Парацельс Алхимический катехезис

Алекс Боу
               

               


«Природа жизни Вселенной едина, и источником ее может быть лишь только одно вечное Единство. Это организм, в котором все природные вещи пребывают в гармонии и симпатии. Это Макрокосм. Все есть плод единого мирового созидательного усилия; Макрокосм и человек (Микрокосм) едины. Они суть одна констелляция, одно влияние, одно дыхание, одна гармония, одно время, один металл, один плод".
«Именно знание верхнего (внешнего) небесного свода есть то, что позволяет нам познать нижний (внутренний) небесный свод в человеке и учит нас, каким образом первый непрестанно воздействует на второй и соотносится с ним».

«Нет ничего телесного, что не обладало бы душою, сокрытой в нем. Не существует ничего, в чем бы не было сокрытого начала жизни. Не только то, что движется, как то: люди и животные, черви в земле, птицы в воздухе и рыбы в воде, но все телесные вещи и сущности имеют жизнь».

«Дух живет, и Жизнь есть Дух, и Жизнь и Дух создают все вещи, но по сути они одно, а не два. Язык говорит, и все же говорит не он, ибо именно Дух говорит через язык, и не будь Духа, язык бы молчал, ведь одна плоть говорить не может».


«Отношение между Макрокосмом и Микрокосмом подобно отношению между телом женщины и маткою. Последнюю можно представить как Микрокосм в Макрокосме. Как в семени изначально заложены все органы родительского тела, так и в матке заложены все свойства женского тела. Все мужское тело заключено в семени, а все тело матери есть как бы почва, в которой созревает будущий человек, ибо все эссенции и силы ее тела сосредоточены в матке и там сила ее воображения особенно действенна. Итак, человек есть продукт вторичной жидкости, тогда как Макрокосм — продукт первоначальной жидкости, и как в начале сотворения „Дух Божий носился над водою (душой)…“ (Быт 1, 2), так же и дух человеческий, пронизывающий весь организм человека, витает над (семенной) жидкостью, из которой развивается человеческая форма. Этот Дух Божий есть животворный и одухотворяющий элемент в процессе воспроизведения. Но человеческий зародыш проходит в матке через звероподобное существование, получая дух позднее. Там он подобен рыбе в воде и заключает в себе животную природу».


«Все (в том числе и человек) состоит из трех субстанций, и все имеет свое число, свой вес и свою меру. Здоровье есть правильное соотношение количества и качества этих трех субстанций; отклонение от него приводит к болезни. Эти три субстанции — сера, ртуть и соль на них воздействует четвертый принцип, который есть жизнь. Эти три субстанции недоступны физическому зрению, но истинный врач должен, тем не менее, видеть их и уметь отделить одну от другой. То, что доступно чувствам, может увидеть любой, не только врач; но врач должен быть способен прозревать вещи, видеть которые может не каждый. Есть прирожденные врачи и есть врачи „сочиненные“. Первые видят то, чего последние видеть не могут и, будучи не в состоянии воспринять, подвергают сомнению само существование подобных вещей. „Сочиненные“ врачи видят внешнее вещей, прирожденные врачи — внутреннее: однако внутренний человек есть истинная реальность, тогда как внешний — лишь видимость, и потому настоящий врач видит истинного человека, а врачи-шарлатаны — только иллюзии. Три субстанции связываются в формах жизненной силою. Если мы возьмем три невидимых субстанции и прибавим к ним жизненную силу, то получим три невидимых субстанции в видимой форме. Три составляют форму, они разделяются лишь после того, как жизненная сила покидает их. Они сокрыты жизнью и жизнью соединены вместе. Их совокупные свойства определяют свойства формы, и только когда жизнь уходит, проявляются отдельные их качества. Если субстанции эти соединены в надлежащей пропорции, форме присуще здоровье; но как только они разделятся, одно будет гнить, а другое — гореть. Человек не видит действия этих трех субстанций, пока они связаны жизнью, но он может распознать их свойства, когда форма разрушается. Невидимый огонь содержится в сере, растворимый элемент — в соли и летучий элемент — в ртути. Огонь горит, ртуть дает дым, соль остается в золе; но пока форма жива, нет ни огня, ни золы, ни дыма».


«Тело человека есть его дом; архитектор, его строящий, есть звездный мир. Плотники суть в одно время Юпитер, в другое — Венера; в одно время Телец, в другое — Орион. Человек есть солнце, и луна, и небеса, полные звезд; мир есть человек, и свет солнца и звезд есть его тело; бесплотное тело невозможно схватить, но оно вещественно, ибо если бы оно не имело вещества, оно не могло бы существовать. Если бы жизнь солнца не действовала на мир, ничто не могло бы расти. Человеческое тело — это пар, овеществленный солнечными лучами, смешанными с жизнью звезд. Четыре элемента существует в мире, и человек состоит из четырех элементов, и то, что существует видимо в человеке, существует невидимо в эфире, наполняющем мир. Где тот мастер, что вырезает формы лилий и роз, растущих в поле? И где его мастерская и инструменты? Образы лилий и роз существуют в звездном свете (в астральном свете), и в мастерской природы они претворяются в формы. Распустившийся цветок не может быть создан из грязи, как не может быть человек сотворен из материальной глины; и отрицающий созидательную силу звездного света и верящий, что формы вырастают из земли, верит, что нечто может быть извлечено из тела, в котором оно не существует».
(«De Caducis».)

«Сила зрения исходит не из глаза, сила слуха исходит не из уха, и сила чувств — не из нервов; но дух человека видит посредством глаз, слышит посредством ушей и чувствует посредством нервов. Мудрость, и разум, и мысль не заключены в мозге, но принадлежат невидимому и всеобщему духу, который чувствует сердцем и думает при помощи мозга. Все эти силы содержатся в невидимой вселенной и становятся видимыми посредством материальных органов; материальные органы суть их представители, и способы их проявления они приводят в соответствие с их материальным строением, ибо совершенное проявление силы может быть только в совершенном органе, если же орган несовершенен, несовершенно будет проявление, но не сила, его породившая».(«De Viribus Mernbrorum».)


«Когда человек умирает, умирает лишь его тело; душа человеческая не умирает[250] и не может быть похоронена, но остается живою и ведает все, что было ей ведомо до того, как она покинула тело. Она остается такою же, какой была до смерти: если человек был лжецом при жизни, он будет им и после смерти; если он был искушен в некой науке или искусстве, душа его будет знать их; но человеческая душа, не имевшая при жизни представления о каком-либо предмете, не способна будет научиться этому и после его смерти».


«Всякое число есть многократное повторение единицы, все науки сходятся в одной точке, вся мудрость исходит из одного центра, и число мудрости есть единица. Свет мудрости озаряет мир и выражает себя различными путями сообразно той субстанции, в которой проявляется. Вследствие этого человек может проявлять разум трояко: как врожденные склонности, как животный разум и как духовный разум. То знание, которое душа наша получает от физических и животных начал, временно; то, что получает она от духа, — вечно. Бог есть Отец Мудрости, и вся мудрость исходит от него. Мы можем вырасти в знании, но мы не можем сами умножить знание, ибо в нас нет ничего, что не было бы заложено Богом. Те, кто полагают, что смогут научиться чему-либо без помощи Бога (Любви и Мудрости), впадают в идолопоклонничество, предрассудки и заблуждения. Они могут обладать громким именем в мире и быть почитаемы невеждами, но разум их, отвергнутый светом, закончит существование во тьме. Те же, кто любят сияющий центр, будут привлечены к нему, и их знание придет от Бога. Бог есть Отец Мудрости, человек же — сын. Если мы желаем знания, мы должны обращаться за ним к Отцу, а не к сыну. Если же сын хочет учить мудрости, он должен учить той мудрости, которую получил от Отца. Знание, которым обладают наши священники, получено ими не от Отца — они передают его друг другу. Они не уверены в истинности того, о чем учат, и потому прибегают к спорам, обману и увиливаниям; они впадают в заблуждения и тщеславие и принимают свои суждения за Мудрость Божью. Лицемерие не есть святость, тщеславие не есть сила, хитрость не есть мудрость. Искусству обмана и оспаривания, подтасовки, извращения и искажения Истины можно обучиться в школах; способность распознавать Истину и следовать ей не дается ученой степенью; она приходит только от Бога. Желающий познать Истину должен суметь увидеть ее, а не довольствоваться ее описанием, даваемым другими. Высшая сила разума, не озаренная любовью, есть лишь высокая степень животного ума, и она рано или поздно исчезнет; разум, оживленный любовью Всевышнего, есть разум ангелов, и он будет жить вечно».


«Как небо со своими звездами и констелляциями не есть нечто отдельное от всего сущего, но заключает в себе все сущее, так и „небесный свод“ человека неотделим от человека; и как Мировой Разум не управляется какою-либо внешней сущностью, так же и небесный свод в человеке (индивидуальная сфера его разума) не подлежит управлению некоего существа, но есть независимое и могущественное целое».


