Полосатый рейс

Владимир Гречанинов
(Откуда взялись наши миллионеры)

 В один из ослепительных августов­ских дней, когда на московских улицах уже попадаются счастливцы, бережно прижимающие к себе полосатые, как коты, арбузы, на разо­гретый бетон волгоградского аэропор­та ступил молодой человек продуман­но броской наружности: спортивная обувь, косоворотка с иномаркой, бород­ка, дырчатая кепка-менингитка. Выйдя на площадь, приезжий уверенно обогнул толкотню автобусной стоянки и уселся в такси.

— Гостиница? Панорама, мемориал Победы? — поинтересовался водитель, косясь на экипировку приезжего.

— Ты, шеф, вот что... Не в кур­се—стоянка рефрижераторов у тран­спортного предприятия,  как его... УТЭПа... еще цела?

— Это та,  что за кирпичным заво­дом? — уважительно переспросил шеф.— А куда она денется?

— Вот туда и рули.

Стоянка, шумная, как последний день ярмарки, точно была на месте. В придорожных кустах уютно гнездилась эскадра разноцветных «Вольво»,  КамАЗов, МАЗов с преобладанием гор­танных номеров юга—ГАН, ГОН, АГО.

Поодаль с купеческой чинностью вос­седали их водители.

— Жди! — приказал шефу приезжий и вклинился в толпу окружавших води­телей личностей.

— Какие тут дела?—поинтересо­вался приезжий, уцепив одну из них за рукав.

— Дела,  как сажа бела,—развязно отвечала личность.— Что везти собрал­ся?

— Арбуз. Он теперь на столичных рынках в самой цене—от полутора до двух рэ.

— Грамотно рассуждаешь. Лук - дело копеечное, помидор тут еще не вызрел, а арбуза навалом. Слушай сю­да. — И личность приглушила го­лос.—Запомни: совхоз «Заветы…», ну, сам знаешь кого. Есть  там  деловой человек — недорого затарит рефриже­ратор под завязку. Усек? Толкнешь в Москве фуру с арбузами—потом мо­жешь год жить в Сочи и не работать.  С тебя стакан за информацию.

— А как насчет тачки?—указал приезжий на водителей.

— Дерут, шакалы, втридорога. Че­рез трансагентство теперь ездочку не оформишь—новые люди в трансагент­стве. Вот эти жучилы за горло и берут. Да ты сам поинтересуйся, а у меня, извини, дела.—И личность бесследно растворилась в толпе.

- Здорово, мужики,—стараясь выглядеть свойски, приветствовал приез­жий сановито сидящих рядком водите­лей.—Арбузы в столицу свезем?

— Это можно,—солидно откликну­лись двое с колючими взглядами и подбородками. И, оценивающе оглядев богатые одежды вероятного клиента, огласили условия:

—Пять кусков, доро­гой. За пять кусков—хоть на Колыму!

— Пять тыщ! Недешево,—заспорил было приезжий.

— По таксе, дорогой, по таксе,— сурово пресекли торг автовладельцы. — В трансагентстве оно, конечно, впятеро дешевле, да только кто тебе там эту ездочку оформит, а? Нет, борода, тут меньше не платят. Риск! Зато доставим  без заминки. И справку выдадим, будто вырастил ты двадцать пять тонн арбу­зов на персональной бахче, а значит,  продать можешь законно. Товар-то не теще в подарок везешь, верно? Ну что, по рукам?

— По   рукам,—согласился   кли­ент.  — Тогда так,  я поехал договариваться насчет арбузов, а вы ждите. Завтра тронем.

Назавтра оранжевый «жигуль» с тремя седоками подкатил к стойбищу рефрижераторов.

— А мы, борода, думали, ты уж не приедешь.  Чуть клиента с луком не взяли, — приветствовали водители вылезшего из «жигуля» приезжего и его  спутников.—Где грузимся?

  — В «Заветах Ильича». Условия те же? Тогда трогай за «жигулем»—водила дорогу знает.

И  МАЗ, старательно обходя посты  ГАИ, двинул из города загружаться полосатой продукцией.

— А как с оформлением нашей поездочки?—трясясь в кабине, нервничал  клиент.—Не тормознут нас с грузом на   трассе?               

