Эволюция Информационного поля. Часть III-я

Пришелец
В природе проявляется такая высокая степень разума,
 что вся значимость, которую люди придают своему
 мышлению, кажется по сравнению
 с ней абсолютно ничтожной.

А. Эйнштейн

В предыдущей части мы говорили с вами о том, что после своей интеграции в эгрегор солнечной системы, информационное поле биосферы приобрело ряд качеств, которые позволили ему самостоятельно выявлять и утилизировать «паразитирующие» информационные структуры. В этой главе мы остановимся на этом подробнее.
Эволюционный процесс всегда включает несколько параллельных вариантов развития того или иного объекта. Эволюцию живых существ можно представить в виде величественного раскидистого дерева, корни которого скрыты от нас в глубине веков. Говоря о биологической эволюции, мы рассматриваем лишь надземную часть генетического древа, которая, согласно всем современным научным данным, развивалась постепенно – как растет любое дерево. Сначала идет ствол, потом – большие ветви, от них – более мелкие ветки, затем веточки и так далее. Нам не дано видеть ветвей эволюционного древа – их составляют давным-давно исчезнувшие виды, жившие десятки и сотни миллионов лет назад. Многие из них не оставили даже следа в палеонтологической летописи, а о других нам рассказывают ископаемые находки. Реально мы наблюдаем только густую крону, где листочки – ныне существующие виды, одним из которых является биологический вид Homo sapiens, рода Человек (Homo) семейства Люди (Hominidae) отряда Приматов (Primates) класса Млекопитающих (Mammalia).
В первом приближении, филогенетическое древо можно рассматривать как схему структурной организации информационных блоков, отделов и подотделов эгрегора биосферы. В предыдущих главах упоминалось, что в биологических объектах на молекулярном уровне,  эгрегор представлен  молекулами ДНК и РНК. Поэтому для более глубокого понимания процесса развития информационного поля биосферы, нам нужно рассмотреть те генетические изменения, которые инициирует эгрегор в ходе эволюции многоклеточных организмов.
Эта инициация во многом связана с изменением ДНК, представляющей собой последовательность четырех химических соединений – нуклеотидов A, T, C, G (аденин, тимин, цитозин, гуанин). Все ДНК организма называется геномом. Определенные участки ДНК, гены, кодируют белки; имеются также некодирующие участки генома. Это и есть генетический текст, определяющий как видовые признаки, общие для всего вида, так и уникальные особенности, отличающие данную особь от других представителей того же вида. ДНК любого организма подвержена мутациям, часть которых не изменяют числа нуклеотидов на данном участке ДНК, а лишь заменяют их на другие, например, С на Т. Но возможны и более сложные процессы: выпадения, вставки, удвоения нуклеотидов и перемещения фрагментов ДНК из одной части генома в другую; не исключен даже перенос ДНК между разными видами.
Мутация – редкое событие. Вероятность того, что данный нуклеотид в ДНК потомка будет изменен, по сравнению с родительским, примерно равна десять в минус девятой степени процента.  Однако, для громадных промежутков времени, на протяжении которых разыгрывается эволюционный процесс, для всего генома, состоящего из огромного числа нуклеотидов (у человека их 3 млрд. ), это ощутимая величина. Особи с вредными для организма нарушениями не выживают или не участвуют в размножении, и потому мутации далее в поколениях не передаются. Полезные же изменения могут наследоваться потомками: так из поколения в поколение генетическая информация преобразуется – в этом и заключается генетическая суть процесса эволюции.
Итак,  мы видим, что в результате  инициирования небольших изменений (мутаций) на уровне ДНК, в организмах образуются  те или иные свойства. Полезные свойства накапливаются эгрегором и он включает механизм передачи их по наследственности, а вредные блокируются и исключаются из процесса информационного обмена. Эти блоки удаляются из управляющей структуры ( из тела) и размещаются во «временном хранилище».  Ранее сообщалось, что  «тело» эгрегора  локализовано в пространстве, называемом астральным планом, поэтому давайте  рассмотрим  само понятие - астральный план. 