«Материя есть, можно сказать, коагулированный дым; она сообщается с духом посредством промежуточного элемента, который получает от духа. Это связующее звено между материей и духом есть принадлежность всех трех царств природы. В царстве минералов оно именуется Stannar, или Trughat, в царстве растений — Leffas, в соединении с жизненною силой растительного царства оно образует Primurn Ens, обладающий сильнейшими целебными свойствами. Это невидимое эфирное тело может быть восстановлено из пепла растений и животных и сделано видимым посредством алхимического искусства. Таким образом, возможно сделать так, чтобы форма первоначального тела появлялась и исчезала. В животном царстве полуматериальное тело это именуется Evestrunn, у человеческих же существ — „звездным человеком“. Всякое живое существо сообщается с Макрокосмом и Микрокосмом посредством этого промежуточного элемента, или души; душа принадлежит Mysterium magnum, откуда была получена, форма же ее и свойства определяются качеством и числом духовных и материальных элементов».

«Как курица рождает цыпленка с крыльями и ногами из малого Микрокосма, заключенного в скорлупу яйца, так же и тайны природы создаются посредством алхимических процессов. Алхимия природы есть причина вызревания груши и вырастания винограда на лозе. Алхимия природы выделяет полезные элементы из пищи, поступающей в желудок, преобразуя их в хилус и кровь, в мускулы и кости, и отвергает то, что бесполезно. Врач, ничего не смыслящий в алхимии, может быть лишь слугой природы, как бы ни был он сведущ в науке о внешних явлениях; алхимик же — ее господин. Если врач не может влить жизнь в пораженные части тела, он не способен исцелять, а должен ждать, пока природа не выполнит его задачу; но тот, кто способен направлять жизненную силу, может направлять природу и управлять ею».

«Menstruum, посредством которого воля может осуществлять доброе или злое воздействие, есть живая Mumia. Mumia — это форма, содержащая эссенцию жизни. Когда мы едим мясо животных, не это мясо возобновляет кровь и скелет нашего тела, но невидимый носитель жизни, извлеченный из плоти животных, который, будучи привнесен в наши тела, образует новые ткани и органы. Если животное умирает от болезни, мы не едим его мясо, ибо его Mumia отравлена болезнью; никогда не едим мы и мясо животных, умерших от старости, или разлагающиеся туши, ибо их здоровая Mumia покинула их в процессе распада, оставшаяся же часть отравлена гниением. В Mumia живого существа заключены свойства существа, из которого она извлечена. Поэтому мы не питаемся мясом хищных зверей, как то: тигров, львов, диких кошек и прочих. Они содержат огненную Mumia, возбуждающую звездные эссенции человека и порождающую в нем стремления, свойственные животному, которому она принадлежала. Мясо домашних животных годится в пищу, ибо по характеру они более смирны: глупые волы, тихие овцы и прочие, и Mumia их не столь возбуждающая: наиболее же здоровая животная пища есть мясо птиц, ибо они живут в воздухе, воздух же есть возвышеннейшая из четырех стихий».


«Человек есть дух, и он имеет два тела, неразрывно связанных воедино, — элементарное и звездное. Эти два тела образуют одного человека. Когда человек умирает, элементарное тело его возвращается к элементам земли. Земля поглощает целиком три низших его начала, и ничего не остается от телесной формы. Наиболее материальные части звездного тела подвергаются подобному же разложению. Это тело создано из звездных (астральных) элементов и не зависит от физических субстанций. Оно подвержено влияниям планет, и, как элементарное тело разлагается на элементы, из которых возникло, так же и звездное тело в надлежащее время распадется на звездные элементы, к которым принадлежит его вещество. Звездное тело пребывает вблизи разлагающегося физического тела до тех пор, пока само не распадется под действием звездных влияний. Два тела были сподвижниками в течение жизни, и разделяет их лишь смерть. Вследствие этого они естественно пребывают одно возле другого некоторое время после смерти, пока не будут поглощены своими стихиями — одно в могиле, другое — в воздухе.[91] Разложение элементарного тела требует некоторого времени, сообразно его качествам и качествам среды, в которой оно пребывает; так же и звездное тело может распадаться быстро или медленно сообразно связям его частиц и качеству и силе звездного влияния на него.

Элементарное тело материально; звездное тело бесплотно. Элементарное тело видимо и осязаемо; звездное тело невидимо и неосязаемо для нас, но видимо и осязаемо для существ схожей природы. Элементарное тело не может по своей воле покидать место, где было захоронено после смерти; звездное тело (кама-рупа) перемещается на то место, к которому притягивают его желания. Если никакое определенное место его не привлекает, оно остается возле элементарного тела. Если же его влекут другие места, оно побывает там; потому особенно часто звездное тело посещает место, где человек жил, ибо его влекут туда приобретенные привычки и склонности. Лишенное разума и способности рассуждать, оно не может выбирать и лишь слепо следует своим пристрастиям. При определенных (медиумических) условиях звездное тело может стать видимым, и его можно заметить там, куда влекут его отзвуки былых страстей: зависти, алчности, раскаяния, жажды мести, эгоизма, похоти и прочих, оно может оставаться в таких местах до тех пор, пока не распадется полностью. Если человек чувствительный утверждает, что видел дух умершего, можно полагать, что он видел звездное тело этого человека, но неверно считать, будто такое привидение или призрак есть истинный человек, ибо в подобных случаях появляется лишь звездное тело. Эти тела можно наблюдать, как отражение человека в зеркале, пока они не исчезнут, при этом некоторые формы могут сохраняться долее, нежели другие»


«Все, что происходит, происходит по воле Всевышнего. Совесть — это то, что дано нам Богом, то, что позволяет нам увидеть самих себя; в соответствии с ним должны мы поступать, не пытаясь докопаться до оснований, руководящих нами в смысле морали и добродетелей. Мы должны делать то, что подсказывает наша совесть, — не по какой-либо другой причине, а именно в силу того, что этого требует совесть. Тот, кто не сжигает себя, не будет озарен Богом; Бог дал ему совесть, на которую он может полагаться всецело. Учиться у других, принимать мнение других, поступать определенным образом потому, что другие поступают именно так, есть соблазн. Вера во что-либо земное должна основываться на Священном писании и учении Христа, и тогда основание ее будет неколебимо. Следовательно, нам надлежит утвердить фундамент и краеугольный камень нашей мудрости на трех основных положениях: первое из них есть Молитва, или сильное желание и стремление к тому, что есть благо. Необходимо искать и стучаться, обращаясь ко всемогущей Силе внутри нас, и напоминать ей о ее обещаниях, и сохранять ее недремлющей: и если мы будем делать это правильным образом и с чистым, открытым сердцем, мы получим то, о чем просим, и найдем то, что ищем, и двери Вечного, что были заперты, откроются перед нами, и то, что было сокрыто от нашего взгляда, откроется нам. Следующий принцип есть Вера: не простая убежденность в чем-то, что может быть или не быть истинным, но вера, основанная на знании, непоколебимая убежденность, вера, которая может двигать горы и низвергать их в океан и для которой возможно все, как доказал Христос. Третий принцип есть Воображение. Если сила эта должным образом пробуждена в нашей душе, нам не составит труда привести ее в гармонию с нашей верою. Человек, погруженный в глубокое раздумье и, если можно так сказать, утонувший в своей собственной душе, похож на лишившегося всех своих чувств. Мир считает его глупцом, но для Всевышнего он мудр. Он является как бы „близким сподвижником“ Бога, знающим много больше божественных тайн, нежели все те, что приобретают свою поверхностную ученость через посредство чувств; ибо он может достичь Бога через свою душу, Христа — через веру и привлечь Святой Дух благодаря возвышенному воображению. Таким путем мы можем стать подобны апостолам и не бояться ни смерти, ни тюрьмы, ни страданий, ни пыток, ни усталости, ни голода и ничего другого».
Парацельс


Парацельс не был, как это называют в наше время, профессиональным астрологом. Он не вычислял время рождения и не строил гороскопов, однако знал высший аспект астрологии, благодаря которому познаются взаимосвязи макрокосма и микрокосма. Он отвергал заблуждения вульгарной астрологии так же, как и ошибки общераспространенных религиозных или научных убеждений; если правильно понимать его систему астрологии, можно оценить чистоту и величие его концепций. Он говорит:

«Нам нет надобности заботиться о пути Сатурна: это ни удлинит, ни укоротит ничью жизнь. Если Марс жесток, из этого не следует, что Нерон его сын, и хотя и Марс, и Нерон могут иметь одни и те же качества, они не заимствуют их друг у друга. Старая поговорка гласит, что мудрый может повелевать звездами, и я верю в это — не в том смысле, в каком понимаешь ты, но в моем собственном. Звезды не дают нам ничего, чего мы не согласны принять; они не склоняют нас ни к чему, чего мы бы сами не желали. Они свободны со своей стороны, а мы — со своей. Ты веришь, что один человек более удачлив в приобретении знаний, другой — в приобретении власти; один легче достигает богатства, а другой — славы, и ты думаешь, что это определено звездами; я же убежден, что причина в том, что один человек более других склонен приобретать и удерживать определенные вещи, и склонность эта исходит от духа.[228] Нелепо верить, будто звезды повелевают человеком. Все, что могут сделать звезды, можем сделать мы сами, ибо мудрость, получаемая нами от Бога, могущественнее небес и выше звезд».