— Все давно оформлено,—успокоили водители.— И вообще, дорогой, это трудности не твои.  Ты бабки готовь. Половину сейчас.  Дорога неблизкая, кой-какие расходы предвидятся. Нам, если честно, от всех денег больше трех кусков  не перепадет. А дрейфишь—дуй в столицу самолетом и встречай нас на месте. Но лучше с нами.  Документы  железные, проскочим. Что за черт...

 На подъезде к арбузному совхозу дорогу преградил человек с жезлом.

— В чем дело, начальник?!—выскакивая из кабины, заголосили водители.—Пропускай. Следуем в Москву со  спецгрузом.

— Проверим.   

— Стой! Шарахнет!!!—И водители самоотверженно заслонили дверцу телами.—Там же взрывчатка. Не ве­ришь—посмотри документ.

— Авось не шарахнет,—отозвался человек с жезлом, отворяя девственно пустой кузов.— Похоже, вышла со спецгрузом утруска. Придется пройти. И будем знакомы—оперуполномоченный УБХСС Владимир Еликов.

 — Геворг Бабаян, водитель, мои помошник - Андроник Сукиасян. Только тормознули нас зря—ничего плохого мы   делать   не   собирались.   А этих, — Г. Бабаян указал на приезжего и  двух его спутников,  - знать не знаем.

 — Это исправимо—весело откликнулись бывшие клиенты, и перед лева­ками раскрылись удостоверения: капитана УБХСС Г. С. Попова, старшего лейтенанта   ГАИ А. А. Кудякова и вашего корреспондента.

— Кстати, это не вы обронили?—поинтересовался Г.С.Попов, со­бирая обрывки выброшенной водителями бумаги.—Совершенно напрасно. Это, как я вижу, запасной путевой лист, что для   нас   небезынтересно.   Как- никак—документ строжайшей госотчетности. А теперь поговорим всерьез.

- Да,  решили слегка подзаработать, — неохотно признались леваки.— А что, разве мы одни?

Тут водители не ошиблись.

Далеко не одни только гр. Бабаян и Сукиасян грешат частнопредпринимательским использованием госмашин. Ровно за год до описанной операции автор уже побывал на этой рефрижераторной стоянке и углядел там точно такую же карти­ну—те же ГАН, ГОН, АГО. Тогда и возникла идея этой операции.

Нет, кое-что, конечно, изменилось. В прошлом году было как? Приходит обре­мененный избытком овощей и фруктов гражданин в трансагентство, а ему: из­вините, отправить ваши... э-э... излишки за пределы области не беремся — заня­ты вывозом урожая. А вот приискать машину сами можете—есть тут одна стояночка...

Предприимчивый гражда­нин машину, понятно, находит. После чего трансагентство поездочку—ладно уж!—оформляет. Ясное дело, небезвозмездно Не оставались внакладе и  леваки—цену-то клиенту назначают они.

За эту чуткость к запросам отдельных граждан, как сказали бы теперь, предпринимателей,  начальник трансагентства и ряд других транспортных командиров  пере­местились из руководящих кабинетов в неуютные казенные помещения. Раздобыть  документы стало сложнее, и потому если в прошлом году ездка в Москву стоила две тысячи, то в нынешнем — пять.

Вообще, изобретательности левака можно  только подивиться. Документы документами, но ведь нужно еще пробраться  в Волгоград с пустым кузовом сквозь  бесчисленные посты ГАИ, миновать сети  отлавливающих порожняк узловых  транспортно-экспедиционных предприятий  (УТЭПов). Как?

И автор, не прибегая гая более к перевоплощениям (неспортивная  обувь, рубашка «Восход»), отправился за разъяснениями  к новому замначальника волгоградского УТЭПа.   

— Скажите, почему уборочную по­ру, когда автотранспорт дефицит, прямо под вашими окнами неделями загорают десятки большегрузов? — по­интересовался корреспондент, предъ­являя пространный список номеров «срисованных» на стоянке.

