271 стрелковая дивизия на Северном Кавказе

Владимир Пузиков
Часть 3. 271-я стрелковая дивизия на Северном Кавказе

1 сентября 1942 года 271-я стрелковая дивизия вошла в состав 58-й армии генерала-майора К.С. Мельника Северной группы войск и была дислоцирована в районе Махачкалы, во втором эшелоне 44-й армии.

Но с ноября 1942 года дивизию перебросили на правый берег реки Терек  в район Малгобека и ее подразделения вступили в тяжелые оборонительные бои с врагом.

Обстановка в 58-й армии была крайне тяжелой: полноценный подвоз боеприпасов и питания, эвакуацию раненых, до нового года наладить не удалось. Большая часть личного состава всю зиму воевала в летнем обмундировании.

Отборным частям гитлеровцев с нашей стороны были противопоставлены необстрелянные, плохо обученные, голодные и полураздетые бойцы-кавказцы, которых в составе армии было более 60 процентов. Они плохо знали русский язык и многие не понимали команд командиров.

Начальник штаба Северной группы войск генерал-майор Забалуев А.А. в аналитической записке командованию сообщал: «…Пехотинцы азербайджанской национальности смело шли вперед и не останавливались перед танковыми атаками, но зачастую, без поддержки огня бронебойщиков, не умея применять противотанковые гранаты и бутылки, несли большие потери».

Командующий Северной группы войск генерал-лейтенант Масленников 23 декабря 1942 года поставил перед Генеральным штабом вопрос о комплектации дивизий более подготовленными воинами, из числа сибиряков, уральцев, ставропольцев и т.д.

Он докладывал:
«…Дивизии слабоманевренные, не стойкие и не способные к наступательным действиям. Целые подразделения дивизий ложатся перед первым разрядом мины или снаряда. Поднять такие подразделения тяжело».

Разобраться с состоянием боевого духа в войсках И. Сталин прислал Лазаря Кагановича – члена Государственного Комитета Обороны, назначенного членом Военного совета Закавказского фронта.

Каганович уверенно и решительно пресек недопустимое поведение генерала Масленникова в отношении национальных дивизий, потому что заменить их было не кем. Вместе с тем были приняты меры по улучшению питания и бытовых условий бойцов, подготовке командных кадров, укреплению партийных и комсомольских организаций.

Не смотря на слабую подготовку армейского пополнения, Северная группа войск превосходила немецкие и румынские части на данном участке фронта по пехоте в 3 раза, по артиллерии в 2 раза, по минометам в 4 раза, а количество танков было поровну.

С 1 января 1943 года 271-я дивизия была включена в составе 44-ой армии генерал-майора В.А. Хоменко.

***

    В книге «Заговорили обелиски» авторов И. Землякова и В. Остапенко есть эпизод о начале освобождения Ставрополья:
«…Пасмурное утро 1 января 1943 года. Ударили наши «катюши» и ствольная артиллерия. Пороховым дымом и пламенем окуталось небо, ахнула, закачалась земля.

    347-я, 271-я, 151-я стрелковые дивизии, 5-й гвардейский Донской кавалерийский корпус, воинские части и подразделения 44-й армии двинулись на прорыв вражеской обороны.

    Сбив боевое охранение противника, подразделения 865-го стрелкового полка 271-й стрелковой дивизии, преодолевая открытую местность, цепью пошли на Ага-Батыр».

Ф.Ф. Зеленский, ветеран 271-й стрелковой дивизии, участвовал в этих боях. 1 сентября 1981 года он вспоминал:

«…И вот первый в жизни бой. Настоящий, не учебный.
В начале 1943 года советские войска на Кавказе перешли в наступление, и наш артиллерийский полк перебросили под Моздок. Ночью окопались, а утром действовали бок о бок с испытанными фронтовиками.

Командир батареи, оборудовавший свой наблюдательный пункт неподалеку от переднего края, чтобы хорошо видеть результаты стрельбы, дал команду:
- Батарея, по местам! Прицел 165, левее 04, уровень на середину, угломер 12, отметиться по точке наводки. Осколочный – один снаряд. Огонь!
Выстрел.
- Откат нормальный, - отвечает наводчик.
- Прицел 165, правее 02. Первое, огонь!