Он резко возражал против церемоний, целью которых было привлечение духов посредством планетарных влияний. Он писал:

«Все, что приходит от „духов“, есть колдовство. Такие духи фальшивы, и мы не верим в них; но мы верим в силу той мудрости, которая правит небесами и с которою можно познать все таинства природы. Колдовство называют магией, но магия есть мудрость, а в колдовстве никакой мудрости нет. Истинная наука знает все. Вечная часть всех вещей существует без времени, без начала и без конца. Не бывает утраченных надежд. Все, что кажется невероятным, неправдоподобным и невозможным, может стать поразительно истинным в вечности».

«Человеческая душа состоит из тех же самых элементов, что и звезды: но как мудрость Всевышнего повелевает движением звезд, так и разум человека управляет влияниями, которые обращаются и циркулируют в его душе. Эссенция звездного тела человека, которую он притягивает от звезд, имеет материальную природу; но мы рассматриваем ее как нечто духовное по причине того, что субстанция ее эфирна и невидимое тело имеет большие размеры. Эссенции звездного тела человека тесно связаны со звездными эссенциями небесных тел, и первые притягивают силу последних; однако человек есть хозяин своей души, и он может либо позволить этому притяжению происходить беспорядочным образом, либо же управлять своими страстями и отвергать те влияния, которых он не желает. В душе человека существует притягивающая сила, которая может привлечь физические, умственные или нравственные болезни из Хаоса. Планетарные влияния пронизывают всю природу, и человек может притянуть вредоносные качества луны, звезд и других объектов; но луна, звезды и другие объекты также могут притянуть вредоносное влияние человека и распространить его вновь посредством своих лучей (См. главу „Магия и колдовство“.), поскольку природа есть нераздельное целое, части которого неразрывно связаны».

«Солнце и звезды притягивают нечто от нас, и мы притягиваем нечто от них, ибо наши астральные тела состоят в симпатии со звездами и звезды находятся в симпатии с нашими звездными телами; так же происходит и со звездными телами всех других вещей. Все они притягивают влияния (астральные) звезд. Каждое тело притягивает их особые влияния; одни притягивают больше, другие меньше; и на этой истине основывается сила амулетов и талисманов и воздействие, которое они могут оказать на звездную форму носящего их. Талисманы подобны шкатулкам, в которых хранятся звездные влияния».

«Три духа, объединенные в одном, живут и действуют в человеке; три мира, объединенные в одном, бросают на него свои лучи; но все три есть только отблеск, образ или отзвук одного первоначального творения. Первый дух есть эссенция элементов: второй — душа звезд; третий дух — жизнь. Низшие потребности человека определяются жизнью элементов, но есть лишь единая жизнь, и та жизнь, что порождает потребности человека, содержится во всех элементах — как в звездах, так и в растительных и животных формах. Деятельность жизненной эссенции претворяется в растительных, животных и человеческих формах; она становится жизнью земли, и жизнь земли излучается обратно к звездам. Звезды притягивают и отталкивают друг друга; они имеют свои симпатии и антипатии, и их живые антипатии и симпатии, притяжения и отталкивания не могли бы существовать, если бы не существовало между ними носителя жизни».

«Первичная материя, образующая основу строения человеческого тела, впитывает влияния звезд, они питают элементарное (физическое) тело, и посредством этих влияний душа человеческая связывается и объединяется с душами звезд. Имея три мира в себе и живя в трех мирах, человек должен учиться узнавать низшие элементы, понимать звездные и знать вечные».

«Тело приходит от элементов, душа — от звезд и дух — от Бога. Все, что можно понять разумом, приходит от звезд».[229]

«Все знание приходит от звезд (Мирового Разума). Люди не изобретают и не создают идей; идеи существуют, а люди могут уловить их. Если даже все профессора музыки в мире в одночасье умрут, небеса — изначальный учитель музыки — не исчезнут и научат этому искусству других людей. Существует множество идей, которые люди все еще не уловили, множество звезд еще слишком далеки, чтобы создать сильную связь с землей. Царство звезд и идей бесконечно, и потому источник изобретений и открытий неисчерпаем».


«За мной, о вы, Авиценна, Гален, Разес, Монтанья и другие! Вы за мной, а не я за вами, о вы, из Парижа, Монпелье, Свевии, Мейссена, Кельна, и вы, из Вены, и все, пришедшие из стран, что вдоль Дуная и Рейна, и с океанских островов! Ты, Италия, ты, Далмация, вы, Сарматия, Афины, Греция, Аравия и Израиль! Следуйте за мною! Не я должен следовать за вами, ибо мне принадлежит монархия. Пробудитесь ото сна разума! Настанет время, когда ни один из вас не останется в своем темном углу, не будучи презираем миром, ибо я буду монархом, и мне будет принадлежать монархия!"

Из Книги Франца Гартмана:
Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст из Гогенгейма. Он родился в 1493 г. близ местечка Мария-Айнзидельн, в то время деревушки в двух часах ходьбы от швейцарского города Цюриха. Его отец, Вильгельм Бомбаст из Гогенгейма, был одним из потомков старинного и славного рода Бомбастов, чьей древней резиденцией служил замок Гогенгейм около деревни Плиннинген вблизи Штутгарта в Вюртемберге. Он был родственником гроссмейстера ордена рыцарей св. Иоанна, чье имя было Георг Бомбаст Гогенгеймский. В окрестностях Мария-Айнзидельна Вильгельм Бомбаст стал известен как врач; в 1492 г. он женился на сестре-хозяйке из лечебницы местного аббатства. В результате этого брака и появился на свет Теофраст, их единственный ребенок. В ранней юности Парацельса обучал наукам отец, преподавший ему основы алхимии, хирургии и терапии. Парацельс всегда чтил память своего отца и отзывался о нем очень тепло — не только как об отце, но и как о друге и наставнике. Продолжил учебу он у монахов монастыря св. Андрея, расположенного в долине Савоны, под руководством ученых епископов Эберхарда Баумгартнера, Матиаса Шейдта из Роттгаха и Матиаса Шахта из Фрайзинга. По достижении шестнадцати лет его отправили на учебу в университет Базеля. После этого его обучал знаменитый Иоганн Тритемий из Шпангейма (1461–1516), настоятель монастыря св. Иакова в Вюрцбурге, один из величайших адептов магии, алхимии и астрологии, и именно под руководством этого учителя особенное развитие и практическое применение получили склонности Парацельса к оккультным наукам. Тяга к оккультизму привела его в лабораторию богача Сигизмунда Фуггера в Шватце (Тироль), который, как и аббат Тритемий, был известным алхимиком, способным передать ученику многие ценные секреты.

Позднее Парацельс много путешествовал. Он побывал в Германии, Италии, Франции, Нидерландах, Дании, Швеции и России; считают, что он даже посетил Индию, когда был пленен татарами и доставлен к хану, сына которого впоследствии сопровождал в Константинополь. Любой читатель трудов Парацельса, знакомый с недавними откровениями восточных адептов, не может не заметить сходства этих систем, которые во многих отношениях почти идентичны. Поэтому вполне возможно, что во время пребывания Парацельса в татарском плену восточные учителя оккультизма открыли ему свое тайное учение. То, что говорил Парацельс о семеричном строении человека, о свойствах астрального тела, о привязанных к земле элементариях и т. д., на Западе в те времена было совершенно неизвестно. Но практически та же информация содержится в «Разоблаченной Изиде», «Эзотерическом буддизме» и других недавно опубликованных книгах и, как считается, исходит от некоторых восточных адептов. Более того: Парацельс много писал об элементалах, или духах природы, но, описывая их, он заменял восточные термины соответствующими названиями из германской мифологии, чтобы облегчить понимание этих вопросов своим соотечественникам, привыкшим к западной манере мышления. Вероятно, Парацельс оставался у татар с 1513 по 1521 г., так как, по свидетельству Ван Гельмонта, он прибыл в Константинополь именно в 1521 году и получил там Философский камень.

Адептом, от которого Парацельс получил этот камень, был, как упоминается в некоей книге «Aureum vellus», (напечатанной в Роршахе в 1598 г.), некий Соломон Трисмозин, или Пфайфер, соотечественник Парацельса. Говорится, что этот Трисмозин обладал также универсальной панацеей; утверждают, что в конце XVII века он был еще жив: его видел какой-то французский путешественник.

Парацельс путешествовал по придунайским странам и посетил Италию, где служил военным хирургом в имперской армии и принял участие во множестве военных экспедиций того времени. В своих странствиях он собрал много полезных сведений, причем не только от врачей, хирургов и алхимиков, но и общаясь с палачами, цирюльниками, пастухами, евреями, цыганами, повитухами и предсказателями. Он черпал знания и от великих, и от малых, у ученых и среди простонародья; его можно было встретить в компании погонщиков скота или бродяг, на проезжих дорогах и в трактирах, что послужило поводом для жестоких упреков и поношений, которыми в своей ограниченности осыпали его враги. Проведя в скитаниях десять лет, то применяя на практике свое искусство врача, то преподавая или изучая, по обычаю тех времен, алхимию и магию, в возрасте тридцати двух лет он возвратился обратно в Германию, где вскоре прославился после нескольких удивительных случаев исцеления больных.

В 1525 г. Парацельс отправился в Базель, а в 1527 г., по рекомендации Оксколампадия, городской совет назначил его профессором физики, медицины и хирургии, положив высокое жалование. Его лекции, в отличие от выступлений коллег, не были простым повторением мнений Галена, Гиппократа и Авиценны, изложение которых являлось единственным занятием профессоров медицины того времени. Его учение было действительно его собственным, и он преподавал его невзирая на чужие мнения, заслуживая этим аплодисменты студентов и ужасая своих ортодоксальных коллег тем, что нарушал установленный обычай учить только тому, что можно надежно подкрепить устоявшимися, общепринятыми свидетельствами, независимо от того, было ли это совместимо с разумом и истиной.

