Да святится имя Твоё!

Екатерина Истомина 2
               

                Меня давно волнуют вопросы, касающиеся имени Бога:
                - О каком имени  Бога говорит псалмопевец Давид в Псалме 102:
                "Благослови, душа моя Господа, и вся внутренность моя -
                святое имя Его"?

                - Почему мы имя Бога в общепринятой молитве произносим по-
                русски - Сущий, а имя Сына Его всегда по-гречески – Иисус?
 
                - Почему отказались от исконных еврейских имён, которыми
                пользовался Сам Иисус?

                Плод моих размышлений предлагаю читателям. На свои же
                вопросы ответить затрудняюсь, поэтому  жду помощи
                братьев и сестёр.
               


                Внимательно читая Библию, каждый человек может сплести большой «Венок Любви» из многообразия имён, данных Богу авторами Писания. Нам известно, что писали его «святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым».1Пет. 1:21.

                Книга Бытие начинается с имени БОГ. 

         Воспользуюсь информацией из «Библейского словаря» Эрика Нюстрема.
         
                Во всех книгах Ветхого Завета мы находим два главных названия Божественной Сущности:   Элохим и Иегова.

                ЭЛОХИМ (мн. ч. от слова Эль) – «Могущественный».  Именно под этим именем Бог появляется в первой главе Бытия. Обратите внимание на стих 26 - «И сказал Бог: сотворИМ человека по образу НАШЕМУ и по подобию НАШЕМУ». – Информация к размышлению.

                Под именем Эль-Шаддай (Бог всемогущий) Бог открывался патриархам.

«…Господь явился Аврааму и сказал ему: Я Бог всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя».  Быт.17:1-2.

                Слова  Эль и Элохим употребляются в Писании  чаще, чем Иегова, и в разных ситуациях. Например, «Вижу как бы Бога (Элохим), выходящего из земли», - говорит волшебница в Азидоре Саулу (1 Цар. 28:13). Слово «ангелами» в Пс. 8:6 по-еврейски выражено словом «элохим». В Исх. 4:16 сказано, что Моисей будет вместо Бога для Аарона. В 7:1 «Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону».

                Слово Бог (Эль)  употребляется в соединении с различными предметами, чтобы отметить их особенное величие или «божественность». Словом «элохим» называются иногда языческие боги. Эту информацию полезно вспоминать, встречая иногда слово «бог» при чтении Библии.

«Являлся Я  Аврааму, Исааку и Иакову  с именем «Бог Всемогущий; а с именем Моим: «Господь» (Иегова) не открылся им».  Исх. 6:3.

                Имя ИЕГОВА, вероятно, произошло от глагола «иЕхвех» - «Он существует». Сущий, вечно неизменяемый, Бог завета, являющий Себя в делах благодати.  Это имя никогда и никому не приписывается, кроме  Бога-Творца.
               
                С именем Иегова Бог открылся только Моисею.

«И сказал Бог Моисею: Я есмь Сущий (Иегова). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам».   Исх. 3:14.

«И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него   и провозгласил имя Иеговы. Исх.34:5.

                Есть ещё еврейское слово «иАхвех» - «Он даёт существование». Отсюда имя Бога ИАХВЕ (Яхве) – «дающий жизнь». 

                В Еврейской Библии таинственное слово «Ихвх» никогда не читается, вместо него произносится «Адонаи» - ГОСПОДЬ, «Адонаи Элохим» (Господь Бог).
                Слово «Адонаи» произошло от «адон» (господин) и «Иегова» (Вечный). Оно используется в отношении и к Богу-Отцу и к Богу-Сыну.

«Я Господь, - это Моё Имя, и не дам славы Моей иному, и хвалы Моей истуканам». Исайя, 42:8
«… покажу им  руку Мою и могущество Моё, и узнают, что имя Моё – Господь». Иер. 16:21.
«… и нарекут имя Ему: «Господь – оправдание наше». Иер.33:16.
«Имя Господа – крепкая башня: убегает в него праведник и безопасен». Прит. 18:10.

