Как же к нам приходят святые

Михаил Кузьмин
   Так  как  же  к  нам  приходят  святые?  Так  же  как  и  все  другие  любившие  нас 
 близкие  люди.  Они  же  всегда  с  нами,  с  нашими  душами,  с  нашими  заботами 
 земными.  Неважно  совсем:  знаем  ли  мы  о  том  или  же  нет.  Бывает  иногда:
 что  не  знаем,  не  ведаем,  не  чуем.  Но  это  совсем  неважно,  поверьте.  Когда-то
 они  деятельно,  терпеливо,  с  любовью  обустраивали,  налаживали  и  украшали  нашу
 повседневную  жизнь.  Совсем  недавно.  Мгновения  назад.  Обращали  внимание?  Они 
 и  сейчас  заняты  тем  же  самым.  Только  сейчас  они  уже  к  нам  приходят  только 
 тогда,  когда  мы  спим.  Они,  наши  любимые,  не  докучают,  не  выпендриваются,  не
 зовут  к  себе  или  с  собой,  тем  более  -  в  неблизкое  и  чудом  цветущее  далёко.  Нет,
 конечно.  Они  всё  знают  и  понимают,  что  когда-нибудь  мы  все  от  них  не  отстанем.
 просто  в  наших  снах  они  приходят  с  нами  поговорить  и  пообщаться,  перекинуться 
 парой – тройкой  советов  житейских,  упрёков  или  похвалы.  Всё  зависит  от  текущего 
 дня  с  его  проблемами.  Иногда  правда  -  устроят  и  шоу-ревю.  Какие  они  могли  нам
 сделать  и  при  жизни  с  нами.  Неплохо,  а?  Низкий,  земной,  благодарный  и  светлый 
 поклон  им,  ушедшим.  От  нас,  живущих.
     Преподобного  Сергия  в  этом  смысле  мало  что  отличает  от  всех  остальных.  К  моей
 душе  он  приходил  всего  два  раза,  с  временным  промежутком  -  около  двух  десятков 
 лет.  Оба  раза  выбирал  один  и  тот  же  повод  -  крохотную  рану  на  моей  ноге  -  из-за 
 жаркой  летней  погоды.  И  оба  раза  она  быстро  заживала.  И  не  стал  бы  я  ни  с  кем 
 делиться  всем  этим.  Подумаешь  невидаль  -  явился  во  сне  святой!  С  кем  не  бывает…
 Но  всё-таки  есть  одно  большое  но.  Меня  до  самой  глубины  души  поразила  (или  же  -
 потрясла)  разность  во  внешнем  и  каком-то  ещё  складе  преподобного  Сергия.  Она 
 ничем  не  отличалась  от  известных  образов.  Не  противоречила  им.  Но,  если  в  первый 
 раз  это  был  сухой,  хотя  и  вежливо-ласковый  старик,  у  которого  была  только  одна  на 
 меня  задача  -  залечить  ничтожно-малую  ранку,  то  второй  раз  в  июле  этого  года  - 
 был  совершенно  другой  по  стилю  (простите  это  слово)  общения  святой  старец.  Ведь
 почему-то  склонен  думать  -  второй  раз  Он  приходил  не  к  случайно  избранному 
 пациенту  (лекарем  -  по  его  словам  -  никогда  не  был).  Нет  же,  нет.  Он  приходил  к
 поэту,  современнику  своего  времени,  которому  не  по  конечному  фигу  вся  его  участь.
 церковно – храмовая  и  мирская.  Очень  удивила  широкая  (сказал  бы  даже  -  очень  и 
 весьма  -  всеобъемлющая  просто)  информированность  Его  о  нынешнем  бытие.  Сны –
 свидания,  сны – встречи  никогда  не  обманывают.  Не  правда  ли?  Посмотрев  (из-за 
 моей  робкой  просьбы  (как-никак  -  Святой),  на  мою  ранку,  он  только  махнул  рукой.
