней давности. Неудивительно, что ваша жизнь не работает. Смотрите. Если мы посадили крысу в лабиринт с четырьмя тоннелями, и всегда будем класть сыр в четвёртый тоннель, крыса через некоторое время научится искать сыр в четвёртом тоннеле. Хочешь сыр? Зип-зип-зип в четвёртый тоннель - вот и сыр. Опять хочешь сыр? Зип-зип-зип в четвёртый тоннель - вот и сыр. Через некоторое время великий Бог в белом халате кладёт сыр в другой тоннель. Крыса зип-зип-зип в четвёртый тоннель. Сыра нет. Крыса выбегает. Опять в четвёртый тоннель - сыра нет. Выбегает. Через некоторое время крыса перестаёт бегать в четвёртый тоннель и поищет где-нибудь ещё. Разница между крысой и человеком проста - человек будет бегать в четвёртый тоннель вечно! Вечно! Человек поверил в четвёртый тоннель. Крысы ни во что не верят, их интересует сыр, а человек начинает верить в четвёртый тоннель и считает, что бегать в четвёртый тоннель - правильно, есть там сыр или нет. Человеку больше нужна правота, чем сыр. Вы все, к сожалению, люди, а не крысы, поэтому вы все правы. Вот почему в течение долгого времени вы не получали сыра и ваша жизнь не работает. Вы верите в слишком много четвёртых тоннелей.
             … вы знаете, что вы правы. Вся ваша жизнь базируется на принципе вашей правоты. А то, что вы страдаете, что ваша жизнь не работает, что вы не получали сыр с тех пор, как были в четвёртом тоннеле - неважно - вы правы.
             … вы лучше будете правы, чем счастливы, и вы годами бегаете по четвёртым тоннелям, чтобы доказать это… Великий Бог жизни в белом халате всегда перемещает сыр, вы никогда не будете счастливы, пытаясь быть счастливыми, потому что ваши попытки полностью определяются верой в то, что вы знаете, где находится сыр".
             Святая наша уверенность в том, что именно маг, чародей, экстрасенс, тот или иной политик положит сыр в четвёртый тоннель, как нам было привычно, и мы перестанем болеть, станем счастливыми, богатыми, успешными.
             Другой известный учёный-психотерапевт - Альберт Эллис изучил варианты "сыра в четвёртом тоннеле" и выделил двенадцать иррациональных суждений или верований, следование которым приводит в "четвёртый тоннель", т.е. ко многим нервным и психосоматическим болезням. Вот эти суждения, вера в которые часто оказывается важнее здоровья.
             1. Совершенно необходимо, чтобы каждый твой шаг был привлекателен для окружающих.
             2. Есть плохие, скверные, порочные поступки, и повинные в них должны быть наказаны.
             3. Когда всё идёт не так, как хочется, это ужасно.
             4. Все беды и несчастья навязаны нам извне - людьми или обстоятельствами.
             5. Если что-то вызывает опасения или пугает - будь постоянно начеку.
             6. Ответственности и трудностей легче избежать, чем преодолевать их.
             7. Каждый нуждается в чём-то более значительном и сильном, чем то, что он ощущает в себе.
             8. надо быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным и успешным.
             9. То, что сильно повлияло на твою жизнь однажды, всегда будет влиять на неё.
             10. Поступки других людей влияют на наше благополучие, поэтому надо сделать всё, чтобы изменить этих людей в желательном для нас направлении.
             11. Плыть по течению и не сопротивляться - вот путь к счастью.
             12. Человек не властен над своими эмоциями и не может не испытывать их.
             По мнению Эллиса, кроме этих основных иррациональных идей, лежащих в основе многих болезней, существуют механизмы суждений, способные генерировать бесконечное множество иррациональных идей, заставляющих действовать человека иррационально.
             Суждения "долженствования" - "Кто-то или что-то должно быть не таким, какое оно есть".
             "Ужасающие" суждения" - Если что-то не так, как должно быть - это ужасно. "Жуть что будет, если он придёт к власти", "Это ужас, как я страдаю", "Это просто кошмар, а не жизнь".
             Суждения типа "надлежит и следует" - Миру надлежит быть таким-то и таким-то, людям следует поступать так-то и так-то. "Я не могу жить в этом сумасшедшем мире", "Невозможно выносить идиотизм этой жизни".
             "Порицающие" суждения - утверждают, что я или кто-то другой, из-за кого ситуация стала не такой, какой ей следует быть, "нехороший человек" и должен понести наказание. "Как посмел возразить мне подчинённый - завтра же выгоню с работы", "Я просто негодяй - испортил жизнь жене своим неумением отремонтировать утюг".
