Нора

Владимир Пастухов 2
    Если вам придется побывать в Заволжье, на улице врача Михайлова, обратите внимание на прогуливающуюся по вечерам женщину с красивой собакой породы колли. Мне пришлось познакомиться с неразлучной парой и услышать довольно интересную историю.
Валентина Александровна (назовем ее так) вдова, ее муж погиб в авиакатастрофе. Я был у нее несколько раз в гостях. Двухкомнатная квартира, смотрящая своими окнами на солнечную сторону, обставлена без излишеств. Удивило обилие книжных полок от пола до потолка - кругом книги и книги. Даже  в прихожей они вас  встречают. Их собирали родители хозяйки, а потом уже и она с мужем. Не отставала от них и дочь.
Валентина Александровна окончила политехнический институт, работает на "Авиастаре" в конструкторском бюро. Замуж вышла по любви - за кудрявого парня, который учился с ней в одной группе. Родила дочурку, всю в отца, такую же кудрявую, со вздернутым носиком. В честь бабушки мужа назвали ее Элеонорой. Конечно, и родители, и все знакомые звали ее просто Норой.
После окончания школы Нора поступила в педагогический институт. На студенческом вечере познакомилась с курсантом ШВЛП (Школа Высшего Летного Пилотажа) из Израиля. Это¬го симпатичного и общительного парня звали Михаилом. Год после этого знакомства Нора с Михаилом встречались при любой возможности. Валентина Александровна радовалась и одновременно грустила. Как сложится их жизнь?
Михаил сделал дочери предложение. В нашей стране он остаться не мог, так как деньги на обучение выделила израильская авиакомпания. Попросил Михаил отпустить Нору вместе с ним в Израиль.
Деваться некуда. Валентина Александровна согласилась, хотя сердце у нее кровью обливалось. Тоска и всякие пред¬чувствия одолевали, но она старалась не показывать своих страхов.
Михаил как-то принес изумительного щенка-девочку породы колли и подарил ее Норе. Разные давали собаке клички, но они не приживались. А вот когда звали Нору, то на зов сперва бежал щенок. Так и вышло, что в доме теперь стало две Норы.
Молодые сыграли свадьбу и на третий день уехали в Израиль, прихватив с собой по¬взрослевшую собаку. Надо сказать, что дочка отлично выдрессировала ее. Но и у Валентины Александровны с собакой отношения были замечательные.
Уехали дети, пусто стало в доме. Жизнь проходила в ожидании писем от дочери. Как-то Нора написала, что ее призывают в армию. Значит, поняла Валентина Александровна, она приняла израильское гражданство.
А вскоре произошла трагедия с мужем. Его послали на Дальний Восток в командировку, из которой он не вернулся. Разбился самолет, и от людей, которые находились на борту, ничего не осталось... Через какое-то время привезли урну с пеплом и землей с места падения самолета. Зарыли ее на кладбище. Дочь не смогла приехать - она уже служила. На денек вырвался Михаил. Он рассказал, что летает теперь в Европу и Америку, у них с Но¬рой в пригороде небольшой дом с садом, машина. По дому помогает приходящая прислуга. Сказал еще, что Нора, закончив срок, службы, будет работать в школе.
Слава Богу, думала Валентина Александровна, у них все хорошо. Перед окончанием службы Нора написала, что постарается приехать навестить мать. Но судьба распорядилась иначе...
На армейских полевых занятиях произошел пожар на временном складе боеприпасов, взорвалось несколько ящиков. Пожар потушили быстро, но сильно досталось Норе. Ее - обо¬жженную и израненную - доставили в госпиталь.
Никто, кроме Норы, не пострадал. Вызвали мужа, и он все время был около нее. Когда Нора пришла в себя, она попросила Михаила привести к ней собаку. Врачи, видя ее состояние, раз¬решили. Надо было видеть, как переживала собака мучения своей хозяйки. Она сидела у кровати, положив голову на ладонь вытянутой вдоль тела руки Норы, тихо-тихо поскуливала и смотрела на нее глазами, полными слез.
Как-то вечером, когда Михаил вышел на минутку из палаты, Нора сказала собаке: "Иди к моей маме. К маме моей иди!" И собака, посмотрев в последний раз на Нору и лизнув ей руку, ушла. Вернувшийся Михаил удивился исчезновению собаки. "Где Нора?" - спросил он жену. И услышал в ответ: "Она пошла к моей маме..." Михаил принял эти слова за бред. А это было последнее, что произнесла Нора. По¬хоронили ее на воинском кладбище со всеми полагающимися почестями.
В тот день, когда умирала Нора, у Валентины Александровны сильно разболелось сердце. Она не находила себе места, и соседка вызвала "неотложку". Когда ей делали укол, она за¬стонала. "Вам больно?" - спросила медсестра. - "Нет, -ответила Валентина Александров¬на, - у меня сейчас умерла дочка, я это чувствую..."
Прошел год. Рано утром за дверью, на лестничной площадке, залаяла собака. У Валентины Александровны кольнуло сердце. Неужели Нора?! Открыла дверь, и ей в грудь уперлась передними лапами собака. "Нора!" - вскрикнула Валентина Александровна и упала без чувств. Собака своим шершавым языком стала лизать ей лицо. Валентина Александровна очнулась, обняла собаку, приговаривая: “Доченька ко мне вернулась, доченька…”
У собаки был жалкий вид – шерсть свалялась, висела клочьями, она чуть держалась на ногах. Залаяв, она потянула хозяйку за полу халата вниз по лестнице. Валентина Александровна, недоумевая, пошла за ней. Внизу, за входной дверью, прижавшись друг к другу, сидели два щенка. "Батюшки светы"! - запричитала Валентина Александровна. - Да ты никак с детками пришла? Да какие же вы все худые!" Нора подтолкнула мордой своих детенышей, и она пошли вперед по лестнице, смешно ковыляя.
Дома Валентина Александровна быстро подогрела молоко и налила его в три глубоких миски. Малыши понюхали молоко и уставились на мать, словно разрешения спрашивали. Нора лизнула из каждой тарелки, и собачата мгновенно опорожнили все три посудины. Нора сидела в стороне, наблюдая за щенятами. Валентина Александровна начала кормить их кусочками хлеба прямо из рук. Пока щенки не насытились, Нора к хлебу не притронулась. В уголке прихожей на постеленной старенькой телогрейке собачата не легли, пристроились рядом на полу.
Щенки подросли и живут теперь у соседей по лестничной площадке. Нора ходит к ним в гости и продолжает воспитание. Забавно смотреть, как она треплет уже взрослых со¬бак, вразумляя их.
Зять Михаил изредка навещает Валентину Александров¬ну. Живет один. После смерти жены он долго искал собаку, но ее следы затерялись в пор¬ту Хайфа. Можно только догадываться, как собака смогла добраться из Израиля в Европу, найти дорогу в Россию и в Ульяновск. Ум и преданность Норы преодолели все на этом долгом и тяжелом пути.
Вот такую историю мне по¬ведала Валентина Александровна.