Гений самбо чемпион СССР профессор Е. Чумаков

Владимир Сергеевич Мусатов
Шестидесятые годы двадцатого века, сборные команды многонационального Советского народа по борьбе Самбо в первых встречах с европейскими дзюдоистами по обоюдно разработанным правилам словно цунами прокатились по Европе. 48 побед и ни одного поражения.
1965 год матч СССР - Япония по самбо в столице нашей родины Москве. Я впервые увидел гения дзюдо Инокуму удивленным. Советский средневес Каращук( 80 кг) за 20 секунд расправился с японским тяжеловесом(113 кг), выполнив великолепный болевой прием на локоть из стойки. Мы победили во всех встречах.
Кто же стоял за этими победами? Сегодня я отдаю  решающую роль в становлении САМБО в СССР Гению Самбо-Рус, Евгению Чумакову.
36 раз его ученики становились чемпионами СССР. Посвятите 3 минуты этому человеку!!!
Евгений Михайлович вложил в мой мозг главную и решающую мысль о том, что учиться нужно у умных, людей с высочайшим интеллектом,  таковым был сам Е. М. Чумаков.
Он для меня то же самое, что мой любимый тренер по вольной борьбе Юрий Петрович Замятин и великолепная Ленинградская школа борьбы, то же самое, что Дзигоро Кано для японских тренеров дзюдо.
Если своих учителей по вольной борьбе я показал в своей книге в главе "Истоки Мастерства" "Смена Богов", то это глава, краткая попытка раскрыть учителя, который указал сотням тренеров путь к созданию школ самбо и дзюдо во многих городах, республиках Советского Союза.
Очевидно великолепная школа самбо и дзюдо ск. МИФИ, сильнейшая школа нашего общества Минатома, тоже сформировалась не без влияния великого Чумакова. Мы близко соприкасались с этой школой, учились у них, а затем жестко конкурировали.
Я взял у него инструмент, который помог мне систематизировать в моем мозговом компьютере техническое мастерство всех выдающихся чемпионов СССР, Европы, Мира, Олимпийских игр по всем видам единоборств и не только чемпионов, но и всех уникальных борцов всех стран мира.
Стенография Чумакова позволила мне четко записать в свой журнал технику нескольких сотен выдающихся борцов Мира, их коронные технические приемы. Добавив стенографические записи характеристик физических качеств, такТического, психологического уровеньей, я имел полную картину на возможных соперников и высший стандарт к чему нужно стремиться.
Уже в 1964 году мы тренеры из десятка городов СССР крутились в Москве, пытаясь проникнуть на тренировки сборной команды СССР, где великие тренеры Чумаков и Андреев готовили не менее великих самбистов Степанова Олега, Боголюбова Арона, Анзора Кикнадзе, Парнаоза Чиквиладзе, и других выдающихся самбистов к Олимпийским Играм 1964 года.
Эта великолепная четверка сумела завоевать в Токио второе командное место, и каждый из них уехал домой с медалью бронзового отлива, только у Степанова она явно сверкала золотом. Это он ученик Чумакова победил японца Накатани, но не могли японские судьи увидеть эту победу, не хотели поверить в это кошмарное для них «чудо». Одного из японских тренеров увидевшего это и понявшего, что это не сон, хватил сердечный приступ.
Удивлению японцев не было предела, и они срочно стали изучать наших самбистов. В 1965 году я был свидетелем матчей советских самбистов с японцами по самбо, тогда я и увидел удивленного, великолепного Инокуму.
Я поставил Инокуму в один ряд с Олегом Степановым, Учеником гениального Чумакова.
Тихим голосом Е.М. Чумаков учил нас великому в своей простоте таинству учителя, указывая на выдающихся своих «Академиков», чемпионов СССР по самбо и не только своих.
-Стенографируй, запоминай, анализируй, на основе знаний биомеханики, технику талантливых борцов и расти своих учеников.
Просто и гениально. Я сидел с огромным журналом и быстро записывал технику выдающихся мастеров борьбы на соревнованиях таинственными значками. Казалось бы, на плече у меня висела простенькая советская кинокамера, однако с помощью стенографии Чумакова я мог фиксировать в десять, двадцать раз больше информации.
Это сейчас можно увидеть замечательные фильмы о самбо и дзюдо, купить их, а в то время это было не реально
Профессор Чумаков указывал путь тренеру к логическому, аналитическому мышлению, именно этому учили в Ленинградском и Московском институтах физкультуры замечательные советские ученые того времени.
Поэтому мы побеждали на Олимпийских Играх.
В 1972 году он руководил нашей научной бригадой на Олимпийском сборе в Киеве, в Мюнхене мы впервые завоевали Олимпийское золото, Чемпионом стал Шота Чочишвили.
В 1976 году в Монреале японцы были на волоске от поражения в споре с нашей командой и в этом немалая заслуга "нашего Дзигоро Кано" - Евгения Михайловича Чумакова.
В следующем году Лондонская Олимпиада наши дзюдоисты не должны повторить печальный итог  Пекинской Олимпиады.

из книги "Всплески ярости"
Владимир Мусатов Заслуженный тренер РСФСР, дважды мастер спорта.