             Прекрасный психотерапевт А. Бек рекомендует людям, осознавшим свои познавательные ошибки поиск альтернативы. Приведу его примеры, которые могут быть полезны и вам:
             Ошибка - "сверхобобщение и генерализация прошлого": если так было в прошлом, так всегда и будет. Если так в одном случае, то и в любом мало-мальски похожем будет так же.
             Альтернатива - Действительно ли эти случаи похожи? Каковы критерии их похожести? Действительно ли это такая же ситуация, какая была в прошлом.
             Ошибка - "избирательность" - извлечение из памяти только неудач, "плохих поступков", переживаний.
             Альтернатива -извлечение из памяти забытых положительных примеров.
             Ошибка - "сверхответственность" - ощущение личной ответственности за всё плохое, что случилось.
             Альтернатива - анализ спектра причин событий. Место личности в этом спектре. Реальные границы ответственности.
             Ошибка - "концентрация на себе" - "Я в центре внимания. Из-за меня все беды и несчастья. И все это видят".
             Альтернатива - по каким признакам можно судить о том, так ли это на самом деле? Каковы другие возможные причины?
             Ошибка - "рисование чёрной краской" - "Всегда случается самое плохое из того, что может случиться".
             Альтернатива - какова реальная возможность того, что может случиться что-то ужасное? Поищите примеры, когда было не так".
             Ошибка - "Всё или ничего. Всё либо хорошо - либо плохо, либо прекрасно - либо ужасно".
             Альтернатива - Как близко к этим полюсам или далеко от них находятся события? Обычно события становятся между ними.
             Таким образом, многие стили или стереотипы поведения и реакций, усвоенные когда-то, становятся автоматизированными и перестают осознаваться, то есть уходят в область бессознательного. Тогда мы почему-то строим поведение так, а не иначе, а когда это приводит к проблемам и болезням, то мы быстренько начинаем искать волшебную палочку, которая "от всего избавит". И конечно находим в услужливых руках иллюзионистов, подвизающихся на медицинской ниве - знахарей, экстрасенсов, самозванных целителей. Конечно, я не хотел бы выплеснуть с водой и ребёнка. Часть людей действительно обладает паранормальными внечувственными способностями и возможностями, есть серьёзные исследователи непознанных, необъяснимых явлений, и есть на этом поприще просто увлечённые люди. Биоэнергетика, парапсихология, эзотерические учения - бездонные увлекательные, ещё во многом не распознанные области знания. Но всего этого абсолютно недостаточно, чтобы лечить человека. Для истинного целительства нужна большая система многосторонних знаний и талант их применения. Самодеятельный целитель "нахватавшись" фрагментов знаний из духовных практик, "экстрасенсорики", народных целительских систем, превращает их в мистический винегрет, который производит впечатление целительства на страждущих.
             "Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно". Врачи сталкиваются с нарастающей волной вредных последствий этого лечения, некоторые из которых приходится "исправлять" месяцами и годами, а некоторые, вы, не исправишь. Сегодня медицинская наука, в частности психотерапия, может гораздо больше, чем "художественная самодеятельность" псевдоцелителей. Она впитала в себя сейчас много ценного из психологии, духовных практик, народной медицины и т.д. То есть понятия "официальная" и "неофициальная" медицина, противоборствовавшие в обществе, где правила идеология, потеряли свой смысл и актуальность.
             Есть Медицина, интегрирующая в себе все знания, способные помочь человеку самым простым, коротким и безопасным способом.