 Астральный план, Астра;л (лат. astra «звезда»), астральный мир, Мир эмоций, Тонкий мир, тонкий план — эзотерически - философское понятие информационно-энергетической субстанции пространственного бытия всего сущего; более вольно используется в оккультизме для обозначения определенного рода иного мира, отличного от мира материального. Также есть определение, что Тонкий (астральный план) в разных оккультных, эзотерических и религиозных системах, термин, описывающий метафизический, бестелесный уровень существования, не поддающийся изучению научными средствами.  В конце 19-го и начале 20-го века термин был популяризирован Теософией, в особенности разработан Анни Безант и Чарльзом Ледбитером, и позднее Алисой Бейли. В этой космологии астрал есть первый метафизический план после физического, но «плотнее» чем ментальный план. Астральный план также иногда называется Миром желаний или Миром иллюзий, и он соответствует кармическому плану Блаватской. В Агни-Йоге астральный уровень называется Тонким Миром, располагаясь между Миром Плотным и Миром Огненным и «жизненный» мир в философии Шри Ауробиндо и Мирра Альфасса.
Астральный план неоднороден и представляет собой многоуровневый пространственный континуум, который является одной из составляющих сфер - регуляторов жизненных процессов и информационным накопителем, хранящим и отображающим все события, происходившие и происходящие во вселенной, в том числе и в  биосфере Земли,   от молекулярного, до планетарного уровня. Эта «живая, образная память» эгрегора, которая постоянно пополняется новыми данными. Было бы уместным, в рамках этого описания, дать разъяснение отличия таких понятий, как эфирный,  астральный, ментальный, казуальный, атманический, абсолютный   планы от «мировых плоскостей жизни». В природе существуют «внутренняя мерность» и «внешняя мерность». Внутренняя мерность – это протяжённость всего комплекса, который называется «телом» или проявленной индивидуальностью субъекта, в которой каждый последующий уровень отличается от предыдущего «плотностью» или несущей «мировой частотой» вибрации. Внешняя мерность – это последовательность «мировых плоскостей жизни», представляющих собой «поле воплощения», подчиняющегося уникальному набору законов, действующих только в данном поле. В эзотерике и оккультизме часто смешивают и то и другое, внося неразбериху и путаницу в описаниях структуры строения вселенной.  Это происходит потому, что отсутствует систематическое и объективное исследование этих феноменов. Ещё одной методологической ошибкой,  является смешивание энергетического силового комплекса тела, называемого чакрами, с внутренней и внешней мерностями. Энергетический силовой комплекс это система рецепторов, входящих в управляющую  структуру эгрегора нашего тела. Чакры  - это рецепторы и модуляторы и энергии, и информации одновременно. Они разлагают общий энергетический поток на соответствующие составляющие и входят в «чувственно-обменную» систему энергетической структуры человеческого эгрегора.  Все эти три фактора: внутренняя и внешняя мерность вместе с энергетическим каркасом составляют Единство Жизни или проявления.  Единственными людьми, которые в прошлом столетии подошли к изучению тонких структур системно, расширили знания о тонких мирах, исследовали проявление разума на клеточном уровне,  были Мирра Альфасса (известная как Мать) и Шри Ауробиндо Гхош.
 Если посмотреть на филогеническое древо, то видно, что в структуре информационного поля некогда были источники информации, которые давно уже исчезли с лица земли. Информация, как вид энергии, не исчезает и фиксируется в астральном хранилище.
