Шаланды, полные кефали - 3

Пётр Бутько
   ...или зачем всё это было нужно?

   В 80-е годы рыбу ловило 300 000 человек. Посылая такую массу народа в моря, государство решало сразу несколько задач. Во-первых, боролось с безработицей. Неважно, что рыбная промышленность СССР была планово-убыточной (да-да, затраты на содержание БМРТ, РТМС, РТМА, плавбаз не покрывались выловленной рыбой), неважно, что наши суда были морально устаревшими уже чуть ли не на стадии проектирования, что иностранцы на траулерах с гораздо меньшим экипажем работали гораздо эффективнее, что топлива ИХ суда жрали в два раза меньше, что зарплата ИХ рыбаков была на порядок выше, что условия труда и быта были куда лучше, чем у нас. Плевать, что у нас кондиционеры были только на малотоннажных судах, и то не на всех. Советские моряки - не кисейные барышни, и 40-45 градусов в каюте где-нибудь в Юго-Восточной Атлантике - пустяк! Зато у нас все были при деле. А ведь из одних только дармоедов - замполитов (помполитов по флотски) можно было сколотить цельный строительный трест - и пусть бы они решали острейшую жилищную проблему!

   (На берегу, между прочим, то же самое было. Последний алкаш - лодырюга, которого в нормальном обществе гнали бы отовсюду ссаными тряпками, на советских предприятиях с уверенностью смотрел в будущее и свой ежедневный пузырь плодово - ягодного всегда мог гарантированно выпить).

   Ещё добавлю, что мы помогали бороться с безработицей и клятому Западу, обеспечивая заказами судостроительные компании. И расплачивались с ними, кстати, не рублями с Лениным в кепке. Как брякнул один старпом на приёмке судна в Штральзунде: "Лучше бы на эти деньги современный свиноводческий комплекс купили", и после этого он был вынужден уехать на Дальний Восток, формально по собственному желанию, но мы-то поняли...

   Во-вторых, решалась проблема обеспечения населения белковой пищей. Из-за трудностей с производством мяса в стране в 1975-м году был даже введён так называемый "рыбный день". (Историк-кун напоминает, что в 1982-м году была ещё и Продовольственная программа принята). Ну, о качестве добываемой рыбы я уже упоминал. Хотя опять же - у советских собственная гордость, на буржуев смотрим свысока! Мы назло будем есть минтая, мойву и (извините) путассу. А буржуи пусть давятся тунцом, марлином, форелью и конгрио.

   Старшее поколение наверняка помнит, как престижно было поставить на праздничный стол дефицитную баночку латвийских шпрот. Это был такой советский бренд наряду с "Рижским бальзамом" и эстонским "Вана Таллином". Стоила эта баночка, по-моему, три рубля (большие деньги!). А ведь всего-то килька в масле! Сейчас эти шпроты вон в "Линии" горкой стоят. Кстати, ностальгирующим по СССР: в той же "Линии" полный набор советских консервов - от сайры до сардинеллы, только ещё печень трески добавилась и красная икра, тоже дефицит в своё время.

   В-третьих, идеологическая составляющая. По замыслу партии (КПСС, другой не было) мы, советские моряки, должны были стать проводниками коммунистических идей в развивающихся странах мира. И не наша вина, что хотели как лучше, а получалось как всегда. Не забуду, с каким, хоть и скрываемым, но тем не менее отчётливо видным презрением смотрели на нас торговцы-индусы на Канарах, когда мы, доставая из кармана жалкую кучку песет, покупали у них "американские" джинсы, сплошь и рядом сшитые тут же, в задней комнате. "Ну что с них взять? Sosialismo!" - читалось на их раздобревших от сытой жизни рожах. (К слову - надо полагать, что примерно то же самое о нас думали иностранцы, помогавшие строить ОЭМК, когда тупое быдло, позоря страну, воровало у них остродефицитные шлифмашинки и электродрели).
Эти джинсы потом продавались в СССР за 150-200 рублей. Воля ваша, но есть что-то ненормальное в экономике страны, в которой копеечные рабочие брюки стоят среднемесячную зарплату...

   Или как посмеивались над нами японцы в Мавритании, когда осьминог не ловился, гад, а мы были тем не менее вынуждены цедить воду. Узкоглазые (те ещё браконьеры, между прочим!), отстаиваясь в порту Нуадибу и потягивая пивко в ожидании погоды, показывали пальцем: "Рюскэ, рови-рови, даваё пран!" (Русские, ловите-ловите, давайте план!). И мы идём, за траление от силы ящик этого осьминога поймаем, зато топлива спалим - полторы тонны в сутки. Вот вам и рентабельность! Но попробуй докажи береговому начальству в Клайпеде, что выходить в море нет смысла - осьминог ушёл на глубину или куда он там делся...

   Продолжение следует...