             Я уже слышу хор оппонентов: "Что вы говорите? Я уже у скольких врачей лечился, а мне ни что не помогает". Или что-то в этом роде, но обязательно критическое в отношении врачей. Кстати, жалоб (устных) на знахарей не меньше, но жалоб в прокуратуру никто не пишет, хотя здесь налицо в каждом случае состав уголовного преступления, отражённый в УК (занятия незаконной медицинской деятельностью). Конечно, диплом врача вовсе не гарантирует, что он грамотен в своей области или обладает целительским даром. Куда же податься бедному пациенту? Кто реально поможет? Судя по объявлениям в газете - где-нибудь между бальзамированием умерших и ремонтом телевизоров - психотерапевтов, психоаналитиков и "примкнувших к ним" гадателей, прорицателей, предсказателей, специалистов по снятию массового сглаза и порчи - у нас хоть пруд пруди. Все с дипломом, с гарантией. Ведь никто не знает, что большой специалист по "психоанализу" месяц учился в самопровозглашённой "Академии биоэнергетики и коммунального хозяйства", где "учат" также парикмахерскому делу, вязанию, массажу, ремонту современной сантехники. Для сравнения - становление настоящего специалиста по психотерапии идёт более 10 лет! Так же, как мы вольны купить мясо не в магазине, а с грязноватой газетки, небрежно брошенной на землю (со всеми возможными последствиями), так вольны и выбирать новоявленных "психотерапевтов" и "психоаналитиков", "экстрасенсов" по совету соседки тёти Маши или авантюрному объявлению в газете. Но осознайте одну простую вещь - халтурные услуги, обусловленные стремлением заработать на доверчивых простаках - это ваша проблема и ваша ответственность. И ничья больше. Поэтому лучше решать не с кондачка, а сначала научиться отличать психотерапевта от "психотерапевта" и от других его производных. Задача не всегда лёгкая, но и не невозможная. Настоящий врач-психотерапевт имеет не только диплом врача, но и очень большое, многолетнее последипломное образование, которое подтверждается дипломами государственного образца. Но и этого мало. Право на психотерапевтическую практику имеет тот врач, который каждые 5 лет сдаёт сертификационный экзамен, а затем экзамен на получение лицензии, выдаваемой специальными комитетами при правительстве региона, где работает данный специалист, на право работы в государственном учреждении, либо на частную практику. Сертификат удостоверяет должный уровень профессиональной подготовки, лицензия - право практики в определённом месте, и таким-то образом лицензия и сертификат либо висят в кабинете врача, либо предъявляются вам по вашему желанию. Нет ничего зазорного для вас или обидного для врача в том, что вы познакомитесь с его лицензией, так как серьёзный специалист с гордостью продемонстрирует вам этот документ. Для вас это не только информация о престижности подготовки врача, но и своего рода этикетка на "фирменном" товаре со своим "штрих-кодом" и "сроком годности". Конечно, это не стопроцентная гарантия того, что вы непременно будете в восторге от специалиста. Но вероятность нарваться на бог весть кого и что намного меньше, чем в самозванных "центрах" или у целителей. За фактом лицензии у психотерапевта стоит ещё один очень важный факт - наличие серьёзного систематического образования, в ходе которого он получает подготовку не только в своей, но и в смежных областях. А это значит, что в ходе работы с пациентом он способен увидеть множество признаков, которые могут сигнализировать о другом серьёзном заболевании, о котором не знает пациент, да и картину заболевания он видит глубоко, на что трудно рассчитывать на знахарском приёме, даже если перед вами разыгрывается спектакль экстрасенсорной диагностики, напоминающий гадание и по руке у "недобросовестной" цыганки.
             Со всей ответственностью могу сказать, что квалифицированный психотерапевт сегодня может сделать для пациента несравненно больше своего шарлатанского "аналога", при соблюдении пациентом как минимум четырёх условий:
             1. Вы верите в то, что изменения возможны, и они помогут улучшить вашу жизнь. Эта вера должна опираться не на представления о судьбе или мечте, а на подтверждаемую прошлым опытом способность к изменениям. Общение с психотерапевтом - это не просто трёп с подружкой, а терапевтическое общение, побуждающее к реальным изменениям в поступках и реакциях. Вера - основа терапевтического общения.
             2. Вы активно вовлекаетесь в процесс психотерапии, а не являетесь пассивным зрителем. Участвуете в терапевтическом процессе так же активно, как и психотерапевт.
             3. Вы не боитесь встретиться со своими истинными чувствами, мыслями, представлениями, "выплывающими" в терапевтической беседе. Не боитесь высказывать и то, что вы думаете, и то, что вы чувствуете. Внутренний самоконтроль так же "нужен" вам в процессе лечения, как и на операционном столе. Узнать о своих истинных чувствах и мотивах может быть тяжело, дискомфортно, страшно. Они могут оказаться вне правил человечности, морали. Какими бы они не оказались, не отвергайте их, не мстите за них, не озлобляйтесь. Примите их как данность, чтобы осознанно научиться себя вести в соответствии с чувствами. Не лишайте свои чувства права голоса, иначе психотерапии не будет, вы уйдёте раздражённым, или будете заниматься выхолощенными интеллектуальными упражнениями.
             4. Ваши мотивы и стремления - важная поддержка для терапевтических отношений. Быть клиентом (пациентом) психотерапевта - не совсем то же, что отводить душу с другом. Психотерапия - это путь вместе к вашей цели. Это не всегда легко и не обязательно приятно. Что бы вы ни ощущали в каждый данный момент лечения - вы хотите изменений, вы чувствуете своего психотерапевта, как партнёра в этом процессе, вы ведёте диалог доверия с партнёром, не боясь передать ему инициативу или взять её на себя.
             А теперь: "Думайте сами, решайте сами…".