 Пройдёт  же,  мол.  По  поводу  второй  Он  и  говорить  не  стал.  Дескать:  вообще  никаких 
 проблем.  Сказал  только:  на  Святое  озеро  купаться  не  ходи.  Нет  у  тебя  таких   
 проблем.  Должен  сказать:  только  на  этот  вопрос  Он  ответил  жёстко  и  грубо,  давая
 понять,  что  не  склонен  давать  скидок  на  святость  данного  предприятия.  Через 
 полчаса  Он  ушёл.  Остался  на  память  только  маленький,  но  очень  ёмкий  диалог. 
 Один  на  двоих.
     Преподобный  Сергий,
     Я  -  Его  современник.
     -  Спи!  Не  просыпайся.  Посмотрю  твою  ногу  и  уйду.  Отдыхай.
     Тебе  это  нужно.
      -  Отец!  А  вторую?
      -  Со  второй  никаких  проблем.  Пройдёт  и  болеть  не  будет.  Только  на  Святое  озеро
      купаться  не  ходи.  И  к  Богородице  не  ходи.  Это  не  к  Ней.
      -  Отец!  Читаете  мои  мысли.
      -  Не  такое  сложное  дело.
      -  Кажется:  Вы  прочитали  и  мои  стихи  о  Вас?
      -  Прочитал.  И  все  другие.  Пиши  ещё.  Я  всё  знаю.  И  понимаю.
       -  Отец!  Уж  не  хотите  ли  Вы  сказать,  что  Вам  известны  и  все  остальные,  о  чём 
       не  принято  упоминать.  И  это  Вы  не  отвергаете  в  моей  душе?  Не  осуждаете  и  не
       порицаете  меня?
       -  Нет.  Не  осуждаю.  Не  стану  осуждать  за  то,  что  в  душе  и  в  теле.  Плоть  есть  та
       же  душа.  А  она  безгрешна.  Пиши  обо  всём.  Я  не  осуждаю  ничего.  И  пусть  это 
       читают.  Господь  с  тобой!
       -  Отец!  Вы  всё  знаете…  Выдержим  ли  мы?  Ведь  сейчас  в  России…  сами  всё 
       чувствуете,  а?               
       -  Да…  чувствую.  Но  -  пройдёт  неопределённо  время,  прежде  чем  поймут,  что 
       нужно  жить.  Просто  жить.  В  постоянной  заботе  о  бескорыстии  и  нестяжательстве. 
       Тогда  и  придёт  благо  и  участие  людей  в  помощь  друг  другу.  Просто  сейчас  этого 
       мало.  Очень  мало.  Не  по  Слову  Христа  хотят  жить  люди.  Просто  не  понимают 
       Его.  Оттого  вся  беда  в  России.  Христос  не  учил  так.  Не  мог  Он  так  учить.  Не 
       мог  Он  так  о  Себе  и  других  думать.  Противно  это  Его  душе  было.  А  России  за 
       незнание  и  неверие  в  себя  -  не  хочу  глаголить  худшее.  Когда  то  люди  поймут
       Слово  Божье  и  захотят  жить  по  Нему?  Не  знаю  я,  сын  мой…  Не  скоро.  Пиши. 
       Радуй  людей.  Радуйся  сам.  Не  сердись.  Всё  будет  когда  то  и  по  Слову  Божью.
       Слову  Христа.  Я  монах  -  отдалён  от  мира.  И  только  вижу  то,  что  будет  тягостно.
       И  очень.  Да.  Но  по-другому  Русь  не  сможет  преодолеть  грех  нелюбви  и 
       нерадения  о  человецех.  Страшно  мне,  сын  мой.  Но  другого  ничего  нет.  Пиши  то, 
       к  чему  душа  изучена.  Не  бойся.  Да  ты  и  не  боишься.  Ну,  я  пойду.
 Тут  Сергий  легко  и  просто  приподнял  правую  руку  в  прощальном  приветствии  и
 очень  чётко  и  явственно  растворился  из  всего  пространства  моей  комнаты.

М. Кузьмин
13. 08. 10.