— А где вы видите эти маши­ны?—отпарировал Алексеенко, предъ­являя регистрационный журнал. — Они к нам еще не прибыли. Во всяком случае, регистрироваться их водители не захо­тели — охота им за одну только зарпла­ту возить скучные государственные грузы. И осилить этих леваков мы не можем. Проверь у них сейчас документы—путевой лист, то­варно-транспортную накладную, и ока­жется, что следуют леваки по законно­му маршруту с полным кузовом. А откро­ешь кузов—пусто или одна-две тонны. Значит, грузи себе арбузы, помидоры, картошку... Вот, пожалуйста!..—И Алексеенко выложил на стол габаритную папку.

— Больше тысячи таких деляг отлавливаем мы ежегодно. А дальше? Отнимаем путевые документы. Так у  них обязательно есть и запасные. Пишем в их автохозяйства. И нам, случается  даже отвечают - водителю поставлено на вид.  А он с этим видом уж опять тут как тут. И, ясно, опять с пустым кузовом и железными документами!..

— С бумагами —беда,—поддержал Алексеенко замначальника волгоград­ского УГАИ В.И.Баринов.—«Под чер­ным флагом», то есть совсем без доку­ментов, теперь путешествовать не рис­куют, разживаются внушительными бу­магами. Думаете, полез бы задейство­ванный в вашей операции работник ми­лиции открывать кузов, не знай он наверняка, что кузов пуст? Да ни за что! А вдруг и вправду взрывчатка! А вот откуда берутся эти документы—вопрос особый. Иные типографии тиражируют их почем зря. Контроля за ними в автохозяйствах никакого. А бывает, до­стают водители и липу, подделывают печати. Но эти,  похоже, подлин­ные,—рассматривая путевой лист и ко­мандировку задержанных, заметил Баринов.— А ну-ка, проверим...

И в Ереван ушел запрос: «Прошу проверить принадлежность автомаши­ны МАЗ-509...».

Из незамедлительно полученного по телетайпу ответа явствовало, что ма­шина приписана к одной из организаций треста «Союзмелиовзрывпром»  Минводхоза СССР.

— Печать на документах ереван­ская. А вот почему у машины для взрыввеществ не спецкузов, а прицеп-рефрижератор и зачем руководство отрядило эту машину порожняком в Вол­гоград, выдав под эту ездочку две тысячи литров горючего,—вам ответят только в Армении.

 

Ереван встретил курортной погодой и безоблачным неведением.

— Что делает наша машина в Вол­гограде? Понятия не имею,—чистосер­дечно призналось руководство в лице А.М.Галяна, воззрясь на докумен­ты.—Печать на путевке, правда, наша. Но машину—клянусь!—я никуда не от­правлял. Да и путевого листа с таким номером наша организация никогда не получала.

— Выходит, машина сейчас в гара­же?—предположил корреспондент.

— Выходит, так.

— И где же она? Где ваши работни­ки Бабаян и Сукиасян?—настойчиво допытывался корреспондент уже у на­чальника гаража М. Н. Сукиасяна—вот странное совпадение!—родителя одно­го из задержанных.

— Клянусь, только что были здесь! Может, поехали куда ремонтировать­ся?—изумлялся начальник,  из-под ла­дошки озирая гаражную территорию.

Из дальнейшего разговора стало ясно только одно: без компетентных орга­нов тут не разобраться.

— И разберемся,—пообещали кор­респонденту в УБХСС Армении. —И с чьего ведома отправлена машина на левые заработки, и как попал к водите­лям путевой лист—его бланк, кстати, был когда-то выдан другому предпри­ятию. Сомнения нет в одном — транспорт на этом предприятии бесконтролен. Что далеко не исключе­ние.

 А пока компетентные органы разбираются с этим частным случаем, хорошо бы транспортным ведомствам задуматься о том, что леваки почти безбоязненно трудятся не толь­ко в Закавказье, а стоянки, подобные волгоградской, имеются и в других горо­дах.

А заодно о той неоценимой (точнее,  оцениваемой весьма высоко) помощи,  которую приносят леваки недобросовестной прослойке граждан, именуемой рыночными  спекулянтами.

Ведь и без высшей математики ясно: проверни    автор эту арбузную операцию все­рьез — жил бы он сейчас точно в Сочи.  И — не работал!

1984