Проклятое... бескорыстие?

Павел Малов-Бойчевский
Что можно ответить на вопрос Юрия Орлова («Почём фунт доброты?», «Комсомолец», 24.10.87 г.), который он задаёт в конце своей корреспонденции...
Смогут ли ужиться вместе прагматизм и доброта?
Что ж, если отвечать на него, исходя из восточной мудрости, то... конечно могут! (Если солнце начнёт вращаться вокруг Земли, если Дон потечёт в обратную сторону, если...).
Влечем, оставим в покое восточную мудрость и обратимся к Словарю русского языка Ожегова. А в словаре этом, на странице 567-ой сказано, что «Прагматизм – это направление в идеологической буржуазной философии, отрицающее необходимость познания объективных законов действительности и признающее истиной лишь то, что даёт практически полезные результаты».
Теперь – доброта. На странице 163 сказано, что это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Вот вам и ответ на поставленный вопрос.
Только глубоко наивные люди могут сваливать в одну кучу сферу экономических отношений, т. е. материальных, те же практичность и прагматизм, и сферу социальную, то есть духовную.
Это ведь только в дореволюционной России были ухари-купцы, дравшие шкуру с ближнего только дли того, чтобы в одночасье всё это с шиком спустить в ресторанах с цыганами и отдельными «кабинетами». Нынешний делец-прагматик больше ассоциируется с Плюшкиным. От него не то, что доброты – снега зимой не дождёшься!
Юрия Орлова беспокоит равнодушное отношение водителей к попавшему в беду коллеге, и он тут же ставит это в вину бескорыстию! Дело здесь, конечно, не в этом. Я сам в прошлом шофёр государственного автотранспорта и примерно знаю отношение этой категории «водил» к частнику. Отношение это можно передать словами из песни Высоцкого: «...очкастый частный собственник». Естественно, им только в радость несчастье их «заклятого врага». Здесь нет никакого равнодушия и, тем более, бескорыстия, оно как раз таки имеет место в основном у водителей личных автомобилей.
Не бескорыстие влечёт за собой равнодушие, а прагматизм! И если некоторые ретивые экономисты-прагматики превратно истолковывают вынужденную меру партии, связанную с законом об индивидуальной трудовой деятельности, возводя ее в ранг чуть ли не основы социализма, то это глубоко ошибочное суждение! Основа социализма – не прагматизм и индивидуализм, а коллективизм и бескорыстие.
Как говорил горьковский Сатин: «В карете прошлого никуда не уедешь»!

24 октября 1987 г.