В природе нет ничего «лишнего» и всё используется теми или иными существами как источник энергии. Поэтому низшие слои астрального плана представляют собой поле жизни для определённого вида животных. Эти формы, своеобразного животного мира астрала, возникли  параллельно эволюции жизни на нашем плане. Источником питания для них являются «информационные отходы». Информационные отходы – это части информационных структур, которые когда-то использовались эгрегорами, но со временем стали «лишними» в их структуре, а также и  «системные ошибки». Механизм очистки от «продуктов жизнедеятельности» у информационных полей похож на процесс метаболизма в биологических организмах (отходы капсулируются в компактную упаковку).  В астральном мире нет смерти, но есть процессы дезинтеграции информационных форм до уровня энергетических элементарных излучений. Поэтому астральные животные - это своего рода аккумуляторы, поглощая фрагментарные энергетические образования и разрушая их форму, накапливают свой энергопотенциал. В процессе эволюции астральный мир «обогатился» различными представителями своей фауны, в том числе и паразитическими образованиями, питающимися за счёт эгрегориальных структур. Эгрегор биосферы выработал различные формы защиты от них. Одним из глобальных способов защиты, является периодическая «зачистка» или сепарация, в ходе которой выявляются и дезинтегрируются паразитирующие информационные организмы. В период  сепарации происходит вымирание биологических форм жизни на Земле, сопровождающееся активизацией геологических процессов, связанных с различными эволюционными преобразованиями в теле планеты. После очищения пространства   астрального мира, и «торможения» геологических преобразований, происходит очередной «взрыв» в биосфере. Такая цикличность позволяет взаимно увязывать эволюцию биосферы и эволюцию  планеты в солнечной системе, в единое целое. В период «вырождения» биологической жизни, астральные животные используются как источники энергии для эгрегора биосферы. Появление человечества, на эволюционной арене, привело к ряду существенных изменений и в астральном мире. Точкой отсчёта принято считать Большой антропологический взрыв, произошедший  2,6 млн. лет назад, следствием которого является образование антропосферы( человеческого эгрегора). В чём же заключается отличие человека от ранее существующих источников информации, входящих в биосферу?
Поведение человека раннего первобытного общества мало отличалась от социального поведения животных. Однако уже тогда появились отличия. Главное из них состояло в том, что человек вынужден был передавать потомству жизненный опыт, не фиксируемый биологически. Иначе не функционировала социальная целостность. Человек с точки зрения животного совершает массу «лишних» телодвижений, творит массу «ненужных» предметов. Всё культурное – лишнее с точки зрения животного, человек – «испорченное животное». Культура и возникла как форма фиксации и передачи жизненного опыта, как негенетическая память коллектива (Б.А. Успенский).
 Чего же достиг человек в первобытную эпоху? Именно в это время он стал располагать дополнительной, внебиологической информацией, которую необходимо было фиксировать и передавать. Он выработал способы передачи этой информации (знаки), а также шкалу ее значимости, определив ценностные параметры своей жизни (т.е. нормировав ее). Начала формироваться надбиологическая система коммуникации – язык, важнейшим отличием которого от языков животных является отсутствие генетической заданности знаков и конвенциональный характер связи знака и его значения. Знак стал транслятором коммуникативного опыта.
Знак - это такой способ хранения информации, который, приводя в порядок образы и впечатления, помогает человеку строить целостный образ мира, "картину мира". В эту картину входит всё и вся, с кем имеет дело человек: природа, другие люди, переживания, сны. Именно с помощью знаков построились в логические связи до того мозаичные компоненты мира. Порядок, в который организовывался и укладывался мир с помощью знаковой деятельности человека, стал основной оппозицией логически неорганизованному природному миру. Восприятие мира природы неорганизованным и хаотичным  имеет в своей основе страх, как основной психологический принцип биологического существования, и незнание – как проявление несовершенства мышления, сознания. Часть астральных животных, которые до появления в системе биосферы человечества, занимались переработкой фрагментарных информационных образований,  приспособилась к «паразитированию» на  искусственном эгрегоре человеческого социума. Имея хорошо развитую систему приспособления и адаптации в окружающем их мире, астральные животные без труда проникали в нарождающиеся энергетические образования и становились их комменсалами (комменсализмом называют одну из разновидностей симбиоза).  Вначале они отдавали часть своей энергии телу симбионта, а затем забирали то,  что они отдали, но уже с большим процентом. Постепенно у них развилась группа рецепторов, которые позволили им полностью перейти на паразитический образ жизни. Астральные паразиты, питаясь рассудочно-чувственной и эмоциональными энергиями, выработали способность маскировки (мимикрии) под естественные энергетические образования,  которым доступен общий поток информации, проходящий через эгрегор биосферы. Таким образом, на стадии своего рождения, «человеческий, социальный» эгрегор вступил в симбиотическую связь с астральными животными. Хорошо отлаженный механизм мимикрии и большой эволюционный опыт, позволил астральным животным создать свой, коллективный Разум, делегировав в него собственные функции управления жизненными процессами. Этот Разум представляет из себя рассудочно-логический комплекс  (животный ум) и, по сути, является искусственным эрегором, образованном аналогично человеческому.  Он создаёт  механизм мотивации источников информации, в результате действия  которого,  количество эмоциональной энергии резко возрастает. Этот механизм был опробирован,  ещё до появления человека на эволюционной арене Земли,  на социальных животных и с успехом был применён к сообществу людей.