В это же время он занимал должность главного городского врача; пользуясь этим, он обратился в городской совет Базеля с предложением передать все аптеки города под его надзор и разрешить ему проверять, хорошо ли провизоры знают свое дело и имеются ли у них в достаточном количестве настоящие лекарства — так он мог предотвратить неоправданное завышение цен.

Как и следовало ожидать, этим он навлек на себя ненависть всех аптекарей и провизоров, а другие врачи и профессора, завидовавшие его успехам в преподавании медицины и исцелении недугов, присоединились к преследованию под предлогом того, что его назначение профессором университета было произведено без их согласия и что Парацельс был чужестранцем — никто не знает, «откуда он взялся», и, более того, неизвестно, является ли он «настоящим врачом». Все эти придирки и нелепые обвинения, возможно, не имели бы серьезных последствий, если бы он не восстановил против себя членов городского совета, резко выступив против крайне несправедливого, по его мнению, решения, вынесенного в пользу некоего каноника Корнелия из Лихтенфельса, которого он ранее спас от смерти, когда от него уже отказались другие врачи, и который повел себя по отношению к Парацельсу очень неблагодарно. Вследствие своего неосторожного шага Парацельс был вынужден тайно и спешно покинуть Базель в июле 1528 г., чтобы избежать нежелательных осложнений.

После этого события Парацельс вновь вернулся к бродячей жизни, странствуя по стране, как в юности, останавливаясь в деревенских харчевнях и ночуя на постоялых дворах. За ним следовали многочисленные ученики, привлекаемые или жаждой познания, или желанием овладеть его искусством и использовать последнее в своих целях. Самый известный из них — Иоганн Опорин, который в течение трех лет был его секретарем и ассистентом, а впоследствии стал профессором греческого языка и знаменитым издателем, книготорговцем и печатником Базеля. Парацельс более чем неохотно раскрывал свои секреты, и Опорин позже весьма неодобрительно отзывался о нем в связи с этим, чем сыграл на руку его врагам. Но после смерти Парацельса он жалел о своем неблагоразумии и выражал преклонение перед учителем.

В 1528 г. Парацельс приехал в Кольмар, а в 1529 и 1530 гг. посетил Эсслинген и Нюрнберг. «Настоящие» врачи из Нюрнберга ославили его как мошенника, шарлатана и самозванца. Чтобы опровергнуть их обвинения, он попросил городской совет доверить ему лечение нескольких пациентов, чьи болезни считались неизлечимыми. К нему направили несколько больных слоновой болезнью, которых он излечил за короткое время, не прося никакой платы. Свидетельства этого можно найти в городском архиве Нюрнберга.


В тридцать три года Парацельс уже был предметом восхищения народа и профессиональной зависти коллег. Он возбуждал ярость последних еще и тем, что, в отличие от других врачей, многих бедняков лечил бесплатно. Чаще всего наградой за его труд служила неблагодарность; он получал ее везде, не только в домах среднего достатка, но и в богатых, к примеру, в доме графа Филиппа Баденского, чей случай врачи признали безнадежным. Парацельс вылечил графа в короткий срок, но тот проявил удивительную скупость. Мало того, неблагодарность этого вельможи вызвала большую радость в стане врагов Парацельса и дала им прекрасный повод злословить и осмеивать его более, чем когда-либо.

Разного рода обвинения выдвигаются против него в связи с резкостью его стиля, не всегда изысканного и учтивого. Однако следует помнить, что такая манера говорить и писать была в то время распространена повсеместно и сомнительные выражения проскальзывали у всех, не исключая и Лютера, великого реформатора, который, несмотря на свой гений, был простым смертным. Парацельс, будучи большим поклонником Лютера, даже превзошел его в стремлении к свободе мысли и веры. Лютер казался ему все же слишком консервативным. Он полагал, что осуществление такого титанического переворота в области сознания требует не мягкости и снисходительности, а твердости, упорства и несгибаемой воли. Он говорит о себе:

«Я знаю, что я не тот человек, который говорит людям только то, что им по вкусу, и я не привык давать смиренные ответы на высокомерные вопросы. Я знаю свои привычки и не желаю менять их; не могу я изменить и свою натуру. Я грубый человек, рожденный в грубой стране, я вырос в сосновых лесах и, возможно, получил в наследство их иголки. То, что мне кажется вежливым и дружеским, другому может показаться грубым, и то, что мне представляется шелком, в ваших глазах может быть лишь грубой холстиной».

Враги возвели на Парацельса много напраслины за его беспокойный, «кочевой» образ жизни. Он приобретал свои знания не в тепле и уюте, как это делало большинство ученых, но путешествуя пешком по всей стране и забредая повсюду, где ожидал встретить что-то такое, что было бы полезно узнать. Он пишет:

«Я скитался в поисках моего искусства, нередко подвергая опасности свою жизнь. Я не стыдился даже у бродяг, палачей и цирюльников учиться всему, что считал полезным. Известно, что влюбленный может пройти долгий путь, чтобы встретить обожаемую им женщину, — насколько же сильнее та тяга любящего мудрость, что заставляет его скитаться в поисках своей божественной возлюбленной!»

Он говорит:

«Знание, для которого мы предназначены, не ограничено пределами нашей собственной страны и не станет бегать за нами, но ждет, пока мы не отправимся на поиски его. Никто не сможет овладеть практическим опытом, не выходя из дома, равно как не найдет учителя тайн природы в углу своей комнаты. Мы должны искать знания там, где можно ожидать найти их, и почему нужно презирать того, кто отправился на поиски? Те, что остаются дома, возможно, живут спокойнее и богаче, чем те, что странствуют; но я не желаю ни спокойствия, ни богатства. Счастье лучше богатства; счастлив же тот, кто путешествует, не имея ничего, что требовало бы заботы. Желающий изучать книгу природы должен ступать по ее страницам. Книги изучают, вглядываясь в буквы, которые они содержат, природу же — исследуя сокрытое в сокровищницах ее в каждой стране. Каждая часть мира есть страница в книге природы, и вместе все страницы составляют книгу, содержащую великие откровения».


«Чтение еще никого не сделало врачом. Медицина есть искусство, и оно требует практики. Если бы, дабы стать хорошим врачом, достаточно было выучиться болтать на латинском, греческом и древнееврейском, тогда, дабы стать великим полководцем, достаточно было бы прочитать Ливия. Начиная изучать мое искусство, я вообразил, что в мире нет ни одного учителя, способного научить меня ему, и что я должен постигать его сам. Книга, которую я изучал, была книгой природы, написанной рукою Господа, а не писак; ибо всякий писака делает общим достоянием весь тот мусор, что находит у себя в голове, а кто может отделить зерна от плевел? Обвинители мои заявляют, что я вошел в храм знания не через „парадную дверь“. Но что есть истинная „парадная дверь“, Гален и Авиценна или природа? Я вошел через дверь природы, ее свет, а не аптекарский фонарь, освещал мой путь».

Но этот успех не изменил жизнь Парацельса, которому, казалось, была предначертана судьба скитальца. В 1530 г. мы видим его в Нердлингене, Мюнхене, Регенсбурге, Амберге и Мерано, в 1531 г. — в Халле, а в 1535 — в Цюрихе. После этого он побывал в Мерене, Каринтии, Крайне и в Венгрии и в итоге осел в Зальцбурге, куда был приглашен герцогом Эрнстом, пфальцграфом Баварским, большим любителем тайных наук. Там Парацельс наконец смог увидеть плоды своих трудов и обрести славу.


Но ему не суждено было долго наслаждаться столь заслуженным покоем: 24 сентября 1541 г. после непродолжительной болезни он умер (в возрасте 48 лет и трех дней) в маленьком номере гостиницы «Белая лошадь», что на набережной, а его тело было похоронено на кладбище св. Себастьяна. Обстоятельства его смерти до сих пор не ясны, но самые последние исследования подтверждают версию его современников, согласно которой Парацельс во время званого обеда подвергся вероломному нападению бандитов, нанятых кем-то из лекарей, его врагов, и в результате падения на камень проломил череп, что спустя несколько дней и привело к смерти. Немецкий врач С.Т. фон Земмеринг обследовал череп Парацельса, который благодаря его необычному строению невозможно спутать ни с каким другим, и заметил трещину, проходящую через височную кость (череп часто трогали, и с течением времени она увеличилась и стала хорошо заметна). Он уверен, что такая трещина могла возникнуть только при жизни Парацельса, поскольку кости твердого, но старого и высохшего черепа нельзя было бы разделить подобным образом.

Останки Парацельса были эксгумированы в 1572 г. во время перестройки здания церкви св. Себастьяна и перезахоронены за стеной, что окружает двор перед часовней св. Филиппа Нери, пристроенной к церкви, там, где сейчас стоит памятник ему. В центре разрушенной пирамиды из белого мрамора имеется углубление с его портретом, а выше — надпись на латинском языке:

Philippi Theophrasti Paracelsi qui tantam orbis farnam ex auro chymico adeptus esf effigies et ossa donee rursus circumdabitur pelle sua. — Ion. cap. xix.


