Предисловие к переводу The Turning Point

Маргарита Школьниксон-Смишко
Предисловие к книге Ф. Капры было написано в 1991 году.

После времени распада наступает поворотное время.
Свет, изгнанный до этого, опять появляется. Наблюдается
движение. Это движение не навязано...Это естественное движение,
происходящее само по себе. Поэтому перестройка старого
происходит легко. Старое отвергается. Новое вводится. Эти процессы
соответствуют времени и поэтому ничему и никому не вредят.
                И джин

Предлагаемая книга, английский оригинал которой вышел в 1982 году, была написана из перспективы последних 70-х годов. В новом предисловии я хочу коротко представить  её главные тезисы, учитывая актуальные перемены.
В 70-тые годы мой профессиональный интерес концентрировался на знаменательном перевороте представлений и идей первых 3-ёх десятилетий нашего столетия в физике. Новые представления физики основательно изменили нашу картину мира - от механистического представления Декарта и Ньютона до экологического взгляда на мир.
Новый взгляд на мир в начале века физикам было нелегко акцептировать. Исследование атомного и субатомного мира заставил их столкнуться со странной и неожиданной реальностью. При попытках описать новую реальность, учёные с болью поняли, что основные понятия их языка, даже  весь метод их мышления не пригодны для описания атомарных процессов. Проблемы носили не только интеллектуальный характер, но и привели к глубокому эмоциональному и почти экзистенциональному кризису. Им понадобилось немало времени, чтобы преодолеть этот кризис, но в конце концов учёные были вознаграждены более глубоким пониманием сущности материи.
Я уже более десяти лет как пришёл к мысли, что наше общество во всей своей полноте в настоящее время переживает аналогичный кризис. Только этот кризис значительно драмматичнее, потому что он касается выживания всего человечества и нашей планеты.
Мы стоим перед рядом глобальных проблем, наносящих биосфере и человеческой жизни большой вред, которые скоро станут необратимыми. Масштаб и значение этих проблем сегодня в достаточной мере документированы. Лучшим источником являются годовые отчёты State of the World института Worldwatch в Вашингтоне.
В их диагнозах "экологического здоровья" Земли год за годом наблюдаются тревожные тенденции. Лесные массивы уменьшаются, тогда как площади пустынь растут. Плодородных земель становится всё меньше, и слой озона, защищающий нас от вредных ультрафиолетовых лучей, становится всё тоньше. Плотность газов в атмосфере, запасающих тепло, увеличивается, тода как животный и растительный мир сокращаются. Мировое население растёт, и пропасть между богатыми и бедными становится всё глубже.
Чем больше занимаешься этими серьёзными проблемами, тем болше приходишь к пониманию, что они - системные проблемы, друг с другом связанные и друг от друга зависимые. Рост мирового населения лишь тогда может прийдёт в равновесие, если нам удастся уменьшить мировую бедность. Массивное вымирание животных и растений будет продолжаться до тех пор, пока третий мир останется должником экономически богатых стран. Лишь если нам удастся ограничить интернациональную продажу оружия, у нас появятся средства уменьшить многочисленные вредные влияния на биосферу и человеческую жизнь.
Основной тезис этой книги заключается в том, что все проблемы в конце концов являются различными фасетами одного и того же кризиса - кризиса восприятия. Они - следствие того, что большинство из нас и прежде всего наши мощнейшие институты придерживаются устаревшей картины мира, представления, непригодного для решения многочисленных проблем в нашем глобально связанном мире. Только если мы начнём по-другому воспринимать наш мир, мы будем и по-другому поступать.
Одновременно в пограничных областях науки и в большом числе общественных движений развивается новый взгляд на действительность, который станет основой наших будущих технологий, системы хозяйствования и общественных институтов. Этот глубинный переворот в нашей картине мира и  ценностных представлений - тема этой книги.
Картина мира или парадигма (от греческого модель, мустер), которая постепенно уходит, многие столетия главенствовала в нашей культуре и всё это время оказывала значительное влияние на мир. Она содержала много идей и представлений о ценностях. Например, представление космоса как механической системы, состоящей из материальных "кирпичиков"; представление человеческого тела как машины; представление жизни в обществе как постоянную борьбу за выживание; веру в неограниченный материальный прогресс посредством экономического и технического роста; и не из последних! - веру, что общество, в котором женское мужскому подчинено, следует закону природы. Все эти представления за последние десятилетия показали свою большую ограниченность и требуют радикальной новой формулировки.
Такая переформулировка, действительно, сегодня происходит.