Таким образом, появление человечества изменило структуру астрального мира – в нём появились новые «обитатели» и специфические хранилища знаковой информации. Тем самым, с точки зрения информационных структур, человек является и источником и накопителем различного рода информации, не только биологической, но и образно-эмоциональной, ментальной.
 Первые человеческие искусственные эгрегоры зарождались на основе кровородственных связей. Как отмечает Л. Леви-Брюль, кровь является одной из важнейших ценностных реалий в жизни первобытного человека. Кровь, а затем и просто красная охра, стали одними из первых символов, репрезентирующих важнейшие для человека смыслы («жизнь», «сила», «родство», «здоровье»). Кроме того, кровь является важнейшей информационно-энергетической субстанцией, которую способны усваивать астральные животные и нарождающиеся искусственные эгрегориальные образования. А так как, человеческий эгрегор вступил в симбиоз с эгрегором астральных животных, то логическим завершением этого факта явилось создание культа, основанного на кровавых жертвоприношениях.  Этой первой социально-культурной системой мировосприятия древнего человека,  является тотемизм, который положил начало возникновению  искусственной человеческой информационной структуры – эгрегора тотема.
Тотемизм в своей исходной форме – вера в глубокое родство и даже тождество всех членов того или иного первобытного человеческого объединения (чаще всего – рода) с особями определенного вида животных. Этот вид животных является тотемом данной группы людей и тем самым каждого из его членов. В тотемизме в наглядной форме выражено единство всех людей, составляющих данное объединение, и в то же время их отличие от других (чужих, не входящих в тотем), а также от членов всех других человеческих групп. Слово тотем (произошедшее от «ototemon» индейцев оджибве, которое переводят как «его род») можно проинтерпретировать трояко. Все три значения будут иметь отношение к символике крови (идее кровного родства). Во-первых, тотем - это зверь-предок, в этом смысле, как живой зверь, так и его изображения становятся знаками-носителями социального смысла. Во-вторых, тотем – это территория проживания рода, следовательно, не только сама земля, но и любые упоминания, изображения родной территории («карты», рисунки, родные предметы) становятся знаками-носителями общественных ценностей. Наконец, тотем – это коллектив кровных родственников. Надо отметить, что кровное родство осознавалось не всегда реально, как мы это сегодня представляем, а «реально» в понимании древнего человека: как наличие одинаковой крови, пребывающей в каждом из родственников (кровь съеденного зверя или выпитая кровь). Поэтому и здесь возникают знаки-носители смысла. Первобытный человек идентифицировал себя не как нечто индивидуально-своеобразное (через портрет, например), а как принадлежащее к социальному целому (через типовую одежду, татуировку, краску на теле, типовую причёску и т.д.). Следовательно, каждое сообщество имело свою уникальную символику, определяющую принадлежность индивида именно данному коллективу. Так, члены тотема волка, например, должны были носить кисточку из волчьей шерсти, или волчий хвост как головной убор, раскрашивать лицо в виде волчьей пасти, иметь одинаковую условную татуировку на теле.