философия Парацельса по духу очень близка учениям мудрецов античности и древнего Востока, поэтому она не могла не затрагивать проблему внутреннего развития человека. Путь внутренней трансформации — важная часть всех традиционных учений Востока и Запада: оттуда представления о нем перешли к средневековым мистикам и алхимикам. В разных традициях путь этот назывался по-разному, но основной задачей человека, идущего по этому пути, было раскрытие собственных внутренних потенциалов, поиск своей истинной сути, своего Закона и предназначения, для того чтобы наиболее полно участвовать во всеобщей эволюции и быть на земле проводником и исполнителем воли Бога. Учение Парацельса говорит о том, что в момент сотворения человека было нарушено первоначальное мировое равновесие, и с тех пор предназначением человека является восстановление первоначальной гармонии. Во вселенной ничто не существует и не действует случайным образом, но самой природой предназначено для исполнения определенной роли в великом Театре Мира, главным сценаристом и режиссером в котором является Бог.



Труды Парацельса очень трудно, а порой и невозможно правильно понять без основательного знакомства с его своеобразной терминологией и фразеологией. В своих работах он касается многих предметов, для которых в нашем языке нет подходящих обозначений.[19] Поэтому он изобрел очень много слов, наделив их особым смыслом, но лишь малая часть этих слов получила права гражданства в современном языке.

Чтобы облегчить изучение трудов Парацельса, его ученики Герхард Дорн (Gerhard Dorn), Бернхард Турнейсен (Bernhard Thurneyssen) и Мартин Руланд (Martin Ruland) составили словари, объясняющие значение этих необычных слов. Глоссарий, составленный Руландом и озаглавленный «Lexicon Alchemicum»,[20] является наиболее полным. Гильхельм Джонсон (Guilhelmus Johnson) опубликовал его под своим именем в Лондоне в 1660 г., и он вошел в крупнейшее собрание трудов по алхимии «Bibliotheka Chymica Curiosa» Ж. Т. Манже.[21] Другой «Dictionarium Paracelsicum» был написан неким Бейлифом (Bailiff) и добавлен к женевскому изданию. Но поскольку все эти книги стали весьма редкими, труднодоступными и дорогими, ниже мы публикуем полный список наиболее часто употребляемых им терминов — на случай, если кто-то захочет прочитать его сочинения полностью.


Пуассон: Архей есть сила, непрестанно действующая, которая, влияя на материю, заставляет ее двигаться и дает ей форму. Термины «арес» и «клиссус» имеют у него почти тот же смысл.

Археус - Созидающая сила природы, которая разделяет элементы и формирует из них согласующиеся части. Это жизненный принцип; сила, которая содержит сущность жизни и свойства всего сущего.









я перевожу сами названия операций – обжиг, возгонка, растворение, гниение, отделение, но в скобках всегда указываю настоящие термины  - путрефакция, конъюнкция, диссолюция, коагуляция, дистилляция, сепарация, экзальтация, ферментация и тд. Так как читатель должен знать эти термины, что поможет ему, если он возьмёт какие-нибудь трактаты на языке оригинала.

Из Лексикона Руланда:
ARCHEUS --- это высокий и невидимый Дух, отделённый от тел и субстанций, он обычно возвышается и поднимается; это оккультная добродетель Натуры, универсальная во всех вещах. Это так же самая тайная божественная добродетель, способная рождать многие вещи.
Это универсальный врачеватель Натуры, отделяющий себя от всех субстанций и возвышающийся над ними. Археус имеет силу извлечь Единую Субстанцию (Первоматерию) из Илиастер (Хаоса).
Menstruum - Универсальный растворитель (лат. Menstruum universale) в алхимии — жидкая субстанция, обладающая способностью растворять все без исключения тела (вещества). Парацельс, впервые употребивший термин алкагест в начале XVI века, произвёл его, по-видимому, от арабского al-kali (щёлочь). Алкагест упоминался в сочинениях последователей Парацельса, известнейших алхимиков XVI—XVII веков: Ван Гельмонта, Тахения, Глаубера и др. Ван Гельмонт утверждал, будто ему удалось получить алкагест, и он растворяет всё, с чем соприкасается, «как тёплая вода растворяет лёд». Иногда термин алкагест использовался как синоним понятий философский камень или эликсир жизни.

Археус - Созидающая сила природы, которая разделяет элементы и формирует из них согласующиеся части. Это жизненный принцип; сила, которая содержит сущность жизни и свойства всего сущего.

Мне ближе определение, которое даёт Пуассон: «Архей есть сила, непрестанно действующая, которая, влияя на материю, заставляет ее двигаться и дает ей форму. Термины «арес» и «клиссус» имеют у него почти тот же смысл».

Как писал Е. В. Головин, термин Nature  следует переводить именно как Натура  -  для Философов это есть прообраз  их живого Меркурия или material prima, но, когда, например, адепты пишут, что ты  должен follow and  imitate laws of nature то в этом случае лучше переводить как следование Законам природы.

Archeus направляет все вещи к их эссенциальной природе. то есть это энергия переводящая все субстанции из состояния сжатого хаоса первоматерии к совершенной материи.

Археус это Вулкан работающий внутри субстанций - Der inwendig Vulcanus  - внутренний Вулкан.








В. Что такое Алхимия?
О. Это Искусство есть подобие нижнего неба, благодаря которому Солнце отделяется от Луны, день от ночи, чистое от нечистого, лекарство от яда.
В.Что является предметом исследований философов?
О. Наблюдение и инвестигация  процессов Натуры. (под Натурой средневековые алхимики имели виду Меркурий или  первоматерию, поэтому это никак не Природа в её современном узко научном понимании с делением на живую и неживую, но в некоторых частях теста мы вынуждены переводить этот термин как природа когда речь идёт о вызревании камней в центре земли и их дальнейшей генерации).
Парацельс один из немногих философов (ещё Ван Гельмонт, который довольно часто употреблял  термин  Archeus или archaeus , - в алхимии Парацельса - Созидающая сила природы, которая разделяет элементы и формирует из них согласующиеся части. Это жизненный принцип; сила, которая содержит сущность жизни и свойства всего сущего., у Платона это называется Anima Mundi или Мировая Душа). - Archeus  - внутренняя жизненная энергия природы, душевная сила, понимаемая как принцип всей жизни. Понятие мировой души идет от Платона (“Тимей”: мировая душа есть двигатель мира. Она содержит в себе все телесное и его элементы. Она познает все). В эпоху Возрождения она была воспринята Бруно, который представлял ее себе как всеоживляющий и творящий (наподобие художника) принцип.
В. Где кончается Натура?
О.В Боге, который так же и её начало.
-В.Откуда все вещи?
-О.От единой и невидимой Натуры.
-В.На сколько частей делится Натура?
-О.На четыре основные части (принципы).
-В.Что они из себя представляют?
-О.Сухое, Влажное, Тёпло и Холодное – которые суть элементарные субстанции, из которых происходят все вещи.
-В.А как дифференцируется сама Натура?
-О.На мужское и женское.
-С чем мы сравниваем Натуру?
-С Меркурием.
-Дайте чёткое, и ёмкое определении Натуры.
-Она невидима, но её действия мы наблюдаем, так как её оператор это летучий дух, проникающий во все субстанции, и анимированный универсальным духом – божественным дыханием, центральным и универсальным огнём, который оживляет все существующие субстанции.

В.Какими качествами должны обладать исследователи Натуры?
О. Они должны быть как сама Натура, то есть искренними, терпеливыми, преданными истине и упорными.
В.Какие материи, как правило, интересуют их?
О. Философы больше всего озабочены тем насколько их действия не противоречат и находятся в гармонии с Натурой, они могут закончить своими силами то что обычно делает Натура, философы должны имитировать её в каждом своём действии.
В. Где Натура хранит свои семена?
О. В четырёх элементах.
В. Какими материалами должен пользоваться философ чтобы осуществить свою работу?
О. Эмбрион в данной материи, эликсир Квинтэссенции. Это самое дороге, что есть у Философа, пока он не извлёк семя или философский зародыш, Натура в свою очередь выполнит свою часть работы.
В.Что есть эмбрион или семя субстанции?
О.Это субтильное и совершенное тело прошедшее вываривание и дигестинацию, самой субстанции, это экстракт Сульфура, идентичный с Радикальной Влажностью металлов.
В .Каким образом это семя порождается?
О. Благодаря четырём элементам, являющимися субъектами Воли Всевышнего, и благодаря непосредственному посредничеству Натуры

В. Как действуют четыре элемента?
О. они находятся в постоянном движении, каждый согласно своему качеству, зарождает семя в центре земли, где он впоследствии подвергается другим операциям и появляется на свет благодаря законам движения
В. Что философы называют центром земли?
О. Некоторое полое место где ничто не находится в состоянии покоя, в существование коего нет причин сомневаться
В.Где и когда элементы зарождают своё семя?
О. В экс центре, или на периферии центра, где есть избыток шлаков огня и бесформенный хаос.
В.Проиллюстрируйте это примером
О.Возьмите, например,  стол, поставьте в его центр вазу с водой, окружите вазу различными предметами разных цветов, особенно соль, и обратите внимание на расстояние между предметами. Затем разливайте воду из вазы, и она потечёт в разные стороны тут и там, приобретая цвет той субстанции, которая встретится ей на пути. Если это что-то красное, вода окрасится в соответствующий цвет, если она дойдёт до соли то приобретёт солёный привкус и характерный запах; хотя, остаётся, очевидным, что вода не меняет тех мест куда попадает, но разнообразные качества и характеристики самих мест изменяют природу воды. Таким же образом, семя, которое посеяно в центре земли (terra alba foliata) благодаря четырём элементам, является субъектом для различных изменений в зависимости от мест, в которые он попадает, и каждая субстанция рождается таким же образом, и когда семя в своём путешествии встречается с чистой землёй и чистой водой, оно приобретает те же качества. (удивительно, но именно такой же точно пример описывал Сендивогий в «Новом Химическом свете», правда, он не ссылался на Парацельса. Ещё Сендивогий писал, что «в Философском море Меркурий направляет свет Солнца и Луны», что и пишет Парацельс в своём Катехезисе).


