Детский сад

Галина Кравец
Часто вспоминаются отдельные дни и события из моего детсадовского детства. Садик наш был в маленьком двухэтажном особняке, всего на 4 группы разных возрастов. Это уже потом стали строить огромные детские комбинаты, с ясельными группами и по 10-12 групп дошкольного возраста, с удушающими запахами кухни в узких лабиринтах коридоров. А наш садик был именно «садик», маленький, уютный. Здесь все всех знали. Здесь заведующая распускала свои шикарные бусы чешского стекла и делала для девочек колечки – сверкающая и переливающаяся бусинка на ниточке. А в день рождения воспитанников подготовительной группы она приводила каждого в свой кабинет, где в двух книжных шкафах на полках были расставлены всевозможные игрушки, книжки, карандаши и краски, и предлагала имениннику выбрать себе что-нибудь в подарок!

Помню, когда мне исполнилось шесть лет, она и меня позвала к себе в кабинет. Я выбрала маленькую пластмассовую красную уточку. Она очень удивилась такому скромному выбору и предложила взять еще что-нибудь. От робости я не видела ничего вокруг, и взяла с той же полки такую же пластмассовую красную рыбку.  Вера Борисовна улыбнулась, достала с верхней полки шикарную черную блестящую коробочку с медовыми красками и сказала: «Тебе скоро в школу. Вот это тебе там пригодится».  Эти краски в то время были большой редкостью. Они были яркие, сочные, да еще в металлической коробочке! И запах был у них особенный, и цвета необычные – не зеленый, а малахитовый, не красный, а малиновый, не желтый, а солнечный. По-моему, я ими рисовала все школьные годы. Мне не хотелось, чтоб они заканчивались. Мне покупались новые краски, а этими я рисовала только изредка, и рисунки сделанные ими мне казались самыми красивыми.
В этом детском саду нас часто кормили малиновым желе в обед на десерт. Огромную ведерную кастрюлю с желе выносили остужать на кухонное крыльцо. А самые смелые мальчишки во время прогулки открывали крышку, зачерпывали пальчиками понемногу и хвастались нам, что они уже попробовали желе!

Летом, когда в здании садика производили ремонт, вся наша детсадовская жизнь проходила на улице. Нам расставляли столики на верандах и дежурные вместе с нянечками  там накрывали столы. И еда на свежем воздухе казалась в сто раз вкуснее. А потом для дневного сна расставляли прямо на участках под деревьями раскладушки. Конечно, нам было не до сна. Но полежать в кружевной тени от деревьев в жаркий день, отдохнуть от беготни под прохладной простынкой – было так славно.
Еще на участке за зданием сада сделали маленький бассейн, выложили его сверкающим белым кафелем и там мы плескались и стояли под теплым душем, что несказанно радовало в жаркие летние дни. Жаль, что для этих водных процедур было отведено очень мало времени. Но каждой группе перед дневным сном обязательно предписывалось поплескаться или хотя бы помыть ноги.

Самым ответственным и приятным для меня в подготовительной группе было позволение помогать няне самой младшей группы поднимать трехлеток после дневного сна. Несколько девочек из нашей группы будила воспитательница примерно за полчаса до окончания сончаса. Мы спускались на первый этаж, где обитали малыши, и помогали няне будить ребятишек, чтоб она успела собрать и одеть всех к полднику. Они спали не на раскладушках, а в кроватках с сетками. Просыпались нехотя, потные, сладкие, некоторые уже описавшись прямо в кроватку. Кто-то плакал, кто-то не хотел вылазить и одеваться. Мы вытаскивали их сонных, несли на руках в туалетную и усаживали  на горшки. Потом одевали тех, кто еще не умел одеваться сам. Мне казалось, что мы такие взрослые рядом с ними…
Тогда я свято верила, что мое предназначение - быть воспитателем. Причем у самых маленьких.

А однажды к нам в группу пришел новенький. Это был очень красивый мальчик, всегда опрятно одетый, очень аккуратный и вежливый. Он чем-то неуловимо выделялся из всех мальчишек. Кажется, его звали  Павликом… Близился Новый год. И вдруг однажды воспитательница сказала маме, когда она забирала меня вечером, что на завтра меня и еще несколько человек из группы пригласили на елку в дом новенького мальчика. До сих пор для меня остается загадкой, по какому принципу были отобраны приглашенные?

На следующий день мама пришла за мной в детский сад пораньше, переодела во что-то нарядное и повела по адресу, который ей написала воспитательница. Это было недалеко от нашего садика. Большой, старинный, каменный дом совсем не похож был на обычный панельный, в котором мы жили. Квартира, в которую мы пришли, оказалась необычайно большой, было очень много гостей – и детей и взрослых. Маме сказали, когда можно придти за мной и мне показалось это очень странным. Раньше я всегда ходила в гости вместе с родителями. А тут мне предстояло остаться одной в незнакомом доме, с незнакомыми людьми. Все было так необычно, но страха не было, было только любопытство и гордость: мол, какая я уже взрослая, в гости хожу одна! Приветливая женщина радушно встретила меня и с улыбкой провела в комнату, где были дети. Это была огромная комната, с елкой посредине! Обычно елки у всех стояли в углу комнаты. Но эта комната была так велика, что елку поставили посредине, и можно было обойти ее и рассмотреть все-все игрушки! Все в этом доме было необычно: множество комнат, огромные накрытые столы. Взрослые, шумно разговаривая, переходили из комнаты в комнату, а детям был накрыт отдельный стол в отдельной комнате.

Мне запомнилась только атмосфера шумного празднества, и одно событие, поразившее меня. Всем детям раздавали зажженные бенгальские огни. Я еще ни разу такого не видела: сверкающий, брызгающий искрами фонтан на палочке. Я сильно испугалась, но любопытство пересилило и я тоже послушно взяла в руку искрящееся чудо. От страха я зажмурила глаза, сильно вытянула руку и боялась дышать. На всю жизнь осталось ощущение нереальности происходящего.

Этот праздник, как чудный бал из неведомой сказки, вспоминается снова и снова. Павлик, кажется, вскоре перестал ходить в наш детский сад. Но для меня он навсегда остался маленьким сказочным принцем, живущем во дворце. И каждый год, зажигая бенгальские огни в новогоднюю ночь, я превращаюсь в маленькую девочку, однажды случайно попавшую в сказку.