Естественный эгрегор рода, в результате рассудочной деятельности человека,  постепенно вытесняется искусственным эгрегором, тем самым,  создавая информационный барьер в свободном обмене информации между биосферой и человеком. Блокируя эти связи, искусственное информационное образование  становится посредником в информационном обмене человека и биосферы. Если естественный эгрегор действует на субклеточном, генном  уровне (физиологическом), то искусственный эгрегор (тотем в нашем случае) действует на рассудочном уровне и формирует собственный блок управления, называемый умом или порядком. Тотемизм породил регламентацию социального действия: сформировавшаяся вокруг тотема система правил стала жестко регулировать поведение. Из главных, связанных с тотемом культурных запретов (табу на нанесение вреда тотему, табу на кровосмешение - инцест) выросла целая система норм, регулирующих социальную и индивидуальную жизнь представителя тотема во всех деталях. Тотем создаёт в воображении человека ложную картину мира. Первобытная картина мира базируется на системе бинарных оппозиций как первой логике древних. Бинарные оппозиции - исходное смысловое деление мира на две противостоящие части. Причем в эту систему попадают буквально все объекты и явления. Точкой отсчета и критерием наделения объектов ценностным смыслом можно считать тотемную освоенную территорию как "свою", упорядоченную, безопасную. Все, что удаляется от тотема и опасно для жизни человека, получает негативную оценку. Такие пары например, как свое – чужое, порядок – хаос, день – ночь, свет – тьма, солнце – луна, верх – низ, правое – левое, имеют прямое отношение к организации жизни по тотемному принципу. Такая логика обычно имеет дело не с изолированными оппозициями, а с их ансамблями, пучками. Выявление бинарных оппозиций является важнейшей стороной методики анализа первобытной культуры, первобытного мифа К. Леви-Строссом , который анализирует их разнообразие и взаимопереходы. Он приписывает бинарности универсальный характер, утверждая, что наше мышление и сегодня продолжает опираться на эту схему. Реальность, которая окружала социальную группу, тотем, ощущалась тайной, тёмной, мистической. «Всё в этой реальности сводится не к законам, а к мистическим связям и сопричастностям», пишет Л. Леви-Брюль. Природный порядок устанавливается не сам собой: он теснейшим образом связан с поведением тотема (группы). То, что происходит с тотемом и его членами – результат их правильного или неправильного поступка, следствие общения с природными силами. На базе такого понимания мира развивается магия, как первая практика манипуляции с миром с целью его «приручения», подчинения.
Магию можно назвать типично первобытной формой культуры. Она настолько же является сущностным проявлением первобытного образа мыслей, первобытной картины мира, как и научное мышление – показатель Нового времени.
В тотемизме, как в зародыше, заключаются  все главнейшие элементы дальнейших стадий религиозного развития: родство божества с человеком (божество — отец своих поклонников), табу, запретные и не запретные животные (позднейшие чистые и нечистые), жертвоприношение животного и обязательное вкушение тела его, выделение из тотемного класса избранного индивида для поклонения и содержание его при жилищах (будущее животное — божество в храме Египта), отожествление человека с божеством-тотемом (обратный антропоморфизм), власть религии над социальными отношениями, санкция общественной и личной морали, наконец, ревнивое и мстительное заступничество за оскорбленное тотемное божество. Астральный образ тотемных эгрегоров принимает, как правило, вид человека - зверя (кентавр, гарпия, русалка, птица Феникс, медуза Горгона и т.д. и т.п.).
В это время начинает развиваться мифология и мифотворчество. Это уже следующий этап становления человеческого общества и его эгрегора. Миф – способ освоения мира, позволяющий представить этот мир как организованное целое, причём в простой и доступной схеме. Мифологическое мышление, на основе которого складывается неолитическая картина мира, К. Леви-Стросс характеризует как способное к обобщениям, классификации и анализу, как вполне “научное”, логическое и никак не зачаточное. Оно составило субстрат человеческой цивилизации и, по своей логике, в некоторых аспектах предвосхитило современное естествознание. Это произошло потому, что  человеческий эгегор  «поглотил» множество разрозненных, фрагментарных информационных образований, которые изменили основу его рассудочно-логической системы, насытив энергетическим потенциалом, позволившим «пробиться» структуре управления  на астрально-ментальный уровень. Коллективное сознание астральных животных, паразитирующее на человеческом эгрегоре, не смогло полностью «заблокировать» его от влияния биосферы, воздействующей на клеточном уровне, поэтому произошло изменение приоритетов восприятия информационных потоков. Симбиотический комплекс сдвинулся в сторону доминирования «человеческого фактора» над животным.
