Сюрприз

Владимир Пастухов 2
   Прибыл к нам как-то младший лейтенант, только что закончивший краткосрочные курсы саперов. И повел он себя так, будто и сам черт ему не брат, и специалист он высшего класса. Мины он знал, в этом мы убедились. Но одно дело - теоретически и другое дело - в боевой обстановке, а не на полигоне учебном. А что у них на уме?
Не один из таких “знатоков” подорвался.
Досталось нам минное поле, нашпигованное и нашими, и немецкими, и итальянскими минами, да и еще всякой дрянью. В общем, возни на год хватит. Решили обнести колючей проволокой наиболее опасные участки до лучших времен. Досталась нам работенка! Собирали по полям колючку, наматывая на палки. Врыли столбы, закрепили проволоку, развесили предупредительные таблички. Младший лейтенант дорвался до дела. Успевал везде, командовал, выхватывая из штабеля разоруженных мин одну или две, тут же начинал объяснять их действие, щеголяя цифрами: вес, взрыватель, марка и т.д.
Во время перекура несколько человек устроилось в небольшой ложбинке. Курили, лениво перебрасывались словами. Лейтенант тут как тут. Притащил противотанковую мину. Она была со взрывателем. Принялся объяснять, как вывернуть взрыватель. А он не поддается. От нас побежал со своей миной к другой группе.
- Надоел младшой. Надо серого поставить на место, – сказал кто-то из минеров.
Я поднял головку от разорвавшегося снаряда. В верхнюю часть вставил две согнутые пополам проволочки. Получилось четыре ржавых усика. Зарыли свою “мину” в землю, оставив усики над поверхностью. Присыпали немного пожухлой травой. “Сюрприз” был готов. Громко заговорили, привлекая внимание всех остальных. Прибежал младший лейтенант.
- В чем дело?
- Да вот мина какая-то незнакомая, впервые видим.
- Всем в укрытие! Я сам займусь.
Мы удобно устроились в окопчике. Один из минеров ползком подобрался сзади к лейтенанту. Тот лежал на животе, осторожно разгребая землю руками, обдувая оголовок “мины”.
Вернувшись, моряк доложил:
-  Раздувает землю. Взмок весь. Это теперь надолго. Можно вздремнуть минуток с тыщу.
Через какое-то время подошел лейтенант. Присел на бруствере окопчика.
-   Ладно, моряки. Я вас понял. Но и вы поймите меня: ведь это мой первый выход на боевую работу. Зачем вы обижаете?
- Мы, лейтенант, тебя не обижаем. Пойми, наша работа не терпит пустословия. Покажи себя в деле. Если чего не знаем, – спросим, если в чем-то ты не уверен, – поможем. И не надо приказывать, мы свое дело знаем. Распределить по участкам и номерам – твое дело, но и сам впрягайся. И ты пойми нас: мы минеры морские, и все сухопутное постигали на месте, расплачиваясь ценой наших жизней, не считая нескольких уроков в минной школе.
Все! Пора продолжать работу! Контакт с лейтенантом был налажен.