Гимн жизни в исполнении Кустурицы

Гимн жизни в исполнении Кустурицы

Перевод  Анны Дудки
http://www.proza.ru/avtor/sireng


Посмотрев фильм Эмира Кустурицы „Жизнь как чудо”, зритель, воспитанный на американском кино, которому непросто понять художественные приёмы режиссера, расскажет приблизительно так.

В горах Югославии, там, где течёт река Дрына, близ железнодорожного полотна живет семья. Отец, Лука, присматривает за дорогой, мать мечтает петь в опере, а сын-футболист жаждет играть за столичный клуб „Партизан”. У Луки есть передвижные металлические конструкции на колесах, которые исправно двигаются по железнодорожной колее: автомобиль, велосипед и вагонетка. Находясь в таком автомобиле, можно не держаться за руль, а играть в шахматы, читать, обгладывать кости или держать зонтик над головой. Теперь об основных событиях фильма.

Во время футбольного матча на городском стадионе, окутанном туманом, какие-то парни через длинную телескопическую трубочку помочились на голову вратаря команды противника, что привело к побоищу. Возбуждённый пузатый боснийский вождь завалил ворота и дубасил отломанной штангой всех подряд. Мать футболиста высоким голосом оперной дивы озвучивала действия на стадионе.

Бурые медведи, что забрели из Хорватии, разорвали боснийца около дома, а сами полоскались в его ванной комнате. Чтобы их поймать и наказать, вождь организует классическую охоту с выпивкой, гончими псами, барахтаньем в снегу и пением под духовой оркестр.

Сам вождь никак не хотел поддерживать контрабандные операции новых боснийцев, за что был убит из снайперской винтовки на охоте - вместо медведя. Власть в стране переходит к контрабандистам и наркомафии. Те организуют торжественное открытие железнодорожной смычки между Боснией и Сербией через тоннель в горах, так как это расширяет их возможности.

Вместе с началом гражданской войны в Югославии приходит повестка футболисту. Его призывают в армию, то есть он должен идти на войну. Его мать из-за этого попадает в сумасшедший дом. Там случайно пробегает огромная черная мышь или небольшая крыса - кругом переполох, и Лука, лежа с молодой медсестрой на одной каталке, долго ездит по помещениям дурки.

Потом футболиста бурно отправляют в солдаты - с оркестром, песнями, танцами, стрельбой в воздух. На проводах певичка лишь молча пританцовывает, потому что от неё ни на шаг не отходит какой-то мадьяр с раздутыми ноздрями, томными очами и педерастичными усиками. Главный контрабандист после игры на саксофоне долго дубасит боксерскими перчатками по оголенным ягодицам рыжей девки, вместо того чтобы просто совокупиться с нею.

Когда война разгорелась и захватила всю территорию, контрабандисты воруют уже цистернами и эшелонами. Кокаин сыпется из мешков прямо на рельсы. Девки, цыганская музыка... На дрезине какой-то увалень, нанюхавшись кокаина, глубоко вошёл в роль птицы-кондора. А вокруг оголенные девицы топчутся!

На войне солдат-футболист попадает в плен к мусульманам, а Луке привозят в заложницы ту самую медсестру для будущего обмена. Она ж – мусульманка.

Тут появляется армейский капитан Алексич. Он приказывает завалить железнодорожный тоннель, чтобы мафия не жировала, и уничтожает главного контрабандиста - извращенца с гранатомета, когда тот мастурбирует в тоннеле.

Мусульмане идут в наступление, Лука и медсестра бегут в горы в его отцовский дом и там дивным энергозатратным способом предаются любви. Средь зимы в этот дом привозят облезлую оперную певичку, которая, наверно, по самую завязку насмотрелась на томные очи мадьяра. Тут разыгрывается классная драчка двух соперниц.

В фильме много животных, которые хаотично движутся в кадре и предаются непостижимым действиям. Черный лохматый пес долго гонится за маленькой сучкой, что сидит на руках у рыжей девки, которая в свою очередь сидит в шикарной тачке и кормит пузатого боснийского вождя, развалившегося на заднем сидении, смакуя и обгладывая косточки. Дальше пес вдруг прыгает в окно лимузина, выхватывает из рук вождя жареную рыбину, только что политую лимонным соком, и выпрыгивает назад через окно.

Конь неожиданно заходит на кухню, подходит к газовой плите – наверно, хочет кофе. Его прогоняют люди, ведь он – не умеет играть в шахматы.

От взгляда жирного кота падает с крыши старый голубь, а пес хочет первым его съесть. Возникает ресурсный конфликт. Голодные твари пытаются ухватить свой кусочек на этом празднике жизни.

Старая ослица упрямо хочет покончить жизнь самоубийством, бросившись под поезд, так как у неё уже давно не было осла... И что, за весь фильм нельзя было найти ей самца? Депрессия прошла бы.

Пес и кот порываются спать на кровати как раз тогда, когда там проскакивает искра высокого напряжения меж Лукой и медсестрой. Трудно понять подобные поступки зверей. Возможно, Кустурица хочет сказать нам, что животные больше похожи на людей, чем нам кажется?