В. Каким образом элементы порождают это семя?
О.Чтобы закончить разъяснение, мы должны заметить, что есть главные принципы: два тяжёлых и плотных элемента  (вода и земля) и два лёгких элемента, летучих по своей природе (воздух и огонь). Два сухих и два влажных, один из четырёх чрезвычайно сухой, а другой чрезмерно влажный. Они есть суть мужское и женское начала (Меркурий и Сульфур). И теперь каждый из них репродуцирует своё собственное вещество (семя или субстанцию) в своей сфере. Они находятся в постоянном движении, никогда не бывают в состоянии покоя, их место встречи в центре Археуса (Созидающая сила природы, которая разделяет элементы и формирует из них согласующиеся части. Это жизненный принцип; сила, которая содержит сущность жизни и свойства всего сущего), которая является слугой Натуры, в которой смешиваются некоторые субстанции, и, в конце концов, выходят на поверхность.


В.Что есть первоматерия всех металлов?
О.Она есть субстанция двойственная по своей природе. Одна её эссенциальная часть это важность воздуха смешанного с теплотой (огнём) который есть твёрдая вода (Меркурий), проникающая во все субстанции – чистые и нечистые
В. Как эту влажную субстанцию называют философы?
О. Меркурий.
В. Кто им управляет (его направляет) ?
О.Свет Солнца и Луны.
В.Что есть вторая материя?
О.Тёплая земля – сухой жар, который есть Сульфур Философов.
В. Может ли целая материальная субстанция стать семенем?
Только её 800-сотая часть – та, скрытая часть похожая на пшеничное зерно.

В. Как влияет масса материи на семя?
О. она служит защитой от чрезмерного тепла, холода, влаги, сухости, и в целом, против любого опасного влияния.
В. Будут ли успешной операции тех, кто редуцирует материю в любую субстанцию, возможно ли это?
О. Наоборот их работа будет непродуктивной, потому что отвернувшись от естественных методов ничего хорошего не получится


Какие операции должны быть осуществлены?
Материя должна быть удачно отделена (в процессе сепарации)  от всех нечистых примесей, так как нет металла совершенного в своей чистоте, и потом мы должны работать над Первоматерией, чтобы найти её семя.


На что больше всего должен обращать внимание Философ?
На естественный конец работы Природы, и это касается обычных металлов, которые появившись на свет из глубин земли, больше не могут быть нигде найдены
Почему?
Потому что все обычные (вульгарные) металлы, особенно золото абсолютно мертвы. А наши напротив абсолютно живые, - у них есть душа.

В.Что есть жизнь металлов?
О. Это субстанция огня, которая воздействует на них когда они ещё в земле.
Что есть их смерть?
Их жизнь и их смерть в действительности есть  единый принцип, так как они умирают, так же как живут, но их смерть происходит от плавки огня
Каким образом металлы скрыты в чреве земли?
Когда четыре элемента достаточно созрели и развили свои силы и добродетели в центре земли, затем отложили там своё семя, Археус Натуры (- Созидающая сила природы, которая разделяет элементы и формирует из них согласующиеся части. Это жизненный принцип; сила, которая содержит сущность жизни и свойства всего сущего) в процессе перегонки (дистилляция - отделение летучего компонента от субстанции нагреванием с последующим охлаждением и конденсацией), возгоняет (Сублимация -это наименование процесса когда твердое вещество под действием тепла переходит в парообразную форму без жидкой фазы с последующей конденсации в твердом виде на холодной части сосуда) их искусственно теплом и энергией перманентного движения
В.Во что трансформирутся Воздух, когда он дистиллирован в порах земли?
Он разлагается на воду, в которой все субстанции зарождаются, в этом состоянии это сухой пар, который есть главный летучий принцип всех субстанций, что служит Философам Первоматерией.
В.Что есть первопринцип, который используется в качестве первоматерии Философами?
О. это идентичная материя которая, которая получает перманентную и неизменяемую форму.
В. Планеты Сатурн, Юпитер, Марс, Венера, Солнце, Луна и тд. Каждая по отдельности обладают своим индивидуальным семенем?
О. Есть нечто общее для всех: разница происходит в зависимости от  мест, из которого они извлечены, не следует даже говорить о том, что Натура быстрее завершает свою работу в создании серебра, чем золота, это касается и других металлов, каждый в своей пропорции.
В. Как формируется Золото в центре земли?
О. Когда его испарения, о которых я уже говорил, сублимированы в центре земли, когда он прошёл через тёплые и чистые места, где обитает сульфурическая субстанция, тогда это пар, называемый Философами Меркурием, сталкивается с Сульфуром, и тогда земля становится более субтильной, влажной  и очищенной. Этот пар наполняет поры земли  и как результат там генерируется золото.
В. Как Сатурн (свинец) появляется?
О. Он появляется, когда маслянистость зарождается в местах очень нечистых и холодных
В. Как рождается Венера (медь)?
О. Она появляется в местах, где земля сама по себе чистая, но смешана с неочищенным Сульфуром.
В. Какой силой обладает пар, о котором упоминалось выше в центре земли?
О.Находясь в бесконечном развитии, он наделён разрежать грубые и нечистые субстанции и привлекать (притягивать) всю чистоту.
В. Что есть семя первоматерии всех вещей?
О. Это Материя первопринципов, порождённая только самой Натурой, без посторонней помощи, другими словами, Натура порождает материю из элементов, из которых потом появляется семя.
Что в чистом виде представляет семя первоматерии всех вещей?
Семя -  это субстанция – застывший огонь (который не смачивает рук) или влажный пар (Меркурий)
В.Как генерируется и растёт семя в царстве металлов?
О. Благодаря Археусу четырёх элементов, это первое порождение Натуры, помещение тяжёлого водяного пара в центр земли; это есть семя металлов, мы так же называем его Меркурием, благодаря его сущности, его летучести и способности растворять и проникать во все субстанции. Я естественно имею в виду Живой Меркурий Философов, а не обычную субстанцию, которая не может стать нашим семенем, а в Нашем Меркурии, в отличии от всех других металлов уже содержится его семя.
В.Почему пар соотносят с Сульфуром?
О.Из-за его внутреннего тепла (огня)
В. Что мы принимаем за субъект нашей материи?
О. Само семя, фиксированную субстанцию, не всё вещество, которое дифференцируется в Сульфур, или живое мужское начало, в Меркурий – живое женское начало.
В. Какая следующая операция?
О. Они должны быть соединены, чтобы сформировать единую субстанцию, и тогда они готовы к прокреации вещества. которое они рождают благодаря своим способностям и добродетели их природных качеств
В. Какую часть работы делает адепт в данной операции?
О. Ничего кроме отделения (сепарации) субтильного (тонкого ) от твёрдого.
В. К чему сводится вся философская комбинация?
О. К редукции единицы к двойке, и последующей редукции двух субстанций в одну, и ничего боле.
В. Вернёмся к семени жизни металлов и минералов
О. Семя минералов это в действительности вода (Меркурий), которая находится в центре, в самом сердце металлов.


В. Как действует Натура с помощью Искусства?
О. Каждое семя, какого бы рода или качества оно ни было, по своей сути не представляет ценности пока Натура или Наше Искусство не поместит его в нужное место, где он получит жизнь благодаря определённому процессу или этапу нашей Работы (имеется в виду  Coction -  Кокция, Варка или нагревание вещества при умеренно высокой температуре в течение длительного периода времени), и, благодаря Конгеляции (Congelation - Преобразование тонкой текучей субстанции в сгущенную плотную субстанцию, часто посредством нагревания) очищенной субстанции фиксируется снова.
В. Как семя сохраняется и выращивается?
О. Теплом своего тела.
В.Что, следовательно, делает адепт в минеральном царстве?
О. Он заканчивает то, что не смогла завершить Природа, благодаря качествам элемента Воздух, который насильственно проник в поры всех субстанций, но на поверхности, а не в  недрах земли
В. Как соотносятся между собой металлы?
О.Для полного понимания этих соотношений надо представлять себе позиции планет, особенно Сатурна, который выше всех, потом следует Юпитер, Марс, Солнце, Венера, Меркурий, и последняя Луна. Достоинства и влияния планет не восходят, но нисходят, и опыт учит нас, что Марс может быть легко трансмутирован в Венеру, но не наоборот, - невозможно совершенную субстанцию превратить в несовершенную, так как иерархия элементов такова, что каждый последующий содержит в себе качества предыдущих – например луна – седьмая планета и тайно содержит в себе все шесть металлов. Все семь металлов легко смешать посредством ликвефакции (Liquefaction - Обращение твердого вещества в жидкое, обычно плавкой или растворением). Речь идёт о транспозиции металлов от одного к другому согласно их иерархической лестнице. Например, Солнце, который есть ничто иное, как чистый огонь, содержит в себе конгеляции (конгеляция - Преобразование тонкой текучей субстанции в сгущенную плотную субстанцию, часто нагревания посредством других шести металлов, из которых готовится единая субстанция). Их шесть холодных качеств (эти металлы считаются холодными) должны подвергнуться энергии тепла тайного огня философов)
У Парацельса Планеты соответствовали ещё и с целебными травами - их оккультные свойства значительно меняются в зависимости от того, в какое время дня или ночи и при каких соединениях планет они были собраны и в какое время применяются. Каждое растение должно быть собрано в то время, когда планета, с которой оно связано, правит часом, и его сущность должна быть извлечена, пока растение свежее. Их оккультные свойства значительно меняются в зависимости от того, в какое время дня или ночи и при каких соединениях планет они были собраны и в какое время применяются. Каждое растение должно быть собрано в то время, когда планета, с которой оно связано, правит часом, и его сущность должна быть извлечена, пока растение свежее.