Итак, мир получает человеком созданный порядок, первую систему координат. Появляются пространство и время как формы упорядочения мира, причем поначалу они нераздельны, а есть одно пространство-время (хронотоп). Греческое слово хронотоп используется учёными (Вернадский В.И., Бахтин М.М.) как термин, подразумевающий одновременно духовную и материальную реальность, единую и упорядоченную Вселенную, в центре которой находится человек. Пространственно-временное мышление первобытных людей предметно-чувственно, их восприятие эмоционально окрашено, сакрализовано, время и место в восприятии не отделяются друг от друга, событие имеет единое время-место. Временные и пространственные координаты часто совпадают: «долго» и «далеко», «раньше» и «высоко», «после смерти» и «под землёй». Самоопределение древнего человека в пространстве, было теснейшим образом связано с такого же рода самоопределением во времени. Первобытное сознание нашло образные эквиваленты такой пространственно-временной целостности. Универсальными мифологическими символами, репрезентирующими структуру мира, на долгие времена остались Мировое древо (Axis Mundy) и Мировое яйцо. А перемены в человеческой жизни надолго стали ассоциироваться с образом пути, который понимался и как пространственное перемещение, и как временное становление (путь героя в волшебной сказке).
В представлении древнего человека, и Верхний, и Нижний мир, в отличие от повседневного Среднего, сакральны. Верхний совпадает с переживанием будущего времени. Здесь живут боги и действуют стихии, недоступные обычной повседневности. Этот мир священен, но переживается позитивно, как некая справедливая и положительная, конструктивная реальность. Нижний мир переживается как прошедшее время, прошедшее вместе с жизнью. Это мир умерших и тайных тёмных сил природы. Он мрачен, коварен и опасен. Однако именно этот мир более «открыт» человеку. Черту между живым и мёртвым, между днём и ночью легче перешагнуть, чем строить огромную лестницу на небо. Дело в том, что Царство мёртвых (хтонический мир) не отделено от мира живых непроницаемой стеной. Оба царства – сферы, части единого космоса. Умирают даже боги, которых именуют, противопоставляя людям, бессмертными.
 Таким образом,  пространство, также как и весь мир, условно представляется первобытным человеком,  разделённым на две части. Одна - это то пространство, где живут люди (жизнь, бытие, порядок). Другая - это то, где их нет, где обитают боги, демоны, смерть и т.д. Первое видимо, осязаемо, измеряемо путем практического передвижения в нем. Оно упорядочено и предсказуемо. Второе – скрыто для органов чувств обычного человека. Оно имеет скрытую структуру и непредсказуемо.
 Эту особенность архаического сознания хорошо выразил А.Ф. Лосев. Он писал, что в архаическом сознании мировая жизнь мыслится «или совсем бесформенной, или имеющей свою, нечеловеческую организацию… Глубинная же её основа ощущается тёмной, хаотичной, мглистой и кошмарной» . Нужно представить человека, которому кажется, что «за пределами стройной и понятной внешней жизни кроется страшная бездна и чёрный хаос, который вот-вот прорвётся наружу» . Получается, что мир разделён на две неравные части: одна – та, что окружает нас видимой оформленностью и стройностью, другая же есть бесформенное, мятущееся множество, содержащее в себе неизъяснимые ужасы и постоянно прорывающее видимый мир.
Самоопределение древнего человека в пространстве было теснейшим образом связано с такого же рода самоопределением во времени.
 Время, как и пространство, отличается неоднородностью, разнокачественностью, способностью к конституированию. Как и восприятие пространства, осознание времени эмоционально окрашено и привязано к определённым действиям, событиям, которые имеют значимость. По отношению к времени особую роль играют такие его качественные характеристики как обычность и необычность. Обычное или профанное время – это время повседневное, время будней, время, заполненное обычной житейской суетой. Необычное или сакральное – время особого рода: время праздника, время «пустое», когда прерывается привычный временной поток. Как и сакральное пространство, его следует занять особыми, священными предметами-делами. Всякий праздник не только соотнесен со временем, но и участвует в самом появлении времени (как и пространства). Время, как и пространство культуры, не дано, а создается усилиями особого рода. Праздник может противостоять не просто будням, но некоторым “неудачным” отрезкам времени. Получается, что различные негативные ситуации, неудачные действия снижают уровень душевного состояния, бодрости. В этом смысле праздник призван подкрепить эмоциональный дух в коллективе. С другой стороны, праздник – это всегда рубеж, порог, переход, подобно рубежному состоянию пространства, праздник связан со смертью. Он всегда символизирует смерть, окончание одного явления, ситуации и начало другого. И «неудачные» отрезки времени как раз и говорят о том, что некое качество устарело, его необходимо завершить, чтобы начать другое. Это и происходит на празднике, в специально отведённое сакральное время. Так праздник Нового года завершает предыдущий цикл, чтобы построить порядок следующего. Праздник инициации завершает детство, чтоб начать взрослый период жизни. Праздник бракосочетания завершает период девственности и начинает период семьи, материнства. Это всегда остановка перед тем, как прыгнуть дальше.