Новая парадигма м.б. по-разному описана. Она м.б. названа целостной картиной мира или экологической, в смысле т.н. глубинной экологии. Различие между глубинной и поверхностной экологиями было введено норвежским философом Arne Naess в начале 70-х годов, и с тех пор пришлось ко двору, чтобы подчеркнуть противоречия в сегодняшнем мышлении, связанном с окружающей средой.
Поверхностная экология видит человека, стоящим над, вне природы. Природа существует в этом варианте только для того, чтобы он мог ей пользоваться. Глубинная экология не отделяет человека от природы, как и вообще она ничего отокружающей среды не отделяет. Глубинная экология не видит мир как скопление отдельных объектов, а как сеть явлений, между собой связанных и друг от друга зависимых. Глубинная экология признаёт ценность каждого живого существа и видит человека как лишь определённое волокно в богатой ткани живой природы.
Новое мышление можно обозначить и как системное мышление, если мы хотим использовать более научное обозначение. Теории живых систем, развитые естественными науками в  последние десятилетия, предлагают идеальные рамки для формулировки экологического мышления. Поэтому для меня понятия "экологическое" и "системное" - синонимы.
В социальных и политических областях главная трудность сегодня в том, что они все системные проблемы, поэтому могут быть решены только с пониманием этого и использованием системных походов их решения. А большинство наших политиков не в состоянии думать и поступать системно. Поэтому насущные проблемы остаются вне политического диалога.
Большинство политиков не только слепы в отношении системной связи проблем, но они и не хотят задуматься, как их предложения решения проблем вредят будущему поколению. С точки зрения экологической, системной перспективы только такие решения приемлемы, которые можно использовать долговременно без ущемления шансов будущих поколений.
План одного такого общества скицируется в докладе State of World 1990. В нём идёт речь о стабилизации роста населения, использовании солнечной энергии в её различных формах, повторном использовании сырья, экологической стабильности сельского и лесного хозяйства, децентализации институтов и т.д.
Переход к экологическому обществу требует не только радикального изменения нашего мышления, но и соответствующего ценностного представления. Интересно отметить их взаимосвязь. Оба могут быть поняты как перемещение точки тяжести от самоутверждения к интеграции. В мышлении дело идёт о перемещении от рационального мышления к интуитивному, от анализа к синтезу. В ценностных представлениях речь идёт о перемещении от экспансии к сохранению, от количества к качеству, от соревнования к кооперации, от порабощения к партнёрству.
Самоутверждение и интеграция - противоположно направленные тенденции, оба, однако, являются признаками живых систем. Сами по себе они не плохие или хорошие. Что хорошо и здорово - это их динамическое равновесие. Что плохо и нездорово: подчёркивание одной тенденции и пренебрежение другой. В старой парадигме мы слишком подчёркивали значение и способствующее ему мышление самоутверждения, а интеграцией пренебрегали. Теперь нам нужно попытаться достичь между ними равновесие.
Новые ценности и связанные с ними новые формы жизни пропагандируются сегодня рядом движений (организаций), образовавшихся в 60-тые и 70-тые годы. Это экологическое движение, женскиие организации, движение за мир, направление целостной медицины и многие инициативные группы населения. Это всё разные аспекты одной и той же новой картины мира.
Вначале  эти движения работали сами по себе, разрозненно, не понимая, как их желания между собой взаимосвязаны. Но в 80-тых годах уже образовались важные коалиции и хочется верить, что все они сольются в мощную силу, способную изменить общество. Политические успехи движения "зелёных" по всему свету наиболее яркий пример этого процесса.
В это неспокойное время, в которое цитируемое вначале мото из китайсктой книги мудрости "И джин" звучит утопически, по моему мнению, особенно важно не выпускать из вида большие системные взаимосвязи и видеть всё из глобальной и эволюционной перспективы. Потому что только так мы будем в состоянии многогранные проблемы нашего времени распознать как отдельные стороны единого кризиса восприятия действительности, радикально изменить наше мышление и шкалу наших ценностей и соответственно этому действовать и жить.
Чтобы справиться с радикальным переворотом в восприятии действительности и в мышлении, нам нужна массивная информационная и образовательная работа. Мой личный вклад в последние годы состоял наряду с книгами, докладами и семинарами прежде всего из двух проектов. Один, это основанный на этой книге фильм (Mindwalk). В фильме идёт драмматический диалог между физиком (играет её Liv Ullmann) и консервативным политиком (Sam Waterston) и эксцентрическим поэтом (John Heard).Режиссёр картины - мой брат Бернт Капра.
Другой мой проект - Elmwood Institut - экоинститут, который я основал в 1984 году в Berkeley и который между тем вырос в интернациональное объединение с более чем 2000 членами.