Солнце — Rosmarinus officinalis (розмарин лекарственный), Lavandula officinalis (лаванда лекарственная), Salvia officinalis (шалфей аптечный), Satureja officinalis, Melissa officinalis (мелисса лекарственная). (Острые воспаления, сердечные заболевания, ревматизм и т. д.)
Луна — Thymus majorana (тимьян), Helleborus niger (черная черемица), Ruta graveolens (рута пахучая). (Душевные заболевания, истерия, нервные болезни и т. д.)
Меркурий — Pulmonaria officinalis (медуница лекарственная), Althaea officinalis (алтей лекарственный), Plantago laureola (подорожник большой). (Пневмония, катар, phthisis puirnonalis (туберкулез легких), воспаления слизистых оболочек.)
Венера — Ononis spinosa, Verbascum thapsus (коровяк обыкновенный), Apium petroselinum (сельдерей). (Отечные опухоли, болезни почек или мочевого пузыря и т. д.)
Марс — Carduus benedictus (чертополох), Urticaria diocia (крапива двудомная), Erythraea centaurium. (Лихорадки, болезни острого и сильного характера, лихорадки с сыпью и т. п.)
Юпитер — Ruta graveolens (рута пахучая), Hepatica nobilis (печеночница), Adianthum veneris (венерин волос), Chelidonium magus (чистотел большой), Linunn usitatissimum (лен обыкновенный), Cannabis sativa (конопля посевная). (Желтуха, заболевания печени.)
Сатурн — Chrysosplenium alternifolium (селезеночник очереднолистный), Scrophula nodosa (норичник узловатый), Teucrium chamaedrys (дубровник скородония). (Ипохондрия, геморрой, меланхолия
В. Когда философы говорят о золоте и серебре, из которых они извлекают материю, можем мы предположить, что они имеют в виду обычные (вульгарные) субстанции?
О. Ни в коем случае: обычное серебро и золото мертвы, а Философское Серебро и Золото живы.
В. Чего в первую очередь пытаются добиться философы?
О.Мастерство в искусстве усовершенствовании того, что природа оставила несовершенным в
В. Что есть Камень?
О. Он есть не что иное, как радикальная влажность элементов, подвергшаяся очищению и ставшая отдельной фиксированной субстанцией, которая делает прекрасные вещи для здоровья, чья жизнь проходит в радикальной влажности.

В чём главный секрет Работы?
Знание как обратить потенциальную субстанцию  в активный внутренний жар, или огонь Натуры (Меркуриальный огонь) который находится в центре радикальной влажности.

В. Продемонстрируйте истину Вашего Искусства в материи тинктуры
О. В действительности, истина заключается в том, что физический порошок, состоящий из тех же компонентов, что и металлы, например, Ртуть, обладает уникальной  способностью стать единой субстанцией, одной Натурой (Меркурием), просто растворившись в объятиях друг друга. Видя несовершенство основных металлов, и неочищенному Меркурию, физическая пудра, которая есть готовая Ртуть после процесса декокции (Декокция - вываривание субстанции в сосуде без добавления любого другого материала), и по сути это чистый огонь, может просто передать им свои качества и трансмутировать в свою природу после того как он притянул к себе их элементарную металлическую влагу, их Ртуть, что является единственной субстанцией, которая трансмутирует их. 

В. Каким путём должен идти Философ, чтобы получить знание и выполнить свою Великую Работу?
О. Он должен совершенно определённо следовать по стопам творца Вселенной – её Архитектора, наблюдая, как был создан хаос и как он эволюционировал.
В. Что представляет собой материя Хаоса?
О. Это ни что иное как влажный пар (Меркурий), потому что вода одна проникает во все сотворённые материальные субстанции.

Почему каждое небесное тело вращается вокруг своей оси?
Это благодаря изначальному импульсу который они получают, благодаря совершенству того же закона, который вынуждает любую тяжёлую субстанцию вращаться с той же скоростью, если  энергия, пробуждающая в них движение всегда одинакова

Почему верхние воды никогда не стекают вниз?
Из за их рарефакции (разрежённости, разжижения) по этой причине опытный адепт может получить больше пользы от изучения этого уникального процесса, чем от любой науки
Что есть материя фирмамента?
Это естественно элемент воздух, который в большей степени, чем элемент вода выступает проводником света
В. После Сепарации (процесс отделения двух противоположных компонентов отделенными друг от друга. Часто чередуется с процессом конъюнкции) вод от земли Создателем, что было дальше в Творении?
О. Он создал свет, который используется в нашей работе; Он поместил его на место тайного огня, и управлял им посредством влаги воды и холода земли, чтобы сохранять и держать его энергию под контролем.

Как действует центральный  огонь?
Он постоянно влияет на влажную материю, пока она не станет паром, который и есть Меркурий Натуры Философов, так же  первоматерия трёх царств
В.Как формируется Сульфур?
О. Благодаря действиям центрального огня и испарений Меркурия
В.Как образуется соль Философов
О. Благодаря воздействию того же огня  на акватическую влагу, когда влага воздуха которая там содержится, испарится
В.Что должен сделать мудрый Философ, постигший тайны мироздания и созерцавший гармонию, с которой Великий Архитектор сотворил Вселенную и всё что существует в Природе?
О. Адепт должен, насколько это возможно, точно имитировать действия Творца. Философ должен создать свой физический Хаос, который был в Начале, потом он дожжен отделить Свет от Тьмы: должен создать свой фирмамент для сепарации вод как верхних так и нижних, и должен успешно, шаг за шагом завершить все этапы Акта Творения.

В.При помощи какой субстанции выполняется самая главная часть Работы?
О.При помощи одного зёрнышка, одного вещества, которое не содержит в себе ничего кроме нечистот и грязи, но из этой субстанции мы извлекаем  меркуриальную влажность, в которой заключено всё, необходимое Философу, потому что последний озабочен по большому счёту только поиском истинного Меркурия Мудрецов.
В. Какой Меркурий необходим для использования в Работе Философов?
О. Меркурий, который сам по себе не найти на земле, но извлечён из субстанций (тел) только не из обычного (вульгарного Меркурия) как уже было сказано нами выше.


В.Почему последний не подходит для Работы?
О. Каждый Мудрец должен знать, что обычный Меркурий содержит недостаточное количество Сульфура, и он должен иметь дело с субстанцией созданной Природой, в которой сама Натура соединила сульфур и меркурий; и задача адепта в данном случае отделить их в процессе сепарации.
Что он должен сделать?
Очистить их и соединить заново
Как Вы называете субстанцию, о которой мы сейчас говорим?
Грубый камень или Хаос, Илиасте, Гиле – беспорядочная масса. (зачаток первоматерии).
Опишите мне подробно, из чего состоит Ваш Меркурий?
Благодаря своей природе Меркурий двойственен (он представляет собой фиксированную и одновременно летучую субстанцию) что касается его движений, то их два асценсиональное (восходящее) и дисценсиональное (нисходящее) под влиянием растительного мира. Когда он поднимается, он нуждается в очищении, это до его конгеляции (затвердения) он называется субстанциональной влагой, несмотря на все нечистые примеси, сохраняет он свою изначальную благородную природу

В. Сколько разновидностей влажностей используется в композиции каждой субстанции?
О.  Их Три – Элементарная влага , правильно назвать её Сосудом Философов, Радикальная, которая есть масло, или эликсир в котором сконцентрированы все добродетели субъекта, и последняя - Алиментарная – которая суть естественный растворитель, который пробуждает внутренний огонь, вызывающий разложение (первоматерии) и её последующее почернение  благодаря влажности, так же подпитка и поддержание субъекта.   
В.Сколько разновидностей Меркурия известны Философам?
О. Первый это субстанциональный Меркурий, в котором скрыто семя; второй Меркурий Природы, который есть «Философская баня» или Сосуд, представляющий из себя радикальную влажность, третий это Меркурий Философов который можно найти в лаборатории. Это сфера Сатурна – «Диана Мудрецов», истинная соль металлов, после получения которой и начинается Великое Делание Философов. Четвёртый, -  это обычный Меркурий, не путайте с вульгарным (неочищенным) это есть элемент воздух Философов, истинная промежуточная (срединная) субстанция воды, настоящий тайный и скрытый огонь, который присущ всем минералам, так как это металлическая субстанция, от которой они берут свои качества.