Еще выстрел. Мы поняли: комбат пристреливает цель. А главная работа будет сейчас.
Когда все орудия сделали пристрелку, поступила команда:
- Батарея, залпом шесть снарядов, беглый огонь!

Прицел пошел за двести. Это значит: немцы покинули свои окопы и отступают. В самый раз их бить, да побыстрее, пока не спрятались в окопы. Стреляли много и долго. И хоть день был морозный, нам стало жарко.

- Батарея, отбой! Батарейцам от имени командира объявляю благодарность за отличную стрельбу.

Первая радость для нас, необстрелянных ребят.
- Как дела, ребята? Наверное, обедать пора!
Есть, конечно, хотелось. Но интересовало другое, куда стреляли, что уничтожили.

Едем в сторону Моздока. Вот и место, по которому вели огонь. Валяются трупы гитлеровцев. Их много. Разбита минометная батарея. Разлетелись в куски доты и дзоты. Громадные деревья вырваны с корнем.

И я подумал: «Да, сильна артиллерия. Настоящий бог войны».  (Л 37)

***

Геройски сражались артиллеристы 1-го артдивизиона, благодарненцы: командир 1-го орудия Петр Каркачев и наводчик Иван Филиппов, командир второго орудия Василий Долгий, наводчик Павел Доценко и заряжающий Григорий Махров, командир 3-го орудия Иван Шевелев, подносчики снарядов Василий Плющенко, Виктор Еременко и другие бойцы.

Метко и эффективно била по врагу 2-я батарея, многие танки противника пылали от попаданий прямой наводкой. Командир 2-го взвода лейтенант Алексей Москалев, бойцы Андрей Панасенко и Иван Бобров подбили три танка, остальные повернули назад, скрылись в дымовой завесе.

Гитлеровцы отчаянно сопротивлялись. Отступая, они то и дело контратаковали советские части. Только в бою под с. Полтавским в первые дни января части 271-й дивизии потеряли 496 бойцов и командиров.

Однако упорство противника было сломлено, дивизия овладела превращенным в узел обороны с. Ага-Батыр, освободила все  населенные пункты Курского района.


***

В директиве командующего Северной группы войск Закавказского фронта № 014/ОП на преследование противника от 5 января 1943 года в отношении 271-й дивизии находим следующий приказ:

«…Шестое. 44-й армии в составе 151, 271, 416, 347-й стрелковых дивизий… продолжить преследование противника в направлении Солдато-Александровское, Садовое, ликвидируя остатки гарнизонов противника восточнее р. Кума и, отрезая пути отхода противника с рубежа р. Мокрая Буйвола и р. Кума со стороны Буденновска, имея ближайшей задачей 7.1.43 г. овладеть Отказное, Новозаведенное, дальнейшая задача – развивать удар в направлении Александровское, Садовое. Штаб армии – Русский 2, Курская, Горькая Балка».

    271-я стрелковая дивизия, в ее составе наши земляки, освобождала северо-восточную часть Прохладненского района Кабардино-Балкарии, ставропольские села Новоселицкое, Журавское, Александровское, Грачевку, Труновское.

***

Об участии в этих событиях в районной газете «Ленинское знамя» 9 Мая 1965 года рассказывал В. Долгий:

«…В боях мне довелось участвовать с 1942 года. Дивизия, в которой я служил, начала героическое наступление из-под Моздока. Путь наш шел через станицу Курскую, села Отказное, Воронцово-Александровское, Новоселицкое, Александровское, зерносовхоз «Ставропольский».
 
Со мной служило много земляков-однополчан: А.Г. Крылов, Г.И. Махров, С.М. Григорьев, А.Г. Панарин, И.М. Приставка.

На втором отделении Ставропольского зерносовхоза трудится кавалер ордена Славы П.Ф. Каркачев, такой же орден имеет агроном бригады № 1 колхоза «Россия» И.С. Филиппов. В селе Благодарном живет наш однополчанин П.И. Исаев.

В день 20-летия Победы не забудем тех, кто пал в борьбе с фашистом, - артиллеристов П.И. Доценко, И.И. Боброва, В.К. Плющенко – жителей села Спасского».  (Л 6)

14 апреля 2010 г.   г. Благодарный