Понятно, что особо трепетное отношение к Новому Году - он является исходной точкой нового временного цикла. Это — “день всех дней” в том смысле, что каждый момент созданного таким образом времени получает свой смысл только благодаря соотнесению с “нулевым” моментом.
Заданная картина Вселенной требовала от человека определённого поведения в ней. Ведь мир оказывался таким сложноустроенным, что любые сбои в поведении человека могли привести к непредсказуемым последствиям. Мифологическая картина мира дополняется предписанием человеку определённых правил поведения. Самые важные действия связаны с «пограничными» реальностями: рождение, похороны, уход на войну, возвращение из дальнего путешествия, посев, сбор урожая, встреча Нового года. Действия человеку в этих случаях строго регламентируются, предписываются. Здесь мы имеем дело с ритуалом.
 Ритуал— исторически сложившаяся форма социально санкционированного упорядоченного символического поведения, в которой способ и порядок исполнения действий строго канонизированы. Ритуальные действия должны были сопровождать любой праздник, также как и праздник, они были сферой сакрального, нерационального, неутилитарного, в противоположность профанной, утилитарной, рациональной повседневной деятельности.  Ритуал связан с потребностью человека в чудесах, проистекающей из ощущения своей ограниченности. Малиновский определял его как “традиционно разыгрываемое чудо”.
 Естественно, человеку предписывались не только ритуальные действия. В картине мира отводилось и место повседневности, обычной жизни. Самое важное, что это место было конкретно указано, задано и вести себя в мире нужно было как в прибранной квартире: всем предметам - своё место, а действиям – свой черёд.
 Итак, первобытный этап человеческой истории – самый большой по времени, но и самый важный по значению для развития человека. За этот период человек научился быть особым существом в природе и построил свой мир, совершенно отличный от мира биологического. Ему стало нельзя делать то, что можно любому животному и нужно то, что не сделает ни один зверь. Естественные законы, которые направляют жизнь всего живого, он заменил человеческими, общественными законами и научился воспроизводить этот особый, надприродный порядок жизни. Свою жизнь, свой порядок он стал представлять в виде картины мира, которую воспроизводил в знаках, в тексте. Эта картина мира, то есть организация пространства, организация времени, все «можно», «нельзя» и «надо» стала передаваться от поколения к поколению.
Объём данной статьи не позволяет нам подробно остановиться на рассмотрении процессов изменения мировосприятия человека в зависимости от уровня развития социального эгрегора, поэтому необходимо подвести итог.
Мы рассмотрели причины образования «информационного мусора», механизмы, с помощью которых эгрегор биосферы утилизирует ненужные информационные структуры.  а также процесс возникновения астральных животных и образование искусственных эгрегориальных структур.  Появление человечества привело к наполнению астрального плана дополнительными информационными образованиями и возникновению конкурентной борьбы между различными его обитателями,  по сути, дав толчок параллельному эволюционному процессу, развивающемуся в астральном пространстве. Эволюция астрального мира привела к частичной «блокировке» воздействия эгрегора биосферы на человечество, которое отделилось от своей естественной среды, выстраивая свою  систему мировоззрения, законодательства и организации социальных образований  в соответствии с уровнем развития взаимоотношений эгрегориальных структур на астральном плане.
В дальнейшем мы рассмотрим динамику взаимоотношений «человеческого» эгрегора,  социальных, общественных  структур в ходе  эволюционных процессов, происходящих в биосфере.
(продолжение следует)