Сколько операций в Работе Философов?
В действительности всего одна, которая сводится к сублимации (возгонке), а это, согласно Геберу, ничто иное, как элевация ( Возведение тонких частей вещества вверх, далеко от телесных остатков, в верхнюю часть сосуда) сухой материи посредством огня.



В. Когда Философ готов приступить к работе?
О. Когда он теоретически может извлечь посредством неочищенного  духа, дигестивную субстанцию (Дигестия  - медленная модификация вещества за счет умеренного жара) из растворённого вещества ) после его диссолюции (разложение субстанции на составные части), и это дигестивное вещество (Меркурий) он должен будет снова соединить с живым елеем(Сульфуром).
Речь идёт об извлечении Меркурия и Сульфура из первоматерии и разложение на четыре элемента (или в случае Парацельса три) и последующее соединение двух противоположных компонентов, часто рассматриваемое как союз мужского и женского, тонкого и грубого, или даже стихий.
В. Объясни мне это в более наглядной манере
О. Это можно продемонстрировать полностью в актуальном процессе: великий эксперимент Философа, посредством вегетативного Растворителя (Menstruum - Универсальный растворитель (лат. Menstruum universale)— жидкая субстанция, обладающая способностью растворять все без исключения тела (вещества). Парацельс, впервые употребивший термин Алкагест в начале XVI века), соединённого с минеральным растворителем (который наделён тайным огнём), он способен разжижать третий, эссенциальный растворитель, вместе с которым они омоют землю, и превратят её в небесную квинтэссенцию ( благодаря процессу экзальтации –операция, когда вещество возносится в более чистую и более совершенную природу), чтобы создать сульфурическкую субстанцию подобную молнии, которая мгновенно проникает во все вещества и отделяет от них нечистоты.




В. Что содержится в этом паре?
О. Дух света и Дух огня, природы небесных тел, составляющих мироздание
В. Что представляет собой этот пар?
О. Этот пар, в котором скрыт универсальный дух (Меркурий или Сульфур) представляет собой изначальный Хаос, в котором есть всё необходимое для творения, это и универсальная материя и форма.
В. В процессе ведь нельзя использовать обычный (вульгарный) Меркурий?
О. Нет, потому, что обычный Меркурий простой по составу и не содержит тайного агента.
В.Что это значит?
О. В процессе двойной возгонки пара, напряжение так возрастает что дух или агент испаряется похожий процесс при сплаве металлов. Результат, - это то что уникальная меркуриальная часть лишена свое маскулинной (мужской – сухой- огненной природы) субстанции или своего агента, и как следствие никогда не сможет стать золотом.
В. Сколько разновидностей золота у Философов?
О. Три вида: Астральное Золото, Элементарное Золото и Вульгарное (обычное) Золото
В. Что такое астральное золото?
О. Астральное золото имеет своим  центром Солнце, которое влияет своими лучами на весь подлунный мир. Это огненная субстанция, которая непрерывно эманирует от солярных частиц, и проницает во все рациональные, вегетативные и минеральные субстанции.
В. Что Вы имеете в виду под термином Элементарное Золото?
О. Это наиболее чистая и фиксированная часть элементов, и всё что происходит от них. Все субстанции подлунного мира, которые принадлежат трём царствам (рациональному, вегетативному и минеральному) в самом своём сокровенном центре содержат крупицу элементарного золота
В. Опишите Вульгарное (обычное) Золото?
О. Это самый прекрасный из всех известных нам металлов, лучшее, что произвела на свет Натура, такой же совершенный, как и целостный.
В. А какого вида золота Камень Философов?
О. Золота второго вида, будучи самым гармоничным из всех элементов после очищения, когда оно становится живым философским золотом. Совершенное равновесие и равенство четырёх элементов, из которых состоит Физический Камень, и четыре необходимые субстанции для завершения нашей работы, и всех процессов, соединения, распределения, смешения, которые если согласуются с правилами Нашего Искусства, получат законнорожденного Сына Солнца и Феникса, который вечно поднимается из праха.

В. Что такое в действительности живое золото философов?
О. Это универсальный огонь Меркурия, уникальная добродетель его тепла, содержащаяся в радикальной влажности, которой он передал свойства  уже фиксированного Сульфура, откуда он эманирует, меркуриальный характер всей субстанции философского Сульфура, позволяет её так называться.
В.Как ещё философы называют своё живое золото?
О. Они так же называют его свои живым Сульфуром, их истинным огнём. Они обнаруживают его во всех субстанциях, и ничто не может существовать без него.
В. Где мы должны искать наше живое золото, наш живой Сульфур и наш истинный огонь?
О. В Доме Меркурия.
В. А чем поддерживается огонь?
О. Воздухом.


Проиллюстрируйте силу Вашего тайного огня?
Примером аттракции тайного огня может служить внезапный разряд молнии или удар грома, ведь по сути субстанция нашего огня сухая земная материя смешанная с влажным паром. Когда мы регулируем и усиливаем тепловые  режимы, натура огня воздействует на влагу, которая присуща ему, он притягивает ее к себе, трансмутирует в свою субстанцию и быстро обращается в землю, где го притягивает к себе фиксированная субстанция, подобная ему. 


Как адепт видит, что он в начале пути и делает всё правильно?
Когда он находит растворитель и диссолюция прошла успешно и субстанция  стала единой формой и материей в период растворения.

Сколько растворений (солюций) в Философской Работе?
Первое растворение это сведение грубой металлической сущности к её первоэлементам Сульфуру и живому серебру, второе физическая субстанция и её становление, и третье растворение  минеральной земли

Как металлическое семя растворяется сначала в Меркурии потом в Сульфуре?
Благодаря нашему тайному Огню, который есть Горящая звезда/


Как происходит второе растворение?
Когда физическая субстанция сводится (редуцируется) к двум вышеназванным и приобретает их небесные качества.
В. Как называется Материя Философов на этом этапе?
О. Мы называем её нашим физическим изначальным Хаосом, потому что это действительно Первоматерия, имя которое мы не можем дать субстанции до её коньюнкции (соединния)с мужчиной – Сульфуром и с жнщиной - Серебром
А третий процесс растворения  (солюция)?
Увлажнение минеральной земли, что очень связано с процессом мультипликации
Какой огонь используется в этой операции?
Огонь, который существует в Природе.
Что есть сила Огня?
Он способен растворить все субстанции в мире, так как является основным принципом растворения (диссолюции) и разложения.


Почему его так же называют Меркурием?
Из за его летучей природы; и это самый субтильный пар, который так же, является частично Сульфуром.
Чем является Огонь для Философов?
Субъектом нашего Искусства.
Кто знает его тайны с ним и может его произвести?
Мудрецы и Философы могут его произвести и очистить.
Какая главная характеристика этого огня его эссенциальная сущность?
Он чрезмерно сухой, и находится в перманентном движении, его функция разлагать и приводить субстанции в активное состояние так например он циркулирует в
Как этот огонь проще отличить от других?
По его сульфурическим остаткам в которые он как бы завёрнут и солёной основе которая является как бы его одеждой.
Что надо добавить к этому огню что усилить его возможность к сжиганию женских останков?
Принимая во внимание его крайнюю сухость его требуется увлажнить.
В.Сколько видов огня у Философов?
О. У Философов три разновидности Огня; – естественный (натуральный) , неестественный и противоестественный (contra-natural)
В. В чём их отличие?
О: Естественный (природный, элементарный) огонь это мужской огонь, Главный Агент; неестественный огонь - женский, он есть универсальный Растворитель Натуры,  вскормленный белыми испарениями и принимающий их форму. Дым быстро улетучивается и благодаря философской сублимации становится материальным и блестящим. Огонь противоестсетвенный (Contra-Natural) тот который разлагает компоненты и у него есть сила освободить то что крепко сдерживает Натура/



В.Что содержит в себе материя?
О. Соль, Сульфур и Меркурий

В. Какая самая важная операция?
О. Успешная экстракция (извлечеие)  Соли, Сульфура и Меркурия. Что есть начало Делания.
В.Как это происходит?
О. В уникальном процессе сублимации (возгонки)
В.Какая первая субстанция извлекается ?
О. Меркурий в виде белого пара (дыма).
В.Что следует за этим?
О. Огненная ( igneous) вода – Сульфур.
В. Что потом?
О. Растворение (диссолюция) с помощью очищенной соли, в первую очередь мы делаем летучим фиксированное, потом превращаем летучее в сокровенную землю, которая есть Сосуд Философов и печать совершенства.
В.Когда Философ должен начинать свою работу?
О. На рассвете.
В. А когда Философ отдыхает?
О. Когда достиг завершения своей Работы.
В.А когда наступает это время?
О. В полдень, когда Солнце в своём зените, и сын Дневной Звезды предстаёт во всё своём блеске.
В Вы начинающий философ?
О. Мои друзья и мудрецы знают меня.
В. Каков возраст Философа?
О. С начала его исследований до его первых  успехов (открытий); в действительности у Философа нет возраста, для него это не имеет значения.