Наконец, главные герои решают бежать от войны из Боснии в Австралию, но женщину-мусульманку подстреливают двое правоверных, поскольку она вроде бы мочилась в их речку Дрыну. Тяжелораненую медсестру спасают от смерти в походном госпитале капитана Алексича. Там 150-сантиметровый армеец говорит, что в России солдаты трахают пингвинов, если находят.

В конце фильма медсестру-мусульманку меняют на солдата-футболиста. Играет баян, семья Луки возвращается в свой дом.

Однако Лука уже не представляет себе жизни без сестрички и пытается броситься под поезд. Старая ослица тут как тут. Две суицидных попытки одновременно! К сожалению, поезд останавливается, из него выходит медсестра, и влюблённая пара, усевшись на ослицу, едет из тоннеля за горизонт.

А теперь коротко о важнейших эпизодах фильма с любовью и толкованием.
Известно, жизнь – чудесное явление. Для всех: для цыплёнка и утёнка, которые только что вылупились из яйца, для кота и песика, согретых домашним теплом и заботой человека. Но самое удивительное в жизни – это любовь!

Фильм Эмира Кустурицы подтверждает справедливость слов, которые успел нацарапать на каменной стене влюблённый житель Помпеи, пока его не засыпало раскалённым пеплом Везувия: „Пусть на земле живут только те, кто любит, а тот, кто не любит, пусть не имеет права на существование, а тот, кто мешает любить другим, пусть умрёт дважды...”

Война – зло. На войне мало места для любви. Война выпускает из сумерек и мрака людских душ самое отвратительное, она низводит людей до дикарства, до первобытного состояния. Война в фильме – это разорённый дом Луки, сломанные подоконники с точеными перильцами, падающие дверцы машины и выпадающая из окна жена. Война – это нарушенный порядок, вывернутая с корнем липа и коршун, что потрошит гуся у дома.

Хочется спросить: «Любят ли те пропитые правоверные, что кричали: Наша речка Дрына, наша Мекка и Медина!» Может, что-то и любят, только не эту реку, ведь тогда по ней не плыли бы трупы ими убитых людей. Они не расстреливали б так осатанело влюблённую пару.

Капитан Алексич раздавил наипаскуднейшего врага любви утонченным и справедливым способом. И пусть такой враг умрёт дважды, а его оторванный багряный член, летя тоннелем, распишется в своей нелюбви к жизни и естественной связи мужчины и женщины.

Что в фильме сильнее всего поражает? Естественно, чувства главных героев. Недруги скажут: „Почему это у Кустурицы из фильма в фильм кочуют одни и те же актёры? Они уже постарели. На роль Собахи лучше было бы найти помоложе, покрасивее”...

Да нет же! Разве сможет какая-то „пустышка” так страдать, плакать, кричать, кривиться от душевной боли и терпеть физическую боль так, как это умеет Собаха? Где найти такие светлые, бездонные, переполненные любовью очи? Разве может припудренная девица с силиконовыми грудями так прыгнуть на шею любимому мужчине и покатиться с ним в едином порыве и объятии?

Кустурица возносит чувство на невиданную высоту. И доносит это своё послание потрясающе метафорично. Чего стоят лишь две половинки арбуза, выброшенные в бушующий поток жизни, которые притянулись вопреки всем законам и поплыли по воде уже вместе! Ослица находит душевное тепло рядом с влюблёнными, она всегда здесь рядом и делает всё, что может, лишь бы Лука и Собаха не разлучались. А как неимоверно прекрасны картины горной долины и осеннего леса! В Австралии такого не найдешь!

Когда Собаха находится между жизнью и смертью, ты слышишь где-то сверху внезапный, пронзительный крик, протяжный вой, причитание. И ты будто сам лежишь на тех санках, тебе муторно, чувствуешь что-то твердое в груди, уже не дышишь, ты - просто падаешь в небытие...

Нельзя забыть трепетную женскую руку под капельницей на носилках при обмене заложниками, и её крик Луке. Собаха той рукой стёрла напрочь всех политиков и вождей. Она заткнула глотки всем муэдзинам на минаретах и сытым христианским попам. Стали никчемными, пропали, измельчали все, кто распалил и освятил эту войну, кто посеял раздор среди людей, кто мешает им любить.

Нет ничего выше и важнее любви! Великий грех её расстреливать, рвать напополам, топтать подковами солдатских сапог! У любви нет возраста, вероисповедания, нации и границ. У Кустурицы кровь славянская легко смешивается с мусульманской, спасая жизнь, а от любви может появиться только новая удивительная жизнь!

И когда смотришь последние кадры фильма, то веришь, что бодрая и счастливая ослица вывезет героев из темного тоннеля в солнечный край, где им уже никто не помешает любить друг друга!


Рецензии
Прочитала з ще більшим задоволенням, аніж дивилась би фільм:)
Талановитий текст, талановитий переклад.

Ирина Мадрига   20.07.2011 20:01     Заявить о нарушении
Дякую, пані Ірино!
За добрі слова.
Та й Анні не втомлююся дякувати.
Бо ж Молодця!

Петро Домаха   20.07.2011 22:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.