Не по-ницшеански, а по-человечески

Сергей Корягин
 Текст написан для форума "Философский штурм". Уважаемый Derus! Среди идей тоже есть лидеры, ведущие, И здесь  Ницше как автор идеи к власти и могуществу оказался впереди. Вы стоите где-то в очереди, ближе к первому, дальше – не станем выяснять. Из науки эта идея перешла в политику – это естественно: для того и пишут философы, чтобы направить мозги политиков в определенную сторону. Поэтому не открещивайтесь от великого философа. Признайте Ницше своим отцом, о котором Вы ничего не знали или мало что знали. Обычное явление – незаконнорожденные дети. Да, Вы не дошли до морали рабов и аристократов, но Вы шли по этой дороге и рано или поздно дошли бы.

«Никакая идея ничего не стоит, если с помощью нее нельзя вырваться вперед в своем  могуществе кому-либо в одиночку или с единомышленниками» – одна из Ваших замечательных мыслей. И она не нова. И замечательна она своим напором, своей агрессивностью, стремлением раз и навсегда покончить со всеми проблемами. Например, окончательно уничтожить эксплуатацию человека человеком, окончательно решить еврейский вопрос, разом покончить с инакомыслием. И вот в XX-м столетии мир пережил всплеск безумия дважды – большевистский и нацистский,  его принесли людям как раз те «непоседы», которые жаждали «вырваться вперед в своем могуществе».

Мне, однако, симпатичнее вот такая банальная мысль: не надо строить рая на земле, тем более – окончательного,  важнее не допустить ада. В общем и целом,  история, полагаю я, проводит свою работу (реализует идеи истины и добра) серьезно и сосредоточенно. Медленно, с задержками, с зигзагами, с возвращением назад. Ставит опыты. Можно предположить, что большевизм и  нацизм – это специально поставленные историей опыты, очень жестокие уроки, чтобы укротить спесь политикам, которые  «гонят коней галопом», «скачут", делают рывки.

Конечно, жить – это стремиться, это реализовать волю. Вопрос только в том, к чему стремиться. Ведь и преступники к чему-то стремятся. Назовем важными ценностями  мощь, силу, славу, богатство? Назовем. Но останемся людьми, будем чувствовать локоть  близкого человека, товарища по работе, каждого гражданина государства. «Как раз мы только и видим, что во всякий момент то или иное общество успешно подминает под себя другие или другое общество», – прочитал я у Вас. Верное замечание, но не совсем верное. Нацисты подминали под себя другие народы, а союзники освободили их от «подминателя». Советский Союз придавил своим весом народы Восточной Европы, переломал им кости, однако сама история наказала его за это. В реальной жизни отдельные люди и государства творят добро и зло, освобождают и порабощают, сотрудничают и сражаются друг с другом. Мировой разум ведет народы к свободе, но на пути ставит заграждения, чтобы они катились не по прямой дороге и  под гору, но преодолевали препятствия, пробивали стены, работали, наживали мозоли. Совершенствовались, Страдали и радовались,  любили и ненавидели. Погибали и выживали.

Воля к власти присутствует в человеческих устремлениях? Несомненно присутствует. Но, во-первых, это совсем не обязательно должна быть воля к подавлению, к порабощению. Существует нравственный авторитет, идейный (идеологический) авторитет, авторитет любви (в семье). Во-вторых, рядом с волей к власти, существует, живет, работает воля к разным, весьма многим, видам деятельности (наука, искусство, спорт, физический труд). Есть чувства, которые мы сдерживаем, есть стремления, которые мы подавляем, с разным успехом, разумеется. И волю к господству над другим, над другими, мы также можем сдержать. Везде я хочу быть первым, однако отстающему от меня на шаг подаю руку и говорю: «Подтянись!» Конечно, это не по-ницшеански, это по-человечески. 

«Развитие общества в том и заключается, что механизмы подчинения становятся более опосредованными. Ведь теперь можно владеть людьми информационно, экономически, медицински и т.д.» – еще Ваша мысль. Да, мысль «владеть людьми» поразила Вашу душу до основания. Владеть вещами Вам мало, дайте Вам людей в качестве рабов, крепостных крестьян; нацистских или советских подданных, идейная жизнь которых была полностью задавлена. Если я их не взял кнутом, то прооперирую их и сделаю идиотами, но подчиню себе. Гегель определил идею свободы как основную идею исторического прогресса, потому что  видел, как велика жажда у некоторых его двуногих соплеменников превратить человека в скотину, которой можно управлять с помощью плети.

Волю к свободе через познание абсолютной идеи, абсолютного духа я ставлю на первое место среди всех прочих воль. А волю к власти следует «держать за узду», причем элемент насилия применять лишь к уголовникам и в случае защиты от внешней агрессии. Чтобы управлять гражданами государства, нужна теория управления, а не теория властвования, подавления, возвышения одних и унижения других. Идеальными отношениями общественной жизни являются отношения самоуправления. Понедельник, 18 июля 2011 г.