Улицы моей жизни. часть 1

Наталья Исаева Горецкая
  Сегодня мне хочется начать рассказывать об улицах, которые были в моей жизни.
  Недавно я прочитала дневник моей троюродной сестры Ирины, которая живёт в городе Пружаны, что находится в Белолоруссии. В своём дневнике она
рассказывает не только о себе и о детских впечатлениях, но и историю этих улиц, и это натолкнуло меня на мысль, что это очень правильно - знать о своей улице, пусть не всё,но главное.
  Итак. О городе Северодвинске мне сказать нечего, я была слишком мала, когда отец с мамой и братом вернулись в Москву, а вот первым впечатлением была улица 3-я Гражданская, что находится в районе Метро "Преображенская", а мы и все взрослые называли это место "Богородское". Вот, что нашла о ней:
Гражднская 3-я улица, ВАО, р-н Богородское; между Кузнецовской ул.и Алымовым пер. До 1922 г. — 3-я Мещанская (см. Гражданская 1-я ул.)…
Жаль, что это всё. Хотя, конечно, переименована она после революции отдавалась дань этому великому событию!
  Жили мы в доме № 43, а это были бараки, собранные в единый массив, причём их было 4, открыт внутренний дворик был только с одной стороны, т. е. стояли, как бы, буквой "П". Вначале мы жили в большой комнате метров 20 (Боже, - большой!), в каждом углу жило по семье, правда, все родные - три брата с детьми и их мама - моя бабушка Надежда Карловна. Каждому свой угол, своя занавесочка, только вот ночной туалет был один - ведро, которое выносилось поочереди, но жили все очень дружно, любили всех детей, а их было четверо. Потом женился средний брат, и ушёл в семью жены, в такой же угол на другой стороне улицы, стало чуть просторнее.
  Спустя некоторое время старшему брату, который работал на железной дороге, дали дом возле Рижского вокзала, там, где рельсы разбегаются в разные стороны, и за детьми нужен был "глаз да глаз", но зато там можно было в палисаднике развести огород, пусть небольшой, но в умелых руках и это хорошее подспрорье! Женой старшего брата была красивая женщина, она была украинкой, жившей раньше в г. Чугуеве, и она знала толк во всём этом, поэтому для нас был праздник, когда мы ездили к ним в гости с ночёвкой, тем более, что у них стоял рояль, а для меня это была неосуществимая мечта,но постучать по клавишам было огромным удовольствием. А как она пела свои песни! Все ей подтягивали, как могли.
  Позже нам дали длинную комнату в другом бараке, которую перегородили на три, и самую большую занял средний брат с тремя детьми. Но и это было большим счастьем, потому что был туалет, правда, один, но было так интересно спускать воду из бачка, и смотреть, как она выливается неизвестно, куда. Самая средняя комната была для бабушки. Там был топчанчик ( он стоял на бревенчатых чурках), узкая тумбочка и стул. Но как нам, детям, было там весело!
  На кухне большой стояли газовые плиты, и у каждой хозяйки было по две конфорки, где готовился обед, а в субботу нагревалась кухня, согревалась вода в корытах, и нас поочереди мамы мыли - сначала девочек, а потом мальчиков. Но раз в две недели - обязательно БАНЯ!!!
  Всегда удивлялась тому, что старушки из неё выходили молодыми и обновлёнными, а многие делали "пилинг"(как теперь говорят) своими длинными волосами, намыленными хозяйственным мылом (туалетное было большой редкостью), и сколько было жизни в их движениях, удивление!!!
 
  О знакомстве с Анатолием Фирсовым я уже писала в
рассказе "Память прошлых лет", поэтому опущу этот момент.