«А Господь есть Бог Саваоф». Ос.12:5.

                Слово Саваоф (Цваот) – употребляется для обозначения войск (Исх, 6:26), небесного воинства, планет и ангелов (Втор.4:19). Господь небесного мира и мира духов часто называется Иегова  САВАОФ (Адонай Цваот), то есть Господь воинств.

«С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится». Ис. 14:24.
 
«Искупитель наш - Господь Саваоф (Господь воинств) имя Ему, Святый Израилев». Ис. 47:4.

«Ибо Писание говорит фараону: «для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою, и чтобы проповедано было имя Моё по всей земле». Рим. 9:17.

«Так вёл Ты народ Свой, чтобы сделать Себе славное имя. …Ты, Господи, - Отец наш, от века имя Твоё: «Искупитель наш». Ис. 63:14,16.

«Свято и страшно имя Его». Пс.110:9.

«И на имя Его будут уповать народы». Мф. 12:21.

                Всё Писание усыпано различными именами Бога-Отца и Сына Его Единородного, чтобы осмысливая их, мы лучше узнали сущность нашего Бога и смогли искренне полюбить Его. Попробуйте читать Библию под этим углом зрения: понять значение имён Божиих.

«Ибо так говорит Высокий и Превознесённый, вечно Живущий, - Святый – имя Его». Ис. 57:15.

«Я посылаю пред тобою Ангела … слушай гласа Его, … ибо имя Моё в Нём». Исх.23:21.

«Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве примет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: ЕММАНУИЛ» - «с нами Бог». Ис.7:14.

«… родившийся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус ибо он спасёт людей Своих от грехов их». Мф. 1:20-21.

                ИИСУС – греческий вариант еврейского имени Иешуа, Иесуа – «Иегова спасает».

«Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; … и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира». Исайя, 9:6.

«Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, сделавшись подобным человекам,.. смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних». Фил. 2:6-10.

«Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам». Ин. 8:25.

                СЛОВО – одно из имён Христа, данное апостолом Иоанном.

« В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Всё через Него начало быть». Ин,1:1,3.
«И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от ОТЦА». Ин. 1:14.

«Я открыл имя Твоё человекам». Ин.17:6.

                Некоторые исследователи Библии считают, что в стихе «…побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень, и на камне написанное новое имя, которое никто не знает, кроме того, кто получает» (Откр. 2:17), - речь идёт об узнавании нового имени Иисуса. Эта идея, видимо, не согласуется с духом библейского текста.

«Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое». 2 Кор. 5:17.

                Павел учит верующих Ефеса «отложить прежний образ жизни ветхого человека, обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины». Еф. 4:22.
 
                Такой обновлённый человек, как и город Иерусалим, по обетованию Бога получит новое имя: «…и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа». Ис. 62:2.

                Так  Бог дал новое имя Иакову – Израиль (Божий герой), «ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь».  Быт. 32:28.

                Так Иисус нарек избранного Симона Ионина новым именем: «ты -  Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её».  Матф. 16:18.

                На Новой Земле у каждого будет новое имя, соответствующее его сути. Мы узнАем и новое имя Бога Отца: "Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего; и напишу на нем имя Бога Моего" (Откр. 3:12) "и имя новое Моё"(Откр. 3:12) . Правда, далее Иисус Христос открывает это имя: "Имя Ему - Слово Божие" (Откр. 19:13). Но, возможно, будет и другое, "новое, которого никто не знал, кроме Его Самого" (Откр. 19:12).

«Но боящиеся Бога говорят друг другу: внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его». Малахия, 3:16.

«Побеждающий облечётся в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцом Моим и Ангелами Его».


                «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его;
                защищу его, потому что он познал имя Моё». Пс. 90:14.