Общий вагон

Юрий Вшивцев
На предрейсовой планёрке начальник поезда объявил:
—Мы отправляемся в праздничный рейс. Ожидается большой наплыв пассажиров. В общих вагонах, вероятно, потребуется сила, чтобы справиться с пассажиропотоком. В связи с этим мужская часть нашей бригады будет распределена по общим вагонам...
Так я оказался в первом вагоне. Напарник - молодой парень Василий. Мы одновременно проходили медкомиссию, стажировались в одной бригаде, вместе сдавали экзамены. Поэтому процедура знакомства нам не понадобилась. Сразу договорились о том, что в случае напряжёнки мы будем помогать друг другу независимо от графика дежурства.
Общий вагон - это 81 посадочное место, отсутствие постельных принадлежностей и спальных мест, суета на остановках. Наш поезд считался обычным и тормозил на каждой станции. Пассажиры входили и выходили, хлопали двери, тамбур периодически наполнялся табачным дымом, туалеты практически не пустовали. Наша задача заключалась в проверке проездных документов пассажиров и в поддержании чистоты и порядка в салоне. Мы вполне справлялись со своими обязанностями и по очереди отдыхали в служебном купе. Особого наплыва людей мы пока не ощущали.

...Ровно в полночь поезд прибыл в город Ижевск. Наше спокойствие закончилось. Едва я открыл тамбурные двери, на меня хлынул людской поток. Чтобы не быть раздавленным прямо на ступеньках вагона, я призвал на помощь напарника. Увидев беснующуюся толпу на перроне, Вася заорал диким голосом:
—В первую очередь заходят люди с билетами, а потом все остальные!
Вопли, крики, плач детей, мат мужиков - всё смешалось в общем гуле человеческих голосов. Слава Богу, поблизости оказались дружинники и милиция. Общими усилиями нам всё-таки удалось создать более-менее цивилизованную очередь и начать посадку в вагон. Пассажиры предъявляли билеты, поднимались в салон и самостоятельно находили свободные места.
Внезапно очередь остановилась. Впереди стоявший мужчина робким голосом произнёс:
—В кассе билетов уже нет, а нам ехать надо...
С высоты тамбура я оглядел оставшихся на перроне людей. По их взглядам понял, что проездные билеты у них отсутствуют.
—Что будем делать? - спросил меня напарник.
—Не оставлять же такую толпу на вокзале. Следующий поезд будет только утром... - ответил я неуверенно.
—А вдруг ревизоры придут. Сразу же акт напишут на провоз безбилетников...
—Пусть. Кто не рискует, тот не пьёт шампанского. Лишь бы все поместились в вагоне, - я махнул рукой, дав согласие на продолжение посадки.
Когда состав тронулся, мы чуть не остались на перроне. Пассажиры стояли на ступеньках вплотную. Мы кое-как втиснулись в тамбур, с большим трудом закрыли двери и, поджав животы, рискуя быть размазанными по стенкам, добрались до служебного купе.

...Лишь на рассвете пассажиры позволили нам выйти из служебки. Народ разошёлся по другим вагонам и мелким станциям, и мы смогли заняться обычными делами. По скромным подсчётам за одну ночь мы перевезли только в своём вагоне около 200 пассажиров. Какую сумму мы набрали от "зайчиков" в денежном эквиваленте - я не скажу. Коммерческая тайна!