Хранитель истории

Андрей Снятков
Вещи - особенным образом старые, обладают странным свойством: крепкой нитью воспоминаний связывать призрачное прошлое и пронзительное настоящее. Порой, можно по ним изучать и саму историю государства.
Вот, к примеру, обычный берестяной - неплетеный - короб.
Как принято, делал его крестьянин вручную и без единого гвоздя, как говорится – на века. Может, понадобился под какие-то домашние припасы или продукты с собой носить на сенокос? Да мало ли для чего может пригодиться такая добротная штука… Пользовались, видимо, коробом бережно, и почем зря не трепали – сохранился он замечательно, поди, век ему или поболе? В нашей избе появился сей короб почти случайно – дядя мой принес, давно уж, лет тридцать-сорок тому минуло. Работал он в те годы вальщиком леса, и однажды делянка бригаде выпала как раз неподалеку от небольшой заброшенной деревеньки - домов с пяток всего. Вот и забрел дядя в одну избу, полюбопытствовать, что да как, и подивился - все на месте: весь скарб, вся утварь домашняя, посуда, мебель! Словно хозяева только недавно тут были, да куда-то ушли, лишь высокий бурьян вокруг домов и на огородах убеждал – нет здесь никого, один ветер гуляет по избам.
А избы-то, как водится на Севере, громадные, в два этажа, с большими сеновалами и хлевами, многочисленными клетями и клетушками, белыми да черными горенками, с огромными русскими печами – жизнь-то северная сурова, вот и строились так, чтоб без надобности пореже на улицу выходить. Жили в этих избах-хоромах дружно, поколениями, порой по несколько семей вместе. Всякое бывало, но чтоб свой дом бросать – такого не случалось.
Пока не придумали в верхах власти советской, чтоб в колхозах сгонять людей из небольших удаленных деревень и деревенек на «центральную усадьбу». Сколько в момент таких деревень по стране обескровили!!! И мне самому тоже, в 90-е годы века прошлого, доводилось попадать в такие селения-призраки – страшное зрелище.  Воистину, дорога в ад вымощена благими намерениями. Скольким людям и семьям сии «благие» решения с целью «сэкономить» исковеркали жизнь, сломали судьбы, выдернули из-под ног опору. Может, потому и не стало потом и этой «экономной» власти, да и самого государства, что их важнейшей опорой как раз такие люди и были?
Но полно! Что без толку ворошить ветхое прошлое? Короб службу справно исполняет, жалоб нет. Не из болтливых служака берестяной - из северян-молчунов. Да что и рассказывать-то? Рассказы – забота жителя праздного, городского. А в деревне – не то, что болтать, продохнуть порой некогда: все дела, дела, дела…
И лишь старые вещи хранят путь-дорогу, не мешая суету прошлого с неразберихой настоящего, посему – и мы сохраним их. Мало ли, вдруг наши внуки у них что вызнают?!